Взаимосвязь копинг-стратегий со свойствами личности и темперамента у студентов младших курсов различных специальностей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №40 (435) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 03.10.2022

Статья просмотрена: 402 раза

Библиографическое описание:

Башутина, М. В. Взаимосвязь копинг-стратегий со свойствами личности и темперамента у студентов младших курсов различных специальностей / М. В. Башутина, Д. Н. Чернов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 40 (435). — С. 30-33. — URL: https://moluch.ru/archive/435/95236/ (дата обращения: 21.11.2024).



В статье рассматривается взаимосвязь копинг-стратегий со свойствами личности и темперамента на примере студентов клинической психологии и студентов технических направлений. Представлены основные результаты исследования и их интерпретация.

Ключевые слова : копинг-стратегии, совладающее поведение, личность, темперамент, студенты-психологи, студенты технических направлений.

В период обучения в высшем учебном заведении, студент неизбежно сталкивается с различными трудностями, которые вызывают эмоциональную реакцию и нередко становятся основой стрессовых переживаний. Основными способами адаптации к трудным, стрессовым ситуациям являются копинг-стратегии — это способы управления состоянием стресса, возникающие как ответ на воспринимаемую угрозу [1]. Переживание стрессовых ситуаций и умение с ними справляться относятся к центральным аспектам профессионально-необходимых качеств будущих специалистов.

Вопрос о роли копинг-стратегий в адаптации к стрессовым ситуациям исследовали такие отечественные и зарубежные исследователи какД. Амирхан, Р. Лазарус, В. А. Бодрова, С. К. Нартова-Бочавер, В. М. Ялтонский. Было выявлено, что предпочтение в использовании разных копинг-стратегий характерно для личности в определенных возрастах, может зависеть от гендерных особенностей, связано с психологическими особенностями личности и обусловлено выполнением определенных видов деятельности [1, 3].

Актуальность темы исследования обусловлена растущим интересом во многих областях научного знания к изучению возможностей преодоления личностью различных стрессовых ситуаций. Интерес к данной проблеме достаточно устойчив из-за усиления негативных влияний на человека экологических, социальных и других неблагоприятных условий. В связи с этим особую значимость приобретает изучение способов совладания со стрессом у молодежи. Интерес вызывают особенности адаптации студентов к, во многом, стрессовым условиям обучения в вузе, а также, — различия в этом процессе в зависимости от специфики направления профессиональной подготовки [1].

Целью исследования является выявление того, как взаимосвязан выбор копинг-стратегий со свойствами личности и темперамента у студентов младших курсов. Объектом исследования является совладающее со стрессом поведение, а предметом исследования взаимосвязь копинг-стратегий и свойств личности и темперамента у студентов, обучающихся по гуманитарному (клиническая психология) и техническому направлениям профессиональной подготовки.

Характеристики выборки : в исследовании приняли участие студенты первого-третьего курсов психологического и технического профиля обучения. Общее число испытуемых — 42 человека в возрасте 18–21 года. Среди них 27 юношей и 15 девушек. Выборки были уравнены по полу.

Методы и методики : оценка копинг-стратегий осуществлялась с помощью опросников «Способы совладающего поведения — WCQ» (Р. Лазарус, русская адаптация — Т. Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк, 2007 В) и «Индикатор копинг-стратегий — CSI» (Д. Амирхан, русская адаптация –.М. Ялтонский, 1995). Для диагностики личностных черт и свойств темперамента использовались методики: «Диагностика типа темперамента — PTS» (Я. Стреляу, в адаптации Н. Р. Даниловой и Ф. Г. Шмелева, 1988), «Пятифакторный опросник личности — 5PFQ» (Х. Тсуйи, в адаптации А. Б. Хромова, 2000). Все методики были проверены на внутреннюю согласованность и надежность в недавнем исследовании [2].

Методы статистической обработки включали в себя: расчет описательных статистик; для определения достоверных различий между двумя независимыми выборками использовался U-критерий Манна-Уитни; для выявления согласованных изменений между переменными использовался корреляционный анализ Спирмена. Статистическая обработка осуществлялась с помощью компьютерного пакета Statistica 12.

