Библиографическое описание:

Муромцева О. В. Игровые технологии в начальной школе // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1252-1254.



В данной статье раскрываются особенности применения игровых технологий в начальной школе, рассматриваются возможности игровых технологий в деле полноценного развития сознания личности младшего школьника. Также дана классификация дидактических игр. Применение игры на уроке даёт возможность учителю выйти на новый, творческий уровень взаимодействия с учащимися.

Ключевые слова: современные образовательные технологии, игровые технологии, учебный процесс, дидактические игры, младший школьник, развитие личности.

Одной из основных задач учителя начальной школы является развитие у детей способности применять полученные знания на практике, а также адаптироваться в современном мире и суметь реализовать себя в будущем. Одним из способов решения этих вопросов является применение современных педагогических технологий в процессе образования, которые позволяют разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность учащихся, развивать познавательные способности. Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К ним можно отнести игровые технологии.

В самых разных системах обучения особое место отводится игре и определяется это тем, что игра созвучна природе ребёнка. Ребёнок от рождения и до наступления зрелости очень большое внимание уделяет разнообразным играм. Как сказал когда-то Сухомлинский В.А.: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» [2; с. 104].

Для детей младшего школьного возраста характерны непосредственность восприятия, яркость и лёгкость вхождения в игровые ситуации и образы. Для младшего школьника игра имеет исключительное значение, игра для них и учёба, и труд, и серьёзная форма воспитания.

Способность включаться в игру не связана с возрастом, но в каждом возрасте игра имеет свои характерные особенности. Не всякая игра имеет существенное образовательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной игры. Игровая деятельность в учебном процессе позволяет реализовать дидактические, воспитывающие, развивающие и социализирующие цели [1, с. 173].

Необходимо использовать игры и игровые моменты во всём процессе обучения — и на уроках, и во внеурочной деятельности, и особенно в работе с первоклассниками. Стоит только произнести: «Давайте поиграем!», — как ученики мгновенно преображаются, у них появляется интерес и стремление быстро выполнить какое-то задание. Педагогическое значение игры ещё и в том, что эта технология позволяет педагогу освоить для себя новую позицию, выйти на новый уровень. Игра становится совместным полем деятельности педагога и школьника. Автором игры, как правило, выступает педагог, а творческое обогащение содержания игры остаётся за учеником. Так появляется новый уровень познавательной деятельности — не просто творчество, а совместное творчество педагога и ученика, которое позволяет не только освоить содержательное пространство изучаемого предмета, но и способы решения проблем межличностных отношений.

В процессе изучения и использования на практике дидактических игр сложилась их классификация по уровню деятельности учащихся. Во-первых, игры, требующие от детей исполнительской деятельности. Эту группу игр дети выполняют по образцу или указанию. В процессе таких игр школьники знакомятся с простейшими понятиями, учатся считать, писать, читать. В этой группе игр могут использоваться, например, такие задания: придумать слова, числовые выражения, выложить узор, начертить фигуру подобную данной.

Во-вторых, это игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую форму деятельности. Сюда могут относится игры, которые способствуют формированию навыков правописания, вычислительных навыков и т.п.

В-третьих, игры, в которых на первом месте выступает контролирующая деятельность. К этой группе можно отнести игры «Я учитель», «Я контролёр», «Я милиционер» и т.п., в процессе которых, ученики занимаются проверкой чьей-то работы.

Повышенное внимание необходимо уделять тем играм, которые требуют от детей преобразующей и поисковой деятельности. К данной группе игр, школьники испытывают большой интерес, так как им нравится сравнивать, анализировать, находить какие-то различия или сходство, интересен поиск недостающего. Дидактические игры можно использовать на всех уроках в начальной школе путём разнообразных игровых ситуаций, а также изменяя героя, правила, сюжеты и т.д.

Одним из главных секретов хорошего самочувствия учащихся начальных классов и высокой активности в учебном процессе является применение игровой технологии на уроке. Игра — это естественная и щадящая для ребёнка форма обучения. Обучая с помощью игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его воспринять. Игра помогает делать урок живым, а общение искренним, помогает дойти до ума и сердца каждого ребёнка, вызвать творческий интерес к предмету. Назначение игр не сводится лишь к заполнению свободного времени, это надо помнить при организации и проведении игровых занятий на уроках. В зависимости от того, какие именно психологические свойства и качества, необходимые детям, они решают, какие образовательные и воспитательные цели развивают. Подбор игр должен быть осмысленным, последовательным, целенаправленным и выполненным в определённом порядке.

Школа зачастую отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребёнку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьёзным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы. В качестве таковых и выступают дидактические игры. В.А. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка… Для него игра — это самое серьёзное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. … Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества» [2; с. 57].

Участие младших школьников в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив. Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступной для учащихся, соответствовать их потребностям и интересам. Понятно, что непосильное задание отбивает интерес к игре, а очень простое воспринимается как развлечение. Игра должна быть посильной, но в то же время содержать некоторые трудности, требующие от ученика концентрации внимания, активизации мыслительных процессов и памяти. С помощью игр удаётся углубить и закрепить полученные знания, развить приобретённые детьми навыки. Игры уменьшают степень нервно-психологического напряжения, содействует созданию положительных эмоций, помогают овладеть знаниями. Любая игра способствует развитию у детей различных видов мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, обоснованности суждений, развитию зрительной памяти, привычки к самопроверке, умению доводить начатую работу до конца. Следовательно, активное внедрение в учебный процесс разнообразных развивающих игр позволит повысить эффективность учебного процесса.

Каждый педагог должен иметь свою энциклопедию игр, которые он мог бы предложить ученикам. Правильно подобранную, умело и уместно проведённую игру следует считать таким же важным и необходимым элементом образовательной работы, как и урок. Играя, человек приобретает новый социальный опыт, самореализуется, расширяет границы своего разума.

Литература:

  1. Коломенских Я. Л. Детская психология. /Я.Л. Коломенских, Е. А. Панько. — Минск, Университетское, 1988, — 223с.
  2. Сухомлинский В.А. Об умственном воспитании./Сост. М.И. Мухин — Киев: Рад. Школа, 1983. — 233 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дидактические игры, полноценного умственного развития, дидактических игр, младшего школьника, учебном процессе, характер познавательной игры, группе игр, классификация дидактических игр, Педагогическое значение игры, младшего школьника игра, игры «Я учитель», Сухомлинский В.А, игровые технологии, обогащение содержания игры, организационную роль игры, «Без игры, Применение игры, огонёк пытливости, личности младшего школьника, практике дидактических игр.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос