Применение стратегии предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) для формирования и развития понятийного мышления на уроках истории | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Исатаева, Л. Ж. Применение стратегии предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) для формирования и развития понятийного мышления на уроках истории / Л. Ж. Исатаева, Н. А. Искакова, Х. А. Сарымамедов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 380-384. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85751/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье рассматривается проблема обучения учащихся второму языку (русскому) через применение одной из стратегий технологии CLIL. Инструменты данной технологии используются для формирования понятийного мышления учащихся на уроках всемирной истории. Актуальность исследования обусловлена необходимостью эффективного внедрения трехъязычного обучения, результативных современных форм и методов обучения, учащихся иностранному языку, основываясь на предметном историческом содержании.

В статье приведены данные об эффективности применения такой стратегии CLIL, как развитие вокабуляра, основанного на развития понятийного мышления на уроках всемирной истории. Авторами проведен количественный и качественный анализ данных, предложена система рекомендаций по использованию стратегии для формирования и исторических понятий, как основы развития когнитивных навыков. Авторами предложены дальнейшие шаги по совершенствованию практики преподавания. Статья включает результаты такого инструмента исследования практики, как AR — action research. Цель исследования — определение эффективности применения стратегии CLIL для развития понятийного мышления на уроках всемирной истории в 7–10 классах. Основным содержанием исследования является лист наблюдения за деятельностью учащихся во время этапа актуализации знаний (формулирования ключевых понятий данной темы и раздела), этапа освоения новой информации (применение новых понятий в различных заданиях), анализ листов наблюдения уроков, результаты анкетирования учащихся, интервью учеников. Результаты проведенного исследования показывают высокую эффективность стратегии CLIL в развитии понятийного мышления учащихся.

Ключевые слова: предметно-языковое интегрированное обучение (CLIL), модель трёхъязычного образования, языковое и предметной содержание, понятия на уроках истории.

Современные исследования содержат идею о том, что распространение многоязычия в мире — это закономерный процесс. Он обусловлен глобализационными процессами в экономике, политике, культуре и образовании (Lanson T., 2002)

ЮНЕСКО предлагает концепцию «многоязычное образование» в использовании в образовании, по меньшей мере, трех языков: родного, регионального или национального и международного языка. Применение этих языков является «важным фактором инклюзивности и качества образования» (2003). На сегодня в Республике Казахстан осуществляется модернизация системы образования, одним из направлений которой является переход на трёхъязычное обучение, согласно которому определены три целевых языка: казахский и русский как вторые языки, английский как третий язык. В соответствии с моделью трёхъязычного образования в основной школе, предметы «Казахский язык и литература» и «История Казахстана» планируется изучать на казахском языке, предметы «Русский язык и литература» и «Всемирная история» — на русском языке, а в старших классах, предметы «Естествознание», «Информатика», «Физика», «Химия», «Биология» — на английском языке.

Одной из технологий, способствующей развитию полиязычия, является предметно-языковое интегрированное обучение (CLIL). Данный термин, как технология преподавания неязыковых предметов на иностранном языке, был впервые введен исследователями в области многоязычного образования Дэвидом Маршем и Анной Мальер в 1994 г. Технология CLIL представляет собой «изучение предметов посредством второго или третьего языков и совершенствование владения языками через изучение предметных областей, т. е. достижение предметных и языковых целей одновременно» (Сворак Н., 2006 г.). Таким образом, учитель, планируя урок, предполагает возможные языковые затруднения в освоении предмета на втором языке обучения и оказывает учащимся поддержку.

Практика показала, что языковое содержание планировать сложнее, так как оно, с одной стороны, связано с предметным содержанием, а с другой — должно обслуживать как когнитивную, так и коммуникативную сферы и при этом обогащать знания учащихся о языке.

Одной из проблем преподавания всемирной истории в Назарбаев интеллектуальных школах на русском языке, как Я2, заключается в том, что необходимо совместить развитие предметных знаний по истории и академического русского языка. Одним из моментов объединения данных аспектов может быть работа с ключевыми понятиями. Таким образом, был определен вопрос нашего исследования: как стратегия предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) будет способствовать формированию и развитию понятийного мышления на уроках истории?