Результаты и их обсуждение . Межгрупповой анализ показал, что в основе такой копинг-стратегии как «положительная переоценка» у молодых людей вне зависимости от направления их обучения лежит такое сочетание темпераментальных и личностных черт, как сила по возбуждению, подвижность, экстравертированность, отчасти (судя по направлению корреляционных связей, хотя, — не во всех случаях, достигающих уровня значимости p≤0,05,) — а) уравновешенность процессов возбуждения и торможения, а также б) игривость.

Результаты корреляционного анализа по двум выборкам раздельно приведены в таблице 1.

Таблица 1

Взаимосвязь свойств темперамента и личностных черт с показателями копинг-стратегий

Характеристики

CSI

WCQ

Разрешение проблем

Поиск социальной поддержки

Избегание проблем

Конфронтационный копинг

Самоконтроль

Принятие ответственности

Бегство-избегание

Планирование решения проблемы

Положительная переоценкаы

PTS — Сила по возбуждению

-0,02

-0,16

0,13

0,44

-0,05

-0,31

-0,20

0,08

0,47

0,46

-0,38

-0,54

0,12

0,51

-0,52

-0,61

0,30

0,45

PTS — Сила по торможению

0,09

-0,59

0,06

0,12

0,25

0,11

-0,24

0,36

-0,03

0,08

-0,35

-0,48

-0,23

0,37

-0,47

-0,65

-0,16

0,05

PTS — Подвижность

-0,15

0,24

-0,03

0,33

-0,24

-0,09

0,08

-0,03

0,52

0,39

0,12

0,09

0,59

0,25

-0,01

0,06

0,42

0,52

PTS — Уравновешенность

-0,15

0,13

0,13

0,35

-0,26

-0,36

-0,02

-0,10

0,52

0,37

-0,19

-0,29

0,39

0,21

-0,26

-0,27

0,52

0,40

5PFQ -Экстраверсия — Интроверсия

-0,12

0,10

-0,13

0,51

-0,13

-0,42

-0,02

0,19

0,62

0,41

-0,05

-0,33

0,43

0,39

-0,18

-0,34

0,59

0,56

5PFQ — Привязанность — Отделенность

0,09

0,24

-0,08

0,04

0,15

0,18

0,11

-0,22

-0,21

-0,04

0,14

0,05

0,40

0,00

0,09

0,14

0,14

0,06

5PFQ -Контролирование — Естественность

0,54

-0,11

0,21

-0,17

0,10

0,22

0,12

-0,01

0,17

0,44

-0,60

0,02

-0,19

0,38

-0,14

-0,21

0,16

0,16

5PFQ — Эмоциональность — Сдержанность

0,06

0,05

0,18

-0,20

0,31

0,46

0,29

-0,18

-0,22

0,01

0,57

0,56

0,14

-0,38

0,53

0,61

-0,08

-0,01

5PFQ — Игривость — Практичность

0,03

-0,18

0,25

0,23

0,18

-0,10

0,07

0,27

0,75

0,53

0,03

-0,01

0,34

0,45

0,07

-0,02

0,44

0,42

Примечание. В каждой ячейке значение над чертой — корреляция в группе студентов-психологов, значение под чертой — корреляция в группе студентов технических специальностей. Полужирным шрифтом отмечены корреляции на уровне значимости p≤0,05.

В качестве отличительной особенности группы студентов технического направления можно выделить связь слабого типа нервной системы и повышенной эмоциональности с избегающим типом поведения, поиском социальной поддержки и чрезмерным, граничащим с самообвинением, принятием ответственности.

Можно сделать вывод о том, что под воздействием новой стрессогенной ситуации (обучение в вузе) у молодых людей вырабатываются определённые способы совладания со стрессом, а определенные личностные и темпераментальные характеристики предрасполагают к предпочтению конкретных копинг-стратегий. Кроме того, студенты, склонные к определенной профессиональной деятельности, возможно, на момент начала обучения уже обладают характерными личностными особенностями, что может стать причиной появления определенных паттернов взаимосвязей между копинг-стратегиями и характеристиками личности и темперамента. Отличия могут возникать и в связи с разными профилями обучения студентов. Студенты психологического направления больше работают над самопознанием, их учебно-профессиональная деятельность в существенной степени подразумевает изучение особенностей собственной личности, что может приводить к возрастанию тенденции к личностному росту в большей мере, чем у студентов технических направлений. В результате предпочитаемые копинг-стратегии в меньшей степени оказываются зависимыми от темпераментальных и личностных характеристик, и, вероятно, больше отражают особенности адаптации к стрессовой ситуации обучения по данной специальности.

Таким образом, была выявлена общая предрасположенность студентов обоих направлений к адаптивным копинг-стратегиям, также обнаружились незначительные различия в личностных характеристиках. Было установлено, что основой стратегии положительной переоценки у студентов младших курсов является определенное сочетание темперементальных черт: сила по возбуждению, подвижность, экстравертированность, также частично — а) уравновешенность процессов возбуждения и торможения, а также б) игривость

На основании исследования может быть разработана программа, направленная на адаптацию студентов во время учебного процесса в ВУЗе, с целью формирования и отработки способов совладания со стрессом, а также способствованию поддержания стабильного эмоционального состояния, с учетом развития личностных особенностей студентов.

Литература:

  1. Горячих, А. В. Механизмы психологической защиты как средство личностного развития студента / Горячих, А. В., Саитова М. А. / Инновации. Интеллект. Культура. XXI Всеросс. (с междунар. участием) науч. — практ. конф. молодых ученых и студентов. Тюмень, 2014. — С. 255‒259.
  2. Ивашкина М. Г. Роль темперамента и личности в предпочтении стратегий совладающего поведения у студентов-медиков / М. Г. Ивашкина, Д. Н. Чернов, Н. П. Радчикова, А. Н. Акопян, В. С. Делеви, Е. Н. Полянская, В. А. Ерохина // Психологические исследования. — 2021. — Т.14. — № 79. — С.1. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2021v14n79/1936-ivashkina79.html
  3. Ялтонский, В. М. Психология совладающего поведения: развитие, достижение, проблемы, перспективы / В. М. Ялтонский, Н.А Сирота // Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы. — М., 2008. — С.21–54.
Основные термины (генерируются автоматически): PTS, CSI, WCQ, свойство личности, студент, клиническая психология, корреляционный анализ, профессиональная подготовка, русская адаптация, социальная поддержка.


Ключевые слова

темперамент, личность, копинг-стратегии, совладающее поведение, студенты-психологи, студенты технических направлений

Похожие статьи

Особенности стрессоустойчивости у студентов разных медицинских специальностей

В данной работе рассматриваются особенности совладающего поведения и стрессоустойчивости студентов медицинского университета. Осуществляется сравнение особенностей копинг-стратегий и типов стрессоустойчивости у студентов-психологов и студентов-медико...

Психологические особенности совладающего поведения в студенческом возрасте

Данная статья посвящена вопросам изучения психологических особенностей совладающего поведения студентов. Проводится теоретический анализ исследований по выдвинутой проблеме. Приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи стратегий совла...

Методы и методики исследования взаимосвязи копинг-стратегий с успешностью профессиональной деятельности

В статье представлен, методологический аппарат исследования проблемы, установлены связи методологического аппарата проблемы и методов ее исследования.

Совладающее поведение: аналитический обзор зарубежных и отечественных исследований

Данная статья содержит аналитический обзор научных работ зарубежных и отечественных авторов, посвященных исследованию проблем совладающего поведения личности в стрессовых ситуациях, формированию понятий и классификации основных существующих стратегий...

Особенности копинг-стратегий студентов-психологов в зависимости от формы обучения

В статье рассматриваются особенности выбора копинг-стратегий студентов-психологов в зависимости от формы обучения. Представлена актуальность исследования копинг-стратегий в период обучения в вузе. Проведен анализ трудностей, с которыми сталкиваются с...

Эмпирическое исследование взаимосвязи креативности и эмоционального интеллекта у студентов-менеджеров

В данной статье рассмотрены цель, объект, предмет, этапы и методы исследования взаимосвязи креативности и эмоционального интеллекта у студентов-менеджеров. Проверена выдвинутая гипотеза об их взаимосвязи, а также с целью развития эмоционального интел...

Психолого-педагогические условия развития саморегуляции у студентов с различными стилями совладающего поведения

В статье описываются особенности зависимости саморегуляции от совладающего поведения студентов.

Взаимосвязь общительности и копинг-стратегий у специалистов контакт-центра с разным стажем работы

Статья посвящена эмпирическому исследованию, целью которого стало изучение взаимосвязи общительности и копинг-стратегий у специалистов контакт-центра с разным стажем работы.

Эмоциональная устойчивость у студентов и её взаимосвязь с копинг-стратегиями

В статье представлено исследование эмоциональной устойчивости у студентов и ее взаимосвязь с копинг-стратегиями. Обоснована актуальность развития эмоциональной устойчивости на этапе получения образования в вузе, в частности, с помощью обучения студен...

Об исследовании взаимосвязи профессионального выгорания с копинг-стратегиями и защитными механизмами психики у адвокатов

В работе приведены результаты исследования взаимосвязи профессионального выгорания с копинг-стратегиями и защитными механизмами психики у адвокатов.

Похожие статьи

Особенности стрессоустойчивости у студентов разных медицинских специальностей

В данной работе рассматриваются особенности совладающего поведения и стрессоустойчивости студентов медицинского университета. Осуществляется сравнение особенностей копинг-стратегий и типов стрессоустойчивости у студентов-психологов и студентов-медико...

Психологические особенности совладающего поведения в студенческом возрасте

Данная статья посвящена вопросам изучения психологических особенностей совладающего поведения студентов. Проводится теоретический анализ исследований по выдвинутой проблеме. Приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи стратегий совла...

Методы и методики исследования взаимосвязи копинг-стратегий с успешностью профессиональной деятельности

В статье представлен, методологический аппарат исследования проблемы, установлены связи методологического аппарата проблемы и методов ее исследования.

Совладающее поведение: аналитический обзор зарубежных и отечественных исследований

Данная статья содержит аналитический обзор научных работ зарубежных и отечественных авторов, посвященных исследованию проблем совладающего поведения личности в стрессовых ситуациях, формированию понятий и классификации основных существующих стратегий...

Особенности копинг-стратегий студентов-психологов в зависимости от формы обучения

В статье рассматриваются особенности выбора копинг-стратегий студентов-психологов в зависимости от формы обучения. Представлена актуальность исследования копинг-стратегий в период обучения в вузе. Проведен анализ трудностей, с которыми сталкиваются с...

Эмпирическое исследование взаимосвязи креативности и эмоционального интеллекта у студентов-менеджеров

В данной статье рассмотрены цель, объект, предмет, этапы и методы исследования взаимосвязи креативности и эмоционального интеллекта у студентов-менеджеров. Проверена выдвинутая гипотеза об их взаимосвязи, а также с целью развития эмоционального интел...

Психолого-педагогические условия развития саморегуляции у студентов с различными стилями совладающего поведения

В статье описываются особенности зависимости саморегуляции от совладающего поведения студентов.

Взаимосвязь общительности и копинг-стратегий у специалистов контакт-центра с разным стажем работы

Статья посвящена эмпирическому исследованию, целью которого стало изучение взаимосвязи общительности и копинг-стратегий у специалистов контакт-центра с разным стажем работы.

Эмоциональная устойчивость у студентов и её взаимосвязь с копинг-стратегиями

В статье представлено исследование эмоциональной устойчивости у студентов и ее взаимосвязь с копинг-стратегиями. Обоснована актуальность развития эмоциональной устойчивости на этапе получения образования в вузе, в частности, с помощью обучения студен...

Об исследовании взаимосвязи профессионального выгорания с копинг-стратегиями и защитными механизмами психики у адвокатов

В работе приведены результаты исследования взаимосвязи профессионального выгорания с копинг-стратегиями и защитными механизмами психики у адвокатов.

Задать вопрос