Автор: Комарова Наталья Владимировна

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, декабрь 2011)

Статья просмотрена: 10900 раз

Библиографическое описание:

Комарова Н. В. Роль педагога в развитии креативности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 107-110.

В данной работе мы попытаемся выяснить роль педагога в развитии творческих способностей у младших школьников. Нам необходимо остановиться на традиционных подходах к рассмотрению данной проблемы. При этом особое внимание уделить тем педагогическим условиям, которые специфически влияют на развитие творчества младшего школьника.

Психолого-педагогические исследования, а также практика наших образовательных учреждений доказывает, что пик развития творческих способностей детей падает на младший школьный возраст, когда меняется характер тип деятельности по сравнению с дощкольным возрастом. Этот новый тип деятельности Л.С. Выготский характеризует как переход к творческой учебной деятельности, если иметь в виду тот факт, что во всех видах деятельности младшего школьника возникают совершенно своеобразные отношения мысли к действию, именно возможность воплощения замысла, возможность идти от мысли к актуализации, а не от ситуации к мысли. [2, с 10] Воображение младших школьников приобретает все более активный характер, у них развивается способность к творческой учебной деятельности.

Творческое начало проявляется и в замысле – в нахождении способов осуществления выполнения заданного материала, и в том, что дети не копируют виденное, а с большой искренностью и непосредственностью, передают свое отношение к учебной деятельности, свои мысли и чувства.

В младшем школьном возрасте закладываются основы творческой учебной деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к самостоятельности в обучении, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств [1, с .24].

Анализ работ Л.С. Выготского позволил сделать вывод о том, что необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой учебной деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях его будет учебная деятельность. Современные исследования показывают, что обучение младших школьников в игровой форме, особенно если оно осуществляется при умелом руководстве взрослых, способствует развитию у них творческого воображения, позволяющего им придумывать, а затем и реализовывать замыслы и планы коллективных и индивидуальных действий [3,с.32].

При использовании метода игрового обучения раскрываются особенности каждого ребенка, его интересы, хорошие и дурные черты характера. Наблюдение за детьми в процессе этого вида деятельности дают педагогу богатый материал для изучения своих воспитанников, помогают найти правильный подход к каждому ребенку [3,с.13].

Необходимо, чтобы игры были содержательными и воспитывающими, надо познакомить детей с определенным кругом явлений из жизни взрослых, постепенно раскрывая мотивы и нравственный смысл человеческой деятельности. Существенными факторами, влияющими на направленность обучения и воспитания младших являются художественная литература и произведения изобразительного искусства (картины, рисунки, иллюстрации).

Эстетические переживания детей неизменно связаны с внешним действием героя произведения. Ребенок не представляет себе образ, предложенный автором, если сам мысленно не принимает участия в жизни героя, не ставит себя на его место, это объясняется тем, что всякую мысль, чувство ребенок постигает через внешнее действие. Он как бы превращает в реальность киноленту образов и ассоциаций, возникших в его воображении под влиянием книги, картинки. В связи с этим выделяется такая особенность восприятия художественных произведений, как стремление реализовать свою внутреннюю активность в рисовании, в драматизации, а также в самостоятельных поисках и решениях. [4,с.25].

Художественно-графические произведения по-разному влияют на учебную деятельность детей. Одни вызывают желание сразу же развернуть беседу по их сюжетам, другие подсказывают новые образы, эпизоды, которые как вплетаются в прежний опыт учащихся, третьи помогают детям правильно передать внешний вид изучаемых образов.

В восприятии картин ярко проявляется индивидуальность детей. Одни обращают внимание на детали костюма и стремятся только к их воспроизведению, другие передают отношения между героями, третьи – их чувства, четвертые – активные физические действия. Ребенок создает образ в зависимости от индивидуальных особенностей, и здесь ярко сказываются особенности его личности и художественного воображения [5,с.25].

Книги и художественно-графические произведения, по мнению Л.П.Бочкаревой, обогащают творчество детей, способствуют развитию в них креативности. У учащихся появляется устойчивый интерес к определенным учебным дисциплинам. Для успешной деятельности ребенок активизирует свою мысль, припоминая художественное произведение, его образы. Качественно новая информация, поступающая посредством знакомства с произведениями искусства, ее закрепление в учебной деятельности в форме игры расширяет кругозор детей, обогащает знаниями о реальной деятельности. С помощью книг и картин учитель добивается сознательного отношения детей к изучению необходимого материала, устойчивого, глубокого интереса к нему. [6, с.24].

Сознательное отношение к учебной деятельности влияет на развитие творческого воображения ребенка. Оно становится более целенаправленным, богатым. В процессе обучения и воспитания дети способны осуществлять многообразные творческие поиски, мобилизовать свои знания, впечатления, полученные из различных источников, в том числе и из книг и картин. От изображения отдельных действий, внешнего вида героя они переходят к передаче его чувств, характера и глубины отношений, общественного смысла деятельности.

Произведения искусства оказывают влияние и на эстетическое воспитание детей. Знакомство с книгами и картинами сопровождается эмоциональными реакциями, устойчивым вниманием детей, у них возникает потребность в новых знаниях о людях, стремление познать их через художественные произведения. Это в свою очередь находит отражение в учебной и внеурочной деятельности и проявляется в способности детей творчески подходить к решению задач и выполнению различных упражнений[7,с23].

