Влияние тематической дискуссии, ролевой игры и метода «вопрос — ответ» на эффективное применение устойчивых выражений при развитии навыков говорения на уроках английского языка в средней школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Соболева, Н. В. Влияние тематической дискуссии, ролевой игры и метода «вопрос — ответ» на эффективное применение устойчивых выражений при развитии навыков говорения на уроках английского языка в средней школе / Н. В. Соболева, О. В. Водопьянова, А. Е. Беккужинова, А. М. Исмагамбетова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 37 (432). — С. 185-188. — URL: https://moluch.ru/archive/432/94921/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной научно-практической статье содержится информация об исследовании, направленном на изучение различных активных методов выявление наиболее эффективного из них для применения на уроках английского языка в средней школе. Исследование урока было проведено в среднем звене Назарбаев Интеллектуальной школы города Петропавловск учителями английского языка. Целью исследования было выявление наиболее эффективного активного метода обучения в применении устойчивых выражений в устной речи учащихся средней школы. Актуальность данного исследования состоит в том, что формирование и развитие навыков говорения учащихся среднего звена является основой для успешного развития коммуникативных навыков при овладении иностранным языком. Более того, активные методы обучения требуют от учащихся участвовать в процессе обучения, размышляя, обсуждая, исследуя и создавая. На занятиях учащиеся отрабатывают навыки, решают проблемы, сталкиваются со сложными вопросами, предлагают решения и объясняют идеи своими словами устной речи и обсуждения.

Ключевые слова : lesson study, активные методы обучения, вопрос-ответ, ролевая игра, дискуссия.

Введение

В современном глобальном мире коммуникация играет жизненно важную роль в достижении успеха во всех областях. Язык используется как инструмент общения и общение невозможно без использования языка. Более того, люди не могут достичь своих целей и задач, не используя надлежащий язык для общения и не употребляя соответсвующие лексические единицы для выражения своих мыслей.

Имеющийся педагогический опыт учителей, принявших участие в исследовании и анализе литературы, позволяет утверждать, что для развития навыков говорения необходимо использовать активные методы обучения. Под ними понимаются формы и методы, которые активируют умственную и самостоятельную работу студентов, поддерживают внимание и развивают речь.

Поэтому, мы считаем, что тема «Как тематическая дискуссия, ролевая игра и метод «вопрос-ответ» влияют на эффективное применение устойчивых выражений при развитии навыков говорения на уроках английского языка в средней школе?» актуальна и важна. Активные методы обучения — это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда студенты являются центральным элементом активности на уроке [1]. Активные методы обучения дают возможности обрабатывать лексические единицы определяя их значение у контексте и использовать в устной речи. Применение новых словосочетаний через активное использование на уроках и ситуативные упражнения помогает учащимся кодировать лексические единицы, концепции и навыки устной речи в своей памяти, связывая их с предыдущей информацией, и адаптируя их для дальнейшего использования в речи. Регулярное общение с преподавателем и сверстниками с использованием определённых лексических единиц помогает создать учащимся более глубокое представление об их значении и уместности употребления в определённых ситуациях.

Одним из таких активных методов развития навыка говорения стал метод «тематической дискуссии». Согласно Энциклопедическому словарю, дискуссия (лат. discussio — рассмотрение, исследование) — это спор, направленный на достижение истины и использующий только корректные приемы убеждения.

Данный метод был выбран в связи с тем, что с помощью дискуссии можно непроизвольно включить учащихся в значимые для них, разнообразные жизненные ситуации, вызывающие у них желание говорить, общаться и высказывать свою точку зрения, свое понимание обсуждаемого вопроса.

В рамках исследования целью использования метода тематической дискуссии на уроках английского языка являлась возможность применения языковых/речевых знаний и навыков на практике, формирование способности критически воспринимать информацию, выделяя в ней главную мысль и находить средства и аргументы для ее подтверждения.

Метод «вопрос — ответ» применяется для сбора информации в условиях проблемной ситуации или упорядочения готовой информации при решении определенных проблем [2]. Отличительной чертой данного метода является то, что здесь используется определенная форма постановки вопроса для интервью с участниками дискуссии-диалога. Учащимся необходимо определить интересы собеседника, привести аргументы и факты для влияния на ход диалога, что невозможно без активации ранее изученной и новой лексики.

