Формирование познавательных универсальных учебных действий на основе игровых технологий во внеурочной деятельности | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Братчикова Ю. В., Шестакова Н. В. Формирование познавательных универсальных учебных действий на основе игровых технологий во внеурочной деятельности [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 49-51. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/237/11758/ (дата обращения: 25.06.2018).



Формирование познавательных универсальных учебных действий на основе игровых технологий во внеурочной деятельности

Братчикова Юлия Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент;

к.п.н., доцент кафедры психологии образования,

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет»,

г. Екатеринбург

e-mail: bratuv@yandex.ru

Шестакова Надежда Владимировна, студент

Уральский государственный педагогический университет (г. Екатеринбург)

В статье раскрываются особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников, а также рассматривается практическое применение и результаты внедрения игровых технологий во внеурочной деятельности.

Ключевые слова: умение учиться, универсальные учебные действия, познавательные универсальные учебные действия, внеурочная деятельность, младший школьник, игра

Образование стремительно развивается, на смену старому государственному стандарту вступил в силу новый Федеральный государственный образовательный стандарт. Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную и внеурочную. Основным подходом в образование становится системно — деятельностный подход. [3]

В образовательной деятельности активно используется термин — «универсальные учебные действия». Понятие «учебные действия» рассматривается в трудах таких известных ученых: Т. В. Габай, Л. Л. Гуровой, В. В. Давыдова, И. А. Зимней, И. И. Ильясова, А. В. Карпова, А. Н. Леонтьева, А. К. Марковой, Н. Ф. Талызиной, Э. Д. Телегиной, О. К. Тихомирова, Ю. Г. Фокина, Д. Б. Эльконина. И каждый из авторов имел свое собственное представление об учебных действиях. Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. [2]

Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.

Современный педагог в своей деятельности направлен на развитие всесторонней развитой личности. В учебном процессе развитие познавательных процессов является главной и основной целью педагога. Но параллельно с учебной деятельностью развитие ребенка предполагается и во внеурочной среде.

Внеурочная (внеучебная) деятельность школьников (ФГОС)является одним из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Воспитание и обучение должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную и внеурочную. Внеучебная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. В ее основе не редко закладывают развитие личностных и метапредметных УУД.

Результативность данной деятельности, в формировании познавательных универсальных учебных действий у младших школьников, обусловлены тем, что в качестве главного целевого ориентира рассматривается неурочная обстановка.

Из собственных наблюдений и опыта, а также опираясь на труды выдающихся ученых, таких как Л. С. Выготский, А. В. Петровский, В. С. Мухин, используя игровые технологии, обучение происходит более продуктивно. Так как является близким к возрастным особенностям младших школьников. [5]

Ведущим видом деятельности младших школьников является — обучение, но самым оптимальной и приемлемой для продуктивной деятельности в данном учебном учреждении является игра. Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Известный российский психолог Л. С. Выготский, занимавшийся проблемой развития интеллектуальных способностей и логического мышления детей младшего школьного возраста, в своем основном труде «Культурно-историческая концепция развития основных мыслительных функций» отмечал, что у младших школьников наблюдается интенсивное развитие интеллекта. [5]

Умение логически мыслить, по мнению А. В. Петровского, включает в себя множество умений: умение ориентироваться на существенные признаки объектов и явлений, умение подчиняться законам логики, строить свои действия в соответствии с ними, умение производить логические операции, осознанно их аргументируя, умение строить гипотезы и выводить следствия из данных посылок.

Работая в общеобразовательной школе, мы нередко сталкиваемся с вопросом успеваемости учащихся. Данный вопрос касается не только подростков, у которых ведущий вид деятельности — общение. Это касается так же учащихся младших классов. Снижен интерес к обучению, низкий уровень интеллектуальных способностей, а также ряд подобных проблем мы встречаем у детей младшего школьного возраста.

В эпоху компьютерных технологий дети разучились размышлять, анализировать, а также играть. Таким образом, «Играя — учимся» — выбран девиз нашей деятельности как педагога — психолога и учителя начальных классов.

Опираясь на данные проведенных диагностик, учащихся 1–4 класса на предмет освоения универсально учебными действиями. Самые низкие показатели в овладении универсальными учебными действиями были результаты — познавательных УУД. Выявлено, что из 100 % обучающихся 49,1 % имеют средние показатели познавательных УУД, 20,9 % высокие показатели. С низкими показателями овладения познавательными УУД является около 30 % учеников.

Диагностика проводится в начале и в конце учебного года. Тем самым наблюдаем за динамикой развития каждого ребенка. Таким образом, учитывая возрастные и индивидуальные особенности контингента, разработана коррекционно-развивающая программа «Интеллектуальные ступеньки» для учащихся начальных классов. [4]

Цель данной программы: Формирование познавательных универсальных учебных действий (УУД) младших школьников во внеурочной деятельности. Программа имеет 3 этапа, на каждом из этапов проводится диагностика динамики развития познавательных УУД.

Программа «Интеллектуальные ступеньки» представляет собой систему занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет, состоит из 34 занятий (1 занятие в неделю). Курс относится к общеинтеллектуальному направлению, рассчитан на каждый год обучения в начальной школе.

Основным направление развития и коррекции познавательных УУД является игровые — путешествия. Учащиеся в ходе игры, анализируют, сравнивают, решают логические задачи, отгадывают кроссворды, работают в интерактивные игры. Все мероприятия направлены на групповое взаимодействие. В ходе реализации программы, ученики уже поучаствовали в дистанционных олимпиадах и показали положительные результаты.

На основе анализа изученной нами литературы, можно сделать вывод о том, что в процессе формирования умения учиться познавательные универсальные учебные действия занимают одно из важных мест.Таким образом, познавательные универсальные учебные действия имеют основное значение в овладении предметными знаниями в учебной деятельности школьников, так как включаются в ее структуру и связаны с регулятивными, личностными и коммуникативными универсальными учебными действиями.

Литература:

  1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». М.: Просвещение, 2008г
  2. Вачков И. В., Гриншпун И. Б., Пряжников Н. С. Введение в профессию “психолог”. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО “МО ДЭК”, 2004. — 464 с. (серия “Библиотека психолога”).
  3. Горский В. А. (ред.) Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Авторы: Горский В. А., Тимофеев А. А., Смирнов Д. В. и др. — М.: Просвещение, 2010.
  4. Зверева Н. В. «Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний»/ Зверева Н. В. -Москва, 1983г.
  5. Тихомирова Л. Ф. «Развитие интеллектуальных способностей школьников»/ Тихомирова Л. Ф. -Академия развития, 1999г.
  6. Удодова Н. И. Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай. Волгоград: Учитель, 2008
Основные термины (генерируются автоматически): действие, внеурочная деятельность, образовательная деятельность, учащийся, умение, обучение, ведущий вид деятельности, младший школьный возраст, екатеринбург, Федеральный государственный образовательный стандарт.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос