Формирование социально-психологической компетентности младшего школьника | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 сентября, печатный экземпляр отправим 2 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №32 (270) август 2019 г.

Дата публикации: 10.08.2019

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Дарманян А. С. Формирование социально-психологической компетентности младшего школьника // Молодой ученый. — 2019. — №32. — С. 122-125. — URL https://moluch.ru/archive/270/61932/ (дата обращения: 17.09.2019).



В статье рассматривается понятие социально-психологическая компетентность как важнейший психологический компонент культуры и коммуникации младшего школьника, который изучался отечественными психологами. А также раскрывается проблема социализации в коллективе и каким способом педагог может помочь ребёнку в социальной адаптации.

Ключевые слова: компетентность, социальная компетентность, социально-психологическая компетентность, адаптация, коммуникативные навыки, социализация, поведение.

The article is about the concept of socio-psychological competence as the most important psychological component of the culture and communication of the elementary school pupils which was considered by domestic psychologists. The article describes the problem of socialization in the team and how the teacher can help the child in social adaptation.

Keywords: competence, social competence, socio-psychological competence, adaptation, communication skills, socialization, behavior.

Изменения в образовательной парадигме будут предполагать развитие компетентной личности. Во многих нормативных документах определена важность социально-психологического развития детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях.

Сформированность социально-психологической компетентности, у обучающихся начальных классов, влияет на успешное обучение детей, на процесс их социализации и на развитие личности в целом. Школьник должен уметь совершенствовать и развивать свои коммуникативные навыки в процессе общения со сверстниками и при обучении (при поддержке педагогов). Д. И. Фельдштейн отмечал, что 30 % детей младшего школьного возраста не умеют взаимодействовать со сверстниками, неспособны самостоятельно выйти из конфликтной ситуации, а 40 % самостоятельных решений, предложенных детьми, имеют агрессивный характер [8,9].

Поэтому развитие социально-психологической компетентности учащихся начальных классов рассматривается как одна из важнейших проблем образования.

Проблема нашего исследования: как развить социально-психологическую компетентность у младших школьников.

Цель нашего исследования: на основе теоретических данных подобрать комплекс упражнений для развития социально-психологической компетенции младших школьников.

Многочисленные аспекты исследований социально-психологической компетентности нашли свое отражение в работах по педагогике, психологии и социологии. Например, с сущностью понятия «компетентность» мы можем познакомиться в трудах В. А. Болотова, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимней и т. д.

Не менее значимыми являются исследования, касающиеся особенностей развития личности младших школьников в целом. Здесь мы можем отметить работы таких авторов, как Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Б. Г. Ананьев и др.

Остановимся немного на самом понятии «социально-психологическая компетентность» с точек зрения разных авторов.

По мнению В. В. Цветкова, социальная компетентность — это социально-педагогическая категория, обозначающая интегративное качество личности, позволяющее индивиду активно взаимодействовать с социумом, устанавливать контакты с различными группами и индивидами, а также участвовать в социально значимых проектах и продуктивно выполнять различные социальные роли [10].

А. Н. Сухов трактует социально-психологическую компетентность как многомерное явление, включающее в себя коммуникативную, перцептивную компетентность и знания в области взаимодействия, поведения. Она определяется следующими факторами: индивидуальные особенности личности, психическое состояние и характерное настроение, эффективность социализации, влияние культурных различий, специальная социально-психологическая подготовка [7].

Также многие авторы рассматривают социальную компетентность, как способность эффективно взаимодействовать с другими людьми в процессе речевого общения и осуществления какой-либо иной деятельности на основе имеющихся знаний, навыков, умений, развитых коммуникативных способностей и сформированных качеств личности.

Е. С. Кузьмин понимает «социально-психологическую компетентность», как способность ориентироваться в различных коммуникативных ситуациях, которая основывается на знании и опыте человека, а также его способности эффективного взаимодействия в социуме посредством эмпатичного понятия, при регулярном изменении состояний психики и условий окружающей среды [4].

В работах Ю. В. Коротиной рассматривается проблема социальной компетентности младших школьников: «Именно социальное воспитание наиболее активно включается в общий процесс формирования личности ребенка в условиях единства процессов обучения, воспитания развития, осуществляемых в образовательных учреждениях, в частности, начальном звене общеобразовательной школы» [6].

Проанализировав литературу, авторами которой являются отечественные исследователи, можно сделать вывод о том, что основные компоненты социально-психологической компетентности, это представления о различных общественных ролях и способах их взаимодействия, понимание своей природы и природы других людей, определения особенностей личности и психических состояний, а также ориентация в разнообразных общественных коммуникациях.

Итак, поступив в школу, ребёнок сталкивается с новым миром, к которому нужно привыкнуть и адаптироваться, потому что пребывать в нём школьнику придётся ещё одиннадцать лет. Поэтому, задача педагога состоит не только в обеспечении учащихся предметными знаниями и умениями, но и в создании условий для развития социально-психологической компетентности, которая будет обеспечивать успешность взаимодействия со сверстниками во время уроков и во внеурочной деятельности, а также будет способствовать эффективной социальной адаптации.

Для детей, недавно поступивших в школу, непросто адаптироваться к другому статусу и обязанностям, особенно сложно найти друзей или даже начать общение. Психологическое восприятие ребёнка разделяется на две группы — официальную и неофициальную. Официальная представлена умениями и навыками, неофициальная — это социальное взаимодействие, манера поведения в обществе. Обычно детям найти общий язык легче с учителем, потому что его авторитет высок, ученики стараются подражать учителю, ловить его взгляд и эта важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах. Совсем иначе состоит дело во взаимоотношении со сверстниками. Иногда проявляются конфликты, и дети не ладят между собой. Бывают ситуации, когда ученики начинают анализировать свои способности и сравнивать себя со своими сверстниками, на этом фоне выказывают своё недоброжелательное поведение.

Учитель должен вести целенаправленную работу по сплочению детского коллектива, вовремя заметить и развить адекватное отношение детей друг к другу, в коллективе, а также привлекать детей к выработке правил взаимодействия. Это первый период приобщения ребёнка к общественной жизни в социально значимой деятельности, следовательно, очень важен в этот период опыт активного социального взаимодействия.

Младшему школьнику требуется целенаправленная помощь в построении эффективных поведенческих стратегий. Исходя из этого, развитие социально-психологической компетентности учеников младшего школьного возраста, должно стать одним из важнейших направлений работы в начальной школе. Этот возраст является наиболее удобным и восприимчивым для развития социальных навыков, так как у учащихся происходят явные изменения в мотивационной, эмоциональной и поведенческих сферах. Происходит становление произвольных психологических процессов на эмоциональный отклик и воспитательное взаимодействие [1].

Один из способов реализации социально-психологической компетентности является проведение игр-ситуаций, которые педагог может использовать во время внеурочной деятельности. Цель таких мероприятий — развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли.

Представим несколько таких упражнений, направленных на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, слушать и слышать другого человека.

1. Упражнение «Пантомима пословицы»

Детям предлагается изобразить с помощью жестов, мимики какую-либо пословицу:

− «Дареному коню зубы не смотрят»;

− «Доброе слово и кошке приятно»;

− «Слово не воробей — вылетит, не поймаешь»;

− «Без труда не вытащишь рыбку из пруда»;

Цель упражненияразвить умение использовать невербальные средства общения.

2. Упражнение «Разыграй сценку»

Учащимся предлагается определённая ситуация, в данном упражнении могут участвовать несколько учеников.

— Ты попал в новый класс, попытайся познакомиться с ребятами;

— Ребята играют в интересную игру, но одного мальчика не берут к себе, как ты поступишь?

— На детской площадке малыш плачет, он потерял машинку, помоги ему;

— Ты обидел своего лучшего друга — попроси у него прощение;

Цель упражненияразвить умение общаться, делиться своими мыслями и переживаниями, обмениваться чувствами и эмоциями.

На основе предыдущего упражнения можно применить методику «Стоп кадр». Несколько учеников разыгрывают определенную ролевую ситуацию, периодически останавливаясь, чтобы их действия могли прокомментировать другие ученики или учитель.

