Контент учебников по литературному чтению как фактор развития социального интеллекта младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 декабря, печатный экземпляр отправим 18 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (417) июнь 2022 г.

Дата публикации: 31.05.2022

Статья просмотрена: 58 раз

Библиографическое описание:

Никитина, Н. Е. Контент учебников по литературному чтению как фактор развития социального интеллекта младших школьников / Н. Е. Никитина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 22 (417). — С. 508-510. — URL: https://moluch.ru/archive/417/92322/ (дата обращения: 03.12.2024).



The relevance of the development of social intelligence in primary school age during the educational process is substantiated in this article. The author proposes the use of the content of Literature textbooks as one of the development methods in case of adequate perception of this content by students. The main research results of the perception of the empathic-emotional components of literature texts by 4th grade students are presented. The research involved 64 students (35 boys and 29 girls). The research was conducted by the method of survey according to the author's questionnaire as well as a content analysis of Literature textbooks of the 4th grade. According to the research data even the medium level of empathic-emotional content is successfully perceived by students of 4th grade at the age of 9–10 years, regardless of gender. The research results can be used in the practice of primary school teachers and school psychologists.

Keywords: development of social intelligence, primary school students, educational methods, empathy, emotional expressiveness, Literature textbooks.

Развитый социальный интеллект отвечает потребностям нового поколения. Будущее за коммуникабельными, социально активными людьми, демонстрирующими высокий уровень эмпатии и толерантности. Таким образом, одной из главных задач современного общества становится подготовка детей к их полноценной социализации. Такой подход соответствует современным тенденциям в образовании, который выражается в приоритете формирования компетенций и навыков, таких как умение общаться, понимать других людей, решать проблемы и т. д. перед традиционной ориентацией на знания и предметные результаты.

Феномен социального интеллекта был описан Э. Торндайком в 1920 году, но наиболее полное определение новому феномену дали в своих работах Ф. Вернон и, впоследствии, Г. Оллпорт, а измеряемым конструктом социальный интеллект стал благодаря исследованиям Дж. Гилфорда и М. О’Салливен. Наиболее полный анализ теоретических обоснований природы социального интеллекта принадлежит Н. Кантор и Дж. Килстрому, а самое современное исследование по этой теме опубликовал в 2016 году Д. Гоулман. В отечественной науке исследования социального интеллекта получили широкое распространение, начиная с 90х годов прошлого столетия. Отечественные ученые, не только развили концепцию социального интеллекта, каждый в своей парадигме, расширяя понимание природы этого феномена (А. А. Бодалев, М. И. Бобнева, А. Л. Южанинова, Б. М. Теплов, В. Н. Дружинин, Д. В. Куницына, Е. С. Михайлова, Л. А. Ясюкова), но и дали подробное описание оригинальных многокомпонентных моделей социального интеллекта (Д. В. Ушаков, А. И. Савенков).

Теоретические модели Л. С. Выготского, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконина, исследования Л. А. Ясюковой и О. В. Белавиной дают представления о младшем школьном возрасте как наиболее подходящем периоде для начала развития социального интеллекта.

Значительное расширение круга общения и, как следствие, усложнение межличностных связей, происходит у детей в начальной школе, что дает толчок к развитию эмпатии, сопереживания, расширению эмоционального потенциала, появлению навыков успешного взаимодействия с окружающими. В этом возрасте, согласно культурно-исторической теории, обучение играет основную роль в психическом развитии ребенка. Именно поэтому особое внимание проблеме развития социального интеллекта следует уделять именно в период начального образования.

В то же время для нормального развития необходимо, чтобы образовательные программы соответствовали особенностям как умственной, так и эмоциональной сфер ребенка. Говоря о его развитии в стенах общеобразовательных учреждений, наиболее подходящим материалом видится контент учебников по литературному чтению.

Автором были проведены исследования контента учебников по литературному чтению 4-х классов трех наиболее распространенных учебно-методических комплексов (УМК), а также проведен анализ восприятия обучающимися 4-х классов эмпатийно-эмоциональных компонентов литературных произведений одного из УМК. Исследования проводились в форме контент-анализа 203 литературных произведений, также был применен опрос среди 64 обучающихся (из них 35 мальчиков и 29 девочек) 4-х классов в возрасте 9–10 лет московской школы по авторской анкете.

Категориями в контент-анализе были определены следующие эмпатийно-эмоциональные компоненты, проявляющиеся в литературных произведениях и оказывающие непосредственное влияние на развитие социального интеллекта:

— эмпатия;

— взаимодействие;

— эмоциональная выразительность;

— толерантность.

По каждому литературному произведению было аккумулировано соответствующее количество баллов по принципу подсчета количества проявлений каждого эмпатийно-эмоционального компонента в главной и второстепенной темах. Анализ веса каждого компонента производился по методике статистического анализа, предложенных А. Н. Алексеевым и Ч. Осгудом.

На основе данного исследования общий уровень присутствия эмпатийно-эмоциональных компонентов в литературных произведениях учебников исследуемых УМК можно признать удовлетворительным.

Исследование в форме опроса обучающихся 4-х классов было проведено по авторской анкете. Каждая анкета содержала два или три вопроса по каждому из 6 произведений УМК «Школа XXI века»: «Конек-Горбунок» П. П. Ершов, «Лягушка-путешественница» В. М. Гаршин, «Детство Темы» (в сокращении) Н. Г. Гарин-Михайловский, «Козетта» (отдельные главы) В. Гюго, «Дикие лебеди» (в сокращении) Х. К. Андерсен и «Акула» Л. Н. Толстой. Вопросы составлены таким образом, чтобы ребенок мог продемонстрировать уровень восприятия эмпатии, толерантности, эмоциональной выразительности литературного произведения.

Общим результатом исследований явилось то, что даже при среднем уровне эмпатийно-эмоционально контента учебников, обучающиеся младшего школьного возраста, независимо от гендерной принадлежности, демонстрируют высокую степень восприятия эматийно-эмоциональных компонентов литературных произведений, которые, при наличии развитого понятийного аппарата, служат материалом для формирования структур социального интеллекта.

Данные исследования могут служить отправной точкой для формирования подхода к содержанию учебников начальной школы не только по предмету «Литературное чтение», но и других предметов гуманитарной направленности, таких как «Русский язык», «Окружающий мир», «Основы религиозных культур и светской этики».

В той же мере разработанные автором анкеты для опроса обучающихся могут использоваться в качестве методического материала для организации внеучебной деятельности. Раздумывая над ответами на вопросы авторских анкет, дети еще раз анализировали прочитанное, формируя таким образом социально направленное мировоззрение. Подтверждением неравнодушного отношения к прочитанному могут служить эмоциональные комментарии, охотно оставляемые школьниками в специально отведенных местах анкет, при том, что их запись не была обязательной и оставалась на выбор учеников.

Литература:

  1. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  2. Артемьева, О. А. Качественные и количественные методы исследования в психологии: учебное пособие для вузов / О. А. Артемьева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 152 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5-534–08999–8. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://ebs.mgppu.ru:5081/bcode/491743 (дата обращения: 05.02.2022).
  3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — Издание 2-е, стереотипное. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК» 1997. — 351 с. — URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=40700.
  4. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология/Под ред. Д. Б. Эльконина.— М.: Педагогика, 1984.—432 с.
  5. Гоулман Д. Социальный интеллект. Новая наука о человеческих отношениях / пер. с англ. Н. Аллунан, А. Анавера. — М.: Издательство АСТ: CORPUS, 2021. — 576 c.
  6. Михайлова Е. С. Социальный интеллект: концепции, модели, диагностика. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. — 266 с.
  7. Савенков А. И. Структура социального интеллекта // Современная зарубежная психология. 2018. Том 7. № 2. — С. 7–15. doi:10.17759/jmfp.2018070201
  8. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования /Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова.— М.: Изд-во «Институт психологии РАН» — 2004. — 176 с.
  9. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника // Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин; Под редакцией Д. И. Фельдштейна.— М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — (Психологи отечества). — С. 239–284.
  10. Ясюкова Л. А., Белавина О. В. Социальный интеллект детей и подростков. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. 181 с.
  11. Kihlstrom, J., & Cantor, N. (2011). Social Intelligence. In R. Sternberg & S. Kaufman (Eds.), The Cambridge Handbook of Intelligence (Cambridge Handbooks in Psychology, pp. 564–581). Cambridge: Cambridge University Press. doi:10.1017/CBO9780511977244.029
  12. Thorndike E. L. Intelligence and its use // Harper’s Magazine. 1920. V. 140. P. 227–235.
Основные термины (генерируются автоматически): социальный интеллект, литературное чтение, контент учебников, авторская анкета, класс, младший школьный возраст, эмоциональная выразительность, гендерная принадлежность, литературное произведение, начальная школа.


Ключевые слова

эмпатия, младшие школьники, развитие социального интеллекта, образовательные методы, эмоциональная выразительность, учебники по литературному чтению

Похожие статьи

Изменение показателей учебной мотивации детей от третьего к четвертому классу

В статье представлены результаты исследования, проведенного автором в рамках магистерской диссертации «Особенности мотивационной сферы детей во второй фазе младшего школьного возраста». В исследовании приняли участие 44 младших школьника, обучающихся...

Исследование уровня сформированности познавательного интереса у современных младших школьников

Статья посвящена исследованию актуального уровня сформированности познавательного интереса у современных младших школьников, в котором приняли участие обучающиеся 2-х классов (всего 60 детей): 30 учеников — контрольный класс, 30 учеников — эксперимен...

Влияние тематической дискуссии, ролевой игры и метода «вопрос — ответ» на эффективное применение устойчивых выражений при развитии навыков говорения на уроках английского языка в средней школе

В данной научно-практической статье содержится информация об исследовании, направленном на изучение различных активных методов выявление наиболее эффективного из них для применения на уроках английского языка в средней школе. Исследование урока было ...

Образ будущего и готовность к профессиональному самоопределению в юношеском возрасте

В статье описывается проведенная работа по выявлению связи образа будущего и готовности к профессиональному самоопределению в юношеском возрасте. В нашем исследовании мы предположили, что содержание образа будущего в юношеском возрасте связано с уров...

Анализ эффективности социально-психологического тренинга как метода коррекции нарушений адаптации младших подростков

Проблема адаптации представляет собой важную область научных поисков, расположенную на стыке различных отраслей знания, приобретающих в современных условиях все большее значение. В этой связи адаптационную концепцию можно рассматривать как один из пе...

Связь субъективного благополучия подростков и типа семейного воспитания

В статье приводятся данные исследования, направленного на проверку гипотезы о связи субъективного благополучия подростков и типа семейного воспитания, в котором приняли участие 101 человек, из них 55 подростков в возрасте 12–17 лет, обучающихся в шко...

Опорные конспекты как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников

В статье рассмотрена проблема формирования учебной самостоятельности младших школьников. Актуальность темы обусловлена необходимостью в формировании рассматриваемого явления в рамках образовательного процесса. Современный учитель ставит перед собой р...

Эффективность использования метода «перевернутый класс» в преподавании английского языка как иностранного

Статья посвящена изучению вопроса эффективности использования метода «Перевернутый класс» в преподавании английского языка. В материале рассматривается как метод «Перевернутый класс» воздействует на учеников разных возрастов, а также ставится под воп...

Особенности состояния импрессивной речи младших школьников с легкой и умеренной степенью умственной отсталости

В статье приведены данные обследования состояния импрессивной стороны речи младших школьников (9–10 лет) с умственной отсталостью легкой и умеренной степени выраженности. У 50 % обследуемых уровень развития импрессивной стороны речи ниже среднего, у ...

Задержка психического развития как фактор риска возникновения дидактогений у детей младшего школьного возраста в системе инклюзивного образования

Изучение дидактогении у детей младшего школьного возраста признано чрезвычайно важным, поскольку она может вызывать негативные психические и эмоциональные состояния, влияющие на отношения с окружающими и учебный процесс. В данной статье говорится, чт...

Похожие статьи

Изменение показателей учебной мотивации детей от третьего к четвертому классу

В статье представлены результаты исследования, проведенного автором в рамках магистерской диссертации «Особенности мотивационной сферы детей во второй фазе младшего школьного возраста». В исследовании приняли участие 44 младших школьника, обучающихся...

Исследование уровня сформированности познавательного интереса у современных младших школьников

Статья посвящена исследованию актуального уровня сформированности познавательного интереса у современных младших школьников, в котором приняли участие обучающиеся 2-х классов (всего 60 детей): 30 учеников — контрольный класс, 30 учеников — эксперимен...

Влияние тематической дискуссии, ролевой игры и метода «вопрос — ответ» на эффективное применение устойчивых выражений при развитии навыков говорения на уроках английского языка в средней школе

В данной научно-практической статье содержится информация об исследовании, направленном на изучение различных активных методов выявление наиболее эффективного из них для применения на уроках английского языка в средней школе. Исследование урока было ...

Образ будущего и готовность к профессиональному самоопределению в юношеском возрасте

В статье описывается проведенная работа по выявлению связи образа будущего и готовности к профессиональному самоопределению в юношеском возрасте. В нашем исследовании мы предположили, что содержание образа будущего в юношеском возрасте связано с уров...

Анализ эффективности социально-психологического тренинга как метода коррекции нарушений адаптации младших подростков

Проблема адаптации представляет собой важную область научных поисков, расположенную на стыке различных отраслей знания, приобретающих в современных условиях все большее значение. В этой связи адаптационную концепцию можно рассматривать как один из пе...

Связь субъективного благополучия подростков и типа семейного воспитания

В статье приводятся данные исследования, направленного на проверку гипотезы о связи субъективного благополучия подростков и типа семейного воспитания, в котором приняли участие 101 человек, из них 55 подростков в возрасте 12–17 лет, обучающихся в шко...

Опорные конспекты как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников

В статье рассмотрена проблема формирования учебной самостоятельности младших школьников. Актуальность темы обусловлена необходимостью в формировании рассматриваемого явления в рамках образовательного процесса. Современный учитель ставит перед собой р...

Эффективность использования метода «перевернутый класс» в преподавании английского языка как иностранного

Статья посвящена изучению вопроса эффективности использования метода «Перевернутый класс» в преподавании английского языка. В материале рассматривается как метод «Перевернутый класс» воздействует на учеников разных возрастов, а также ставится под воп...

Особенности состояния импрессивной речи младших школьников с легкой и умеренной степенью умственной отсталости

В статье приведены данные обследования состояния импрессивной стороны речи младших школьников (9–10 лет) с умственной отсталостью легкой и умеренной степени выраженности. У 50 % обследуемых уровень развития импрессивной стороны речи ниже среднего, у ...

Задержка психического развития как фактор риска возникновения дидактогений у детей младшего школьного возраста в системе инклюзивного образования

Изучение дидактогении у детей младшего школьного возраста признано чрезвычайно важным, поскольку она может вызывать негативные психические и эмоциональные состояния, влияющие на отношения с окружающими и учебный процесс. В данной статье говорится, чт...

Задать вопрос