Использование «облака слов» при работе с обществоведческой терминологией на уроках истории в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №11 (70) июль-2 2014 г.

Дата публикации: 13.08.2014

Статья просмотрена: 3787 раз

Библиографическое описание:

Крюкова, О. Ю. Использование «облака слов» при работе с обществоведческой терминологией на уроках истории в начальной школе / О. Ю. Крюкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 11.1 (70.1). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/archive/70/12045/ (дата обращения: 16.12.2024).

Статья посвящена проблеме формирования обществоведческой терминологии на уроках истории в начальной школе. В статье представлены возможности использования «облака слов» в качестве средства формирования обществоведческой терминологии в курсе исторической пропедевтики. Статья будет интересна педагогам начальной школы.

Ключевые слова: «Облако слов», понятия, преставления.

Большие требования предъявляет общество к выпускнику школы XXI века. Он должен уметь самостоятельно приобретать знания, применять их на практике для решения разнообразных проблем, а также работать с различной  информацией, анализировать, обобщать аргументировать.  Кроме того,  самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем. Быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.

Именно в начальной школе средствами гуманитарных предметов закладываются основы общественного сознания граждан России, важной составной частью которого выступает историческое сознание как совокупность представлений и понятий, присущих обществу в целом, его отдельным социальным группам, каждому индивидууму о своем прошлом и прошлом всего человечества.

Современное обновление структуры и содержания школьного исторического образования предполагает внесение системных изменений в организацию учебного процесса, в цели и способы достижения нового качества образования. Большое значение приобретает использование в обучении общественным предметам технологий - интерактивных и информационно коммуникативных, в том числе и для решения классических дидактических задач.

В частности, одной из традиционных является задача формирования обществоведческой терминологии на уроках истории в начальной школе. С одной стороны, налицо усложнение содержания курса исторической пропедевтики, призванного сформировать, в том числе, и терминологическую основу для дальнейшего изучения предмета, с другой – специфика познавательных возможностей младшего школьника, предполагающая поиск новый нетрадиционных средств работы с обществоведческой терминологией.

Одним из таких средств, на наш взгляд, является интернет сервис Tagxedo-Creator, предназначенный для создания «облака слов».

 «Облако слов» или взвешенный список - это визуальное представление списка категорий (или тегов, также называемых метками, ярлыками, ключевыми словами и т. п.). Ключевые слова чаще всего представляют собой отдельные понятия, и важность каждого ключевого слова обозначается размером шрифта или цветом.

Возможности использования облака слов в обучении связаны с тем, что: в облако можно записать тему урока, которую учащиеся должны определить; попросить составить предложения по определенной теме, «облако» выступает в качестве опорного конспекта; можно предложить детям прочитать в «облаке» главный вопрос, на который необходимо найти ответ в течение урока; составьте предложения или рассказ, используя как можно больше слов из облака; создать словарное «облако» на основе небольших недавно изученных учебных текстов, и попросить учащихся вспомнить, о чем были эти тексты, и в каком именно контексте использовались слова; показать «облако», составленное из слов, взятых из незнакомого текста, и попросить догадаться о его содержании.

Познавательные возможности в изучении истории и психологические особенности младших школьников, визуальные и содержательные характеристики деятельности по созданию «облака слов» обусловили предположение о том, что его можно использовать в процессе обучения истории в начальной школе в работе по формированию обществоведческой терминологии.

При организации изучения исторических понятий в начальной школе необходимо исходить из того, что:1. В практике обучения истории в начальной школе создание исторических представлений и формирование понятий происходит одновременно: понятия формируются на основе представлений. 2. Исторические понятия формируются на достаточном для младшего школьного уровне и не претендуют высокую степень научности. 3. При организации процесса усвоения представлений и понятий необходимо опираться на субъективный опыт ученика и образное мышление. 4. Фактором, определяющим эффективность усвоения исторических представлений и понятий, выступает использование средств наглядности.

На наш взгляд, использование «облака слов» допустимо на всех этапах работы по формированию обществоведческой терминологии: на начальном этапе, на этапе закрепления и контроля. Также, учитель может в зависимости от технических возможностей школы, организовывать работу над облаком фронтально, индивидуально и по группам. Работа над «облаком» строится по определенным этапам: введение понятия, определение ключевых слов по исходным параметрам, ассоциативным методом подбор образа,  создание облака. Порядок этапов может меняться в зависимости от пути формирования понятия – дедуктивного или индуктивного.

Визуализация изучаемых понятий, критическое осмысление определений, опора на образы и ассоциации, развитие информационной культуры и творческого мышления определяют преимущества использования «облака слов»  при работе с обществоведческой терминологией на уроках истории в начальной школе, через реализацию принципов информационно-коммуникативного и интерактивного обучения, технологии развития критического мышления.

Таким образом, визуальные и содержательные характеристики деятельности по созданию «облака слов» обусловили предположение о том, что его можно использовать в процессе обучения истории в начальной школе в работе по формированию обществоведческой терминологии. Например, вот так выглядит понятие государство, оформленное в «облако слов» с помощью сервиса Tagxedo-Creator.

В данном «облаке»мы видим ключевые слова, определяющие содержания данного понятия, объединенные «облачной» формой. В данном случае это «облако» имеет форму карты, что в сочетании с содержанием наглядно демонстрирует сущность данного обществоведческого термина, на достаточном для младшего школьника уровне.

Начать работу целесообразно с «облаком слов» с объяснения того что такое «облако слов» в понятных для детей терминах (например, «облако слов» – это множество признаков, характерных для определённого понятия, объединённых общим образом (формой)) и привести несколько простых примеров.

…«В этом «облаке» спрятана весна. Форма этого «облака» цветок, так как именно весной распускаются первые цветы. А слова, спрятанные в «облаке», описывают это время года»…

Далее можно предложить детям самим догадаться и порассуждать.  Загадаем понятие «школа».  «…Как вы думаете, что изображено на слайде? Почему вы так решили? А какую форму имеет облако? А почему выбрана именно эта форма?...».

Следующим примером можно уже предложить рассмотреть облако предметно-исторического содержания, например «наука история».

 «…Как вы думаете, что изображено на слайде? Почему? А какой предмет спрятан в «облаке»?  А почему выбрана именно лупа? Какие ассоциации у вас с этим предметом? Как это связано со словами, составляющими облако?»…

Следующим шагом может стать совместное с классом создание «облака» используя компьютер с выходом в интернет и проектор.

В рамках изучения темы «За землю русскую, дети знакомятся с понятием «кочевники». «…Давайте вспомним, кто такие кочевники? Какие признаки их отличают? Перечислим их. Вставим их в «облако». Давайте выберем форму. Какие образы возникают в голове при слове «кочевник». Давайте выберем самый подходящий образ – лошадь. Выбираем цветовое оформление, в зависимости от «настроения» понятия. Выбираем шрифты. Задаем форму. Готово» ... То есть,  идет ознакомление с этапами работы над «облаком» и сервисом Tagxedo-Creator, используются информационные средства, реализуются принципы интерактивного обучения.

Таким образом, не абсолютизируя значения данной формы работы, мы делаем вывод о широких возможностях ее применения в процессе работы с обществоведческой терминологией в начальной школе, связанных с сочетанием в применении одного дидактического средства условно-графической и мультимедийной наглядности, методов и информационно-коммуникативной и интерактивной технологий.

Литература:

1.                  Вяземский, Е.Е. Теория и методика преподавания истории/ Е.Е.Вяземский, О.Ю. Стрелова.- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 384 с.

2.                  Сизова, Е.В.Окружающий мир (Мое Отечество). 3 класс. Методические рекомендации/ Е.В. Сизова, Д.Д.Данилов, М.Е. Турчина. – М.: Баласс, 2010. – 256 с.

3.                  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы)/ http://www.ug.ru/new_standards/3

4.                  Чернова, Г.А. Методика преподавания обществознания в начальной школе/ Г.А.Чернова, Л.Г. Жукова, И.В. Митюкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 240 с.

5.                  Tagxedo-Creator. http://www.tagxedo.com/

Основные термины (генерируются автоматически): начальная школа, обществоведческая терминология, слово, урок истории, интерактивное обучение, историческая пропедевтика, младший школьник, процесс обучения истории, содержательная характеристика деятельности, этап работы.


Ключевые слова

"Облако слов", понятия, преставления

Похожие статьи

Историческое комментирование на уроках русского языка как способ познавательной деятельности

Статья посвящена одному из методов педагогики — историческому комментированию. Материал дает характеристику и рекомендации ко введению данного метода в практическое использование. В статье представлены цитаты ведущих психологов, педагогов, подкрепл...

Парадигматический аспект изучения семантики противоположности в начальной школе

Статья посвящена проблеме изучения семантики противоположности в парадигматическом аспекте на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе. Рассматриваются антонимы как один из типов лексико-семантической парадигмы и их функциониров...

Опытно-практическая работа по применению дидактической игры как средства формирования словаря детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОО

В статье авторы представляют результаты опытно-практической работы по применению дидактической игры как средства формирования словаря детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОО

Проблемы эколингвистики в среде современной молодежи

Статья посвящена проблемам языковой экологии в среде современного молодого поколения (студенчества). Сделана попытка раскрыть понятие «эколингвистика», указать факторы, способствующие обращению к этому понятию. Автором настоящего исследования были ра...

Технология продуктивного чтения как инструмент формирования читательской грамотности на уроках химии

В статье автор рассматривает применение технологии продуктивного чтения на уроках химии, а также обращает внимание на этапы работы с текстом.

Роль и место наглядности при обучении грамматике на уроках английского языка в средней школе

В статье рассматривается значение принципа наглядности на уроках английского языка, а также стратегия формирования грамматических навыков с помощью средств наглядности.

Лингвистический словарь как способ формирования информационной грамотности в средней школе: исследовательский проект

В статье изучены аспекты использования лингвистических словарей на уроках русского языка и литературы как способа формирования информационной грамотности обучающихся в средней школе.

Использование комиксов как средства наглядности на уроках обществознания

В данной статье автор рассматривает применение комиксов в качестве наглядного материала на уроках обществознания.

Формирование логической культуры у учащихся 10–11-х классов при углубленном изучении алгебры и начал математического анализа

В этой статье рассматривается проблема развития культуры логического мышления учащихся на уроках математики. Анализируются особенности образовательного процесса, способствующие формированию этой культуры. Также обсуждается возможность применения тако...

Анализ этимологии слов, связанных с образованием

Статья посвящена исследованию понятийного аппарата сферы образования в виде таких дефиниций, как: образование, школа, книга, учебник. Автором рассмотрены подходы разных представителей научного сообщества в отношении интерпретации указанных слов с цел...

Похожие статьи

Историческое комментирование на уроках русского языка как способ познавательной деятельности

Статья посвящена одному из методов педагогики — историческому комментированию. Материал дает характеристику и рекомендации ко введению данного метода в практическое использование. В статье представлены цитаты ведущих психологов, педагогов, подкрепл...

Парадигматический аспект изучения семантики противоположности в начальной школе

Статья посвящена проблеме изучения семантики противоположности в парадигматическом аспекте на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе. Рассматриваются антонимы как один из типов лексико-семантической парадигмы и их функциониров...

Опытно-практическая работа по применению дидактической игры как средства формирования словаря детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОО

В статье авторы представляют результаты опытно-практической работы по применению дидактической игры как средства формирования словаря детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОО

Проблемы эколингвистики в среде современной молодежи

Статья посвящена проблемам языковой экологии в среде современного молодого поколения (студенчества). Сделана попытка раскрыть понятие «эколингвистика», указать факторы, способствующие обращению к этому понятию. Автором настоящего исследования были ра...

Технология продуктивного чтения как инструмент формирования читательской грамотности на уроках химии

В статье автор рассматривает применение технологии продуктивного чтения на уроках химии, а также обращает внимание на этапы работы с текстом.

Роль и место наглядности при обучении грамматике на уроках английского языка в средней школе

В статье рассматривается значение принципа наглядности на уроках английского языка, а также стратегия формирования грамматических навыков с помощью средств наглядности.

Лингвистический словарь как способ формирования информационной грамотности в средней школе: исследовательский проект

В статье изучены аспекты использования лингвистических словарей на уроках русского языка и литературы как способа формирования информационной грамотности обучающихся в средней школе.

Использование комиксов как средства наглядности на уроках обществознания

В данной статье автор рассматривает применение комиксов в качестве наглядного материала на уроках обществознания.

Формирование логической культуры у учащихся 10–11-х классов при углубленном изучении алгебры и начал математического анализа

В этой статье рассматривается проблема развития культуры логического мышления учащихся на уроках математики. Анализируются особенности образовательного процесса, способствующие формированию этой культуры. Также обсуждается возможность применения тако...

Анализ этимологии слов, связанных с образованием

Статья посвящена исследованию понятийного аппарата сферы образования в виде таких дефиниций, как: образование, школа, книга, учебник. Автором рассмотрены подходы разных представителей научного сообщества в отношении интерпретации указанных слов с цел...

Задать вопрос