Рекомендации по организации творческого развития дошкольников в условиях ДОУ
Автор: Туркасова Виктория Михайловна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, январь 2017)
Дата публикации: 14.12.2016
Статья просмотрена: 1883 раза
Библиографическое описание:
Туркасова, В. М. Рекомендации по организации творческого развития дошкольников в условиях ДОУ / В. М. Туркасова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2017. — С. 52-55. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/210/11626/ (дата обращения: 17.12.2024).
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению различных проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития — одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством — результат творческой деятельности людей и то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире.
В настоящее время основная цель современной системы образования — это воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества.
Актуальной проблемой современной педагогики и психологии является развитие детского творчества. Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве, так как именно этот возраст является наиболее эффективным периодом развития творческой личности.
Л. С. Высотский писал, что творческая деятельность, возникает не сразу, а очень медленно и постепенно развивается из более простых форм в более сложные, каждому периоду детства соответственна своя форма творчества. Она зависит от других форм нашей деятельности, в частности от опыта [2, 42]. Поэтому, необходимо постоянно развивать и активизировать творческое мышление, начиная с самого раннего возраста.
Для создания оптимального развития творческих способностей детей необходимо создание следующих условий:
− Физических — наличие материалов для творчества и возможности в любую минуту действовать с ним;
− Социально-экономических — создание взрослыми у ребенка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослых;
− Психологических, сущность которых заключается в том, что у ребенка формируется чувство внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.
Но роль взрослого в этом процессе не ограничивается лишь созданием условий. Она состоит еще и в том, чтобы активно помогать ребенку в развитии его творческих способностей. Наиболее эффективным методом обучения ребенка творчески мыслить является развивающая игра.
Исследования психологов показывают, что продуктивному творческому мышлению способствует овладение специальными приемами: выделение противоположных свойств, поиск аналогий, ассоциирование понятий, постановка вопросов, переформулирование, генерирование идей, смена альтернативы, комбинирование [3, 84].
Начинать обучение этим приемам можно уже в старшем дошкольном возрасте. Рассмотрим подробнее данные приемы обучения:
− Выделение противоположных свойств.
Прием предполагает выделение в одном и том же предмете или явлении противоположных свойств. (Например: холодильник — охлаждает продукты, а температура в комнате, где находится холодильник, повышается, таким образом, холодильник одновременно и охлаждает и нагревает).
Умение находить противоречия — есть основа парадоксального мышления, которое является обязательным атрибутом истинного творчества. Выделение противоположных свойств, их сопоставление и объединение, позволяет раскрывать новые неожиданные стороны предметов и явлений. Очень важно, чтоб и взрослые сами умели обнаруживать эти свойства и рассказывали о них детям.
Для развития умения определять противоположные свойства предмета можно использовать развивающие игры:
«Хорошо — плохо» (ребенку предлагается оценить, какое-либо событие и найти в нем положительные и отрицательные моменты);
«Противоположности» (ребенку сразу задаются противоположные свойства или признаки предмета, а он должен догадаться, какие объекты могут этими свойствами обладать);
«И так, и сяк» (в этой игре не задаются противоположные свойства, ребенок должен их обнаружить сам).
− Постановка вопросов.
Способность человека к постановке новых вопросов и проблем является одним из показателей развития его творческих способностей.
Исследования психологов показывают, что ребенок, в отличие от взрослого, склонен к стереотипному употреблению вопросов, которые наиболее распространены в детской речи, — «что?», «как?», «почему?». Важно научить ребенка выбирать направленность вопросов, относящимся к ключевым моментам проблемной ситуации, к причине явлений, к существенным признакам и функциям предметов.
Для развития умений постановки вопросов можно использовать игры:
«Шоколадная страна» (в игре два участника — у первого роль «слепого», у второго роль «зрячего», взрослый — (ведущий) «волшебник», взмахивает палочкой, переносит игроков в волшебную шоколадную страну, далее «зрячий» должен помочь «слепому», рассказать о том, что это за страна, но делать это, он может только в ответ на задаваемые «слепым» вопросы. Так же можно посетить Стеклянную, Пластилиновую, Деревянную, и др. страны);
«Придумай вопросы» (называем детям пару слов, не связанных между собой по смыслу. Например, «черепаха — карандаш» участники игры должны составить как можно больше вопросов, объединяя эти два слова);
«Что в кулаке» (Сожмите в кулаке какой-нибудь небольшой предмет, а ребенок должен отгадать, что это за предмет, задавая самые разнообразные вопросы о нем).
− Переформулирование.
Умение выделять в предмете нехарактерные для него, скрытые свойства, для этого на объект следует посмотреть как бы с другой стороны. Для овладения данным приемом ребенок должен предварительно научиться выделять различные свойства и признаки предметов и явлений, а так же различать, какие из них существенные, а какие нет.
Для тренировки этого умения, можно использовать игры:
«Изобретатель» (выбираете какой-либо предмет, и просите ребенка назвать как можно больше вариантов, для чего этот предмет можно использовать, при этом можно и даже нужно выходить за рамки обычного применения предметов и придумывать необычное);
«Золотые руки» (эта игра похожа на предыдущую, только здесь задается не конкретный предмет, а материал, из которого можно делать разные предметы, при этом желательно чтобы «мастер — золотые руки», роль которого выполняет ребенок, учитывал свойства заданного материала).
− Генерирование идей.
Этот прием является одним из наиболее важных приемов, обеспечивающих творческий подход к решению самых разных проблем. Суть его предельно проста — генерировать как можно больше идей, не обязательно, чтобы каждая идея была правильной, она может быть необычная и нелепая, важно, чтоб их было много. Чем больше идей, тем больше вероятность, что среди них будут хорошие, а может и гениальные.
Для тренировки развития генерирования идей используются игры:
«Что делать, если …» (просить детей придумать как можно больше вариантов того, что делать, если произошла … такая-то ситуация, ответы могут быть разные — вероятные и невероятные);
«Невероятные ситуации» (игра напоминает предыдущую, только здесь задаются невероятные ситуации, которые в реальности произойти не могут).
− Комбинирование.
Прием, помогающий творчески подойти к решению проблемы, мысленное соединение нескольких разнородных предметов, чтобы получить нечто принципиально новое. Комбинировать можно не только предметами, но и их свойствами, признаками, характеристиками.
Обучить приемам комбинирования помогут игры:
«Комбинирование» (называете два предмета, а ребенок должен их мысленно соединить и назвать как можно больше новых свойств, которыми станет обладать новый скомбинированный предмет);
«Придумай слова» (попросите детей, придумать слова которые содержат в себе, например, слог «са», после этого предложите подумать какие слова заканчиваются на этот слог, или этот слог находится в середине слова);
«Каракули» (нарисуйте на листе бумаги непрерывную запутанную линию, «каракули» их могут создать и сами дети, предложите детям найти в этих каракулях образы различных объектов и обвести или закрасить карандашами разных цветов).
− Поиск аналогий.
Обобщение определенных признаков или свойств одних предметов и поиск подобных свойств в других. Различают аналогии прямые (поиск сходных процессов в других областях знаний), символические (использование различных символов для формулирования задачи), фантастические (аналогия, с помощью которой проблема мысленно решается «как в сказке», где игнорируются законы природы и общества), личностные (отождествление самого себя с каким-либо элементом проблемной ситуации).
Обучить приемам поиска аналогий помогут игры:
«Аналог» (предлагаем ребенку придумать, например, на что похожа пила, придумывать аналогии нужно по виду, по свойствам, по признакам и по характеристикам предмета);
«Превращалки» (ведущий превращает игроков в загаданное животное или птицу, после этого ребенок должен вообразить, где бы он жил, что бы он ел, кто бы был его хозяин и т. д.).
− Ассоциирование.
Это установление связи между разными понятиями и идеями.
Развивать ассоциирование можно с помощью игры:
«Лишнее слово» (ведущий называет три любых слова, например «часы», «петух», «черепаха» ребенку надо найти такой признак каких-либо двух предметов, что бы по нему можно было объединить эти два предмета, а третий отбросить как лишний. Разрешается использовать самые разные признаки, чтобы задание имело не одно, а несколько решений);
«Установи связь» (прочитайте детям два предложения, события, описанные в них, не должны быть прямо связаны между собой. Задача игрока, отыскать связь между этими событиями и объяснить, как все происходило) [1, 418].
На основе проведённого исследования были разработаны следующие методические рекомендации для воспитателей:
- Педагогу необходимо планировать работу с детьми старшего дошкольного возраста.
- Планирование должно носить систематический характер и идти от простого к сложному.
- Работа по развитию творческих способностей детей должна охватывать все процессы воспитательно — образовательной работы.
- Необходимо использовать различные методы, формы и приёмы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
- Целесообразно проводить диагностические исследования в начале и в конце каждого учебного года и результаты необходимо письменно фиксировать для того, чтобы видеть их на каждом возрастном этапе.
- Воспитатель в своей работе должен учитывать индивидуальные психические и возрастные особенности детей.
- Необходимо положительно настраивать детей на творческую деятельность и вовлекать их в совместную деятельность с другими детьми и взрослыми.
В своей деятельности педагогу может помочь метод творческого проектирования, где воспитаннику предоставляется возможность продвигаться к истине своим путем, знания не даются, а выстраиваются педагогом с использованием проблемного подхода, поисковых и диагностических методов. Дети самостоятельно выполняют творческие работы по различным темам, что способствует развитию творческого логического мышления. Целесообразно отдавать предпочтение творческим заданиям, которые развивают у ребенка творческое воображение, творческую самостоятельность, побуждают к самореализации своих творческих способностей.
Правила, поддерживающие творческое начало:
- Поощрять ребенка за самостоятельные мысли и действия, если они не причиняют особого вреда окружающим (развитие собственного «я»);
- Не мешать желанию ребенка сделать что-то по-своему;
- Уважать точку зрения воспитанника, как творца, как художника, какой бы она ни была — не подавлять ее собственным мнением, которое будет порождать страх у ребенка сделать что-то «не так», сказать «не так» (боязнь ошибиться);
- Творить и играть вместе с детьми в качестве рядового воспитанника, иногда меняется ролями;
- Не навязывать свою идею, пытаться понять логику творческого воображения ребенка;
- Вносить разнообразие в занятия, используя методические разработки, рекомендации, информационные материалы разных авторов.
Одной из составляющих творческих способностей является творческое мышление. Творческое мышление является основой всякой творческой деятельности. Оно преобразует представление памяти, тем самым, обеспечивая, в конечном счете, создание заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы — все это является продуктом творческого мышления. Развитие творческого мышления в дошкольном возрасте — это формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным.
Литература:
- Барташников А. А. Учись мыслить [Текст] / А. А. Барташников, И. А. Барташникова. — Харьков: Фолио, 2007. — 475 с.
- Дружинин В. Н. Психология общих способностей [Текст] / В. Н. Дружинин — СПб: Питер Ком, 1999. — 368 с.
- Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду [Текст] / Л. В. Куцакова. — М: Сфера, 2006.