Ролевая игра — это созданная обучающая ситуация, где учащийся берет на себя определенную роль и представляет модели поведения, которые, на его взгляд, подходят ей. Использование ролевой игры на уроках английского языка способствует созданию иллюзии реальной коммуникации, что помогает учащимся лучше усвоить и применить необходимую тематическую лексику. Также стоит отметить, что игры по своей сути — наиболее привлекательный способ обучения в силу возрастных особенностей учащихся. В процессе игры происходит непроизвольное запоминание выражений и речевых конструкций уместно в контексте ситуации. Важно, что даже учащиеся, которые испытывают затруднения с иностранным языком, могут легче преодолеть языковой барьер в силу непринужденности игровой формы. Многим ролевая игра помогает выразить себя, показать особенности своего мировоззрения, при этом скрывая какие-то недостатки.

Актуальность данной проблемы обуславливается еще тем, что способность свободно общаться на любые темы напрямую зависит от лексического запаса учащихся и их способности активизировать изученные слова и словосочетания в различных ситуациях, что влияет на внутреннюю мотивацию к овладению иностранного языка. Нехватка словарного запаса и неумение правильно применять полученные знания во время коммуникации с другими учащимися чувство неуверенности и нежелание говорить на иностранном языке. Следовательно, учителю необходимо уделить пристальное внимание созданию соответствующих условия для развития коммуникативных навыков на уроке с уместным использованием изученных лексических единиц. Поэтому появилась необходимость в выявлении наиболее эффективного активного метода обучения в применении устойчивых выражений в устной речи учащихся средней школы.

Основная часть

В своем исследовании мы выбрали три активных метода направленных на развитие коммуникативных навыков, дискуссия, «вопрос-ответ» и role-play. Во время наблюдения выделили фокус группу, состоящую из трех учащихся: Студент А — может легко применять достаточное количество (4–5) новых устойчивых выражений уместно в контексте, студент Б — может испытывать незначительные трудности в применении достаточного количества (4–5) новых устойчивых выражений уместно в контексте и студент С — испытывает трудности в применении достаточного количества (4–5) новых устойчивых выражений уместно в контексте.

Целью исследования является выявление наиболее эффективного активного метода обучения через применение устойчивых выражений в устной речи учащихся средней школы.

Эффективность приема будет определена количественными (количество используемых устойчивых выражений) и качественными (правильное применение в контексте) данными. Были разработаны следующие критерии для выявления наиболее эффективного активного метода обучения:

— правильное произношение новых словосочетаний;

— уместное использование в контексте;

— умение адаптировать словосочетание к ситуации (добавлять или убирать аффиксы, использовать различные глагольные формы);

— естественность употребления в речи;

Узнавание и понимание в речи оппонента.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

— изучение существующих активных методов, подходящих для учащихся среднего звена, для дальнейшего адаптирования под нужды учащихся и применения на уроках;

— определение фокус группу учащихся для наблюдения;

— планирование и адаптирование уроков к проведению Lesson Study, в ходе которых будут применены выбранные активные методы обучения;

— проведение Lesson Study и ведение наблюдения за учащимися разного уровня владения английским языком, фокусируясь на обучении и развитии фокус группы;

— проведение короткого интервью с целью выявления отношения фокус группы к применяемым на уроках активным методам обучения, направленных на развитие коммуникативных навыков;

— анализ аудио записи интервью фокус группы и данных полученных в ходе наблюдения уроков в рамках Lesson Study;

— подведение итогов и использование полученных данных в педагогической практике и распространение результатов исследования с коллегами.

Объектом исследования стало активное уместное использование учащимися ранее изученных и новых лексических единиц во время тематической дискуссии, активного метода вопрос-ответ и ролевая игра.

Проведенное исследование позволило выявить следующее:

Так, во время тематической дискуссии, для учащегося А. не составило трудности правильно использовать изученные выражения в контексте, учащийся продемонстрировал умение адаптировать их к ситуации, при необходимости верно использовал грамматически правильные необходимые формы. В его речи изученные выражения звучали естественно, не наблюдалось ошибок в произношении. В речи оппонента все выражения были верно распознаны. При применении активного метода «вопрос-ответ» и ролевая ига, учащиеся А с легкостью освоили и применили необходимые фразы. Было заметно, что многие из них перешли в активный словарный запас учащихся, т. к. они смогли не только правильно использовать в контексте, но и адаптировать отдельные выражения к ситуации, что никак не повлияло на естественность употребления их в речи.

В ходе дискуссии на заданную тему учащийся В. также смог продемонстрировать использование большей части изученных в ходе раздела выражений, но группой учителей было замечено, что употребление некоторых выражений было неуместно в контексте беседы, т. е. учащийся, просто пытался употребить изученные выражения, не пытаясь адаптировать их к конкретной ситуации, не задумываясь об их значении и соответствии обсуждаемой темы, в связи с чем, речь учащегося была не всегда естественна. Ошибок в произношении почти не наблюдалось, как и проблем с распознаванием данных выражений в речи собеседников. Также ученик В. успешно справился во время вопрос-ответ, активно используя требуемые лексические единицы, допускает некоторые ошибки, влияющие на естественность и умение адаптировать некоторые фразы к ситуации в устной речи. Во время ролевой игры, ученик В. допускает незначительные ошибки в произношении и адаптации к ситуации, но в целом уместно и грамматически корректно использует 80 % изучаемого материала.

