В данной научно-практической статье содержится информация об исследовании, направленном на изучение различных активных методов выявление наиболее эффективного из них для применения на уроках английского языка в средней школе. Исследование урока было проведено в среднем звене Назарбаев Интеллектуальной школы города Петропавловск учителями английского языка. Целью исследования было выявление наиболее эффективного активного метода обучения в применении устойчивых выражений в устной речи учащихся средней школы. Актуальность данного исследования состоит в том, что формирование и развитие навыков говорения учащихся среднего звена является основой для успешного развития коммуникативных навыков при овладении иностранным языком. Более того, активные методы обучения требуют от учащихся участвовать в процессе обучения, размышляя, обсуждая, исследуя и создавая. На занятиях учащиеся отрабатывают навыки, решают проблемы, сталкиваются со сложными вопросами, предлагают решения и объясняют идеи своими словами устной речи и обсуждения.
Ключевые слова : lesson study, активные методы обучения, вопрос-ответ, ролевая игра, дискуссия.
Введение
В современном глобальном мире коммуникация играет жизненно важную роль в достижении успеха во всех областях. Язык используется как инструмент общения и общение невозможно без использования языка. Более того, люди не могут достичь своих целей и задач, не используя надлежащий язык для общения и не употребляя соответсвующие лексические единицы для выражения своих мыслей.
Имеющийся педагогический опыт учителей, принявших участие в исследовании и анализе литературы, позволяет утверждать, что для развития навыков говорения необходимо использовать активные методы обучения. Под ними понимаются формы и методы, которые активируют умственную и самостоятельную работу студентов, поддерживают внимание и развивают речь.
Поэтому, мы считаем, что тема «Как тематическая дискуссия, ролевая игра и метод «вопрос-ответ» влияют на эффективное применение устойчивых выражений при развитии навыков говорения на уроках английского языка в средней школе?» актуальна и важна. Активные методы обучения — это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда студенты являются центральным элементом активности на уроке [1]. Активные методы обучения дают возможности обрабатывать лексические единицы определяя их значение у контексте и использовать в устной речи. Применение новых словосочетаний через активное использование на уроках и ситуативные упражнения помогает учащимся кодировать лексические единицы, концепции и навыки устной речи в своей памяти, связывая их с предыдущей информацией, и адаптируя их для дальнейшего использования в речи. Регулярное общение с преподавателем и сверстниками с использованием определённых лексических единиц помогает создать учащимся более глубокое представление об их значении и уместности употребления в определённых ситуациях.
Одним из таких активных методов развития навыка говорения стал метод «тематической дискуссии». Согласно Энциклопедическому словарю, дискуссия (лат. discussio — рассмотрение, исследование) — это спор, направленный на достижение истины и использующий только корректные приемы убеждения.
Данный метод был выбран в связи с тем, что с помощью дискуссии можно непроизвольно включить учащихся в значимые для них, разнообразные жизненные ситуации, вызывающие у них желание говорить, общаться и высказывать свою точку зрения, свое понимание обсуждаемого вопроса.
В рамках исследования целью использования метода тематической дискуссии на уроках английского языка являлась возможность применения языковых/речевых знаний и навыков на практике, формирование способности критически воспринимать информацию, выделяя в ней главную мысль и находить средства и аргументы для ее подтверждения.
Метод «вопрос — ответ» применяется для сбора информации в условиях проблемной ситуации или упорядочения готовой информации при решении определенных проблем [2]. Отличительной чертой данного метода является то, что здесь используется определенная форма постановки вопроса для интервью с участниками дискуссии-диалога. Учащимся необходимо определить интересы собеседника, привести аргументы и факты для влияния на ход диалога, что невозможно без активации ранее изученной и новой лексики.
Ролевая игра — это созданная обучающая ситуация, где учащийся берет на себя определенную роль и представляет модели поведения, которые, на его взгляд, подходят ей. Использование ролевой игры на уроках английского языка способствует созданию иллюзии реальной коммуникации, что помогает учащимся лучше усвоить и применить необходимую тематическую лексику. Также стоит отметить, что игры по своей сути — наиболее привлекательный способ обучения в силу возрастных особенностей учащихся. В процессе игры происходит непроизвольное запоминание выражений и речевых конструкций уместно в контексте ситуации. Важно, что даже учащиеся, которые испытывают затруднения с иностранным языком, могут легче преодолеть языковой барьер в силу непринужденности игровой формы. Многим ролевая игра помогает выразить себя, показать особенности своего мировоззрения, при этом скрывая какие-то недостатки.
Актуальность данной проблемы обуславливается еще тем, что способность свободно общаться на любые темы напрямую зависит от лексического запаса учащихся и их способности активизировать изученные слова и словосочетания в различных ситуациях, что влияет на внутреннюю мотивацию к овладению иностранного языка. Нехватка словарного запаса и неумение правильно применять полученные знания во время коммуникации с другими учащимися чувство неуверенности и нежелание говорить на иностранном языке. Следовательно, учителю необходимо уделить пристальное внимание созданию соответствующих условия для развития коммуникативных навыков на уроке с уместным использованием изученных лексических единиц. Поэтому появилась необходимость в выявлении наиболее эффективного активного метода обучения в применении устойчивых выражений в устной речи учащихся средней школы.
Основная часть
В своем исследовании мы выбрали три активных метода направленных на развитие коммуникативных навыков, дискуссия, «вопрос-ответ» и role-play. Во время наблюдения выделили фокус группу, состоящую из трех учащихся: Студент А — может легко применять достаточное количество (4–5) новых устойчивых выражений уместно в контексте, студент Б — может испытывать незначительные трудности в применении достаточного количества (4–5) новых устойчивых выражений уместно в контексте и студент С — испытывает трудности в применении достаточного количества (4–5) новых устойчивых выражений уместно в контексте.
Целью исследования является выявление наиболее эффективного активного метода обучения через применение устойчивых выражений в устной речи учащихся средней школы.
Эффективность приема будет определена количественными (количество используемых устойчивых выражений) и качественными (правильное применение в контексте) данными. Были разработаны следующие критерии для выявления наиболее эффективного активного метода обучения:
— правильное произношение новых словосочетаний;
— уместное использование в контексте;
— умение адаптировать словосочетание к ситуации (добавлять или убирать аффиксы, использовать различные глагольные формы);
— естественность употребления в речи;
Узнавание и понимание в речи оппонента.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
— изучение существующих активных методов, подходящих для учащихся среднего звена, для дальнейшего адаптирования под нужды учащихся и применения на уроках;
— определение фокус группу учащихся для наблюдения;
— планирование и адаптирование уроков к проведению Lesson Study, в ходе которых будут применены выбранные активные методы обучения;
— проведение Lesson Study и ведение наблюдения за учащимися разного уровня владения английским языком, фокусируясь на обучении и развитии фокус группы;
— проведение короткого интервью с целью выявления отношения фокус группы к применяемым на уроках активным методам обучения, направленных на развитие коммуникативных навыков;
— анализ аудио записи интервью фокус группы и данных полученных в ходе наблюдения уроков в рамках Lesson Study;
— подведение итогов и использование полученных данных в педагогической практике и распространение результатов исследования с коллегами.
Объектом исследования стало активное уместное использование учащимися ранее изученных и новых лексических единиц во время тематической дискуссии, активного метода вопрос-ответ и ролевая игра.
Проведенное исследование позволило выявить следующее:
Так, во время тематической дискуссии, для учащегося А. не составило трудности правильно использовать изученные выражения в контексте, учащийся продемонстрировал умение адаптировать их к ситуации, при необходимости верно использовал грамматически правильные необходимые формы. В его речи изученные выражения звучали естественно, не наблюдалось ошибок в произношении. В речи оппонента все выражения были верно распознаны. При применении активного метода «вопрос-ответ» и ролевая ига, учащиеся А с легкостью освоили и применили необходимые фразы. Было заметно, что многие из них перешли в активный словарный запас учащихся, т. к. они смогли не только правильно использовать в контексте, но и адаптировать отдельные выражения к ситуации, что никак не повлияло на естественность употребления их в речи.
В ходе дискуссии на заданную тему учащийся В. также смог продемонстрировать использование большей части изученных в ходе раздела выражений, но группой учителей было замечено, что употребление некоторых выражений было неуместно в контексте беседы, т. е. учащийся, просто пытался употребить изученные выражения, не пытаясь адаптировать их к конкретной ситуации, не задумываясь об их значении и соответствии обсуждаемой темы, в связи с чем, речь учащегося была не всегда естественна. Ошибок в произношении почти не наблюдалось, как и проблем с распознаванием данных выражений в речи собеседников. Также ученик В. успешно справился во время вопрос-ответ, активно используя требуемые лексические единицы, допускает некоторые ошибки, влияющие на естественность и умение адаптировать некоторые фразы к ситуации в устной речи. Во время ролевой игры, ученик В. допускает незначительные ошибки в произношении и адаптации к ситуации, но в целом уместно и грамматически корректно использует 80 % изучаемого материала.
Наблюдая за учащимся С., педагоги отметили, что применение метода «тематической дискуссии» дало положительный эффект: так, учащийся успешно распознал в речи собеседника представленные выражения, почти не допускал или допускал незначительные (в сложных словах) ошибки в произношении, в большей степени правильно использовал в контексте. Наибольшие затруднения возникли в процессе адаптации изученных выражений в контексте. Ученик С. во время применения метода «вопрос-ответ», услышав в речи собеседника данные фразы, смог правильно их воспроизвести, затруднения вызвало адаптирование к ситуации и использование в контексте, то есть ученик неправильно использовал грамматическую форму глагола, иногда путал слова в выражениях. Подобная ситуация возникла с учащимся С во время ролевой игры, он не смог адаптировать словосочетания уместно в контекст и допускал ошибки при попытке адаптировать необходимые словосочетания к ситуации, что также повлияло на естественность и беглость речи.
Выводы
В результате исследования было выявлено, что наиболее эффективными в изучении новых лексических единиц являются метод «тематической дискуссии» и метод «вопрос-ответ». Касаемо метода тематической дискуссии, он способен активировать речемыслительную деятельность всех представленных в исследовании учащихся, его использование способствует развитию навыка говорения и умения мыслить на английском языке. Что же касается метода вопрос-ответ, то «сильные» и «средние» учащиеся с легкостью справились с поставленной перед ними задачей, как и ученики, испытывающие затруднения в изучении и использовании новой лексики, не испытывали сложности в употреблении данных слов и выражений, так как слышали их в речи оппонента, тем самым пополняли свой активный словарь.
Как показало исследование ролевая игра наиболее эффективна для «сильных» и «средних» учащихся, однако для учащихся со слабым уровнем владения иностранным языком ролевая игра не самый подходящий метод при изучении новой лексики, так как им сложно уместно использовать новую лексику в контексте ситуации. Возможно, при закреплении ранее изученных слов и выражений данный метод более уместен для таких учащихся с затруднениями.
Литература:
- Анашкина, И. В. Активные и интерактивные формы обучения. [Текст]: методические рекомендации / И. В. Анашкина. — Тамбов: Изд-во ООО Орион, 2011. — с.39
- Жилкина Р. И. Ролевые игры на уроках английского языка/ Иностранные языки в школе, 2010г. № 1
- Зарукина, Е. В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению [Текст:] учеб.-метод. пособие/ Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. — 59с.
- Кашапов, М. М. Неимитационные методы обучения [Текст]:методические указания / М. М. Кашапов. — Яросл. Гос ун-т, Ярославль. 2001.– с.32
- Курьянов, М. А. Активные методы обучения [Текст]: метод.пособие/ М. А. Курьянов, В
- Стронин М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. М., “Просвещение”, 1984 г.