Упражнения для развития памяти и концентрации внимания юных спортсменов-ориентировщиков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №21 (468) май 2023 г.

Дата публикации: 22.05.2023

Статья просмотрена: 67 раз

Библиографическое описание:

Тимофеева, К. В. Упражнения для развития памяти и концентрации внимания юных спортсменов-ориентировщиков / К. В. Тимофеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 21 (468). — С. 422-423. — URL: https://moluch.ru/archive/468/103053/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье автор пытается определить эффективность упражнений для развития памяти и концентрации внимания юных спортсменов-ориентировщиков.

Ключевые слова: память, концентрация внимания, упражнения, спортсмены-ориентировщики.

Спортивное ориентирование — вид спорта, в котором участники при помощи спортивной карты и компаса должны найти контрольные пункты (КП), расположенные на местности. В условиях тяжелой физической работы спортсмену приходится все время вести наблюдение за окружающими объектами и картой, сопоставлять их друг с другом, а также приспосабливаться к неожиданным ситуациям и условиям, возникающим по ходу дистанции [1;2].

Соревнования по ориентированию проводятся в разных группах, которые могут быть сформированы как по возрастному принципу, так и по уровню мастерства участников. Сложность дистанции и длина определяются по возрастной группе и сложности местности соревнований. При этом дистанция (маршрут) должна быть незнакомой для всех участников, сочетать в себе сложности, которые спортсмен может преодолеть, умея ориентироваться и имея хорошую физическую подготовленность [3;4].

Чтобы быть успешным в спортивном ориентировании, спортсмену необходимо иметь навыки быстрого чтения карты, абсолютной концентрации внимания и способности быстро принимать решения, выбирая наилучший маршрут во время работы при высокой скорости движения.

Большое влияние на результат в спортивном ориентирование оказывает психическая подготовленность, которая обеспечивает надежное и безошибочное прохождение дистанций. Системообразующим фактором здесь является сознание, которое в свою очередь, включает в себя понятия память и концентрация внимания [5;6].

Для проверки эффективности упражнений для развития памяти и концентрации внимания юных спортсменов-ориентировщиков, мною, в период практики было проведено исследование на базе МАУ ДО «Каменская ДЮСШ» респ. Бурятия.

В эксперименте приняло участие 20 мальчиков и 10 девочек из числа занимающихся. Спортсмены были разделены на две группы — экспериментальную и контрольную. Экспериментальная группа выполняла предложенные мною упражнения, вместо упражнений указанных тренером в плане.

Исследование проводилось во время тренировочных занятий по спортивному ориентированию.

Для эксперимента использовалась таблица, состоящая из 15 условных знаков, которая предъявлялась испытуемым в течение 30 секунд. После этого на специальном бланке спортсмены-ориентировщики в течение двух минут воспроизводили увиденное. Оценивалась правильность изображения и месторасположение каждого условного знака.

Для тренировки распределения концентрации внимания использовался специальный бланк с 25 клетками, на котором каждая клетка разделена диагональю пополам. При этом чёрное число в верхнем левом углу каждой клетки обозначает её порядковый номер (от 1 до 25), а красные числа расположены в правом нижнем углу каждой клетки в произвольном порядке. Сначала было необходимо найти красную цифру 1 и записать в бланке ответа порядковый номер клетки, в которой она находится, затем найти красную цифру 2 и записать номер её клетки и т. д. В результате фиксировалось время нахождения всех красных цифр от 1 до 25, при этом за каждый пропуск цифры плюсовалось 10 секунд к общему времени выполнения упражнения.

При первоначальном выполнении задания на развития наглядно-образной памяти результат составил 37,4 %, после тренировки со специальными упражнениями у экспериментальной группы показатель памяти составил 43,4 %, следовательно, развитие памяти увеличился на 16 %. При выполнении задания по распределению концентрации внимания, результаты были подсчитаны по 5-ти бальной шкале, и также показали положительный итоговый результат.

Для оценки эффективности улучшения исследуемых показателей, в начале и в конце эксперимента были проведены соревнования по спортивному ориентированию в заданном направлении. В момент старта участники получали карту, на которой нанесены место старта и контрольные пункты, соединенные линией, которая обозначает последовательность прохождения. Победитель определяется по наименьшему времени прохождения дистанции. В начале эксперимента показатель времени у экспериментальной группы был меньше, чем у контрольной. А в конце эксперимента, после применения упражнений, показатель времени контрольной группы улучшился [7].

