Наука о скорочтении. Методические рекомендации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 августа, печатный экземпляр отправим 7 августа.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (467) май 2023 г.

Дата публикации: 15.05.2023

Статья просмотрена: 187 раз

Библиографическое описание:

Щербакова, Е. В. Наука о скорочтении. Методические рекомендации / Е. В. Щербакова, А. О. Медведевская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 228-229. — URL: https://moluch.ru/archive/467/102663/ (дата обращения: 20.07.2024).



Статья посвящена истории использования методики скорочтения, ее особенности и преимущества, а также предложены методические рекомендации для повышения скорости чтения. В статье рассмотрена методика скорочтения с точки зрения науки.

Ключевые слова: наука о скорочтении, скорочтение, методические рекомендации по использованию методики скорочтения, скорость чтения.

The article is devoted to the history of using the speed-reading technique, its features, and advantages, as well as methodological recommendations for improving reading speed. The article discusses the method of speed reading from the point of view of science.

Keywords: the science about speed reading, speed reading, methodological recommendations on the use of speed-reading techniques, reading speed.

Скорочтение — это умение быстро, эффективно и полно понимать информацию с высоким уровнем освоения содержательных глубин текста. Педагоги дополнительного образования используют в своей работе труды таких деятелей как В. Н. Зайцева, И. Г. Пальченко, Г. Г. Мисаренко, О. А. Андреев, Л.Н Хромов и др. Скорочтение способствует устранению ошибок в чтении, автоматическому увеличению скорости чтения за счет устранения «тормозящих» моментов. [1]

В 1879 г. французский учёный Луис Эмиль Жаваль первым занялся проблемой движения глаз при чтении. Он выяснил, что при чтении не происходит сплошного скольжения глазами по тексту, как считалось ранее, а происходит серия коротких остановок, названных фиксациями. Это открытие послужило началом поиска ответов на вопросы о процессе чтения.

Развитие интереса к изучению вопроса повышения скорости чтения пришло из совершенно другой области — военной.

Во время Первой мировой войны специалисты обнаружили, что в процессе полета многие из пилотов с трудом умели различать самолеты, которые видели на большом удалении. Поиск специалистами Королевских военно-воздушных сил Великобритании способа решения данной проблемы привел к изобретению прибора под названием тахистоскоп. Он проецировал на экран изображения самолётов в различных размерах и с различной скоростью. Благодаря такому тренингу средний человек оказывался в состоянии различать разные марки самолетов, которые на экране выглядели совсем маленьким пятнышком и проецировались на экран всего лишь одну пятисотую долю секунды. Был сделан вывод, что раз глаза способны фиксировать объекты с такой высокой скоростью, то наверняка можно значительно увеличить и скорость чтения.

Следующая волна интереса к скорочтению возникла в середине XX столетия. В 1945 году будущая учительница Эвелин Вуд принесла для рецензирования профессору К. Лису объёмную статью. Профессор быстро просмотрел статью и практически сразу написал рецензию, чем сильно удивил Эвелин. После этого случая заинтересовавшаяся феноменом Эвелин Вуд в течение двух лет наблюдала ещё за пятьюдесятью людьми, обладавшими такими же способностями к быстрому чтению. В ходе работы были выявлены общие для группы особенности техники чтения: глаза движутся вертикально вниз по странице. [2]

Курсы скорочтения существуют с 1950-х годов, а в 1959 году преподаватель Эвелин Вуд представила один из наиболее популярных курсов — «Динамика чтения». Как и во многих последующих курсах скорочтения, курс Вуда был направлен на сведение к минимуму количества возвратно-поступательных движений глаз читателя при сканировании страницы. Методы Эвелин Вуд и сейчас являются основой для всех курсов скорочтения (за исключением, пожалуй, фоточтения). [4]

Пик популярности скорочтения пришелся на 1960–1970 гг. В то время популярность этой методики в США была обеспечена за счет людей, которые хотели прочитать книги «обязательной образовательной программы», не успев это сделать в школе. В последующем скорочтение было востребовано среди тех, кто не мог справиться с информационными потоками.

Основная теория заключалась в том, что ученики могли бы улучшить скорость чтения за счет повышения эффективности чтения. Другими словами, если бы ребенок мог усваивать больше информации с каждым просмотром (например, сосредотачиваясь только на каждом втором слове или заостряя внимание только на начале и конце предложений или абзацев), то теоретически ребенок мог бы значительно сократить время, затрачиваемое на чтение чего-либо.

Современные приложения для скорочтения, такие как Spritz, основаны на том же базовом принципе. Фактически, отображая отдельные слова в быстрой последовательности, такие приложения не просто уменьшают возвратно-поступательные движения глаз, они, по сути, устраняют их. Это приводит к высокоэффективному стилю чтения.

Для профессоров психологии Джеффри М. Закса и Ребекки Трейман утверждения о скорочтении всегда звучали слишком хорошо, чтобы быть правдой. Одна из самых больших выявленных ими проблем, которая также применима к приложениям для чтения, таким как Spritz, заключается в том, что люди не понимают разницы между восприятием (простым просмотром слов) и обработкой языка.

В отличие от восприятия, языковая обработка включает в себя связывание слов воедино, чтобы извлечь из них более широкое значение. Таким образом, хотя курсы скорочтения действительно могут помочь вам воспринять больше слов за один взгляд, это не гарантирует, что у вашего мозга будет достаточно времени, чтобы действительно обработать все, что вы видите. Это означает, что при быстром чтении вы не так глубоко понимаете текст по сравнению с обычным чтением — даже если вы видите каждое отдельное слово. [3]

В качестве рекомендаций мы предлагаем рассмотреть 4 стратегии скорочтения, с помощью которых вы сможете повысить скорость чтения или научить этому ребенка:

1. Ключевые слова.

Вместо того чтобы произносить сочетания букв, которые мы складываем в слова, и читать их все по отдельности, сосредоточьтесь на том, как ваши глаза перемещаются по странице. Мы рекомендуем, чтобы вы сначала просматривали текст, пока ваш взгляд не зацепится за определенное слово или тему, которые вас интересуют. С самого первого дня нас учили читать каждое отдельное слово в предложении и абзаце, но этот процесс такой длительный и утомительный! На самом деле нам нужно читать только существительные и прилагательные, чтобы понять основную идею предложения; глаголы, наречия и другие части речи обычно не нужны, когда вы просто пытаетесь получить основную, наиболее важную информацию. К этому совету может быть трудно привыкнуть, но вы будете делать это постоянно, как только освоите его! Выделение этих ключевых слов и фраз также является отличной идеей для ознакомления с текстом.

2. Принцип начала и конца.

Попробуйте сначала прочтите первое и последнее предложения абзаца. Это может сэкономить вам много времени, если в первом предложении абзаца вводится тема, которую вы уже знаете. Тогда вы поймете, что не стоит тратить свое время на прочтение абзаца целиком, и сможете перейти к следующему абзацу.

3. Осмысленность прочитанного.

Наш мозг хранит все, что мы читаем, мы просто не знаем, что это там есть, потому что большая часть этого поступает в наше подсознание. Из-за этого может быть трудно вспомнить тему или интересный факт, о которых вы читали ранее. Чтобы лучше восстановить его, мы рекомендуем вам соотнести прочитанное с чем-то, что вы уже знаете, например, с личным опытом.

4. Заметки.

Как только вы закончите чтение, мы рекомендуем вам вернуться назад и сделать несколько заметок, по ключевым словам, и темам, которые вы выделили ранее. Включая краткое изложение наиболее важной информации, которую вы нашли — вы можете просмотреть это через несколько дней или лет и вспомнить, о чем была книга или отрывок.

Литература:

  1. Аскарова, В. Я. Скорочте́ние / В. Я. Аскарова, Н. Н. Сметанникова // Чтение. Энциклопедический словарь / Под редакцией Ю. П. Мелентьевой. — Москва: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Научный и издательский центр «Наука» Российской академии наук, 2021. — С. 229–230. — EDN PVIUDS.
  2. Медведев, Николай. Тема скорочтение: история вопроса / Технологии чтения: личная система чтения, 2014.
  3. Erik Devaney. The Science of Speed Reading: How Well Does It Actually Work / HubSpot, Inc., 2017.
  4. Vanessa Van Edwards. How to Speed Read / Science of people, 2021.
Основные термины (генерируются автоматически): скорость чтения, курс скорочтения, скорочтение, слово, быстрое чтение, время, отдельное слово, повышение скорости чтения, чтение.


Ключевые слова

скорочтение, наука о скорочтении, методические рекомендации по использованию методики скорочтения, скорость чтения

Похожие статьи

Скорочтение. Историко-педагогическое основание и методология

Чтобы разобраться в принципе работы навыка скорочтения охарактеризуем основные понятия. О. А. Андреев характеризует процесс скорочтения так «Быстрое чтение — это вид чтения, подразумевающий под собой использование нетрадиционных методов» [1, с. 20].

Скорочтение. Плюсы и минусы | Статья в журнале...

В процессе скорочтения существует особая техника «скорого чтения», основным не менее

Этому сопутствуют специальные тренировки чтения на скорость и время, напрямую

Опрос студентов 2-го курса факультета филологии КГПИ КемГУ о проблеме скорочтения.

Скорочтение — это не просто умение быстро осваивать большие текстовые объёмы.

Формирование скорочтения у первоклассников как важнейшего...

Для развития скорости чтения можно использовать следующие упражнения: «Исчезающие слоги (слова, строчки)». При работе в паре можно использовать белый лист (или линейку), с помощью которого закрываются прочитанные строчки слогов (слов или фраз).

Ключевые слова: скорочтение, техника чтения, тренировочные...

 Практика скорочтения очень популярна тем, что посредством диагонального чтения или чтения по. Медленное чтение наполняет текст эмоциями, проживанием с героями чего-то своего. В среднем звене и старших классах предмет «Литературное чтение» называется уже.

Чтение, пометка непонятных слов. Кто быстрее найдёт в тексте...

Учёными доказано, что высокая скорость чтения значительно уменьшает количество непроизвольных ассоциаций, т. е. способствует лучшему пониманию текста. Скорочтение — это не просто умение быстро осваивать большие текстовые объёмы информации.

Скорочтение как метод повышения успеваемости младших...

Ключевые слова: успеваемость младших школьников, скорочтение, освоение образовательных программ начальной школы.

Скорочтение способствует устранению ошибок в чтении, автоматическому увеличению скорости чтения за счет устранения «тормозящих» моментов.

Скорочтение как нетрадиционный способ чтения на английском...

В ходе исследования была составлена специальная методика, позволяющая овладеть навыком скорочтения на английском языке.

70 слов в минуту до 250 у самых старательных (средний результат был около 170 слов в минуту — т. е. средняя скорость на родном языке).

Анализ трудностей освоения навыков чтения с учетом...

Библиографическое описание: Ильина, М. С. Анализ трудностей освоения навыков чтения с учетом нейропсихологического подхода / М. С. Ильина.

 В статье представлен анализ взаимосвязи работы мозга и его нарушений с трудностями в освоении навыков чтения.

Нескучное чтение или анализ альтернативных методик улучшения...

Ключевые слова: чтение, развитие техники чтения, альтернативные методики, нескучное

Поэтому сложно улучшить технику чтения классическим методом, то есть много читая.

Их цель — обучать чтению быстрее. Среди них можно выбрать те методы, которые учат читать

Занятия длились 4 недели. За это время уменьшилось количество ошибок, чтение стало...

Похожие статьи

Скорочтение. Историко-педагогическое основание и методология

Чтобы разобраться в принципе работы навыка скорочтения охарактеризуем основные понятия. О. А. Андреев характеризует процесс скорочтения так «Быстрое чтение — это вид чтения, подразумевающий под собой использование нетрадиционных методов» [1, с. 20].

Скорочтение. Плюсы и минусы | Статья в журнале...

В процессе скорочтения существует особая техника «скорого чтения», основным не менее

Этому сопутствуют специальные тренировки чтения на скорость и время, напрямую

Опрос студентов 2-го курса факультета филологии КГПИ КемГУ о проблеме скорочтения.

Скорочтение — это не просто умение быстро осваивать большие текстовые объёмы.

Формирование скорочтения у первоклассников как важнейшего...

Для развития скорости чтения можно использовать следующие упражнения: «Исчезающие слоги (слова, строчки)». При работе в паре можно использовать белый лист (или линейку), с помощью которого закрываются прочитанные строчки слогов (слов или фраз).

Ключевые слова: скорочтение, техника чтения, тренировочные...

 Практика скорочтения очень популярна тем, что посредством диагонального чтения или чтения по. Медленное чтение наполняет текст эмоциями, проживанием с героями чего-то своего. В среднем звене и старших классах предмет «Литературное чтение» называется уже.

Чтение, пометка непонятных слов. Кто быстрее найдёт в тексте...

Учёными доказано, что высокая скорость чтения значительно уменьшает количество непроизвольных ассоциаций, т. е. способствует лучшему пониманию текста. Скорочтение — это не просто умение быстро осваивать большие текстовые объёмы информации.

Скорочтение как метод повышения успеваемости младших...

Ключевые слова: успеваемость младших школьников, скорочтение, освоение образовательных программ начальной школы.

Скорочтение способствует устранению ошибок в чтении, автоматическому увеличению скорости чтения за счет устранения «тормозящих» моментов.

Скорочтение как нетрадиционный способ чтения на английском...

В ходе исследования была составлена специальная методика, позволяющая овладеть навыком скорочтения на английском языке.

70 слов в минуту до 250 у самых старательных (средний результат был около 170 слов в минуту — т. е. средняя скорость на родном языке).

Анализ трудностей освоения навыков чтения с учетом...

Библиографическое описание: Ильина, М. С. Анализ трудностей освоения навыков чтения с учетом нейропсихологического подхода / М. С. Ильина.

 В статье представлен анализ взаимосвязи работы мозга и его нарушений с трудностями в освоении навыков чтения.

Нескучное чтение или анализ альтернативных методик улучшения...

Ключевые слова: чтение, развитие техники чтения, альтернативные методики, нескучное

Поэтому сложно улучшить технику чтения классическим методом, то есть много читая.

Их цель — обучать чтению быстрее. Среди них можно выбрать те методы, которые учат читать

Занятия длились 4 недели. За это время уменьшилось количество ошибок, чтение стало...

Задать вопрос