Роль межличностных отношений в психологическом развитии младшего школьника | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (197) март 2018 г.

Дата публикации: 19.03.2018

Статья просмотрена: 926 раз

Библиографическое описание:

Жиенбаева Н. Б., Тугулбаева А. К. Роль межличностных отношений в психологическом развитии младшего школьника // Молодой ученый. — 2018. — №11. — С. 119-121. — URL https://moluch.ru/archive/197/48791/ (дата обращения: 21.11.2019).



В статье анализируются проблемы межличностных отношений детей младшего школьного возраста со сверстниками. Изучены особенности формирования их личностных качеств посредством межличностных отношений. Произведен анализ этапов вхождения младшего школьника в межличностные отношения.

Процесс включения младшего школьника в систему коллективных межличностных отношений сложный, неоднозначный, зачастую противоречивый и носит сугубо индивидуальный характер.

Межличностные отношения — субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения; это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредствуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе [1].

Межличностные отношения младших школьников характеризуются прежде всего узостью межличностных связей. Чаще всего это отношения между двумя детьми; группы либо вообще не возникают, либо появляются эпизодически. Взаимные предпочтения между мальчиками и девочками практически отсутствуют. В результате структура межличностных отношений оказывается весьма аморфной, состоящей из двух намечающихся подструктур — мальчиков и девочек. Лидерство здесь носит одиночный и расширенный характер, причем каждая из подструктур имеет своих лидеров.

Исследователи данной проблемы едины во мнении, что у младших школьников преобладает эмоциональное отношение к товарищам. Основными мотивами межличностного выбора оказываются игровые, а также мотивы чисто внешнего плана. Мотивы деловых отношений носят главным образом формальный, а не содержательный характер. Отчетливо прослеживается и такая особенность межличностных отношений, как их недостаточная обобщенность и устойчивость [3].

У большинства детей данного возраста общение с товарищами по классу ограничивается школой и не занимает большого места в жизни. Лишь у немногих из них мотивы общения со сверстниками отражают интересы, не связанные со школой. Большинство межличностных связей, возникших в младшем школьном возрасте, распадаются на этапе перехода к подростковому возрасту.

Таким образом, и по содержанию, и по широте, и по устойчивости межличностные отношения младших школьников остаются на низком (первом) уровне развития. Лишь к концу младшего школьного возраста складываются предпосылки для перехода к более высокому уровню (появляются стремление к взаимопониманию, предпочтения, связанные с оценкой нравственно-психологических черт личности товарищей, и т. п.) [3].

Младший школьник с началом обучения в школе становится членом многих групп и коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (кружки, секции и т. п.), а членом других, и прежде всего классного коллектива, он становится в силу определенных условий. На данном этапе, как частичке общества и группы, ребенок обязан принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу. Данные нормы он не может оставлять без внимания, игнорировать, так как хочет быть принятым в группу, занять в ней особое положение [4].

Обозначенное явление не говорит о том, что младшему школьнику необходимо инертно приспосабливаться к формирующимся отношениям. Межличностные взаимоотношения позволяют накапливать опыт поведения в обществе с различных позиций: как подчинения, так и активного противостояния и управления.

В итоге это приводит к формированию и развитию в личности младшего школьника таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, ответственность, инициативность, социальная справедливость и др. Только в межличностных взаимоотношениях в группе формируются и развиваются такие важные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т. е. принятие или неприятие себя как личности.

Описывая особенности коллектива школьников на разных возрастных этапах, исследователи выделяют некоторые общие черты, опосредованные вхождением личности в социум. По мнению отечественного психолога А. В. Петровского, этот процесс включает в себя ряд последовательно сменяющих друг друга этапов:

1 этап — адаптация личности в коллективе. Происходит активное освоение личностью общественных норм, традиционно действующих в данной группе, и овладение соответствующими формами поведения. Личность, привнеся с собой в межличностные отношения все, что составляет ее индивидуальность, не способна полноценно проявить себя, прежде чем не освоит действующие в группе нормы (учебные, нравственные и др.) и способы деятельности, которыми владеют другие члены группы.

2 этап — индивидуализация. Обусловлена противоречием между сформированной личностью адаптацией в коллективе и неудовлетворенной потребностью в максимальной персонализации.

