Автор: Жакун Виктория Викторовна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 20.04.2016

Статья просмотрена: 238 раз

Библиографическое описание:

Жакун В. В. Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей кадет в рамках реализации ФГОС // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 948-950.



Развитие личности — это процесс раскрытия качеств человека, во время которого происходит переход от простого к сложному, от несовершенного к совершенному. Проблемы интеллектуального, нравственного и социокультурного развития личности заставили открыть поиски новых форм развития творческого потенциала воспитанников.

Философы Ф. Бекон, И. Кант и Т. Мор за годы своей работы смогли открыть внутренний резерв человека, его врожденные возможности. Психологи Л. С. Выготский, А. Маслоу, С. Л. Рубинштейн определили природные свойства человека, а именно специфические способности и творческий потенциал. Исследователи В. И. Андреев, Л. С. Илюшин, М. С. Каган, А. В. Кирьякова, В. Г. Рындак долгое время изучали изменения привычного взгляда на объекты и области знаний. Все они доказали, что при правильном подходе и выборе метода развития личности можно достичь поставленных целей.

Цель каждого современного образовательного учреждения, в том числе и Севастопольского президентского кадетского училища, заключается в том, чтобы находить и развивать творческий потенциал ребенка, формировать его личность, которая в дальнейшем будет способна к самоопределению и самоусовершенствованию. Задача педагогов заключается в том, чтобы правильно организовать учебную деятельность, во время которой каждый кадет захотел бы сам получать определенные знания и навыки, самостоятельно находить пути решения проблем. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня или к профессии, специальности и направлению подготовки в сфере образования. Развивать творческий потенциал воспитанников можно с помощью внеурочной деятельности.

Главная задача такой деятельности заключается в возможности обнаружить способности и задатки у кадет и, исходя из них, формировать неповторимую творческую личность.

Формы внеучебной деятельности могут быть разными: читательские конференции, клубы, кружки и секции, работы исследовательского характера, смотры, конкурсы и т. д. Чтобы привлечь кадет к внеурочной деятельности педагоги применяют следующие репродуктивные методы:

  1. Метод стимулирования. Стимуляция дает возможность развивать у воспитанника интерес к определенным занятиям.
  2. Метод соревнования. Стремление к первенству, приоритету и самоутверждению есть в каждом человеке и, особенно у молодых людей.
  3. Метод поощрения. Поощрение является сигналом об успехе, в нем содержится общественное признание и уважение.

К основным задачам внеурочной деятельности относятся:

 повышение влияния педагога на жизнь воспитанников в свободное время;

 организация общественно-полезной деятельности учащихся совместно с коллективами учреждения внешкольного воспитания;

 выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей, обучающихся к различным видам деятельности;

 помощь в поиске «себя»;

 создания необходимых условий для индивидуального развития;

 развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

 создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

 развить опыт взаимодействия и сотрудничества с обществом;

 воспитание культуры досуговой деятельности воспитанников. [1]

Таким образом, с помощью внеурочной деятельности можно сформировать интерес кадета к определенной тематике, а в последующем создать ситуацию, в которой он сможет задействовать полученные знания и получит новые навыки.

Одними из основных задач реализации основной образовательной программы основного общего образования (ФГОС) является: «Выявление и развитие способностей обучающихся…, их интересов через систему клубов, секций, студий и кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования; организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности. [2]

Говоря иначе, современное образование должно содействовать тому, чтобы воспитанники научились активизировать свой творческий потенциал. В связи с этим в настоящее время вопросы формирования творческого потенциала личности в процессе школьного образования становятся актуальными.

Творческий потенциал личности уже долгое время является предметом исследований. Многие ученые стремятся найти «теорию творчества» и успешно внедрить ее в жизнь. На данный момент проблема творчества является одной из самых актуальных и требует кардинальных доработок. Указывая на влияние социальной среды, ученые не отодвигают на второй план и биологическую природу человека. Они считают, что она также влияет на процесс развития личности воспитанника. Биологическая сущность человека проявляется в природной способности к развитию, определенным врожденным задаткам и предрасположенности к одному из видов деятельности.

Существенно влияющим фактором в развитии личности кадет является воспитание. Правильно организованное и целенаправленное обучение позволяет развивать у кадет определенные задатки еще с раннего возраста. Понятие «творчество» включает в себя деятельность человека, которая приносит новые материальные и духовные ценности. В результате такой деятельности создается что-то новое, чего ранее не было.

Доктор психологических наук Ю. Н. Кулюткин особое внимание уделил анализу личности обучающихся. Особенно он подчеркнул важность формирования в ходе обучения такого качества личности, как творческий потенциал.

Кулюткин считал, что творческий потенциал человека является системным образованием личности и такая система характеризуется мотивационными, интеллектуальными и психофизиологическими резервами развития. [3]

Доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Т. Г. Браже определил творческий потенциал как совокупность знаний, умений и убеждений человека. По мнению Браже именно наличие данных качеств позволяет в дальнейшем строить и регулировать человеческую деятельность, формировать открытость ко всему новому, вырабатывать высокую степень развития мышления, мыслительную гибкость, оригинальность, способность быстро менять приемы действий в соответствии с новыми условиями деятельности.

Творческий потенциал воспитанников представляет собой качество характера, которое имеет системную организацию и сложную структуру со стороны целостного понимания личности.

В творческий потенциал входит:

 готовность и способность к саморазвитию;

 сформированность мотивации к обучению и познавательной деятельности;

 освоение сложных понятий и универсальных учебных действий;

 владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности. [4]

Во многом развитие творческих способностей кадет зависит и от самовоспитания. Самовоспитание — это процесс усвоения человеком определенных навыков и способностей, которые появляются в результате внутренних душевных факторов, обеспечивающих дальнейшее развитие личности. Воспитание и самовоспитание являются двумя сторонами одной медали. То есть, одно без другого просто невозможно. Самовоспитание дает кадету возможность самообразовываться, усовершенствовать свои навыки и способности, что естественно, отражается и на творческой деятельности. Самовоспитание так же позволяет формировать установки, полезные для человека и общества. Со стороны педагогики понятие «самовоспитание» описывается как внутренний мир человека, где мы самостоятельно задаем направление своих действий и мышлений.

Правильное взаимодействие педагога с кадетами и создание комфортного педагогического процесса являются воспитательным воздействием, которое лишь частично оказывает влияние на развитие личности кадета.

Педагогическая задача в развитии личности воспитанника заключается в том, чтобы:

 научить его правильно воспринимать окружающий мир и осознавать работу собственных психических процессов;

 побуждать к взаимодействию с обществом;

 вызывать желание к самовоспитанию и самоусовершенствованию. [5]

Самовоспитание и самоусовершенствование позволяет целенаправленно формировать и развивать определенные качества и способности.

Творческая деятельность может быть разделена на:

 массовое творчество — творчество миллионов;

 коллективное творчество — группы, бригады, коллективы;

 индивидуальное творчество — работа одного человека.

Творчество — это непрерывное движение. В нем нет постоянства, есть подъемы, застои и спады. Высшей точкой творчества является вдохновение.

В Сев ПКУ развитие творческих способностей кадет осуществляется в процессе подготовки и участия в различных мероприятиях каждого из направлений внеурочной деятельности.

Учителями, воспитателями и педагогами-организаторами задействуются разные методы и формы развития личности кадет, формируется их творческий потенциал.

Внеурочная работа в нашем училище направлена на раскрытие творческих способностей каждого кадета. Принимая активное участие во внеурочных мероприятиях, воспитанник имеет возможность развить свои способности, ощутить свою уникальность и востребованность, самобытность и неповторимость. Конечно, это очень серьёзная и ответственная работа. Но её процесс и результаты приносят радость и удовлетворение всем участникам образовательного процесса.

Литература:

  1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. /Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2010/
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Федеральный закон Рос. Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897ФЗ. [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации [Сайт]. — http://minobr.gov-murman.ru/files/Pr_1897.pdf/
  3. Кулюткин Ю. Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личнсти. Ценностно-смысловой анализ. — СПб. СПбГУПМ, 2001.
  4. Браже Т. Г. Развитие творческого потенциала и изучение профессионального мастерства учителя литературы. Методические рекомендации. Ленинград, 1996
  5. Петровский А. В. Психология развивающейся личности.1987. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб. Изд-во «Питер», 2000.
Основные термины (генерируются автоматически): творческий потенциал, развития личности, внеурочной деятельности, творческого потенциала, личности кадет, потенциал воспитанников, творческих способностей, личности воспитанника, развития творческого потенциала, помощью внеурочной деятельности, развитии личности, Творческий потенциал личности, творческий потенциал воспитанников, развитие творческих способностей, творческий потенциал человека, развитие личности, развитии личности кадет, творческий потенциал ребенка, творческого потенциала личности, Федеральный государственный образовательный.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос