Развитие коммуникативных способностей младших школьников во внеурочной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (363) май 2021 г.

Дата публикации: 16.05.2021

Статья просмотрена: 842 раза

Библиографическое описание:

Борзых, Г. А. Развитие коммуникативных способностей младших школьников во внеурочной деятельности / Г. А. Борзых. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 21 (363). — С. 383-385. — URL: https://moluch.ru/archive/363/81123/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье рассматривается проблема развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности. Представлены и проанализированы результаты апробации психолого-педагогической программы развития коммуникативных способностей детей, основанной на включении их в игровую деятельность.

Ключевые слова: коммуникативные способности, младшие школьники, внеурочная деятельность.

The article deals with the problem of the development of communication skills in children of primary school age in extracurricular activities. The article presents and analyzes the results of approbation of the psychological and pedagogical program for the development of children's communicative abilities, based on their inclusion in play activities.

Keywords: communication skills, younger students, extracurricular activities.

Проблема коммуникативного развития обучающихся является важной задачей современного образования. Особую значимость коммуникативное развитие имеет в младшем школьном возрасте, так как современное общество ждет от подрастающего поколения умения общаться, различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в различных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение, уметь проявлять к другим уважение, сочувствие и эмпатию.

Был проанализирован ряд научных работ. Так, И. М. Михайлова рассматривает коммуникативные способности как способности личности, обеспечивающие эффективность ее общения с другими личностями и психологическую совместимость в совместной деятельности [4]; К. К. Платонов коммуникативные способности определяет как способности к образованию межличностных отношений, обеспечивающие успешную коллективную деятельность и нахождение в ней каждой личностью своего места, а также сплочение коллектива, способность привлекать к себе людей [цит. по: 1]; Ф. Б. Ломов разделяет коммуникативные способности на три группы: перцептивные, информационно-коммуникативные и интерактивные способности [3].

С одной стороны, коммуникативные способности универсальны, потому что они имеют отношение к развитию любого человека, с другой стороны — индивидуальны для каждой возрастной группы, так как для успешного их формирования и развития они должны учитывать различные специфические особенности (психологические, возрастные, индивидуальные и так далее).

Младший школьный возраст является важным периодом в формировании коммуникативных способностей, так как именно это время определяет решение ряда коммуникативных и социальных проблем:

 происходит перестроение отношений ребенка с окружающими его людьми;

 происходит открытие ребенком нового места в социальном пространстве человеческих взаимоотношений;

 начинается активное формирование важных коммуникативных способностей, способностей, навыков и социальных качеств личности ребенка;

 именно в школе предъявляются новые требования в отношении речевого развития ребенка;

 отмечается активное развитие рефлексивных способностей, от правильного формирования которых напрямую зависят многие важные аспекты жизни личности ребенка;

 происходит социальная адаптация;

 ребенок еще не теряет интерес к игровой деятельности, что делает этот период оптимальным в эффективном использовании игры для развития коммуникативных способностей и способностей социального поведения [2].

Эффективность процесса развития коммуникативных способностей во многом зависит от правильного выбора учителем соответствующих форм работы с учащимися младшего школьного возраста.

В экспериментальной работе, проведенной с учащимися начальных классов, нами была поставлена цель — разработать и апробировать психолого-педагогическую программу развития коммуникативных способностей младших школьников во внеурочной деятельности.

В рамках ФГОС под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах отличных от классно-урочной, и направленная на достижение школьниками личностных, метапредметных и предметных результатов.

Е. В. Советова определяет внеурочную деятельность как понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их социализации и воспитания. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся [5].

Имеющийся опыт использования игровых методик в отечественной и зарубежной школе доказывает, что развивать коммуникативные умения и социальное поведение целесообразно в процессе игры как наиболее точной и доступной модели общения младших школьников.

Игра предполагает создание воображаемых (условных) ситуаций и их обыгрывание. Создание образов и их проигрывание (проживание) и является составными компонентами коммуникативной игры, которая используется для тренировки навыков и способностей общаться и может проводиться в парной (диалог) или групповой (полилог) форме с последующим анализом действий участников игры. Сюжеты таких игр представляют реальные и вымышленные ситуации общения.

Разработанная развивающая программа эксперимента была направлена на развитие перцептивных, информационно-коммуникативных и интерактивных компонентов способностей детей.

На формирующем этапе эксперимента было проведено 20 групповых внеурочных мероприятий, каждое из которых было организованно с применением игровых технологий.

С детьми были проведены сюжетно-ролевые, творческие игры, игры-драматизации, игры-упражнения, подвижные игры, игры — ситуации.

По окончания комплекса занятий получены положительные результаты. Особо следует отметить положительный результаты в развитии интерактивного компонента коммуникативных способностей: отсутствие конфликтных ситуаций; партнерство; способность ориентироваться в ситуации общения; удовлетворенность в общении. Высоким уровнем интерактивных способностей обладают 11 человек из 24, средним — 11 человек, низким — 2 человека.

Групповая форма работы позволяет включить всех участников, которые в ходе выполнения поставленных задач идут к общей цели, имеют общий план работы и учатся взаимодействовать друг с другом для получения успешного результата деятельности.

Литература:

  1. Брагуца А. В. Развитие коммуникативной компетенции учащихся в начальной школе // Начальная школа. — 2010.
  2. Волков, Б.С., Волкова, Н. В. Возрастная психология. В 2-х частях. Ч. 2: От младшего школьного возраста до юношества: Учебное пособие для студентов ВУЗов / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. — М.: ВЛАДОС, 2005.
  3. Ломов Ф. Б. Проблема общения в психологии: хрестоматия по психологии. — М., 1987. — С. 108–117.
  4. Михайлова, И. М. Формирование коммуникативных способностей младших школьников с использованием наглядности. / И. М. Михайлова. — М.: Псков, ПГПУ, 2005.
  5. Советова Е. В. Школа нового поколения. Административная работа. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): способность, внеурочная деятельность, младший школьный возраст, игра, игровая деятельность, психолого-педагогическая программа развития, ситуация общения, социальное поведение.


Похожие статьи

Значение игровой деятельности для развития и социализации...

Значение игры в развитии младших школьников. Игра — это некая деятельность ребенка или взрослого в условиях искусственно моделирующих реальные ситуации, в которых человек воспроизводит. С помощью игры ребенок приучается к труду и продолжению дела старшего...

Формирование социально-психологической компетентности...

Коротина Ю. В. Формирование социальной компетентности младших школьников

Фельдштейн Д. И. Психолого-педагогическая наука как ресурс развития современного

Младший школьный возраст — это первый период приобщения ребенка к общественной...

Психолого-педагогические особенности детей младшего...

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы этого возраста различны в разных странах и в разных исторических условиях. Эти границы могут быть условно определены в...

Внеурочная деятельность младших школьников

Внеурочная деятельность школьников — это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития...

Формирование познавательных универсальных учебных действий...

Ведущим видом деятельности младших школьников является — обучение, но самым оптимальной и приемлемой для продуктивной деятельности в данном учебном учреждении является игра. Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций...

Социально-психологическое развитие ребенка в младшем...

1. Учебная деятельность в младшем школьном возрасте общественная по своему

Чувство ответственности представляет собой способность ребенка понимать ситуацию и

Таким образом, младший школьный возраст — это период развития ребенка в возраст от 6 до 11...

Роль внеклассной деятельности в воспитательном процессе...

Заниматься воспитанием детей младшего школьного возраста с девиантным поведением во внеурочной деятельности — значит не только

Социально-педагогическая профилактика девиантного... Проблема отклоняющегося поведения школьников — одна из актуальных...

Психологические и возрастные особенности младшего школьника

Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в школе, и длится примерно до десяти лет. На этапе младшего школьного возраста ребёнок переживает кризис семи лет, социальная ситуация его развития меняется.

Развитие навыков общения у детей младшего возраста через...

Развитие творческих способностей и воображение в процессе игрового общения. Развитие навыков общения в различных жизненных

Младший возраст — важнейший период в развитии дошкольника, который характеризуется высокой интенсивностью физического и...

Похожие статьи

Значение игровой деятельности для развития и социализации...

Значение игры в развитии младших школьников. Игра — это некая деятельность ребенка или взрослого в условиях искусственно моделирующих реальные ситуации, в которых человек воспроизводит. С помощью игры ребенок приучается к труду и продолжению дела старшего...

Формирование социально-психологической компетентности...

Коротина Ю. В. Формирование социальной компетентности младших школьников

Фельдштейн Д. И. Психолого-педагогическая наука как ресурс развития современного

Младший школьный возраст — это первый период приобщения ребенка к общественной...

Психолого-педагогические особенности детей младшего...

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы этого возраста различны в разных странах и в разных исторических условиях. Эти границы могут быть условно определены в...

Внеурочная деятельность младших школьников

Внеурочная деятельность школьников — это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития...

Формирование познавательных универсальных учебных действий...

Ведущим видом деятельности младших школьников является — обучение, но самым оптимальной и приемлемой для продуктивной деятельности в данном учебном учреждении является игра. Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций...

Социально-психологическое развитие ребенка в младшем...

1. Учебная деятельность в младшем школьном возрасте общественная по своему

Чувство ответственности представляет собой способность ребенка понимать ситуацию и

Таким образом, младший школьный возраст — это период развития ребенка в возраст от 6 до 11...

Роль внеклассной деятельности в воспитательном процессе...

Заниматься воспитанием детей младшего школьного возраста с девиантным поведением во внеурочной деятельности — значит не только

Социально-педагогическая профилактика девиантного... Проблема отклоняющегося поведения школьников — одна из актуальных...

Психологические и возрастные особенности младшего школьника

Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в школе, и длится примерно до десяти лет. На этапе младшего школьного возраста ребёнок переживает кризис семи лет, социальная ситуация его развития меняется.

Развитие навыков общения у детей младшего возраста через...

Развитие творческих способностей и воображение в процессе игрового общения. Развитие навыков общения в различных жизненных

Младший возраст — важнейший период в развитии дошкольника, который характеризуется высокой интенсивностью физического и...

Задать вопрос