В статье представлено исследование эмоциональной устойчивости у студентов и ее взаимосвязь с копинг-стратегиями. Обоснована актуальность развития эмоциональной устойчивости на этапе получения образования в вузе, в частности, с помощью обучения студентов продуктивным копинг-стратегиям.
Ключевые слова: эмоциональная устойчивость, эмоциональный интеллект, копинг-стратегии.
Современный темп жизни предъявляет высокие требования к ресурсам человека. Эмоциональная устойчивость позволяет конструктивно решать проблемы в профессиональной и социальной сферах, позволяет личности противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств.
Согласно исследованиям Аболина Л. М. [1], эмоциональная устойчивость является функциональной системой эмоционального регулирования деятельности. Неблагоприятные эмоциональные состояния ведут к дезорганизации психической деятельности. Одной из форм проявления дезорганизующего влияния эмоций является замедленное протекание психических процессов. В учебной деятельности будущих специалистов значение эмоциональной устойчивости обуславливается влиянием эмоций на познавательные процессы. Эмоциональная устойчивость как ключевая компетенция студента интегративна по своей природе. Она выражается в неподверженности эмоциональных состояний и процессов деструктивным влияниям внешних и внутренних условий и включает в себя совокупность знаний, умений и отношений, необходимых для эффективной реализации основных направлений профессиональной деятельности. Студенческий период жизни наиболее продуктивен для развития эмоциональной устойчивости, сознательной саморегуляции и самоконтроля.
Низкий уровень развития эмоциональной устойчивости приводит к переживанию эмоционального стресса и различным психосоматическим заболеваниям, в частности, посттравматическому стрессовому расстройству (ПТСР).
Эмоциональную устойчивость можно рассматривать через призму эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект — способность человека различать эмоции и намерения других людей, знать их сильные и слабые стороны, определять и регулировать собственные эмоции с целью решения практических задач, верно оценивать обстановку и влиять на неё, не поддаваться стрессу и быть коммуникабельным. Эмоциональный интеллект играет огромную роль в развитие личностно-профессиональных качеств. Например, установлено, что больные депрессией имеют низкие показатели эмоционального интеллекта [3], а учителя, имеющие низкий уровень эмоционального интеллекта, обнаруживают более высокие показатели профессионального выгорания [4].
В связи со всем вышесказанным возникает необходимость изучения, формирования и развития эмоциональной устойчивости у студентов в ситуации интенсивного взросления, социализации и профессионализации, на этапе обучения профессии.
Исследование эмоциональной устойчивости у студентов и её взаимосвязи с копинг-стратегиями проходило на базе ВГПУ, 40 студенток-психологов в возрасте от 17 до 20 лет стали участниками данного исследования. Целью нашего исследования являлось выявление взаимосвязи эмоциональной устойчивости и копинг-стратегий у студентов-психологов. Объект исследования — эмоционально-личностная сфера. Предмет исследования — взаимосвязь эмоциональной устойчивости и копинг-стратегий. Гипотеза исследования: показатели эмоциональной устойчивости имеют положительную связь с продуктивными копинг-стратегиями, и отрицательную связь с непродуктивными копинг-стратегиями.
Для исследования эмоциональной устойчивости у студентов мы использовали следующую батарею диагностических методик: 1. Опросник оценки нервно-психической устойчивости ЛВМА им. С. М. Кирова. 2. Миссисипская шкала ПТСР Н. Кеан, Дж. Кэддел., К. Тэйлор. 3. Методика Н. Холла на определение уровня эмоционального интеллекта [2].
Для изучения основных копинг-стратегий, используемых студентами в различных стрессовых ситуациях нами был выбран адаптированный Т. Л. Крюковой вариант методики «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» С. Норман, Д. Эндлер, Д. Джеймс, М. Паркер [2].
Для статистической обработки результатов мы использовали коэффициент ранговой корреляции Ч. Спирмена.
По результатам диагностики эмоциональной устойчивости были получены следующие уровневые тенденции:
— по опроснику «Оценка нервно-психической устойчивости» у студентов был выявлен средний уровень вероятности нервно-психических срывов (среднее значение по шкале — 29 %);
— по Миссисипской шкале ПТСР у студентов средний уровень выраженности посттравматического стрессового расстройства (40 %);
— по методике Н. Холла по шкале «управление эмоциями» у студентов преобладает средний уровень эмоционального интеллекта.
По результатам диагностики методикой «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (С. Норман, Д. Эндлер, Д. Джеймс, М. Паркер) самые высокие показатели были выявлены по копингу «Ориентация на решение задач» (72 %) и «Социальное отвлечение» (социальная поддержка) (64 %), по остальным копингам, таким как «Избегание» (56 %), «Отвлечение» (52 %) и «Ориентация на эмоции» (51 %) у студентов выявлены преимущественно средние значения.
По данным статистического анализа была получена положительная корреляционная связь показателей эмоциональной устойчивости с продуктивными копинг-стратегиями — «Решение проблем» (rs=0.366) и социальным копингом (rs=0.109) и отрицательная корреляционная связь с непродуктивными копинг-стратегиями — «Ориентация на эмоции» (rs=-0.362), «Избегание» (rs =-0.188), «Отвлечение» (rs =-0.188).
Несмотря на преобладание средних значений, значительное количество студентов нуждается в развитии способности к эмоциональной устойчивости. Эта задача требует разработки специальных развивающих психологических программ, повышающих интенсивность использования продуктивных копинг-стратегий. Важно научить студента правильно использовать резервы психики, повышать способность к гибкому управлению эмоциональными состояниями, саморегуляции.
Литература:
- Аболин Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека / Л. М. Аболин. — Казань: Эксмо, 2007. — 280 с.
- Фетискин Н. П. Социально — психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. — М., 2005. — 469 с.
- Downey L. A., Johnston P. J., Hansen K., Schembri R., Stough C., Tuckwell V., Schweitzer I. The relationship between emotional intelligence and depression in a clinical sample // The European Journal of Psychiatry. — Т. 22. — № 2. — С. 93–98.
- Pishghadam R., Sahebjam S. Personality and emotional intelligence in teacher burnout // The Spanish journal of psychology. — 2012. — Т. 15. — № 1. — С. 227–236.