Копинг-стратегии как психологический феномен | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №48 (547) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 28.11.2024

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Трубеев, Д. И. Копинг-стратегии как психологический феномен / Д. И. Трубеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 48 (547). — С. 174-176. — URL: https://moluch.ru/archive/547/119743/ (дата обращения: 17.12.2024).



Статья посвящена исследованию феномена копинг-стратегий в современной психологии. Раскрыты стратегии копинг-стратегий и определены предикторы возникновения определенных копинг-механизмов у индивидов.

Ключевые слова: стресс, проблемно-ориентированное совладание, психоэмоциональное состояние, социальная поддержка, стрессовая ситуация, изучение копинг-стратегий, преодоление трудностей, феномен копинг-стратегий, управление стрессом.

Феномен копинг-стратегий в области психологии начал развиваться относительно недавно. Впервые термин «копинг» был использован в работах Л. Мэрфи. В дальнейшем он был подробно проанализирован Р. Лазарусом, который применил этот термин для описания целенаправленных методов преодоления стресса и ситуаций, способствующих росту тревожности у человека [3].

Проблема копинга является важной темой в психологии и рассматривается в контексте того, как люди справляются с трудными жизненными ситуациями, связанными со стрессом. В повседневной жизни индивидуумы обычно реагируют на происходящее инстинктивно, без особых усилий [6]. Однако в стрессовых обстоятельствах необходимо включать более нестандартные подходы и принимать сложные решения для преодоления угроз или утрат.

Множество исследователей связывают успешное преодоление стресса с копинг-стратегиями или совладающим поведением. Важно отметить, что каждый человек по-своему справляется с трудностями и стрессом, и именно поэтому стратегии поведения разнообразны [3]. Совладающее поведение формируется в основном в юношестве, когда молодые люди испытывают на практике различные копинг-стратегии и отбирают наиболее эффективные из них. Со временем арсенал копинг-методов у человека расширяется.

Термин «копинг» происходит от английского слова «cope», что в переводе означает «справляться». На данный момент существует множество интерпретаций этого понятия. Первоначально понятие копинга ввели в психологию Р. Лазарус и С. Фолкман в рамках транзактной модели стресса. Они опирались на теорию Г. Селье, который изучал реакции организма и предложил концепцию «общего адаптационного синдрома», описывающего неспецифические изменения, происходящие как на физическом, так и на организационном уровне [1].

Р. Лазарус и его коллега С. Фолкман разработали первую классификацию копинг-стратегий, выделив два основных подхода: копинг, ориентированный на решение проблемы, и копинг, сосредоточенный на эмоциях. Большинство последующих классификаций копинг-стратегий, появившихся после работы Лазаруса и Фолкман, сохранили подобное разделение, определяя подходы как «работа с проблемой» и «работа с восприятием проблемы» [2].

Если продолжить мысль о стратегии копинга и о том, как они формируются и применяются, стоит отметить, что модель, предложенная Р. Лазарусом и С. Фолкманом, акцентирует внимание на значении индивидуального восприятия и оценки стресса. Они выделяли два ключевых аспекта копинга: «оценка» (appraisal) и «совладание» (coping). Оценка стресса включает в себя определение того, насколько ситуация угрожает благополучию человека, и насколько у него есть ресурсы для ее преодоления. Этот процесс в свою очередь делится на первичную и вторичную оценку [4].

Первичная оценка связана с тем, как человек интерпретирует стрессовую ситуацию — угрожает ли она ему или может быть воспринята как вызов, который стоит преодолеть. Вторичная оценка касается ресурсов, которые могут быть использованы для справления с ситуацией: это может быть поддержка семьи и друзей, финансовые средства, собственные навыки и знания [5].

Совладание, в свою очередь, представляет собой действия, которые человек предпринимает для управления стрессом и поддержания своего эмоционального состояния. Лазарус и Фолкман выделили два основных типа копинга:

Проблемно-ориентированное совладание (problem-focused coping), которое предполагает активные действия по изменению стрессовой ситуации. Это может быть поиск решения проблемы, обращение за помощью или изменение подхода к ситуации [7].

Эмоционально-ориентированное совладание (emotion-focused coping), которое направлено на уменьшение эмоционального дискомфорта, вызванного стрессом. Это может включать в себя различные психологические методы, такие как релаксация, медитация, переосмысление ситуации и использование поддержки со стороны других.

Важно отметить, что разные стратегии могут быть более или менее эффективными в зависимости от конкретной ситуации и индивидуальных особенностей человека. Например, во время экзаменов студенты могут использовать как проблемно-ориентированное совладание (планирование подготовки), так и эмоционально-ориентированное (укрепление уверенности через положительное саморазмышление) [9].

Среди других факторов, влияющих на выбор стратегии копинга, можно выделить личностные особенности, прошлый опыт, социальную поддержку и культурный контекст. Не менее важным является изучение стилей совладания, которые также могут варьироваться от человека к человеку.

Например, некоторые могут склоняться к избеганию решения проблемы или же, наоборот, активно искать пути для ее разрешения [8].

Важность контроля и адаптации к стрессу считается критически важной для благополучия и успешности, особенно среди студентов, которые, как показали исследования, подвержены высокому уровню стресса. Разработка программ по обучению и поддержке эффективных стратегий копинга в учебных заведениях может играть значительную роль в снижении уровня стресса и улучшении общего психоэмоционального состояния студентов.

На текущий момент в исследованиях копинг-стратегий нет единого универсального критерия для их классификации, однако выделяются часто упоминаемые группы. Например, Э. Фрайденберг выделил три категории: копинг, направленный на привлечение поддержки (от родителей, друзей или коллег); непродуктивный копинг, включающий в себя стратегии избегания и агрессивного поведения; и, наконец, продуктивный копинг.