Согласно исследованию, применение упражнений для развития памяти и концентрации внимания благополучно повлияло на тренировочный процесс, уменьшилось число ошибок, снизилось общее время выполнения технических заданий на местности. Все эти изменения привели к положительному сдвигу в результатах соревновательной деятельности.

Литература:

  1. Абашова, Е. В. Развитие памяти и внимания у спортсменов-ориентировщиков: автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.04 / Абашова Елена Владимировна. — Санкт-Петербург, 2019–15 с.
  2. Брайцева, В. А. Методика тактико-технической подготовки спортсменов 15–16 лет в кроссовых видах ориентирования: автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.04 / Брайцева Виктория Александровна. — Смоленск, 2020–48 с.
  3. Зайнулин, М. Н. Содержание понятий концентрации и деконцентрации внимания в спорте / М. Н. Зайнулин // Экстремальная деятельность человека. — 2016. — № 1 (38). — С. 34–36.
  4. Казанцев, С. А. Особенности внимания у спортсменов-ориентировщиков / С. А. Казанцев. — М., 2003. — 31–38 с.
  5. Константинов, Ю. С. Уроки ориентирования / Ю. С. Константинов, О. Л. Глаголева. — М.: ЦДЮТиК, 2005. — 328 с.
  6. Кугергина, А. Ю. Анализ способов оценки концентрации внимания / А. Ю. Кугергина // Инженерные кадры — будущее инновационной экономики России. — 2018. — № 3. — С. 85–88.
  7. Огородников, Б. И. Сборник упражнений по спортивному ориентированию / Б. И. Огородников, А. Л. Моисеенков, Е. С. Приймак. — М.: Физкультура и спорт, 1980. — 72 с.
Основные термины (генерируются автоматически): концентрация внимания, развитие памяти, спортивное ориентирование, экспериментальная группа, клетка, красная цифра, показатель времени, специальный бланк, упражнение.


Ключевые слова

упражнения, память, концентрация внимания, спортсмены-ориентировщики

Похожие статьи

Уровень развития свойств внимания (объем, устойчивость...)

Средние показатели развития свойств внимания умладших школьников.

Внимание с высоким уровнем развития в одном отношении может быть не очень в другом.

Также в данной работе представлен ряд упражнений, направленных на повышение качества

Развитие восприятия внимания, концентрации внимания, в младшем школьном возрасте.

Исследование функции внимания у работников умственного труда

В динамике работы ухудшаются показатели, характеризующие функцию внимания

состояния центральной нервной системы (ЦНС) относятся исследования внимания и памяти.

На специальном бланке из 4 клеток в случайном порядке отпечатаны двумя цветами (чёрными

Уровень концентрации внимания у учащихся экспериментального и контрольного классов...

Методики для диагностики свойств внимания (концентрация...)

Эти группы диагностик разработаны для полноценной диагностики развития процесса мышления у младших школьников. С помощью представленных методик можно сделать анализ текущего уровня развития свойств внимания, таких как концентрация, объем и устойчивость.

Технологическая карта психологического занятия во 2 классе для...

Цель развивающего занятия: – развитие произвольного внимания, процессов мышления.

развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти)

— Поменяйтесь бланками с соседом по парте, возьмите в руки карандаш красного цвета, и проверьте

1 клетка вниз; 2 клетки влево; 4 клетки вниз; 3 клетки вправо

Диагностические задания на выявление знания детьми основных...

Оборудование: Цветные кубики (8 штук) основных цветов — 2 красных, 2 желтых, 2 зеленых, 2 синих.

Содержание: обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами

По результатам выполнения заданий I блока обследованных детей разделили на 3 группы.

Показателями уровня успешности выполнения задания служат: время. Оценка результатов.

Развитие внимания средствами легкоатлетических упражнений

Проблема изучения развития внимания в настоящее время стоит остро.

Легкоатлетический план занятий экспериментальной группы (направленность на специальные

Рассматривая показатели данных на рис.1 по показателю переключаемости внимания в исследуемой

При формирования развития внимания полезно использовать в тренировке специальные...

