Автор: Алборова Ксения Альбертовна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (52) май 2013 г.

Статья просмотрена: 615 раз

Библиографическое описание:

Алборова К. А. Развитие внимания средствами легкоатлетических упражнений // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 654-656.

Статья посвящена анализу психолого-педагогической природы активного процесса внимания, как центрального познавательного процесса детей младшего школьного возраста. Автор анализирует различные научные позиции, раскрывает отношение детей к легкоатлетическим упражнениям, с помощью которых формируется основной познавательный процесс внимание.

Ключевые слова: легкая атлетика, тренировочный процесс, общеподготовительные упражнения, специальные упражнения на развитие быстроты, познавательный процесс, развитие внимания.

Младший школьный возраст — один из благоприятных периодов для развития психических процессов. Большинство ученых убеждены в огромной роли данного возрастного отрезка в формировании и развитии внимания.

Актуальность работы заключается в том, что на сегодняшний день растет число детей, потерявших интерес к учебе, снизился их интеллектуальный уровень, снизилась устойчивость внимания, все это обуславливает необходимость разработки практических педагогических средств по увеличению потенциальных возможностей учащихся. Наиболее исследованными вопросами можно считать функциональное значение внимания, связь внимания с другими психическими процессами. Однако, несмотря на имеющиеся исследовательский вклад в изучение данной проблемы, крайне мало работ по изучению развития внимания младших школьников. Это и определило цель нашего исследования.

Научная новизна. Нами было определено как специальные упражнения на быстроту в сравнении с общеподготовительными упражнениями в легкой атлетике влияют на ключевой познавательный процесс-внимание. Разработаны методические рекомендации по формированию развития внимания с помощью занятий легкоатлетическими упражнениями. Предполагаемая методика для формирования развития внимания раньше не использовалась. По данным литературных источников выявлено, что тема работы не имеет аналогов.

Проблема изучения развития внимания в настоящее время стоит остро. И прежде всего, связана с высокой динамикой жизни современного социума. К тому же, обращает на себя внимание забота об охране здоровья обучающихся в школе, создании для них благоприятных условий для учебы и занятий спортом.

Гипотеза исследования предполагается, что при выполнении специальных упражнений на быстроту в процессе занятий легкой атлетикой, внимание у детей младшего школьного возраста будет развиваться лучше, чем в общеподготовительных упражнениях.

Цель исследования. Сравнить особенности влияния занятий легкой атлетикой со специальными упражнениями на быстроту и с общеподготовительными на развитие внимания у детей младшего школьного возраста.

Педагогический эксперимент был проведен в городе Санкт-Петербурге Приморского района на базе Лицея № 64, исследование было направленно на улучшение развития внимания у школьников, занимающиеся в легкоатлетической секции, 10 человек выполняли общие физические упражнения, а другие 10 человек выполняли специальные физические упражнения, в возрасте от 9 до 10 лет (выборка - 20 респондентов). Исследование проводилось с 14.09.2012г. по 11.01.2013г. Метод опроса (в форме беседы) — приняли участие педагоги по физической культуре и школьники младшего возраста. Суть беседы: выявить, используются ли специальные физические упражнения на развитие познавательных процессов в тренировочном процессе; какие методы используются при формировании развития внимания.

Легкоатлетический план занятий контрольной группы (направленность на ОФП)

Сентябрь — Декабрь’12 — вводная инструкция по технике безопасности на занятиях легкой атлетикой; история занятий легкой атлетикой; бег со сменой скорости и направления; ОРУ без предмета; беговые упражнения: с высоким подниманием бедра / захлестом голени, семенящий на месте и в движении, с ускорением; подвижные игры; заминка: равномерный бег при чсс 120–130уд/мин; бег со сменой скорости и направления, ОРУ в движении; проверка физической подготовленности (челночный бег, 3*10м; прыжок в длину с места; наклоны вперед из положения стоя и т. д.)

Легкоатлетический план занятий экспериментальной группы (направленность на специальные упражнения на развитие быстроты)

Сентябрь — Декабрь’12 — вводная инструкция по технике безопасности на занятиях легкой атлетикой; ОРУ в движении; СБУ; высокий старт- техника, выходы 4–5 раз; пробегание отрезков 15–30 м на время. ускорения из различных исходных положений (сидя, лежа, стоя на коленях и т. д.) по зрительному сигналу; прыжки через скакалку (частота вращения максимальная); бег по лестнице с максимальной частотой; разнообразные эстафеты с элементами быстрого бега, прыжков. Испытуемым была предложена методика Шульте-Горбова (р ≤ 0,01), в ходе обработки данных были получены следующие результаты, которые наглядно изображены в диаграмме (рис. 1).

Рис. 1. Количественные показатели уровня переключаемости внимания среди всех испытуемых (в секундах -1)

Рассматривая показатели данных на рис.1 по показателю переключаемости внимания в исследуемой группе детей мы можем наблюдать, что в экспери-ментальной группе детей переключаемость внимания по среднему значению составляет 2,4 секунды, а в контрольной группе показатели данных значительно выше, по среднему значению составляет 6,4 секунды.

Затем была проведена диагностика уровня концентрации внимания среди экспериментальной и контрольной группы детей на двух этапах исследования. Для этих целей нами была использована методика корректурной пробы Бурдона (p ≤ 0,05). Нами были получены данные, которые представлены в диаграмме (рис. 2).

Рис. 2. График количественных показателей уровня концентрации внимания в экспериментальной и контрольной группах (в баллах)

Рассматривая показатели данных на рис. 2 по показателю производительности концентрации внимания в исследуемой группе детей мы можем наблюдать, что в экспериментальной группе детей производительность внимания по среднему значению составляет 592 балла, а в контрольной группе показатели данных значительно ниже, по среднему значению составляет 420 баллов. Средний показатель количества просмотренных строк за одно и то же время выше, а средний показатель пропусков и ошибок ниже. Сравнение же данных между контрольной и экспериментальной группой позволяет оценить эффективность применения развивающих упражнений на быстроту по повышению концентрации внимания в экспериментальной детей младшего школьного возраста. Кроме диагностики концентрации внимания, методика корректурной пробы Бурдона позволила определить также и устойчивость внимания среди экспериментальной и контрольной группы детей на двух этапах исследования (p ≤ 0,05), которые представлены в диаграмме (рис.3).

Рис.3. График количественных показателей уровня устойчивости внимания в экспериментальной и контрольной группах (в секундах -1)

Рассматривая показатели данных на рис.3 по показателю производительности устойчивости внимания в исследуемой группе детей мы можем наблюдать, что в экспериментальной группе детей устойчивость внимания по среднему значению составляет 1,5 с -1, а в контрольной группе показатели данных незначительно снизились, по среднему значению составляет 1,4 с -1. По полученным результатам можно достоверно заключить, что после применения комплекса физических упражнений, такие как общеподготовительные упражнения и специальные упражнения на быстроту по формированию и развитию внимания показатели устойчивости, концентрации и переключаемости внимания возросли, т. к. как видно из результатов. Таким образом, гипотеза данного исследования полностью подтверждена.

Рекомендации учителям физкультуры, тренерам и родителям:

При формирования развития внимания полезно использовать в тренировке специальные физические упражнения различной сложности с постоянно меняющимися задачами; Во время выполнения упражнения обращать внимание не только на техническое исполнение, но и на поведение занимающегося, чтобы оценить внимательно ли спортсмен слушает и выполняет указания тренера; При формировании внимания нужно изменять объем и содержание тренировочных занятий; Минимальный период развития внимания один месяц; Применять индивидуальный подход в тренировке при установке развития внимания; Упражнения с партнером требуют высокой концентрации внимания, т. к. самое главное в гибкости — не переусердствовать; В любом виде спорта интегральная подготовка является основным средством приобретения и совершенствования мастерства. Специальные упражнения и подвижные игры соревновательного характера раскрывают у спортсмена его возможности, развития устойчивости внимания и закаляют волю.

Литература:

1.         Абрамова, Г. С. Практикум по возрастной психологии / Г. С. Абрамова. — Москва: Академия, 1999. — 320 с.

2.         Аганянц, Е. К. Возрастная динамика физических качеств при различных двигательных режимах // Природа. Общество. Человек: Вестник Южно — российского отделения международной академии наук высшей школы / Е. К. Аганянц, Е. М. Бердичевская, Е. В. Демидова Е. В. — Краснодар. — 1996. № 1(4). — С. 22–24.

3.         Ануфриева, А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы / А. Ф. Ануфриева, С. Н. Костромина. — Москва: издательство Ось-89, 2000. — № 3. — С. 36–40.

4.         Апанасенко, Г. Л. Физическое развитие детей и подростков / Г. Л. Апана-сенко. — Киев: Здоровье, 1985. — 188 с.

5.         Антонов, А. А. Методика применения элементов подвижных игр для развития познавательной деятельности детей школьного возраста / А. А. Антонов: дисс. канд. пед. наук: 13.00.04. — Санкт-Петербург, 1997. — 24 с.

Основные термины (генерируются автоматически): развития внимания, концентрации внимания, развитие внимания, среднему значению, внимания в экспериментальной, младшего школьного возраста, формирования развития внимания, уровня концентрации внимания, устойчивости внимания, внимания в экспериментальной и контрольной, концентрации внимания в экспериментальной, группе детей, устойчивость внимания, внимания учащихся, специальные физические упражнения, показатели данных, легкой атлетикой, контрольной группе показатели, занятий легкой атлетикой, переключаемости внимания.

Ключевые слова

познавательный процесс, легкая атлетика, тренировочный процесс, общеподготовительные упражнения, специальные упражнения на развитие быстроты, развитие внимания.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос