Игра как форма досуга младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (146) март 2017 г.

Дата публикации: 26.03.2017

Статья просмотрена: 5100 раз

Библиографическое описание:

Шевчук, И. В. Игра как форма досуга младших школьников / И. В. Шевчук, М. А. Гурнак. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 567-569. — URL: https://moluch.ru/archive/146/40970/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье рассматривается досуг как форма организации игровой деятельности младших школьников. Проанализированы особенности игры на досуге, роль педагога в организации игровой деятельности детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: свободное время, досуг, младшие школьники, игра, игровая деятельность

Постановка проблемы. Досуг современных школьников — важный фактор их образования, воспитания и развития. Именно он обеспечивает индивидуальную траекторию развития личности в образовании.Вусловиях досуга происходит активный контакт школьников с окружающим миром, трансляция культурных ценностей, передача традиций, стимулирование творчества. Учащиеся имеют возможность заниматься на досуге разнообразной деятельностью по своему усмотрению, удовлетворяя свои интересы и потребности.

Следует отметить, что досуг является фактором самовыражения, самореализации, самосовершенствования, способом превращения свободного времени в средство активного отдыха и дальнейшего физического, нравственного развития личности. Досуг представляет собой особый пласт культуры, создаваемой, познаваемой и воспринимаемой человеком, исходя из собственного выбора, в то время, которое он для этого самостоятельно отводит. При этом досуг представляет особую ценность, поскольку индивид выбирает образ жизни, способы и виды занятий, круг общения. Умение распоряжаться своим досугом не формируется само. Привить младшим школьникам вкус к интересному заполнению своего свободного времени, использовать его для расширения своего кругозора и развития своих способностей — задача начальной школы.

Наряду с этим, досуг выполняет воспитательную, развивающую, образовательную, стабилизирующую и компенсирующую функции. Он представляет ребенку младшего школьного возраста возможность разносторонне испытать себя в различных формах и видах досуговой деятельности, свободно выбрать интересные занятия, способствует развитию и обогащению жизненного опыта.

Одной из форм досуга младших школьников является игра. В игре наиболее полно проявляются индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, их интеллектуальные возможности, склонности и способности. Игра способствует воспитанию личностных качеств ребенка (воли, настойчивости, стремлению к преодолению трудностей, упорства в достижении цели); развитию нравственных, общечеловеческих ценностей (правдивости, духовности, честности, сочувствия, толерантности, любви), особенно в условиях совместной игровой деятельности.

Игровая деятельность и ее активизация у детей младшего школьного возраста является основой формирования социального опыта, навыков игровых действий, ролевых воплощений.

Анализ изученности проблемы. Кпроблеме воспитания личности в сфере досуга обращались отечественные ученые: Л. Акимова, А. Жарков, Т. Киселева, Ю. Красильников, Ю. Стрельцов, В. Чижиков и др. Вопросы педагогической организации досуга, формирование культуры личности в досуговой деятельности разрабатывали Р. Азарова, А. Вишняк, И. Зязюн, Н. Каган, Н. Крылова, В. Кудин, С. Пишун, И. Шевчук.

В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности изучали Л. Выготский, П. Блонский, С. Рубинштейн, К. Ушинский, Ф. Фребель, Д. Эльконин и др.

Цель статьи. Проанализировать игру как форму досуга младших школьников.

Изложение основного материала. Особое местоввоспитании детей младшего школьного возраста принадлежит игре, как эффективному средству формирования личности школьника. Практика общеобразовательной школы в последние годы обогатилась новыми игровыми формами и методами, которые позволяют активизировать воспитательный процесс.

Игра — это своеобразный, свойственный учащимся способ усвоения общественного опыта, это их путь к познанию мира, в котором они живут. В игре формируются все стороны личности ребенка, творческие способности.

Л. Выготский отмечал, что «в игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения, он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра содержит в себе все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения» [1, с. 74].

Обоснование игры как социокультурного феномена дал Й. Хейзинга. Он обращал внимание на то, что игра является добровольным действием или занятием, совершаемым внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам, с целью, заключенной в ней самой, сопровождаемым чувством напряжения и радости [5, с. 41].

В педагогической литературе понимание игры как отражения действительной жизни впервые было высказано педагогом К. Ушинским. Он особо подчеркивал такое важное качество игры, как ее самостоятельность. К. Ушинский считал, что игра — это мир практической деятельности ребенка, в ней удовлетворяются и физические, и духовные потребности, в ней одновременно развиваются ум, сердце и воля [3, с. 439].

