Экспериментальное исследование применения системы игровых средств развития коммуникативных способностей младших школьников во внеурочной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (468) май 2023 г.

Дата публикации: 23.05.2023

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Миннуллина, Р. Ф. Экспериментальное исследование применения системы игровых средств развития коммуникативных способностей младших школьников во внеурочной деятельности / Р. Ф. Миннуллина, А. И. Рязапова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 21 (468). — С. 540-542. — URL: https://moluch.ru/archive/468/103140/ (дата обращения: 03.05.2024).



В младшем школьном возрасте происходит формирование личности, и от того, насколько легко школьники будут уметь выстраивать коммуникации с окружающими людьми, зависит их дальнейшая жизнедеятельность. Именно в младшем школьном возрасте закладываются навыки организации и установления взаимоотношений с окружающими людьми, и этот факт берут на вооружении педагоги в своей практической деятельности, которую реализуют в учебном и внеурочном процессе. Тем, самым игра оказывает огромное воздействие на всестороннее развитие младшего школьника, делая особый акцент на оптимальное формирование коммуникативных способностей, которые способствуют их социализации и достижения успехов в дальнейшей жизни.

Ключевые слова : внеурочная деятельность, игра, игровые средства, коммуникативные способности, младший школьник, развитие способностей, способности школьников.

Обучение, воспитание и развитие — единый процесс и игра включает в себя все составляющие данного процесса. Младшим школьникам необходима игра — они привыкают к совместным действиям, приобретают навыки правильной соревновательной деятельности учатся взаимодействовать друг с другом, при этом добровольно и активно подчиняются законам коллектива, не теряя собственного мнения, находя свое место в нем и приобретая более верное представление о жизни, что непосредственно повлияет на всю дальнейшую жизнь [4, с.33].

В последнее время поиски ученых и практикующих педагогов направлены на создание различных игр и игровых средств для полноценного развития интеллектуальных возможностей и коммуникативных навыков, что способствует гибкости и быстроте мыслительных процессов, что дает возможность быть успешными и более социализированными в обществе.

В игре школьники обучаются не только взаимодействовать и помогать друг другу, но и учатся достойно проигрывать и адекватно принимать поражение, что непосредственно формирует самооценку обучающихся. Общение в игре ставит каждого участника на свое место: дети проявляют свои личностные черты, проявляют качества, которые были завуалированы в повседневном общении, могут посмотреть на себя со стороны и скорректировать свое поведение в игровой ситуации.

Проводимые исследования постоянно доказывают, что игровая ситуация в процессе обучения и внеурочной деятельности способствует формированию у школьников различных возрастов собственной позиции, дает возможность донести «правильность» своей точки зрения посредством вербальной и невербальной коммуникации

Для формирования коммуникативных навыков у младших школьников тщательно подбирается игровой материал с различным содержанием и видом деятельности. К играм и игровым ситуациям, которые могут развить коммуникативные способности младших школьников, могут включать ролевые игры (инсценирование), различные виды внеклассной работы (экскурсии, вечера, проекты и пр.) и пр. [3, с. 384].

Цель программ игровых занятий во внеурочной деятельности — развитие навыков эффективного общения и уверенного поведения. Ее достижению способствуют развитие личностных ресурсов в области коммуникативных умений и навыков, формирование умения слушать, высказывать свое мнение, умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения, формирование поведенческих моделей поведения, которые приводят к поиску компромиссов и взаимопониманию и пр. Проводимые экспериментальные исследования по применению системы игровых средств по развитию коммуникативных способностей младших школьников во внеурочной деятельности способствуют не только определению уровня развития коммуникативных способностей, но и в дальнейшем организовать целевую программу, включающую как личную игровую деятельность, так и групповое игровое взаимодействие с пониманием ценности сотрудничества, общения и отношений в совместной работе. Благодаря системному проведению игр, направленных на формировании личностных и коммуникативных качеств, значительно повысятся их показатели, что говорит о плодотворном их влиянии на всестороннее развитие школьников младшего возраста [2, с.45].

Таким образом, игра достаточно мобильна и ее задачи следует постоянно изменять и усложнять, что позволит школьникам в полной мере развить и проявить свои коммуникативные умения и навыки, а также корректировать возникающие проблемы и трудности в коммуникациях. В работе педагога начальных классов существенное внимание уделяется игровым технологиям, которые играют значимую роль в развитии коммуникативных способностей, поскольку в игре школьники самостоятельно общаются со сверстниками, их объединяет единая цель, совместные усилия к достижению, а также общие интересы и переживания.

Литература:

  1. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64100) — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_389561/ (дата обращения: 24.04.2023).
  1. Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л. В. Байбородова. — М.: Просвещение, 2020. — 176 c.
  2. Борзых, Г. А. Развитие коммуникативных способностей младших школьников во внеурочной деятельности / Г. А. Борзых // Молодой ученый. — 2021. — № 21 (363). — С. 384.
  3. Формирование коммуникативно-речевой компетентности младшего школьника в условиях реализации ФГОС. — М.: ИЛ, 2021. — 583 c.
Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, игра, школьник, дальнейшая жизнь, игровая ситуация, младший школьник, младший школьный возраст, навык, способность.


Похожие статьи

Развитие коммуникативных способностей младших школьников...

Ключевые слова: коммуникативные способности, младшие школьники, внеурочная

Младший школьный возраст — это первый период приобщения ребенка к общественной...

Значение игры в развитии младших школьников. Игра — это некая деятельность ребенка или взрослого

Коротина Ю. В. Формирование социальной компетентности младших школьников.

Значение игры в развитии младших школьников

...материала диктуют свои условия к применению методов обучения младших школьников.

В игре он реализует себя, демонстрируя свои способности и индивидуальность.

Шмаков С. А. Игры учащихся — феномен культуры. — М. — Новая школа, 1994.

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая...

Формирование познавательных универсальных учебных действий...

В статье раскрываются особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников, а также рассматривается практическое применение и результаты внедрения игровых технологий во внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность младших школьников

- приобщение к здоровому образу жизни. Для организации внеурочной деятельности в

1) занятия в учебном кабинете (библиотеке, игровой комнате, спортивном и актовом залах, в

где расположение мебели должно меньше всего напоминать учащимся школьный класс.

Внеурочная деятельность школьников — это совокупность всех видов деятельности...

Роль внеурочной деятельности в формировании личности...

Таким образом, школа подготовит почву для реализации задатков и способностей ребенка.

федеральный стандарт образования вводит требование обязательной организации в жизни школьников внеурочной деятельности.

В Дании внеурочная деятельность реализуется в отношении всего контингента детей.

Внеурочная деятельность младших школьников.

Значение игровой деятельности для развития и социализации...

Младший школьный возраст — благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности...

Роль педагога в развитии креативности младших школьников на...

[2, с 10] Воображение младших школьников приобретает все более активный характер, у них развивается способность к творческой учебной деятельности.

В педагогике существуют методы, которые специально направлены на развитие креативности у младших школьников.

Игра как форма досуга младших школьников | Статья в журнале...

В статье рассматривается досуг как форма организации игровой деятельности младших школьников. Проанализированы особенности игры на досуге, роль педагога в организации игровой деятельности детей младшего школьного возраста.

Продуктивная (деловая) игра в развитии личности младшего...

Продуктивная (деловая) игра для младших школьников — это модель профессиональной деятельности, где решаются теоретические или практические проблемы в рамках конкретной ситуации, конечным результатом выступает проект [2].

Похожие статьи

Развитие коммуникативных способностей младших школьников...

Ключевые слова: коммуникативные способности, младшие школьники, внеурочная

Младший школьный возраст — это первый период приобщения ребенка к общественной...

Значение игры в развитии младших школьников. Игра — это некая деятельность ребенка или взрослого

Коротина Ю. В. Формирование социальной компетентности младших школьников.

Значение игры в развитии младших школьников

...материала диктуют свои условия к применению методов обучения младших школьников.

В игре он реализует себя, демонстрируя свои способности и индивидуальность.

Шмаков С. А. Игры учащихся — феномен культуры. — М. — Новая школа, 1994.

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая...

Формирование познавательных универсальных учебных действий...

В статье раскрываются особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников, а также рассматривается практическое применение и результаты внедрения игровых технологий во внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность младших школьников

- приобщение к здоровому образу жизни. Для организации внеурочной деятельности в

1) занятия в учебном кабинете (библиотеке, игровой комнате, спортивном и актовом залах, в

где расположение мебели должно меньше всего напоминать учащимся школьный класс.

Внеурочная деятельность школьников — это совокупность всех видов деятельности...

Роль внеурочной деятельности в формировании личности...

Таким образом, школа подготовит почву для реализации задатков и способностей ребенка.

федеральный стандарт образования вводит требование обязательной организации в жизни школьников внеурочной деятельности.

В Дании внеурочная деятельность реализуется в отношении всего контингента детей.

Внеурочная деятельность младших школьников.

Значение игровой деятельности для развития и социализации...

Младший школьный возраст — благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности...

Роль педагога в развитии креативности младших школьников на...

[2, с 10] Воображение младших школьников приобретает все более активный характер, у них развивается способность к творческой учебной деятельности.

В педагогике существуют методы, которые специально направлены на развитие креативности у младших школьников.

Игра как форма досуга младших школьников | Статья в журнале...

В статье рассматривается досуг как форма организации игровой деятельности младших школьников. Проанализированы особенности игры на досуге, роль педагога в организации игровой деятельности детей младшего школьного возраста.

Продуктивная (деловая) игра в развитии личности младшего...

Продуктивная (деловая) игра для младших школьников — это модель профессиональной деятельности, где решаются теоретические или практические проблемы в рамках конкретной ситуации, конечным результатом выступает проект [2].

Задать вопрос