Наблюдая за учащимся С., педагоги отметили, что применение метода «тематической дискуссии» дало положительный эффект: так, учащийся успешно распознал в речи собеседника представленные выражения, почти не допускал или допускал незначительные (в сложных словах) ошибки в произношении, в большей степени правильно использовал в контексте. Наибольшие затруднения возникли в процессе адаптации изученных выражений в контексте. Ученик С. во время применения метода «вопрос-ответ», услышав в речи собеседника данные фразы, смог правильно их воспроизвести, затруднения вызвало адаптирование к ситуации и использование в контексте, то есть ученик неправильно использовал грамматическую форму глагола, иногда путал слова в выражениях. Подобная ситуация возникла с учащимся С во время ролевой игры, он не смог адаптировать словосочетания уместно в контекст и допускал ошибки при попытке адаптировать необходимые словосочетания к ситуации, что также повлияло на естественность и беглость речи.

Выводы

В результате исследования было выявлено, что наиболее эффективными в изучении новых лексических единиц являются метод «тематической дискуссии» и метод «вопрос-ответ». Касаемо метода тематической дискуссии, он способен активировать речемыслительную деятельность всех представленных в исследовании учащихся, его использование способствует развитию навыка говорения и умения мыслить на английском языке. Что же касается метода вопрос-ответ, то «сильные» и «средние» учащиеся с легкостью справились с поставленной перед ними задачей, как и ученики, испытывающие затруднения в изучении и использовании новой лексики, не испытывали сложности в употреблении данных слов и выражений, так как слышали их в речи оппонента, тем самым пополняли свой активный словарь.

Как показало исследование ролевая игра наиболее эффективна для «сильных» и «средних» учащихся, однако для учащихся со слабым уровнем владения иностранным языком ролевая игра не самый подходящий метод при изучении новой лексики, так как им сложно уместно использовать новую лексику в контексте ситуации. Возможно, при закреплении ранее изученных слов и выражений данный метод более уместен для таких учащихся с затруднениями.

Литература:

  1. Анашкина, И. В. Активные и интерактивные формы обучения. [Текст]: методические рекомендации / И. В. Анашкина. — Тамбов: Изд-во ООО Орион, 2011. — с.39
  2. Жилкина Р. И. Ролевые игры на уроках английского языка/ Иностранные языки в школе, 2010г. № 1
  3. Зарукина, Е. В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению [Текст:] учеб.-метод. пособие/ Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. — 59с.
  4. Кашапов, М. М. Неимитационные методы обучения [Текст]:методические указания / М. М. Кашапов. — Яросл. Гос ун-т, Ярославль. 2001.– с.32
  5. Курьянов, М. А. Активные методы обучения [Текст]: метод.пособие/ М. А. Курьянов, В
  6. Стронин М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. М., “Просвещение”, 1984 г.
Основные термины (генерируются автоматически): ролевая игра, учащийся, активный метод обучения, английский язык, выражение, иностранный язык, тематическая дискуссия, контекст, устная речь, эффективный активный метод.


Похожие статьи

Применение стратегии предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) для формирования и развития понятийного мышления на уроках истории

В данной статье рассматривается проблема обучения учащихся второму языку (русскому) через применение одной из стратегий технологии CLIL. Инструменты данной технологии используются для формирования понятийного мышления учащихся на уроках всемирной ист...

Опыт применения кейс-метода в тьюторском сопровождении учащихся 9–11-х классов на уроках русского языка и литературы

Кейс-метод является технологией обучения, востребованной в области изучения гуманитарных дисциплин — экономики, юриспруденции, медицины, но практически не применяемой в деятельности преподавателей русского языка и литературы. В данной статье описывае...

Использование интерактивных методов в работе школьников на уроках

Данная статья посвящена проблеме использования интерактивных методов при реализации работы школьников на уроках. В ходе исследования нами были рассмотрены три основные направления: определение интерактивных методов, преимущества использования при сам...

Коммуникативный метод обучения французскому языку в университете

Французский язык является иностранным языком в Узбекистане, и его преподавание и изучение не могут проходить так же, как овладение первым или вторым языком. Чтобы иметь возможность взаимодействовать с носителями языка в реальном повседневном общении,...

Способы реализации интерактивных форм обучения в преподавании лексических аспектов китайского языка учащимся младших классов средних образовательных учреждений

С развитием общества возрастают его потребности в непрерывном развитии качества получаемых услуг, и сфера образования не является исключением. Курс иностранного языка в среднем образовательном учреждении является коммуникативно-ориентированным процес...

Возможности выбора творческих методов при обучении дошкольной математике

Метод обучения — это система познавательных действий обучаемого и практической педагогической деятельности обучающего. Методы обучения предполагают наличие определенных способов приобретения знания учащимися как главного субъекта учебного процесса. В...

Контент учебников по литературному чтению как фактор развития социального интеллекта младших школьников

В статье обоснована актуальность развития социального интеллекта в младшем школьном возрасте в ходе образовательного процесса. В качестве одного из методов развития автор предлагает использовать контент учебников по литературному чтению, при условии ...

Опорные конспекты как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников

В статье рассмотрена проблема формирования учебной самостоятельности младших школьников. Актуальность темы обусловлена необходимостью в формировании рассматриваемого явления в рамках образовательного процесса. Современный учитель ставит перед собой р...

Использование ПОПС-метода как интерактивного метода обучения профессиональному казахскому языку при формировании учебно-познавательной компетенции у студентов

Деятельностный характер образования позволяет говорить о необходимости формирования учебно-познавательной компетенции как об одном из основных направлений модернизации содержания образования и одной из основных составляющих профессиональной компетент...

Организационно-методические условия совершенствования творческих способностей при работе с текстом у студентов медицинского колледжа посредством создания ежемесячного электронного журнала

Введение. В данной статье обосновывается актуальность использования технологии работы с интерактивными методами (создание электронного журнала) в условиях изучения профильной лексики студентами медицинского колледжа. Это является своеобразным инструм...

Похожие статьи

Применение стратегии предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) для формирования и развития понятийного мышления на уроках истории

В данной статье рассматривается проблема обучения учащихся второму языку (русскому) через применение одной из стратегий технологии CLIL. Инструменты данной технологии используются для формирования понятийного мышления учащихся на уроках всемирной ист...

Опыт применения кейс-метода в тьюторском сопровождении учащихся 9–11-х классов на уроках русского языка и литературы

Кейс-метод является технологией обучения, востребованной в области изучения гуманитарных дисциплин — экономики, юриспруденции, медицины, но практически не применяемой в деятельности преподавателей русского языка и литературы. В данной статье описывае...

Использование интерактивных методов в работе школьников на уроках

Данная статья посвящена проблеме использования интерактивных методов при реализации работы школьников на уроках. В ходе исследования нами были рассмотрены три основные направления: определение интерактивных методов, преимущества использования при сам...

Коммуникативный метод обучения французскому языку в университете

Французский язык является иностранным языком в Узбекистане, и его преподавание и изучение не могут проходить так же, как овладение первым или вторым языком. Чтобы иметь возможность взаимодействовать с носителями языка в реальном повседневном общении,...

Способы реализации интерактивных форм обучения в преподавании лексических аспектов китайского языка учащимся младших классов средних образовательных учреждений

С развитием общества возрастают его потребности в непрерывном развитии качества получаемых услуг, и сфера образования не является исключением. Курс иностранного языка в среднем образовательном учреждении является коммуникативно-ориентированным процес...

Возможности выбора творческих методов при обучении дошкольной математике

Метод обучения — это система познавательных действий обучаемого и практической педагогической деятельности обучающего. Методы обучения предполагают наличие определенных способов приобретения знания учащимися как главного субъекта учебного процесса. В...

Контент учебников по литературному чтению как фактор развития социального интеллекта младших школьников

В статье обоснована актуальность развития социального интеллекта в младшем школьном возрасте в ходе образовательного процесса. В качестве одного из методов развития автор предлагает использовать контент учебников по литературному чтению, при условии ...

Опорные конспекты как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников

В статье рассмотрена проблема формирования учебной самостоятельности младших школьников. Актуальность темы обусловлена необходимостью в формировании рассматриваемого явления в рамках образовательного процесса. Современный учитель ставит перед собой р...

Использование ПОПС-метода как интерактивного метода обучения профессиональному казахскому языку при формировании учебно-познавательной компетенции у студентов

Деятельностный характер образования позволяет говорить о необходимости формирования учебно-познавательной компетенции как об одном из основных направлений модернизации содержания образования и одной из основных составляющих профессиональной компетент...

Организационно-методические условия совершенствования творческих способностей при работе с текстом у студентов медицинского колледжа посредством создания ежемесячного электронного журнала

Введение. В данной статье обосновывается актуальность использования технологии работы с интерактивными методами (создание электронного журнала) в условиях изучения профильной лексики студентами медицинского колледжа. Это является своеобразным инструм...

Задать вопрос