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1) ознакомиться с современными стратегиями предметно-языкового интегрированного обучения;

2) выбрать стратегию, наиболее подходящую для развития понятийного мышления;

3) проанализировать ее эффективность, учитывая данные наблюдения уроков и принимая во внимание голос ученика;

4) сделать выводы об эффективности примененной стратегии и дать методические рекомендации по ее использованию.

Нами была выбрана стратегия «Развитие вокабуляра», основанной на применении различных приемов:

1) графического органайзера;

2) словаря — граффити;

3) догадок о значении слова.

В начале исследования мы высказали гипотезу о том, что данная стратегия будет эффективной для развития понятийного мышления.

Понятийное мышление — это вид мышления, где используются понятия и логические конструкции. Данный вид мышления не является врожденным и не развивается само по себе. Формирование и усвоение различных понятий в ходе школьного обучения составляют предмет многочисленных исследований (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Г. С. Костюк, Д.Б, Эльконин и др.). По результатам исследований прослеживается алгоритм формирования и развития понятий, что приводит в конце школьного обучения к усвоению системных понятий. Ученики начинают успешно оперировать не только отдельными понятиями (например, «капитализм», «феодализм», «сюрреализм»), но и целыми классами или системами определений.

Само понятийное мышление состоит из 4 основных элементов:

– понимание сущности процессов, явлений, умение различать главные и второстепенные признаки;

– понимание родовой и видовой иерархии понятий;

– понимание причинно-следственных связей процессов и явлений;

– понимание единства противоположностей.

Исходя их представленных элементов, понятия как основа понятийного мышления, формируются постепенно в соответствии с возрастными особенностями, проходя последовательно через этапы:

1 — сравнение предметов и явлений с выявлением сходства и различия;

2 — обобщение с формированием и усвоением понятий;

3 — распознавание и идентификация предметов и явлений для дальнейшей их классификации.

Инструментами для формирования понятийного мышления являются:

– анализ — расчленение общего на составные части и отдельные признаки;

– синтез — обобщение отдельных частей в общее целое;

– сравнение — сопоставление нескольких предметов или событий между собой;

– абстракция — выделение одних признаков и отвлечение от несущественных понятий; обобщение — объединение разных понятий в одну категорию систематизация по существенному признаку;

– систематизация — объединение категорий в одну систему (Веккер Л. М., 1984 г.)

Исследование проводилось в 2020–2021 уч. году в Назарбаев Интеллектуальной школе физико-математического направления города Тараз, в 7–10 классах во время онлайн-уроков всемирной истории. Выбор учащихся 8-х классов (5 классов с казахским языком обучения (Я2), 2 класса с русским языком обучения (Я1)), в качестве фокус-группы для исследования, был обусловлен языковыми проблемами, в частности, низким уровнем навыка говорения на русском языке; отсутствием технических проблем в работе камер, микрофонов и интернета у учеников во время серии последовательных онлайн-уроков. Проведение онлайн-уроков осуществлялось на платформе MS Teams. Цикл исследования включал шесть последовательных уроков по разделу «Империи и их соперничество в XIX веке».

Выбор и применение формирования понятий на основе стратегии CLIL «Развитие вокабуляра», основан на результатах анализа литературных источников, обсуждения учителей — участников исследования действий по достижению целей профессионального развития, обобщения их педагогического опыта, результатов анкетирования учащихся.

В работе использовались следующие методы исследования: наблюдение, фокус-группа, интервьюирование и опрос учащихся. Данные, полученные в результате опроса, обрабатывались статистическим анализом. Для определения результативности использования технологии предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) при формировании понятий использовалась формула расчета эффективности каждого ученика, разработанная учителем биологии Аксеновой И. В.: , где μse- коэффициент эффективности работы учащихся (%), K 0 — количество критериев достигнутых одним учеником, K n — количество критериев достигнутых всеми учениками.

Критерии эффективности были разработаны в соответствие с основными целями технологии CLIL, направленными на формирование понятий, включающих оценку следующих навыков работы с понятиями: приводить примеры в контексте темы, определять признаки понятия, делать классификацию признаков по значимости, формулирование и определение понятия с использованием существенных признаков, взаимодействие в паре или группе.

Данные анкетирования учащихся в начале исследования показали, что 40 % учащихся класса могут дать объяснение новым понятиям; 60 % учащиеся испытывают затруднения при объяснении новых исторических понятий.

Анализируя данные, собранные в ходе исследования, мы убедились, что каждый из приемов, использованных в предложенной стратегии показал свою эффективность для формулирования понятий на этапе актуализации знаний.

В ходе исследования были получены следующие результаты.

В фокус-группах, где использовалась стратегия предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) коэффициент эффективности работы с понятиями увеличился на 35 % (рис.1). Качество знаний учащихся в экспериментальной группе в среднем увеличилось на 15 %. Было отмечено, что 90 % учащихся в классе принимали участие в обсуждении содержания понятий, развивая параллельно предметному содержанию, языковые навыки; Рисунок 1 Рост коэффициента эффективности работы с понятиями.

  1. Использование отобранных приёмов позволяет сократить время речи учителя и увеличить его у учащихся, что позволяет им активно практиковать устную речь на уроке с использованием Я2, как средства коммуникации;
  2. Данные, собранные в ходе интервью и листов наблюдения фокус-групп, показали, что существуют следующие проблемы, которые испытывают учащиеся при работе с понятиями:

– сложность с выражением своих идей при формулировании определений понятий у 45 % учащихся;

– сложность с пониманием идей товарищей у 42 % учащихся;

– сложность с самостоятельным поиском и анализом учебной информации у 47 %;

– взаимодействие на основе модели CLIL в фокус-группах главным образом происходит по инициативе учителя.

  1. Основными трудностями при работе с понятиями в использовании технологии CLIL на уроках, учителя испытывают следующее:

– недостаточное знание технологии CLIL (52 %);

– трудности в подготовке ресурсов (35 %);

– трудности в достижение учащимися целей обучения (15 %);

– вовлечение учащихся участвовать в дискуссиях с использованием понятий (20 %);

– стимулирование речевой активности обучаемых в ходе обдумывания и обсуждения проблем (30 %).

Таким образом, в ходе исследования, помимо определения эффективности стратегии CLIL «Развитие вокабуляра» для развития понятийного мышления, были выявлены также три основных фактора способствующих повышению эффективности работы с понятиями:

– самообразование учителей, так как именно благодаря данному действию, учитель имеет возможность адаптировать предлагаемые инновационные стратегии к своей практике, исходя из потребностей учащихся;

– использование при планировании и обучении алгоритма работы с понятиями;

– двухэтапное оценивание учащихся (оценивание процесса и оценивание результата) с использованием листов наблюдения и рабочих листов.

Результаты исследования демонстрируют значение использования одной из стратегий технологий CLIL на уроках всемирной истории для формирования понятийного мышления.

Исследование и анализ полученных данных позволяет судить о высокой степени эффективности стратегии развитие вокабуляра для формирования и развития понятийного мышления, использованной на этапе актуализации знаний учащихся. Все приемы данной стратегии (графический органайзер; словарь — граффити; догадки о значении слова) дали возможность учащимся принимать активное участие в обсуждении и формулировании определений исторических понятий. Однако, как показали данные аналитического отчета платформы и интервьюирования учащихся фокус-групах, некоторые из них испытывали затруднения из-за узкого кругозора, нехватки предварительных знаний.

С целью совершенствования собственной практики применения данной стратегии были разработаны следующие рекомендации:

1) подбирать рисунки, карикатуры, цитаты, не дающие готового ответа;

2) следует направлять обсуждение учащихся;

3) использовать похвалу в качестве поощрения учащихся;

4) изучить функцию «Feedback» платформы MS Team.

Таким образом, использованная стратегия позволяет повышать уровень языковых навыков через работу с понятиями на этапе актуализации. Гипотеза, выдвинутая в начале исследования, была подтверждена.

