Эмпирическое исследование взаимосвязи креативности и эмоционального интеллекта у студентов-менеджеров | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (242) январь 2019 г.

Дата публикации: 28.01.2019

Статья просмотрена: 413 раз

Библиографическое описание:

Бабаскин, Д. В. Эмпирическое исследование взаимосвязи креативности и эмоционального интеллекта у студентов-менеджеров / Д. В. Бабаскин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (242). — С. 148-149. — URL: https://moluch.ru/archive/242/55890/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье рассмотрены цель, объект, предмет, этапы и методы исследования взаимосвязи креативности и эмоционального интеллекта у студентов-менеджеров. Проверена выдвинутая гипотеза об их взаимосвязи, а также с целью развития эмоционального интеллекта и креативности предложены рекомендации по разработке психокоррекционных и тренинговых программ для студентов-менеджеров.

Ключевые слова: креативность, эмоциональный интеллект.

Целью нашего исследования было установление взаимосвязи показателей креативности и эмоционального интеллекта у студентов-менеджеров.

Объектом исследования выступили особенности креативности и эмоционального интеллекта, а предметом — взаимосвязь показателей креативности и эмоционального интеллекта у студентов-менеджеров.

В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что эмоциональный интеллект и креативность взаимосвязаны положительно, т. е. более высокому уровню эмоционального интеллекта соответствует более высокий уровень креативности и наоборот, низкому уровню эмоционального интеллекта соответствует низкий уровень креативности.

Этапы проведения исследования:

  1. теоретический — определение концептуального замысла исследования (постановка целей, задач, рабочей гипотезы); изучение и анализ научной и учебно-методической литературы; осмысление теоретических и методологических основ исследования; подбор методик;
  2. эмпирический — формирование выборки; диагностика уровня эмоционального интеллекта и психологических характеристик профессионального развития госслужащих;
  3. аналитический — анализ эмпирических данных; генерация заключительных выводов; подготовка к защите.

В исследовании приняли участие 67 студентов-менеджеров 1–4 курсов, в возрасте от 18 до 23 лет, обучающихся на специальности «Менеджмент».

В эмпирическом исследовании применялись две группы методик:

Методики исследования креативности:

  1. Южнокалифорнийские тесты гибкости, точности, легкости и беглости мышления Дж. Гилфорда.
  2. Методика «Определение социальной креативности личности» А. В. Батаршева.

Выбор данных методик обоснован тем, что они измеряют различные аспекты креативности — методики Гилфорда измеряют «предметную» креативность (креативность в отношении неживых объектов), в то время как методика Батаршева — социальную креативность.

Методики исследования эмоционального интеллекта:

  1. Методика Н. Холла на определение уровня эмоционального интеллекта
  2. Методика диагностики эмоционального интеллекта Д. В. Люсин (методика «ЭМИН»).

Особенностью данных методик является то, что они измеряют различные аспекты эмоционального интеллекта и позволяют изучать данное явление с разных сторон.

В результате проведенного анализа мы пришли к следующим выводам. Социальная креативность, как и эмоциональный интеллект, по мнению ряда авторов (в том числе Дж. Гилфорда) входят в один общий глобальный фактор «социального интеллекта», что и предполагает наличие между ними положительной связи, которая была установлена при помощи методики Холла. Также, вне всякого сомнения, то, что низкий уровень эмоционального интеллекта — это практически всегда низкая социальная креативность и сложности адаптации в социуме, общения с другими людьми.

Однако сама по себе социальная креативность не всегда требует учета и понимания чужих эмоций, а в ряде случаев даже наоборот, высокая эмпатия может препятствовать стремлению самореализоваться в социуме, особенно в условиях конкурентной борьбы. По этой причине средний уровень эмоционального интеллекта оказался более социально креативен, и в этом отношении методика Люсина оказалась, на наш взгляд, более чувствительна к изучению именно нелинейных закономерностей такого типа. Расхождение между результатами по методике Холла и методике Люсина в отношении их взаимосвязи с социальной креативностью показывают, что изучение данного вопроса еще далеко от завершения.

Гипотеза о взаимосвязи уровня эмоционального интеллекта и креативности в целом подтвердилась, т. е. более высокому уровню эмоционального интеллекта соответствует более высокий уровень креативности и наоборот, низкому уровню эмоционального интеллекта соответствует низкий уровень креативности. Данный вывод отражает взаимосвязь интеллекта и креативности в целом и касается в первую очередь такого вида креативности, как вербальная креативность.

Кроме этого, было установлено, что невербальная креативность, связанная с оперированием образами и предметами неживой материи, имеет нелинейную взаимосвязь с эмоциональным интеллектом и оказывается более высокой при относительно низком уровне эмоционального интеллекта. Полученный результат, на наш взгляд, подтверждает существование двух типов интеллекта (вербального и невербального) и соответственно двух типов креативности — вербальной и невербальной, которые по-разному связаны с эмоциональным интеллектом человека.

Социальная креативность как разновидность креативности также положительно связана с эмоциональным интеллектом (что тоже подтверждает выдвинутую нами гипотезу), причем низкому уровню эмоционального интеллекта соответствует низкий уровень социальной креативности, что связано со сложностями общения с окружающими и прогнозированием их поведения. Однако высокий уровень социальной креативности может проявляться и при среднем уровне эмоционального интеллекта, что свидетельствует о возможности развития как тех, так и других качеств личности человека (эмоционального интеллекта и креативности).

Креативность как свойство личности имеет интегративный, комплексный характер. Она характеризуется процессом и результатом развития человеком своей неповторимой индивидуальности в процессе творчества, но не как самоцели, а как необходимого условия для накопления и реализации своего творческого потенциала в новых культурных, социальных, материальных и других ценностях. При этом результатом творчества могут быть ситуации, средства, способы деятельности, эмоции и чувства человека. Неповторимость внутреннего и внешнего мира человека, при этом, является залогом возможности быть креативной личностью.

В профессиональной деятельности человека особое место должно быть отведено роли эмоционального интеллекта, так как эмоциональный интеллект является совокупностью различных способностей индивида, которые обеспечивают более высокий уровень функционирования в обществе.

С целью развития эмоционального интеллекта и креативности нами предложены рекомендации по разработке психокоррекционных и тренинговых программ для студентов — менеджеров. Разработка тренинговых программ по повышению уровня эмоционального интеллекта и креативности, как личностно-профессиональных и социально-желательных качеств, является на наш взгляд наиболее интересным и перспективным направлением исследований и может быть направлено на такие стороны как: повышение уровня контроля над своей эмоциональной сферой, развитие эмоционального интеллекта, особенно таких его сторон, как эмоциональная осведомленность, распознавание и понимание чужих эмоций, а также развитие социальной креативности, которая способствует наилучшей социальной и профессиональной адаптации студентов — будущих специалистов и менеджеров.

Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональный интеллект, социальная креативность, креативность, высокий уровень, уровень, высокий уровень креативности, методика, понимание чужих эмоций, уровень креативности, цель развития.


Похожие статьи

Теоретические аспекты изучения взаимосвязи креативности и уровня эмоционального интеллекта

В данном статье рассмотрены основные современные подходы к определению понятий креативности и эмоционального интеллекта, дано авторское понимание этих явлений, а также на основе теоретических сведений выдвинута гипотеза об их взаимосвязи.

Тренинг личностного роста как метод формирования эмоционального интеллекта молодых специалистов сферы услуг

В статье авторы представляют результаты эмпирического исследования эмоционального интеллекта молодых специалистов сферы услуг с целью выявления уровня сформированности необходимых социально-психологических компетенций. По результатам исследования был...

Эмоциональная устойчивость у студентов и её взаимосвязь с копинг-стратегиями

В статье представлено исследование эмоциональной устойчивости у студентов и ее взаимосвязь с копинг-стратегиями. Обоснована актуальность развития эмоциональной устойчивости на этапе получения образования в вузе, в частности, с помощью обучения студен...

Современные методики определения уровня социально-психологической адаптации представителей субкультуры ролевиков

В данной работе представлен обзор методик отечественных и зарубежных учёных, направленных на оценку уровня адаптированности личности и стратегий адаптивного поведения. Рассмотрены критерии социально-психологической адаптации, положенные в основу мето...

Развитие перцепции цвета у школьников на уроках технологии

Статья посвящена исследованию развития перцепции цвета у школьников образовательных организаций. Рассматривается методологический подход к проблеме исследования, приводятся различные точки зрения на проблему исследования. Анализируются данные исследо...

Изучение формирования психологической готовности студентов-психологов к будущей профессиональной деятельности

В статье исследуется проблема изучения формирования психологической готовности студентов-психологов к будущей профессиональной деятельности. Раскрыто определения и сущность психологической готовности. Теоретический анализ позволил провести эмпирическ...

Взаимосвязь копинг-стратегий со свойствами личности и темперамента у студентов младших курсов различных специальностей

В статье рассматривается взаимосвязь копинг-стратегий со свойствами личности и темперамента на примере студентов клинической психологии и студентов технических направлений. Представлены основные результаты исследования и их интерпретация.

«Обучение в ситуациях» как модель образования в области безопасности жизнедеятельности педагогов и школьников

В статье сделана попытка обоснования инновационности и перспективности модели «обучения в ситуациях» и ее методической реализации с целью формирования культуры безопасности школьников и методической компетенции педагогов.

Роль самооценки в установлении межличностных отношений у студентов

В статье описан ход и результаты проведённого нами психологического исследования, направленного на выявление уровня общей самооценки среди студентов и изучение роли самооценки в установлении межличностных отношений.

Исследование особенностей взаимосвязи структурных компонентов ассертивности подростков 12–13 лет

В статье рассмотрены взаимосвязи структурных компонентов ассертивности в поведенческой, эмоционально-волевой и когнитивной сферах у подростков 12–13 лет. Выявлены основные связи между факторами школьной тревожности, навыком уверенного поведения и ирр...

Похожие статьи

Теоретические аспекты изучения взаимосвязи креативности и уровня эмоционального интеллекта

В данном статье рассмотрены основные современные подходы к определению понятий креативности и эмоционального интеллекта, дано авторское понимание этих явлений, а также на основе теоретических сведений выдвинута гипотеза об их взаимосвязи.

Тренинг личностного роста как метод формирования эмоционального интеллекта молодых специалистов сферы услуг

В статье авторы представляют результаты эмпирического исследования эмоционального интеллекта молодых специалистов сферы услуг с целью выявления уровня сформированности необходимых социально-психологических компетенций. По результатам исследования был...

Эмоциональная устойчивость у студентов и её взаимосвязь с копинг-стратегиями

В статье представлено исследование эмоциональной устойчивости у студентов и ее взаимосвязь с копинг-стратегиями. Обоснована актуальность развития эмоциональной устойчивости на этапе получения образования в вузе, в частности, с помощью обучения студен...

Современные методики определения уровня социально-психологической адаптации представителей субкультуры ролевиков

В данной работе представлен обзор методик отечественных и зарубежных учёных, направленных на оценку уровня адаптированности личности и стратегий адаптивного поведения. Рассмотрены критерии социально-психологической адаптации, положенные в основу мето...

Развитие перцепции цвета у школьников на уроках технологии

Статья посвящена исследованию развития перцепции цвета у школьников образовательных организаций. Рассматривается методологический подход к проблеме исследования, приводятся различные точки зрения на проблему исследования. Анализируются данные исследо...

Изучение формирования психологической готовности студентов-психологов к будущей профессиональной деятельности

В статье исследуется проблема изучения формирования психологической готовности студентов-психологов к будущей профессиональной деятельности. Раскрыто определения и сущность психологической готовности. Теоретический анализ позволил провести эмпирическ...

Взаимосвязь копинг-стратегий со свойствами личности и темперамента у студентов младших курсов различных специальностей

В статье рассматривается взаимосвязь копинг-стратегий со свойствами личности и темперамента на примере студентов клинической психологии и студентов технических направлений. Представлены основные результаты исследования и их интерпретация.

«Обучение в ситуациях» как модель образования в области безопасности жизнедеятельности педагогов и школьников

В статье сделана попытка обоснования инновационности и перспективности модели «обучения в ситуациях» и ее методической реализации с целью формирования культуры безопасности школьников и методической компетенции педагогов.

Роль самооценки в установлении межличностных отношений у студентов

В статье описан ход и результаты проведённого нами психологического исследования, направленного на выявление уровня общей самооценки среди студентов и изучение роли самооценки в установлении межличностных отношений.

Исследование особенностей взаимосвязи структурных компонентов ассертивности подростков 12–13 лет

В статье рассмотрены взаимосвязи структурных компонентов ассертивности в поведенческой, эмоционально-волевой и когнитивной сферах у подростков 12–13 лет. Выявлены основные связи между факторами школьной тревожности, навыком уверенного поведения и ирр...

Задать вопрос