Задача учителя – сделать обучение увлекательным, насыщенным действиями. Дети при игровом обучении подражают деятельности взрослых, но не копируют ее, а комбинируют имеющиеся у них представления, выражают свои мысли и чувства, что способствует развитию их воображения, самостоятельности, непосредственности [8,с.35].

Очень важно в обучении не шаблонизировать игры, а давать простор детской инициативе. Нужно, чтобы дети сами формулировали задания, ставили себе цели. Педагог не должен стеснять инициативу ребят, расхолаживать их, навязывать им жёсткую дисциплину [10,с.15].

Обучая и воспитывая, учитель всегда должен помнить о том, что нужно развивать инициативу, самостоятельность детей, сохранять их непосредственность, радость обучения. Из приемов обучения и воспитания следует исключить всякого рода принуждение, никогда не фантазировать за ребенка, не придумывать за него способы и решения . Нужно очень деликатно влиять на развитие интересов, на чувства детей, направлять работу их мысли и воображения. Только при таком руководстве успешно развивается творчество в обучении и воспитании[9,с 12].

Особенно важно индивидуальное наблюдение за каждым ребенком. Ведь в творческом обучении, больше чем во всякой другой деятельности, он обнаруживает свои склонности, переживания. Лучше предлагать тему творческого задания не классу в целом, а отдельным детям или небольшими группами детей: это позволяет считаться с индивидуальными особенностями и возможностями каждого ребенка.

Таким образом, в современной отечественной психолого-педагогической литературе (Д.Б. Эльконин, А.П. Бочкарева, Д.В. Менджерицкая и др.) говорится о том, что развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста при обучении возможно, если создаются следующие условия: эмоционально-благополучная атмосфера, развитие инициативы детей в обучении, предоставление школьникам свободы и самостоятельности, а также проведение специальной работы по развитию творческих способностей в процессе обучения [1, с 44].

В педагогике существуют методы, которые специально направлены на развитие креативности у младших школьников. Интересным для нас представляется анализ комплексного метода руководства обучением в игровой форме, разработанного и апробированного в исследованиях группы авторов (С.Л.Новоселова, Е.В.Зварыгина, Н.Ф.Комарова и др.). Центральной идеей этого метода является необходимость системного подхода к обучению с учетом возраста ребенка и особенностей его учебной деятельности. Содержание комплексного метода составляют следующие компоненты:

  1. Планомерное обогащение жизненного опыта детей.

  2. Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им жизненного опыта.

  3. Своевременное изменение предметно-обучающей среды с учетом обогащающегося жизненного и учебного опыта детей.

  4. Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в обучении новых знаний, способов решения задач, способствующего вступлению детей во взаимодействие друг с другом.

Эти компоненты в основном соответствуют традиционному делению на прямые и косвенные методы руководства обучением. Авторы отдают предпочтение косвенным методам, утверждая, что учеба с самого начала организуется как самостоятельная деятельность детей. Особое значение они придают методу постановки учебной задачи (связан с развитием способности актуализировать опыт, имеющийся у ребенка, полученный как в учебной, так и внеурочной деятельности), когда дети упражняются в придумывании новых задач и их решений.

А.Страунинг выделяет метод создания ситуаций «мозгового штурма», который предполагает совместное обсуждение с детьми возникшей в процессе обучения проблемы путем постановки вопросов, позволяющих контролировать творческие решения встающих перед детьми проблем. Интерес к данному методу возник в связи с необходимостью активизировать творческиий потенциал ребенка.

Г.Я. Буш предлагает метод гирлянд и ассоциаций. Гирлянды аналогий формируются в виде списка слов. Это могут быть все части речи, а также сочетания слов. Цепочка слов может закончиться произвольно или тем словом, от которого «тянули» гирлянду. Этот метод применяется для стимулирования творческих проявлений детей и имеет «раскачивающее» значение.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы, проведенный в данной работе, позволяет нам заключить, что развитие креативности при обучении возможно, если инициатива в обучении принадлежит ребенку. Многие авторы в своих педагогических исследованиях подчеркивают, что взрослый должен руководить обучением младших школьников только косвенными методами, не разрушая инициативу и свободу выбора ребенка [9,с 30].


Литература:

1. Богоявленская Д.Б. О предмете исследования творческих способностей // Психол. Журнал.- 1995. - т.16. - №5. - С.49-58.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Изд. 2-е, М.,1957.

3. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М., 1956.

4. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. т.I. Психологическое развитие ребенка. - М.: Педагогика, 1986. - 320 с., ил.

5. Крупская Н.К. Пед. соч. – М., 1959. - т. 6. - С.54-55.

6. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. Изд. 2-е. - М., 1965.

7. Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1971.

8. Люблинская А. А. Очерки психологического развития ребенка. 2-е изд.-М.,1965. - С. 234-235.

9. Одаренные дети: пер. с англ./общ. ред. Бурменской и Слуцкого. - М., 1991.

10. Панов В.И. Некоторые теоретические и практические проблемы одаренности.// Прикладная психология. – 1998. - №3. - С.33-48.

Основные термины (генерируются автоматически): младших школьников, учебной деятельности, деятельности младших школьников, творческой учебной деятельности, внеурочной деятельности, творческих способностей, креативности младших школьников, внеурочной деятельности младших, речи младших школьников, познавательной деятельности младших, творческих способностей детей, развитии речи младших, учебной деятельности ребенка, Воображение младших школьников, тип деятельности, развитии креативности младших, обучение младших школьников, процессе обучения, обучением младших школьников, младших школьников средствами.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос