В данной статье рассмотрены цель, объект, предмет, этапы и методы исследования взаимосвязи креативности и эмоционального интеллекта у студентов-менеджеров. Проверена выдвинутая гипотеза об их взаимосвязи, а также с целью развития эмоционального интеллекта и креативности предложены рекомендации по разработке психокоррекционных и тренинговых программ для студентов-менеджеров.
Ключевые слова: креативность, эмоциональный интеллект.
Целью нашего исследования было установление взаимосвязи показателей креативности и эмоционального интеллекта у студентов-менеджеров.
Объектом исследования выступили особенности креативности и эмоционального интеллекта, а предметом — взаимосвязь показателей креативности и эмоционального интеллекта у студентов-менеджеров.
В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что эмоциональный интеллект и креативность взаимосвязаны положительно, т. е. более высокому уровню эмоционального интеллекта соответствует более высокий уровень креативности и наоборот, низкому уровню эмоционального интеллекта соответствует низкий уровень креативности.
Этапы проведения исследования:
- теоретический — определение концептуального замысла исследования (постановка целей, задач, рабочей гипотезы); изучение и анализ научной и учебно-методической литературы; осмысление теоретических и методологических основ исследования; подбор методик;
- эмпирический — формирование выборки; диагностика уровня эмоционального интеллекта и психологических характеристик профессионального развития госслужащих;
- аналитический — анализ эмпирических данных; генерация заключительных выводов; подготовка к защите.
В исследовании приняли участие 67 студентов-менеджеров 1–4 курсов, в возрасте от 18 до 23 лет, обучающихся на специальности «Менеджмент».
В эмпирическом исследовании применялись две группы методик:
Методики исследования креативности:
- Южнокалифорнийские тесты гибкости, точности, легкости и беглости мышления Дж. Гилфорда.
- Методика «Определение социальной креативности личности» А. В. Батаршева.
Выбор данных методик обоснован тем, что они измеряют различные аспекты креативности — методики Гилфорда измеряют «предметную» креативность (креативность в отношении неживых объектов), в то время как методика Батаршева — социальную креативность.
Методики исследования эмоционального интеллекта:
- Методика Н. Холла на определение уровня эмоционального интеллекта
- Методика диагностики эмоционального интеллекта Д. В. Люсин (методика «ЭМИН»).
Особенностью данных методик является то, что они измеряют различные аспекты эмоционального интеллекта и позволяют изучать данное явление с разных сторон.
В результате проведенного анализа мы пришли к следующим выводам. Социальная креативность, как и эмоциональный интеллект, по мнению ряда авторов (в том числе Дж. Гилфорда) входят в один общий глобальный фактор «социального интеллекта», что и предполагает наличие между ними положительной связи, которая была установлена при помощи методики Холла. Также, вне всякого сомнения, то, что низкий уровень эмоционального интеллекта — это практически всегда низкая социальная креативность и сложности адаптации в социуме, общения с другими людьми.
Однако сама по себе социальная креативность не всегда требует учета и понимания чужих эмоций, а в ряде случаев даже наоборот, высокая эмпатия может препятствовать стремлению самореализоваться в социуме, особенно в условиях конкурентной борьбы. По этой причине средний уровень эмоционального интеллекта оказался более социально креативен, и в этом отношении методика Люсина оказалась, на наш взгляд, более чувствительна к изучению именно нелинейных закономерностей такого типа. Расхождение между результатами по методике Холла и методике Люсина в отношении их взаимосвязи с социальной креативностью показывают, что изучение данного вопроса еще далеко от завершения.
Гипотеза о взаимосвязи уровня эмоционального интеллекта и креативности в целом подтвердилась, т. е. более высокому уровню эмоционального интеллекта соответствует более высокий уровень креативности и наоборот, низкому уровню эмоционального интеллекта соответствует низкий уровень креативности. Данный вывод отражает взаимосвязь интеллекта и креативности в целом и касается в первую очередь такого вида креативности, как вербальная креативность.
Кроме этого, было установлено, что невербальная креативность, связанная с оперированием образами и предметами неживой материи, имеет нелинейную взаимосвязь с эмоциональным интеллектом и оказывается более высокой при относительно низком уровне эмоционального интеллекта. Полученный результат, на наш взгляд, подтверждает существование двух типов интеллекта (вербального и невербального) и соответственно двух типов креативности — вербальной и невербальной, которые по-разному связаны с эмоциональным интеллектом человека.
Социальная креативность как разновидность креативности также положительно связана с эмоциональным интеллектом (что тоже подтверждает выдвинутую нами гипотезу), причем низкому уровню эмоционального интеллекта соответствует низкий уровень социальной креативности, что связано со сложностями общения с окружающими и прогнозированием их поведения. Однако высокий уровень социальной креативности может проявляться и при среднем уровне эмоционального интеллекта, что свидетельствует о возможности развития как тех, так и других качеств личности человека (эмоционального интеллекта и креативности).
Креативность как свойство личности имеет интегративный, комплексный характер. Она характеризуется процессом и результатом развития человеком своей неповторимой индивидуальности в процессе творчества, но не как самоцели, а как необходимого условия для накопления и реализации своего творческого потенциала в новых культурных, социальных, материальных и других ценностях. При этом результатом творчества могут быть ситуации, средства, способы деятельности, эмоции и чувства человека. Неповторимость внутреннего и внешнего мира человека, при этом, является залогом возможности быть креативной личностью.
В профессиональной деятельности человека особое место должно быть отведено роли эмоционального интеллекта, так как эмоциональный интеллект является совокупностью различных способностей индивида, которые обеспечивают более высокий уровень функционирования в обществе.
С целью развития эмоционального интеллекта и креативности нами предложены рекомендации по разработке психокоррекционных и тренинговых программ для студентов — менеджеров. Разработка тренинговых программ по повышению уровня эмоционального интеллекта и креативности, как личностно-профессиональных и социально-желательных качеств, является на наш взгляд наиболее интересным и перспективным направлением исследований и может быть направлено на такие стороны как: повышение уровня контроля над своей эмоциональной сферой, развитие эмоционального интеллекта, особенно таких его сторон, как эмоциональная осведомленность, распознавание и понимание чужих эмоций, а также развитие социальной креативности, которая способствует наилучшей социальной и профессиональной адаптации студентов — будущих специалистов и менеджеров.