3 этап — интеграция личности в коллективе. На данном этапе коллектив принимает личность, оценивает ее индивидуальные особенности, а личность, при этом, устанавливает отношения сотрудничества с его членами. Здесь личность способна наиболее полно проявить свою индивидуальность и творческий вклад в коллектив. Таки образом, проявляется феномен «отраженная субъектность», когда наблюдается идеальная представленность и продолжение одного человека в другом. Отражаясь в других людях, личность выступает как деятельное начало, способствующее укреплению или изменению их взглядов, установок, формированию новых побуждений, возникновению новых планов и действий [5].

Так, каждый этап социального развития личности в межличностных взаимоотношениях имеет значимые последствия для ее становления и возможностей самореализации. К примеру, неумение личности младшего школьника преодолеть трудности адаптации в коллективе может способствовать развитию низкой самооценки, неуверенности в себе, в своих возможностях, а также к конфликтности поведения. Неспособность проявить свою индивидуальность в ходе межличностных отношений может явиться причиной неадекватной самооценки, негативизма, агрессивности, личностных деформации.

Фазы адаптации, персонализации и интеграции неоднократно переживаются личностью в результате вхождения в новые межличностные отношения. Позитивная роль межличностных отношений в развитии личности проявляется в полной мере только при условии успешного прохождения субъектом всех этапов, что способствует развитию общественной направленности и формированию субъектной позиции личности в общении и сотрудничестве с другими людьми [5].

Каждому человеку в разной степени важно самоутвердиться в группе и занять в ней удовлетворительное для себя положение. Но по различным субъективным и объективным причинам это удается не всем.

Младшим школьникам особенно трудно справиться с этой задачей, так как у них еще недостаточно развиты самосознание и самооценка, умение правильно оценить отношение к себе группы, одноклассников, обозначить ту позицию в коллективе, которая позволила бы группе оценить их как интересных и заслуживающих внимания.

Однако, кроме субъективных есть и объективные причины: однообразие деятельности и узкий диапазон тех социальных ролей, которые младший школьник способен играть в межличностных отношениях; однообразие организационных форм общения и бедность их содержания между членами коллектива, недостаток культуры восприятия друг друга, неумение видеть в другом человеке (однокласснике) то интересное и ценное, что заслуживает внимания [3].

Взаимоотношения в группе младших школьников во многом определяются учителем посредством организации учебного процесса и их взаимодействия в нем. Здесь младшие школьники сотрудничают друг с другом прежде всего как представители определенной социальной общности — учащиеся. На характер их межличностных взаимоотношений особое влияние оказывает учитель, его оценка, обозначенные в коллективе нормы и правила общения, гуманные ценности [2].

Педагог побуждает младших школьников к объединению в совместной деятельности — привлекательной по содержанию и результату (игра, подготовка спектакля, концерта, праздника). Организация под руководством учителя внеучебных мероприятий и коллективных дел способствует установлению в группе положительного микроклимата, основанного на сотрудничестве, взаимопомощи, понимания и дружбы, т. е., таким образом, создается позитивная социально-культурная среда для гармоничного развития личности.

Организация коллективной деятельности способствует развитию межличностных взаимоотношений младших школьников. Так среди участников коллектива начинает проявляться симпатия, доброжелательность, дружба. Данное условие позволяет создать общий эмоционально-положительный тон общения, атмосферу комфортности и свободы для каждого ребенка [2].

Развивая коллективные взаимоотношения, педагог показывает младшим школьникам способы принятия общих решений, сотрудничества и взаимопомощи в совместной деятельности; помогает понять и эмоционально пережить чувство удовлетворения от результатов общих усилий.

Задача педагога состоит в том, чтобы способствовать созданию в детском коллективе условий для благоприятной адаптации, индивидуализации и интеграции в нем каждой личности.

Литература:

  1. Краткий психологический словарь. /Под общей ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского /ред.-составитель Л. А. Карпенко. — М.: Политиздат, 1985. — 431с.
  2. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. Под ред. Смирнова С. А. 4-е изд., испр. — М.: 2000. — 512 с.
  3. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Кн.1: Учебник для студентов педагогических вузов. — М.: Владос, 2000. — 256 с.
  4. Психология воспитания. Под ред. В. А. Петровского. — 2-е изд. — М.: Аспект Пресс, 1995. — 152 с.
  5. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
Основные термины (генерируются автоматически): младший школьник, отношение, совместная деятельность, группа, этап, школьник, личность, коллектив, младший школьный возраст, друг друга.


Похожие статьи

Социально-психологические аспекты развития межличностных...

отношение, младший школьный возраст, ребенок, школьник, конец третьего, коллектив сверстников, класс, сверстник, сформировавшееся неудовлетворительное положение, взаимная симпатия.

Психологические особенности развития личности в младшем...

младший школьник, учебная деятельность, младший школьный возраст, ребенок, потребность, возраст, группа сверстников, личностная рефлексия, возрастной этап, способность.

Особенности формирования межличностных отношений...

Ключевые слова: младший школьник, межличностные отношения, психологический климат, игротерапия.

Основные термины (генерируются автоматически): психологический климат, игра, отношение, ребенок, групповая сплоченность, друг, младший школьный возраст, развитие...

Психологические и возрастные особенности младшего школьника

Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в школе, и длится примерно до десяти лет. На этапе младшего школьного возраста ребёнок переживает кризис семи лет, социальная ситуация его развития меняется.

Возможности психолого-педагогической помощи в развитии...

Изучению проблемы межличностных отношений в младшем школьном возрасте посвятили свои труды многие авторы Б. С. Волков, М. В. Гамезо

На основании ответов можно сделать вывод о распределении статусов группе младших школьников.

Особенности взаимоотношений учителя и младшего школьника

Ключевые слова: учебная деятельность, младший школьник, учитель, стили общения, взаимоотношения.

Особо важная характеристика учителя, как главного звена социализации и развития личности учащегося, является стиль педагогического общения.

Социально-психологическое развитие ребенка в младшем...

учебная деятельность, ребенок, младший школьный возраст, младший школьник, школа, школьный возраст, взрослый, друг, отношение, процесс.

Перечень личностных качеств младших школьников

На основе формирования коллективных традиций, отношений, оценки поступков друг друга, соблюдения правил у детей формируются нравственные качества личности. Младший школьный возраст является ключевым для развития социально-значимых качеств личности...

Продуктивная (деловая) игра в развитии личности младшего...

игра, младший школьник, учебная деятельность, профессия, учащийся, ребенок, группа, составитель текста, профессиональная деятельность, решение.

Похожие статьи

Социально-психологические аспекты развития межличностных...

отношение, младший школьный возраст, ребенок, школьник, конец третьего, коллектив сверстников, класс, сверстник, сформировавшееся неудовлетворительное положение, взаимная симпатия.

Психологические особенности развития личности в младшем...

младший школьник, учебная деятельность, младший школьный возраст, ребенок, потребность, возраст, группа сверстников, личностная рефлексия, возрастной этап, способность.

Особенности формирования межличностных отношений...

Ключевые слова: младший школьник, межличностные отношения, психологический климат, игротерапия.

Основные термины (генерируются автоматически): психологический климат, игра, отношение, ребенок, групповая сплоченность, друг, младший школьный возраст, развитие...

Психологические и возрастные особенности младшего школьника

Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в школе, и длится примерно до десяти лет. На этапе младшего школьного возраста ребёнок переживает кризис семи лет, социальная ситуация его развития меняется.

Возможности психолого-педагогической помощи в развитии...

Изучению проблемы межличностных отношений в младшем школьном возрасте посвятили свои труды многие авторы Б. С. Волков, М. В. Гамезо

На основании ответов можно сделать вывод о распределении статусов группе младших школьников.

Особенности взаимоотношений учителя и младшего школьника

Ключевые слова: учебная деятельность, младший школьник, учитель, стили общения, взаимоотношения.

Особо важная характеристика учителя, как главного звена социализации и развития личности учащегося, является стиль педагогического общения.

Социально-психологическое развитие ребенка в младшем...

учебная деятельность, ребенок, младший школьный возраст, младший школьник, школа, школьный возраст, взрослый, друг, отношение, процесс.

Перечень личностных качеств младших школьников

На основе формирования коллективных традиций, отношений, оценки поступков друг друга, соблюдения правил у детей формируются нравственные качества личности. Младший школьный возраст является ключевым для развития социально-значимых качеств личности...

Продуктивная (деловая) игра в развитии личности младшего...

игра, младший школьник, учебная деятельность, профессия, учащийся, ребенок, группа, составитель текста, профессиональная деятельность, решение.

Задать вопрос