Социально-психологическое развитие ребенка в младшем школьном возрасте | Статья в сборнике международной научной конференции

Авторы: ,

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)

Дата публикации: 30.09.2014

Статья просмотрена: 273 раза

Библиографическое описание:

Ахмедова А. М., Махмудова Ф. А. Социально-психологическое развитие ребенка в младшем школьном возрасте [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 134-137. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6198/ (дата обращения: 17.10.2018).

Приход ребенка в школу связан с перестройкой всей системы отношений ребенка с действительностью: изменяется ход его жизни и деятельности. У ребенка, поступившего в школу, возникают новые взаимоотношения с окружающими его людьми, появляются новые, связанные со школой серьезные обязанности.

Школой оценивается качество учебной работы школьника, его поведение. В свою очередь эта оценка влияет на характер отношений ребенка с окружающими: с учителями, родителями и товарищами. Л. И. Божович отмечает, что к школьнику, небрежно относящему к учебным обязанностям, манкирующему школой, не желающему учиться, окружающие относятся иначе, чем к ребенку, который старается прилежно исполнять свой, общественный долг [2,3].

Изменения в жизни ребенка обусловливают серьезные перестройки в системе его отношений со взрослыми и сверстниками. Теперь система «учитель-ребенок» становится определяющей в отношениях между ребенком с одной стороны, и родителями и другими детьми — другой.

Новое положение в обществе состоит в том, что ребенок переходит от свободного, от постоянных обязанностей существования к обязательной, общественно значимой деятельности: он обязан учиться. Теперь он подчинен системе строгих, обязательных для всех школьных и связанных с этим общих социальных правил.

Переход к систематическому обучению в школе позволяет ребенку вступить в новое отношение с окружающими его людьми, иначе говоря, занять новое для него, характерное для школьника положение в нашем обществе. Переход к этому новому положению и составляет основную предпосылку для формирования личности.

Ведущей деятельностью младшего школьника является учебная деятельность. Начиная с момента поступления ребенка в школу, она на всю систему его отношений. По мнению Д. Б. Эльконина, ее роль приоритетна потому, что, во-первых, через нее осуществляются основные отношения ребенка с обществом; во-вторых, в них осуществляется формирование как основных качеств личности ребенка школьного возраста, так и отдельных психических процессов. Объяснение возникающих в школьном возрасте основных новообразований невозможно вне анализа процесса формирования учебной деятельности и ее уровня.

Д. Б. Эльконин описал ряд специфических особенностей учебной деятельности в младшем школьном возрасте [3]:

1.         Учебная деятельность в младшем школьном возрасте общественная по своему содержанию, смыслу, и форме, но вместе с тем реализуется индивидуально, а ее продукты — это продукты индивидуального усвоения. В процессе учебной деятельности младший школьник осваивает умения и знания уже выработанные человечеством. Предметом изменения в учебной деятельности является не изменение самих знаний, а изменения субъекта обучения.

2.         Один из главных итогов учебной деятельности — это приобретение школьником умения свою работу на различных уроках подчинять обязательным правилам, которые выработаны в обществе. Процесс подчинения правилам помогает сформировать у ребенка умение регулировать свое поведение.

К моменту поступления ребенка в школу формирование учебной деятельности только начинается. Процесс и эффективность формирования учебной деятельности зависят от содержания усваиваемого материала, конкретной методики обучения и форм организации учебной работы школьников. Современная методика обучения в младших классах школы арифметике и русскому языку построена без учета необходимости формирования учебной деятельности. В силу этого формирование учебной деятельности в значительной степени происходит стихийно. Как указывал Д. Б. Эльконин, формирование учебной деятельности должно быть включено в систему задач, осуществляемых в процессе обучения в начальных классах школы [3].

Л. И. Божович подробно исследовала роль учебной деятельности для развития психических процессов и личности младшего школьника [2]. Она писала, что в младшем школьном возрасте ребенок впервые становится как в школе, так и в семье членом настоящего трудового коллектива, что является основным условием формирования его личности. Следствием этого нового положения ребенка в семье и в школе является изменение характера деятельности ребенка. Жизнь в организованном школой и учителем коллективе приводит к развитию у ребенка сложных социальных чувств и к практическому овладению важнейшими нормами и правилами общественного поведения.

Переход к систематическому усвоению знаний в школе является фундаментальным фактом, формирующим личность младшего школьника и постепенно перестраивающим его познавательные процессы. Учебная деятельность школьников постепенно изменяет их отношение к действительности, ставит перед ними теоретические учебно-познавательные задачи, заставляет проникать за видимость вещей в их внутреннюю сущность. В этой деятельности развиваются и совершенствуются отвлеченное логическое мышление ребенка и высшие формы его восприятия и памяти.

Однако, указывала Л. И. Божович, решающая роль школьного обучения в развитии психики ребенка зависит как от содержания знаний, так и от способа их усвоения. Систематическое усвоение основ наук обогащает ребенка новыми знаниями, расширяет его кругозор, дает новое содержание его психической деятельности; в свою очередь это новое содержание изменяет характер умственных процессов, характер деятельности мозга. На протяжении школьного возраста изменяется не только то, о чем думает и что запоминает ребенок, но и то, как он думает и как запоминает [2].

Обучение в школе предъявляет к ребенку новые требования: сознательно поставленной специальной цели — учиться; умения подчинить свои умственные процессы этой цели. Ребенок-школьник не может запоминать лишь то, что ему само запоминается на уроке. Он должен уметь активно запоминать и заучивать то, что от него требуется. Он не может быть внимателен только к тем предметам, которые ему непосредственно интересны, которые сами привлекают его внимание. Он должен быть внимателен ко всему, что говорится или делается на уроке.

Те же требования школьное обучение предъявляет и ко всем другим психическим процессам: к восприятию, мышлению, речи и пр. Иначе говоря, в школьном возрасте впервые появляется усвоение знаний как особая, специфическая деятельность, как учение в тесном смысле слова. Выделяясь из игровой и практической деятельности ребенка, учение начинает строиться в школе в форме особой, учебно-познавательной деятельности. В связи с этим и психические процессы в младшем школьном возрасте начинают постепенно менять свой характер: запоминание и запечатление превращаются в деятельность заучивания; восприятие — в деятельность целенаправленного и организованного наблюдения; мышление приобретает форму связного логического рассуждения.

В ситуациях формального равенства (все одноклассники и ровесники) дети сталкиваются с разной природной энергетикой, с разной культурой речевого и эмоционального общения сверстников, с разной волей и отличным чувством личности. Столкновения эти приобретают выраженные экспрессивные формы, например, агрессивные реакции, плаксивость, двигательная расторможенность.

Младший школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка. Потому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сенситивного периода) будет значительно труднее. Чем больше позитивных приобретений будет у младшего школьника, тем легче он справится с предстоящими сложностями подросткового возраста.

Ребенок младшего школьного возраста находится в большой эмоциональной зависимости от учителя. Так называемый эмоциональный голод–потребность в положительных эмоциях значимого взрослого, а учитель — именно такой взрослый, во многом определяет поведение ребенка. Приобретая новые знания, слушая сказки и истории, которые читает учитель, созерцая явления природы, рассматривая иллюстрации в книжках и ориентируясь при этом на эмоциональное отношение учителя к тому, что разбирается на уроке, ребенок усваивает не только информацию, но и ее оценку взрослым. Он учится эмоционально-ценностному отношению к окружающему миру.

Вместе с тем, не чувствуя эмоциональной близости со своим учителем, ребенок бессознательно стремится компенсировать нереализованную потребность в положительных эмоциях. Как только, по мнению ребенка, возникает возможность обратиться к своему соседу по парте или еще к кому-нибудь, он тут же начинает общение по любому поводу. Поощряемое взрослыми напряжение воли быстро утомляет и истощает ребенка, и он бессознательно стремится снять негативное напряжение. Рассудочное и аффективное отношение к правилам, нравственным нормам развивается у ребенка через эмоционально-оценочное отношениекнему взрослого. Именно взрослый своим аффективным отношением к ребенку в данный момент санкционирует определенный тип поведения [5].

Новые грани чувств ребенка младшего школьного возраста развиваются прежде всего внутри учебной деятельности и в связи с ней. Конечно, все те чувства, которые появились у него в дошкольном возрасте, продолжают оставаться и углубляться в повседневных отношениях с близкими людьми. Однако социальное пространство расширилось — ребенок постоянно общается с учителем и одноклассниками по законам четко формулируемых новых правил.

В системе межличностных отношений ребенка с другими людьми — со взрослыми и сверстниками — у него возникает и развивается сложная гамма чувств, которые характеризуют его как уже социализированного человека. Это, прежде всего самолюбие, выражающее стремление ребенка не только к самоутверждению, но и к соперничеству с другими людьми.