Выдающийся педагог А. Макаренко показал, что игра — осмысленная деятельность, а радость игры — «радость творческая», «радость победы». Он придавал большое значение воспитательным функциям игры, которая является школой подготовки к жизни и работе. Игра, по мнению педагога, предоставляет возможность нестандартно вести себя в условно реальной ситуации. В игре ребенок активно проявляет личностное отношение к тому, что происходит, учится свободно отстаивать свою точку зрения. Ценностное начало игры заключается не только в том, что в ней ребенок выступает в роли творца и наиболее полно раскрывает свои потенциальные способности, но и игровая деятельность способствует сохранению физического и психического здоровья игроков. Наибольшего эффекта в воспитании личности можно достичь во время игрового взаимодействия [2].

Исследователь игровой деятельности школьников С. Шмаков справедливо утверждает, что игра — это сотворение собственного мира, в котором можно установить удобные для себя законы, избавиться от многих житейских сложностей: это сфера сотрудничества, содружества, сотворчества детей и взрослых [4].

Обратимся непосредственно к игре как одной из форм досуговой деятельности, определим в чем же заключается педагогический эффект игры. Педагогический эффект игры заключается в том, что игра воспроизводит различные события жизни, создает условия для взаимодействия и взаимопомощи, создает, хоть и временную, общность. Потребность в игре возникает как потребность в развлечении и удовольствии. Развлечение связано с созданием определенного комфорта для играющего, благоприятной атмосферы, душевной радости. Игра без получения удовольствия невозможна. Она всегда доставляет радость играющим.

Важным условием поддержания интереса к игре является развитие игровой ситуации. Под развитием понимается изменение положения играющих, усложнение правил игры, смена обстановки, эмоциональное насыщение игровых действий. Младшие школьники активны постольку, поскольку никто из них не знает до конца всех способов и действий выполнения своих функциональных задач в игре. В этом и заключен механизм обеспечения интереса и удовольствия от игры.

Наблюдения за игровой деятельностью показывают, что выбор игры зависит от того, каков ребенок, что ему необходимо, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения. Младшие школьники действуют в играх из желания победить, получить удовольствие. В играх ребенком осуществляются цели нескольких уровней, взаимосвязанных между собой.

Первая цель — удовольствие от самого процесса игры. В этой цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость.

Цель второго уровня — функциональная, она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов, ролей.

Цель третьего уровня отражает творческие задачи игры — разгадывать, угадать, распутать, добиться результатов и т. д.

В игровой деятельности с младшими школьниками педагогу необходимо быть инициатором, организатором, руководителем, исполнителем, помощником, но при этом помнить о стремлении детей к самостоятельности, самоорганизации, проявлении активности.

Педагог обеспечивает условия игровой деятельности, свободного выбора игры, соответствующего интересам учащегося, способствует развитию инициативы; поощряет стремление своими руками смастерить нужные для игры предметы. Основное внимание уделяется формированию умения придумывать новые сюжеты игры, согласовывать замыслы с партнерами, придумывать новые правила и соблюдать их в процессе игры.

Учитель также ориентирует младших школьников на сотрудничество и состязание в игровой деятельности, совершенствует их умение согласовывать свое поведение с игровым замыслом и правилами; развивает умения самостоятельно организовать совместную игру, справедливо решать возникающие конфликты.

Ценность игровой деятельности детей младшего школьного возраста заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Она как никакая другая деятельность позволяет детям самостоятельно создавать те или иные формы общения.

Выводы. Таким образом, игровая деятельность как форма воспитания младших школьников завоевала огромную популярность в системе образования. Большой интерес для детей младшего школьного возраста представляют игры на досуге. Эти игры способствуют усвоению социальных норм и правил, формируют культуру игры.

Младшие школьники играют потому, что это доставляет им удовольствие. Вместе с тем, ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как в игре. Игра дисциплинирует детей, приучает их подчинять свои действия, чувства и мысли поставленной цели. Учащиеся в игре учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных ситуациях, они плодотворно общаются со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания, которые оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Л. С. Выготский // Психология. — 1995. — Вып. 1. — С. 55–76.
  2. Макаренко А. С. Книга для родителей: Лекции о воспитании детей / А. С. Макаренко. — М.: Просвещение, 1969. — 359 с.
  3. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания / К. Д. Ушинский // Собр. соч.: в 6 т. — К.: Рад. шк., 1952. — Т.4. — 345 с.
  4. Шмаков С. А. Игры учащихся феномен культуры / С. А. Шмаков. — М.: Новая Москва, 1994. — 240 с.
  5. Хейзинга Й. Статьи по истории культуры / Й. Хейзинга. — М.: Прогресс-Традиция, 1997. — 384 с.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, игровая деятельность, младший школьный возраст, досуг, ребенок, школьник, свободное время, воспитание личности, игровая деятельность детей, педагогический эффект игры.


Похожие статьи

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников, жизнь ребенка, сюжетно-ролевая игра.

Игра как один из методов досуговой деятельности в системе...

игра, дополнительное образование, ребенок, деятельность, метод театрализации, метод импровизации, дополнительное образование детей, равноправный духовный контакт, общее образование, свободное время.

Роль игровой деятельности в развитии личностного потенциала...

игра, ребенок, игровая деятельность, результат игры, окружающий мир, процесс игры, личность ребенка, влияние игры, игровая задача, сфера саморегуляции.

Формирование игровой деятельности у детей с ограниченными...

Рассматривая игру как «особую форму жизни ребенка, в которой осуществляется его связь с окружающей действительностью» (Д. Б. Эльконин), необходимо отметить значимость игровой деятельности для формирования социального ориентирования ребенка с выраженной...

Игра как средство всестороннего воспитания личности младших...

Игра является ведущей деятельностью дошкольников, имеет чрезвычайно важное значение для развития и формирования личности ребенка вообще, и для подготовки к школе в частности. Это главный метод педагогической коррекции.

Игровая деятельность дошкольника | Статья в журнале...

Основная деятельность дошкольника — игровая, в игре ребенок живет, растет, развивается. Игрой ребенок овладевает постепенно. Со стороны воспитателя игра требует постоянного тактичного, незаметного руководства.

Игра как средство развития личности ребенка младшего...

Основной деятельностью детей младшего дошкольного возраста является игра, и задача воспитателей и родителей — сделать эту игру максимально продуктивной, не ущемляя при этом интересов ребенка.

Игровые методы как средство развития познавательных...

игра, учебная деятельность, учебный процесс, ребенок, младший школьный возраст, группа игр, игровая деятельность, игровая ситуация, игровая технология, проблемная ситуация.

Игра как основной вид деятельности детей младшего...

Во время игры у ребенка улучшается эмоциональное состояние, что немало важно в период адаптации детей младшего школьного возраста к условиям детского сада, он получает огромное наслаждение от игры, что уравновешивает его психику...

Похожие статьи

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников, жизнь ребенка, сюжетно-ролевая игра.

Игра как один из методов досуговой деятельности в системе...

игра, дополнительное образование, ребенок, деятельность, метод театрализации, метод импровизации, дополнительное образование детей, равноправный духовный контакт, общее образование, свободное время.

Роль игровой деятельности в развитии личностного потенциала...

игра, ребенок, игровая деятельность, результат игры, окружающий мир, процесс игры, личность ребенка, влияние игры, игровая задача, сфера саморегуляции.

Формирование игровой деятельности у детей с ограниченными...

Рассматривая игру как «особую форму жизни ребенка, в которой осуществляется его связь с окружающей действительностью» (Д. Б. Эльконин), необходимо отметить значимость игровой деятельности для формирования социального ориентирования ребенка с выраженной...

Игра как средство всестороннего воспитания личности младших...

Игра является ведущей деятельностью дошкольников, имеет чрезвычайно важное значение для развития и формирования личности ребенка вообще, и для подготовки к школе в частности. Это главный метод педагогической коррекции.

Игровая деятельность дошкольника | Статья в журнале...

Основная деятельность дошкольника — игровая, в игре ребенок живет, растет, развивается. Игрой ребенок овладевает постепенно. Со стороны воспитателя игра требует постоянного тактичного, незаметного руководства.

Игра как средство развития личности ребенка младшего...

Основной деятельностью детей младшего дошкольного возраста является игра, и задача воспитателей и родителей — сделать эту игру максимально продуктивной, не ущемляя при этом интересов ребенка.

Игровые методы как средство развития познавательных...

игра, учебная деятельность, учебный процесс, ребенок, младший школьный возраст, группа игр, игровая деятельность, игровая ситуация, игровая технология, проблемная ситуация.

Игра как основной вид деятельности детей младшего...

Во время игры у ребенка улучшается эмоциональное состояние, что немало важно в период адаптации детей младшего школьного возраста к условиям детского сада, он получает огромное наслаждение от игры, что уравновешивает его психику...

Задать вопрос