«Веселая клеточка» (развитие ориентировки на микроплоскости...)

Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушениями зрения).

На первых занятиях лучше использовать тетрадь в крупную клетку (0,8 мм), чтобы не

развитие познавательных процессов (внимание, воображение, мышление, память)

Развитие зрительно-моторной координации у детей с ОВЗ, в данном случае будет.

Особенности свойств внимания: концентрация, устойчивость...

Целью данного экспериментального исследования было изучение свойств внимания

Одним из исследуемых нами свойств внимания являлась концентрация.

В целом, переключаемость внимания поддается тренировке легче, чем другие свойства.

Высокий уровень развития одного свойства внимания не означает высокого уровня развития других его свойств.

Временные резервы процесса чтения карты в спортивном...

Длина и сложность влияют на время прохождения дистанции, то есть на результат.

В развитии скорости чтения карты большой ресурс для улучшения результата.

Калёнов, В. В. Развитие памяти и внимания в процессе занятий спортивным ориентированием / В. В

Кроме этих групп в СДЮШОР могут создаваться группы высшего спортивного мастерства.

Похожие статьи

Уровень развития свойств внимания (объем, устойчивость...)

Средние показатели развития свойств внимания умладших школьников.

Внимание с высоким уровнем развития в одном отношении может быть не очень в другом.

Также в данной работе представлен ряд упражнений, направленных на повышение качества

Развитие восприятия внимания, концентрации внимания, в младшем школьном возрасте.

Исследование функции внимания у работников умственного труда

В динамике работы ухудшаются показатели, характеризующие функцию внимания

состояния центральной нервной системы (ЦНС) относятся исследования внимания и памяти.

На специальном бланке из 4 клеток в случайном порядке отпечатаны двумя цветами (чёрными

Уровень концентрации внимания у учащихся экспериментального и контрольного классов...

Методики для диагностики свойств внимания (концентрация...)

Эти группы диагностик разработаны для полноценной диагностики развития процесса мышления у младших школьников. С помощью представленных методик можно сделать анализ текущего уровня развития свойств внимания, таких как концентрация, объем и устойчивость.

Технологическая карта психологического занятия во 2 классе для...

Цель развивающего занятия: – развитие произвольного внимания, процессов мышления.

развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти)

— Поменяйтесь бланками с соседом по парте, возьмите в руки карандаш красного цвета, и проверьте

1 клетка вниз; 2 клетки влево; 4 клетки вниз; 3 клетки вправо

Диагностические задания на выявление знания детьми основных...

Оборудование: Цветные кубики (8 штук) основных цветов — 2 красных, 2 желтых, 2 зеленых, 2 синих.

Содержание: обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами

По результатам выполнения заданий I блока обследованных детей разделили на 3 группы.

Показателями уровня успешности выполнения задания служат: время. Оценка результатов.

Развитие внимания средствами легкоатлетических упражнений

Проблема изучения развития внимания в настоящее время стоит остро.

Легкоатлетический план занятий экспериментальной группы (направленность на специальные

Рассматривая показатели данных на рис.1 по показателю переключаемости внимания в исследуемой

При формирования развития внимания полезно использовать в тренировке специальные...

«Веселая клеточка» (развитие ориентировки на микроплоскости...)

Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушениями зрения).

На первых занятиях лучше использовать тетрадь в крупную клетку (0,8 мм), чтобы не

развитие познавательных процессов (внимание, воображение, мышление, память)

Развитие зрительно-моторной координации у детей с ОВЗ, в данном случае будет.

Особенности свойств внимания: концентрация, устойчивость...

Целью данного экспериментального исследования было изучение свойств внимания

Одним из исследуемых нами свойств внимания являлась концентрация.

В целом, переключаемость внимания поддается тренировке легче, чем другие свойства.

Высокий уровень развития одного свойства внимания не означает высокого уровня развития других его свойств.

Временные резервы процесса чтения карты в спортивном...

Длина и сложность влияют на время прохождения дистанции, то есть на результат.

В развитии скорости чтения карты большой ресурс для улучшения результата.

Калёнов, В. В. Развитие памяти и внимания в процессе занятий спортивным ориентированием / В. В

Кроме этих групп в СДЮШОР могут создаваться группы высшего спортивного мастерства.

Задать вопрос