В дальнейшем ученые стали выделять и другие аспекты копинг-стратегий, рассматривая не только их содержание, но и их эффективность в различных ситуациях. Исследования показали, что успешность применения той или иной стратегии зависит от типа стресса, индивидуальных особенностей человека и контекста ситуации [10].

Например, проблемно-ориентированный копинг зачастую оказывается более эффективным в условиях, где возможно активно изменить ситуацию или найти решение проблемы. Это может включать в себя такие методы, как планирование действий, поиск информации и активные попытки устранить источник стресса. С другой стороны, эмоционально-ориентированный копинг часто применяется, когда воздействие стресса невозможно предотвратить или изменить. Он может включать в себя такие практики, как переосмысление ситуации, выражение эмоций или использование релаксационных техник [6].

Современные подходы к изучению копинг-стратегий также акцентируют внимание на роли социального окружения. Социальная поддержка, полученная от друзей, семьи и коллег, может заметно улучшить копинг-процессы. Исследования показывают, что наличие крепких социальных связей помогает людям справляться со стрессом более эффективно, что подчеркивает важность взаимодействия и коммуникации в преодолении трудностей [2].

Также широко обсуждаются культурные аспекты копинг-стратегий. В разных культурах могут различаться подходы к взаимодействию со стрессом и эмоциями, что подчеркивает необходимость учитывать культурный контекст в психологических исследованиях и практиках [2]. Например, в некоторых культурных традициях может быть принято выражать эмоции открыто, в то время как в других это может восприниматься как слабость.

Таким образом, феномен копинг-стратегий представляет собой многогранную и динамичную область изучения, которая продолжает развиваться. Важно учитывать как индивидуальные особенности, так и внешние факторы, чтобы лучше понять, как люди справляются с трудностями в своей жизни. Это знание может быть использовано в психотерапии и консультировании, а также в рамках программ по улучшению психического здоровья. Так же понимание копинг-стратегий может использоваться в организации профилактических программ, направленных на снижение уровня стресса, улучшение психоэмоционального состояния и формирование устойчивости к стрессорам [1].

Изучение копинг-стратегий и методов преодоления стресса — это важная и необходимая часть психологии и социальной работы. Понимание того, как различные стратегии могут влиять на индивидов и группы, помогает создавать более эффективные программы поддержки, способствующие улучшению качества жизни. Открытое обсуждение и распространение знаний о копинг-стратегиях может стать важным шагом к формированию устойчивого общества, где люди способны не только успешно справляться с возникающими трудностями, но и развиваться, поддерживая друг друга в этом процессе. Копинг — это сложный и многогранный процесс, включающий как эмоциональные, так и рациональные элементы. Знание и понимание эффективных стратегий совладания с трудностями может значительно помочь людям в их повседневной жизни, как в личном, так и в образовательном контексте.

Таким образом, важно уделять внимание защите психологического здоровья и развитию навыков копинга, которые могут стать важной основой для эффективной адаптации и преодоления трудностей [10].

Литература:

  1. Александрова Л. А. Субъективная витальность как составляющая личностного потенциала // Личностный потенциал: Структура и диагностика / Под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. C. 382–403.
  2. Александрова Л. А., Лебедева А. А., Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Лич — ностные ресурсы преодоления затрудненных условий развития // Личностный потенциал: Структура и диагностика / Под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. C. 579–610.
  3. Брайт Дж., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. СПб.: ПраймЕВРОЗНАК, 2003.
  4. Вассерман Л. И., Иовлев Б. В., Исаева Е. Р., Трифонова Е. А., Щелкова О. Ю., Новожилова М. Ю., Вукс А. Я. Методика психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями. СПб.: Психоневрол. ин-т им. В. М. Бехтерева, 2009.
  5. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009.
  6. Гордеева Т. О., Сычев О. А., Осин Е. Н. Разработка русскоязычной версии теста диспозиционного оптимизма (LOT) // Психологическая диагностика. 2010а. № 2. С. 36–64.
  7. Гордеева Т. О., Осин Е. Н., Рассказо — ва Е. А., Сычев О. А., Шевяхова В. Ю. Диагностика копинг-стратегий: адаптация опросника COPE // Психология стресса и совладающего поведения в современном российском обществе: Материалы II международной научнопрактической конференции. Кострома, 23–25 сентября 2010 / Под ред. Т. Л. Крю — кова, М. В. Сапоровской, С. А. Ха зова. Кострома: КГУ им. Н. А. Не красова, 2010. Т. 2. С. 195–197.
  8. Иванов П. А., Гаранян Н. Г. Апробация опросника копинг-стратегий (COPE) // Психологическая наука и образование. 2010. 1. С. 82–93.
  9. Корнилова Т. В., Чумакова М. А., Корнилов С. А., Новикова М. А. Психология неопределенности: единство интеллектуально-личностного потенциала чело века. М.: Смысл, 2010.
  10. Крюкова Т. Л. Методы изучения совладающего поведения: три ко — пинг-шка лы. Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): феномен копинг-стратегий, изучение копинг-стратегий, преодоление трудностей, проблемно-ориентированное совладание, ситуация, социальная поддержка, стрессовая ситуация, вторичная оценка, культурный контекст, повседневная жизнь.


Ключевые слова

стресс, социальная поддержка, психоэмоциональное состояние, стрессовая ситуация, управление стрессом, проблемно-ориентированное совладание, изучение копинг-стратегий, преодоление трудностей, феномен копинг-стратегий

Похожие статьи

Задать вопрос