Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Применение синквейнов на уроках изобразительного искусства в начальной школе как один из методических приёмов технологии критического мышления

Педагогика
10.11.2015
3868
Поделиться
Библиографическое описание
Фейлер, Е. В. Применение синквейнов на уроках изобразительного искусства в начальной школе как один из методических приёмов технологии критического мышления / Е. В. Фейлер, Е. А. Коконова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22 (102). — С. 869-872. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23053/.


 

В данной статье рассматривается применение синквейнов, как одного из методических приёмов технологии критического мышления, на уроках изобразительного искусства с целью успешного развития младших школьников.

Ключевые слова: синквейн, технологии критического мышления, учащиеся.

 

Решающая роль в развитии ребенка принадлежит обучению. В интересах общества и самого человека обучение должно быть организовано так, чтобы достичь за минимальное время максимальных результатов развития. На современном этапе обучения важными становятся не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала учащихся.

Успешному развитию и обучению младших школьников способствует применение в работе педагогов методов и форм развивающего обучения.

Одной из эффективных форм является технология критического мышления.

Технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо. Она представляет собой совокупность разных приемов и техник, ориентированных на поддержание интереса учащихся к процессу обучения, пробуждение исследовательской и творческой активности; она представляет ученику условия для осмысления материала и помогает ему обобщить приобретенные знания [3]. Даная технология заставляет ребёнка мыслить. Паскаль Блез говорил: «Все наше достоинство — в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы ничто. Постараемся же мыслить достойно — в этом основа нравственности» [2].

Активная самостоятельная работа мысли начинается только тогда, когда перед человеком возникает проблема, вопрос. Л. Н. Толстой писал: “Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памяти” [3].

Основа технологии критического мышления — три этапа в структуре урока: вызов, осмысление и рефлексия. Все эти три этапа нацелены на развитие умственных способностей учащихся: учат решать проблему, формулировать идею (ключевую фразу), обогащают словарный запас; позволяют почувствовать себя хоть на мгновение творцом и справиться с работой всем учащимся.

“Ум — это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который необходимо зажечь”- говорил древнегреческий философПлутарх [3]. Зажечь факел умственных способностей позволяют методические приёмы, которые входят в технологию критического мышления. Одним из приёмов ТКМ является составление синквейнов.

Синквейн — это форма свободного творчества. Это почти стихи. Почти, потому что «столбиком», но не складно. Его называют пятистишьем, так как содержит пять строк.

Написание синквейна требует умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Относительная простота построения синквейна позволяют быстро получить результат, но не всегда всё сразу получается. Чтобы синквейн получился удачным, очень важно обращать внимание на содержательность каждой строки. [2].

Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово — существительное. Это и есть тема синквейна.На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.Пятая строчка — это слово — резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.

Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной. Умение учащегося составлять синквейны по той или иной теме свидетельствует о степени владения учащимся учебного материала этой темы, в частности, является показателем того, что учащийся:

          знает содержание учебного материала темы;

          умеет выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления, процесса, структуры или вещества;

          умеет применять полученные знания для решения новой для него задачи [1].

Работать над составлением синквейна можно самостоятельно, в парах, в группе.

Данный приём можно использовать для анализа узкого понятия, можно составить краткий рассказ на заданную тему, используя приготовленный дома синквейн, как подсказку [4].

Чаще всего на занятиях в начальных классах составляется традиционный (дидактический) синквейн. Приведём примеры составления синквейнов на уроках изобразительного искусства в начальных классах.

Рассмотрим тему урока в 4-м классе: «Какого цвета Родина. Пейзаж родной земли».

Для составления синквейна возьмём слово «Родина».

  1.                Существительное: родина
  2.                Какая она для вас? Надо подобрать два прилагательных (например: прекрасная, единственная, удивительная, любимая, богатая)
  3.                Что она делает для вас и других людей? Надо подобрать три глагола (например: гордится, заботится, надеется, придаёт силы, помогает, любит, ценит, верит)
  4.                Своё отношение или афоризм, выражение, пословица или поговорка о родине (Лучше нет родного края! Моя родина — моё село и др.)
  5.                Синоним, или, как по-другому можно назвать Родину (страна, отчизна, отечество. Россия — Родина моя!)

В итоге получили сенквейн: Родина прекрасная, единственная; придаёт силы, заботится, гордится; лучше нет родного края; Россия — родина моя!

Приведём примеры составления синквейнов ещё по одной теме ИЗО в 4-ом классе: «За весной, красой природы, лето красное придёт. Композиция и колорит весеннего пейзажа».

Для составления синквейна можно взять слова: «весна», «пейзаж», «композиция».

Основное слово

Схема синквейна

Синквейн

весна

Существительное

2 прилагательных

3 глагола

Предложение-характеристика

Слово, которое отражает личное отношение к теме, синоним

1) весна;

2) тёплая, радостная;

3)наступает, оживает, радует;

4)красивое время года;

5)жизнь.

пейзаж

Существительное

2 прилагательных

3 глагола

Предложение-характеристика

Слово или предложение, которое отражает личное отношение к теме, синоним

1) пейзаж;

2) живописный, завораживающий;

  1.                3)рассказывает, создаёт, очаровывает;

4)картина с изображением природы;

5) пейзаж родной земли

композиция

Существительное;

2 прилагательных;

3 глагола;

Предложение-характеристика;

Слово, которое отражает личное отношение к теме, синоним.

1) композиция;

2) сложная, впечатляющая;

3)составляет, создаёт, рассказывает

4)мёртвая натура;

5)композиция из неживых предметов- натюрморт.

 

Из приведённых примеров видно, что с помощью синквейна учащиеся учатся быстро и эффективно анализировать, синтезировать и обобщать понятия и информацию.

Можно усложнять задания детям: провести анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих, ее определить).

Например: во втором классе по ИЗО есть тема: «Как и чем работают художники? Художник рисует красками».

Детям можно предложить отгадать слова «художник» и «краски».

Кто это?

1) _________

2) известный, талантливый;

3) пишет, изображает, выставляет;

4) мастер кисти

5) творец

Что это?

1)____________

2) разноцветные, яркие, густые;

3) раскрашивают, смешиваются, разводятся;

4) изображения, выполненные ими, называют живописью;

5) акварель

 

В третьем классе в учебниках по ИЗО даётся уже довольно объёмный теоретический материал. Не все дети могут последовательно пересказать прочитанное. Помощником в пересказе содержания парагрофа может быть, составленный дома синквейн.

Дать задание составить синквейн по ИЗО в 3-м классе можно по темам «Театр», «Маска», «Афиша». Используя содержание парагрофа, можно составить следующий синквейн по теме «Маска».

1)                 маска;

2)                 карнавальная, театральная;

3)                 скрывает, выражает, изменяет;

4)                 волшебное превращение в любого героя;

5)                 скрытность.

Синквейн требует от ребёнка небольших временных затрат, а его составление — реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Но надо помнить, что только в системе применяя приёмы технологии критического мышления можно добиться положительных результатов.

 

Литература:

 

  1.                Винокурова М. И.. Что такое синквейн и как с ним работать — http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2012/01/22/chto-takoe-sinkveyn-i-kak-s-nim-rabotat [Электронный ресурс]

2.                  Душка Н. Д.. Синквейн в работе с дошкольниками» / Журнал «Логопед» № 5 (2005).

  1.                Рыбакова В. М.. Формирование учебной мотивации младших школьников — festival.1september.ru/articles/573081 [Электронный ресурс]

4.                  Терентьева Н. П.. Синквейн по «Котловану» / Журнал «Первое сентября», № 4 (2006).

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
синквейн
технологии критического мышления
учащиеся.
Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 869-872):
Часть 9 (cтр. 803 - 889)
Расположение в файле:
стр. 803стр. 869-872стр. 889

Молодой учёный