Чувство ответственности представляет собой способность ребенка понимать ситуацию и соответствовать существующим в социальном пространстве нормативам. Наиболее интенсивно это чувство развивается у ребенка в условиях учебной деятельности. Кроме того, позитивными качествами социального развития ребенка является его расположение к другим людям (взрослым и детям), которое при непосредственном общении выражается во внутреннем чувстве доверия к ним и проявляется в развивающейся у ребенка способности к сопереживанию. Сопереживание «успешного» ребенка «неуспешному» создает особую атмосферу солидарности между детьми: все участники этой ситуации становятся внимательнее друг к другу, доброжелательнее.

Постепенно, по мере освоения ребенком школьной действительности, у него складывается система личных отношений в классе. Ее основу составляют превалирующие над всеми другими непосредственные эмоциональные отношения со сверстниками и учителем.

Как отмечает М. Раттер, приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей представляет собой один из важнейших этапов развития ребенка данного возраста [4].

Наиболее существенным свойством взаимоотношений ребенка со сверстниками является их принципиальное равноправие, включающее равенство прав на собственную эмоциональную оценку всего происходящего в детской группе. Удовольствие от совместного времяпрепровождения, совместных занятий, сильное желание их продолжать — все это помогает детям преодолевать трудности, связанные с разницей мнений, желаний, намерений. Практика согласования ведет к развитию у детей способности строить равноправное сотрудничество между своими сверстниками, мыслящими и чувствующими по-разному.

Развитие общения ребенка со сверстниками способствует формированию у него новой стадии эмоционального развития, которая характеризуется появлением способности к эмоциональной децентрации.

Результаты исследований, проведенных Я. Л. Коломинским, показывают, что отношение ребенка к друзьям и само понимание дружбы имеют определенную динамику на протяжении младшего школьного детства. Для детей 5–7 лет друзья — это прежде всего те, с кем ребенок играет, кого видит чаще других. Выбор друга определяется в основном внешними причинами: дети сидят за одной партой, живут в одном доме и т. п. Характеризуя своих приятелей, они указывают, что «друзья ведут себя хорошо», «с ними весело». В этот период дружеские связи непрочны и недолговечны, они легко возникают и довольно быстро могут оборваться. Между 8 и 11 годами дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы между детьми становятся важными такие качества личности, как доброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность. О возрастающей роли сверстников к концу младшего школьного возраста свидетельствует и тот факт, что в 9–10 лет (в отличие от более младших детей) школьники значительно острее переживают замечания, полученные в присутствии одноклассников. Дети в этом возрасте становятся более застенчивыми и начинают стесняться не только незнакомых взрослых, но и незнакомых детей своего возраста [3].

Недовольство, гнев младший школьник проявляет не столько в моторной форме — лезет драться, сколько в словесной — грубит, дразнит.

П. М. Якобсон при этом отмечает, что переживание стыда ребенок начинает проявлять более скрытно. В это время он уже учится понимать характер переживаний других людей, приобретает способность сопереживать эмоциональному состоянию сверстников и взрослых [6].

Таким образом, младший школьный возраст — это период развития ребенка в возраст от 6 до 11 лет.

Основной деятельностью ребенка в этот период является учебная деятельность. Младший школьник в процессе учебной деятельности осваивает умения и знания уже выработанные человечеством, а предметом изменения является он сам и приобретает умение подчиняться правилам общества.

Главной особенностью развития познавательной сферы детей этого возраста является переход психических познавательных процессов на более высокий уровень. Это выражается в формировании абстрактно-логических форм мышления, произвольного внимания, развитие смысловой памяти, письменной речи.

Глубинные изменения происходят и в формировании личностной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфере младшего школьника. В этом возрасте формируется умения оценивать и рефлексировать свою деятельность, приобретение навыков общения со сверстниками и умение заводить друзей, возрастает умение владеть своими чувствами.

Литература:

1.                  Асеев В. Г. Возрастная психология. — Иркутск, 2004.

2.                  Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М.: Просвещение, 2007.

3.                  Коломинский Я. Л., Березовый Н. А. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. — М., 2007.

4.                  Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 2004.

5.                  Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. — М., 2002.

6.                  Якобсон П. М. Психология чувств и мотивации. — М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.

Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, ребенок, младший школьный возраст, младший школьник, школа, школьный возраст, взрослый, друг, отношение, процесс.

Похожие статьи

учебная деятельность, ребенок, младший школьный возраст...

Социально-психологическое развитие ребенка в младшем... учебная деятельность, ребенок, младший школьный возраст, младший школьник, школа, школьный возраст, взрослый, друг, отношение, процесс.

ребенок, учебная деятельность, школа, младший школьный...

младший школьный возраст, младший школьник, учебная деятельность, школьник, похвала учителя, влияние обучения, психическое развитие, произвольное внимание, игровая деятельность, приобретение знаний.

отношение, младший школьный возраст, ребенок, школьник...

учебная деятельность, ребенок, младший школьный возраст, младший школьник, школа, школьный возраст, взрослый, друг, отношение, процесс. Перечень личностных качеств младших школьников.

младший школьный возраст, младший школьник, учебная...

Психолого-педагогические особенности детей младшего... младший школьный возраст, младший школьник, учебная деятельность, школьник, похвала учителя, влияние обучения, психическое развитие, произвольное внимание, игровая деятельность, приобретение знаний.

учебная мотивация, младший школьный возраст, ребенок...

Взаимосвязь учебной мотивации и успеваемости детей младшего школьного возраста.

Основные термины (генерируются автоматически): учебная мотивация, ребенок, учебная деятельность, школьная мотивация, Школа, младший школьный возраст, высокий уровень...

Учебная мотивация младших школьников | Статья в журнале...

младший школьник, учебная деятельность, младший школьный возраст, ребенок, потребность, возраст, группа сверстников, личностная рефлексия, возрастной этап, способность.

Психолого-педагогические особенности детей младшего...

младший школьный возраст, младший школьник, учебная деятельность, школьник, похвала учителя, влияние обучения, психическое развитие, произвольное внимание, игровая деятельность, приобретение знаний.

Развитие самостоятельности и трудолюбия в младшем школьном...

младший школьник, учебная деятельность, младший школьный возраст, ребенок, потребность, возраст, группа сверстников, личностная рефлексия.

Познавательная активность детей младшего школьного возраста

ребенок, младший школьный возраст, одаренный ребенок, способность, одаренность, академическая одаренность, начальная школа, педагог, высокий уровень, образовательный процесс.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

учебная деятельность, ребенок, младший школьный возраст...

Социально-психологическое развитие ребенка в младшем... учебная деятельность, ребенок, младший школьный возраст, младший школьник, школа, школьный возраст, взрослый, друг, отношение, процесс.

ребенок, учебная деятельность, школа, младший школьный...

младший школьный возраст, младший школьник, учебная деятельность, школьник, похвала учителя, влияние обучения, психическое развитие, произвольное внимание, игровая деятельность, приобретение знаний.

отношение, младший школьный возраст, ребенок, школьник...

учебная деятельность, ребенок, младший школьный возраст, младший школьник, школа, школьный возраст, взрослый, друг, отношение, процесс. Перечень личностных качеств младших школьников.

младший школьный возраст, младший школьник, учебная...

Психолого-педагогические особенности детей младшего... младший школьный возраст, младший школьник, учебная деятельность, школьник, похвала учителя, влияние обучения, психическое развитие, произвольное внимание, игровая деятельность, приобретение знаний.

учебная мотивация, младший школьный возраст, ребенок...

Взаимосвязь учебной мотивации и успеваемости детей младшего школьного возраста.

Основные термины (генерируются автоматически): учебная мотивация, ребенок, учебная деятельность, школьная мотивация, Школа, младший школьный возраст, высокий уровень...

Учебная мотивация младших школьников | Статья в журнале...

младший школьник, учебная деятельность, младший школьный возраст, ребенок, потребность, возраст, группа сверстников, личностная рефлексия, возрастной этап, способность.

Психолого-педагогические особенности детей младшего...

младший школьный возраст, младший школьник, учебная деятельность, школьник, похвала учителя, влияние обучения, психическое развитие, произвольное внимание, игровая деятельность, приобретение знаний.

Развитие самостоятельности и трудолюбия в младшем школьном...

младший школьник, учебная деятельность, младший школьный возраст, ребенок, потребность, возраст, группа сверстников, личностная рефлексия.

Познавательная активность детей младшего школьного возраста

ребенок, младший школьный возраст, одаренный ребенок, способность, одаренность, академическая одаренность, начальная школа, педагог, высокий уровень, образовательный процесс.

Задать вопрос