Литература:

  1. Lanson T. A Short History of Language. — Oxford Umvemty Press, 2002.
  2. Образование в многоязычном мире: Установочный документ ЮНЕСКО. — Париж, 2003. — 38 с. — [ЭР].
  3. Л. М. Веккер. Психика и реальность. — М: смысл. 1998. — 684 с.
  4. Понятийное мышление: по ступеням познания. https://4brain.ru/blog/ponjatijnoe-myshlenie-po-stupenjam-poznanija
  5. Жигерова А. С. Каковы особенности использования CLIL технологии в Казахстане? // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. LII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(51), 2018 г.
  6. Жетписбаева Б. А., Кубеева А. Е. К вопросу о методическом обеспечении трёхъязычного образования. Журнал: Вестник КарГУ, 2017
  7. Машрапова А. С. Использование методики CLIL на уроках со вторым языком обучения. Электронный журнал: Молодой ученый, № 18.1. 2017 г.
  8. Сворак Н . Как применять элементы методики CLIL на уроке. https://skyteach.ru/2017/10/30/kak-primenyat-elementyi-metodiki-clil-na-uroke/
  9. Пять лучших ресурсов CLIL онлайн https://www.clilmedia.com/five-of-the-best-clil-resources-online/
  10. Pokrivčáková Silvia. CLIL Research in Slovakia. 2013 г. file:///C:/Users/ %D1 %80 %D1 %81/Downloads/CLIL_Research_in_Slovakia_-_final_final.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): CLIL, понятийное мышление, всемирная история, предметно-языковое интегрированное обучение, развитие, русский язык, формирование, данные, класс, стратегия.


Ключевые слова

предметно-языковое интегрированное обучение (CLIL), модель трёхъязычного образования, языковое и предметной содержание, понятия на уроках истории

Похожие статьи

Влияние тематической дискуссии, ролевой игры и метода «вопрос — ответ» на эффективное применение устойчивых выражений при развитии навыков говорения на уроках английского языка в средней школе

В данной научно-практической статье содержится информация об исследовании, направленном на изучение различных активных методов выявление наиболее эффективного из них для применения на уроках английского языка в средней школе. Исследование урока было ...

Опыт применения кейс-метода в тьюторском сопровождении учащихся 9–11-х классов на уроках русского языка и литературы

Кейс-метод является технологией обучения, востребованной в области изучения гуманитарных дисциплин — экономики, юриспруденции, медицины, но практически не применяемой в деятельности преподавателей русского языка и литературы. В данной статье описывае...

Психолингвистическая основа интенсификации обучения иностранному языку в нелингвистических учреждениях

В рамках этой статьи мы попытались представить описание способов возможная психологическая активизация обучения иностранному языку, который может влиять на результат приобретения иностранного языка и способы его реализации в образовательных процесс в...

Актуальность проблемного обучения на уроках истории в условиях реализации ФГОС ООО 2021 года

В статье рассмотрены фундаментальные аспекты проблемного обучения применительно к учебному предмету «История». При рассмотрении образовательных компетенций обучающихся, акцентированно внимание на учебном курсе «История России». Проведены сравнительны...

О деятельностном содержании компетентностного подхода в обучении иностранному языку учащихся общеобразовательных школ

Одним из актуальных направлений современных педагогических технологий является деятельностный подход в образовании, который обеспечивает переход объектов обучения в субъективную форму. В данной статье раскрывается сущность деятельностного подхода в о...

Методы функциональной грамотности чтения: зарубежный опыт

Статья посвящена вопросу использования международных исследований в условиях обновленного содержания среднего образования РК, как эффективной формы оценки полученных знаний обучающихся. Авторами проанализированы особенности, ключевые аспекты развития...

Формирование предпосылок естественно-научной грамотности у дошкольников в процессе реализации технологии А. И. Савенкова «Маленький исследователь»

В статье говорится об актуальности формирования исследовательского поведения дошкольника в рамках формирования предпосылок естественно-научной грамотности. Раскрыто значение исследовательской деятельности для формирования у детей любознательности, ин...

Внеклассная работа по химии - средство развития личности учащихся

Материал адресован учителям естественно-научного цикла, председателям методических объединений, которые осваивают новые технологии по Федеральному стандарту образования нового поколения в свете концепции Новая школа. Представленный опыт работы — плод...

Когнитивная технология обучения как средство повышения познавательного интереса учеников начальных классов

Стратегии обучения могут и должны преподаваться как неотъемлемая часть общего образования в рамках каждого предмета, то есть быть частью содержания преподавания в рамках учебных заведений, а не изолированно и бессмысленно. Чтобы передавать информацию...

Специфика роли педагога в дистанционном обучении: зарубежный опыт

В статье рассматривается актуальная проблема роли педагога в процессе дистанционного обучения. В период карантина по поводу пандемии COVID-19 все высшие учебные заведения вынуждены были перейти на массовое дистанционное обучение. В России дистанционн...

Похожие статьи

Влияние тематической дискуссии, ролевой игры и метода «вопрос — ответ» на эффективное применение устойчивых выражений при развитии навыков говорения на уроках английского языка в средней школе

В данной научно-практической статье содержится информация об исследовании, направленном на изучение различных активных методов выявление наиболее эффективного из них для применения на уроках английского языка в средней школе. Исследование урока было ...

Опыт применения кейс-метода в тьюторском сопровождении учащихся 9–11-х классов на уроках русского языка и литературы

Кейс-метод является технологией обучения, востребованной в области изучения гуманитарных дисциплин — экономики, юриспруденции, медицины, но практически не применяемой в деятельности преподавателей русского языка и литературы. В данной статье описывае...

Психолингвистическая основа интенсификации обучения иностранному языку в нелингвистических учреждениях

В рамках этой статьи мы попытались представить описание способов возможная психологическая активизация обучения иностранному языку, который может влиять на результат приобретения иностранного языка и способы его реализации в образовательных процесс в...

Актуальность проблемного обучения на уроках истории в условиях реализации ФГОС ООО 2021 года

В статье рассмотрены фундаментальные аспекты проблемного обучения применительно к учебному предмету «История». При рассмотрении образовательных компетенций обучающихся, акцентированно внимание на учебном курсе «История России». Проведены сравнительны...

О деятельностном содержании компетентностного подхода в обучении иностранному языку учащихся общеобразовательных школ

Одним из актуальных направлений современных педагогических технологий является деятельностный подход в образовании, который обеспечивает переход объектов обучения в субъективную форму. В данной статье раскрывается сущность деятельностного подхода в о...

Методы функциональной грамотности чтения: зарубежный опыт

Статья посвящена вопросу использования международных исследований в условиях обновленного содержания среднего образования РК, как эффективной формы оценки полученных знаний обучающихся. Авторами проанализированы особенности, ключевые аспекты развития...

Формирование предпосылок естественно-научной грамотности у дошкольников в процессе реализации технологии А. И. Савенкова «Маленький исследователь»

В статье говорится об актуальности формирования исследовательского поведения дошкольника в рамках формирования предпосылок естественно-научной грамотности. Раскрыто значение исследовательской деятельности для формирования у детей любознательности, ин...

Внеклассная работа по химии - средство развития личности учащихся

Материал адресован учителям естественно-научного цикла, председателям методических объединений, которые осваивают новые технологии по Федеральному стандарту образования нового поколения в свете концепции Новая школа. Представленный опыт работы — плод...

Когнитивная технология обучения как средство повышения познавательного интереса учеников начальных классов

Стратегии обучения могут и должны преподаваться как неотъемлемая часть общего образования в рамках каждого предмета, то есть быть частью содержания преподавания в рамках учебных заведений, а не изолированно и бессмысленно. Чтобы передавать информацию...

Специфика роли педагога в дистанционном обучении: зарубежный опыт

В статье рассматривается актуальная проблема роли педагога в процессе дистанционного обучения. В период карантина по поводу пандемии COVID-19 все высшие учебные заведения вынуждены были перейти на массовое дистанционное обучение. В России дистанционн...

Задать вопрос