3. Игра «Телефон»

Двум ученикам даётся по телефону и определённая (несвойственная для замкнутых детей) ситуация, которую они должны разыграть;

— У твоего лучшего друга сегодня день рождения, поздравь его и напросись на праздник;

— Тебе купили новый футбольный мяч, позвони своему другу и пригласи его на игру во двор;

— Ты узнал, что твоего друга обидели, позвони ему и поддержи;

— Твой друг нашёл во дворе несчастного котёнка, посоветуй, как ему быть;

Цель игры: развивать фантазию, творческое воображение диалогическую речь, коммуникативные навыки.

4. Игра «Окно»

Для этой игры нужно два добровольца. Один представляет, будто между ними окно с очень толстым стеклом, через которое не проходят звуки. Ему нужно что-то сказать товарищу. Каждому надо заранее решить, что он собирается сообщить партнёру. Для этого они могут артикулировать губами, писать воображаемые буквы на стекле, объяснять на пальцах. Ребята работают в парах, по очереди [5].

Цель игры: развить творческое воображение и коммуникативные навыки.

5. Игра «Передача чувств прикосновениями»

Один из участников становится в центр круга и закрывает глаза. Он знает, что сейчас к нему будут подходить по очереди остальные участники и постараются прикосновением передать одно из четырёх чувств: страх, радость, любопытство, печаль. Его задача по прикосновениям определить, какое чувство ему передавалось.

Цель данной игры: развитие атмосферы сплоченности в группе, повышение чувствительности к невербальным средствам общения.

Таким образом, все предложенные игры направлены на развитие навыков общения (детям необходимо взаимодействовать между собой, контактировать друг с другом вербально и невербально), а значит происходит развитие у детей социально-психологической компетентности. Через правила игры мы показываем, как нужно общаться и решать некоторые социальные задачи, чтобы получить тот или иной результат. Во время игры результатом будет — выигрыш, в реальной жизни результатом может быть: решение конфликтной ситуации, необходимое взаимодействие для решения тех или иных задач.

У детей младшего школьного возраста к окончанию обучения в начальных классах должны сформироваться основные компоненты социально-психологической компетентности: мотивационно-эмоциональный компонент (проявление доброты, заботы, внимания, оказание помощи), когнитивный компонент (способность понять интересы и особенности другого человека), поведенческий компонент (выбор адекватных способов общения и решения конфликтных ситуаций) [2].

Исходя из вышесказанного, можно прийти к выводу. Решение проблемы социально-психологической компетентности возможно во время внеурочной деятельности при помощи различных коммуникативных упражнений. Благодаря тому, что данные упражнения направлены на развитие социализации, так как младшие школьники участвуют в конкурсах, играх и тренингах, следовательно, взаимодействуют друг с другом — это способствует психологически комфортному развитию навыков коммуникации и взаимоотношению с окружающими.

Литература:

  1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев [и др.] 3-е изд. М.: Питер,2010. -282 с.
  2. Арапова П. И. Организация взаимодействия с детьми в кризисный период 7 лет / сост. П. И. Арапова. Новосибирск: Логос, 2004. — 22 с.
  3. Глазкова, Е. В. Формирование социальной компетенции при обучении иностранному языку как неотъемлемой составляющей коммуникативной компетенции // XVI регионально-практич. конференция «Молодёжь XXI века: шаг в будущее». Секция: Педагогические, юридические, экономические науки, 2015. Том 4. С. 14–15
  4. Емельянов Ю. Н., Кузьмин Е. С. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга. ЛГУ, 1983.
  5. Комарова Т. А. Театральное творчество младших школьников. Сборник упражнений, заданий и игр. 2015. C. 17–18
  6. Коротина Ю. В. Формирование социальной компетентности младших школьников средствами учебных предметов. Автореферат дисс. канд.пед.н. 2011. — 21 с.
  7. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Н. Сухов, А. А. Бодалев, В. Н. Казанцев и др.; Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. — М.: Изд. центр «Академия», 2003. -264 с.
  8. Фельдштейн Д. И. Психолого-педагогическая наука как ресурс развития современного социума // Психологическая наука и образование. -2012.-№ 1. С. 18–32.
  9. Фельдштейн Д. И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Проблемы современного образования.-2010.-№ 2.-С.5–12.
  10. Цветков В. В. Формирование социальной компетентности сельских школьников: дисс. канд. пед. наук / В. В. Цветков. — Великий Новгород, 2002. — 210 с.


Задать вопрос