Приёмы формирования эмоционального интеллекта на уроках литературы как фактора непрерывного экологического образования в средней школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Лавринова, А. И. Приёмы формирования эмоционального интеллекта на уроках литературы как фактора непрерывного экологического образования в средней школе / А. И. Лавринова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 42.1 (437.1). — С. 23-26. — URL: https://moluch.ru/archive/437/96208/ (дата обращения: 19.12.2024).



В XIX веке на базе отраслей биологических дисциплин выделяется научная дисциплина экология. Классическая экология изучает условия существования живых организмов и взаимоотношения между организмами и их средой обитания. Со временем происходит расширение понятия экология в связи с расширением проблем, над которыми стали работать экологи. Современная экология делает акцент на трёх глобальных проблемах человечества:

  1. Проблемы, связанные с главными социальными вопросами.
  2. Проблемы, которые касаются отношений человека и окружающей среды.
  3. Проблемы, которые фиксируют внимание на отношениях между человеком и обществом [2].

В зависимости от фокуса внимания учёных к определённой проблеме стали возникать новые направления в экологии. Современная экология не ограничивается только рамками биологической дисциплины, трактующей отношения главным образом животных и растений со средой, она превращается в междисциплинарную науку, изучающую сложнейшие проблемы взаимодействия человека с окружающей средой. Актуальность и многогранность этой проблемы, вызванной обострением экологической обстановки в масштабах всей планеты, привела к «экологизации» многих естественных, технических и гуманитарных наук [3].

Широкое распространение получили новые направления экологии: глобальная экология, экология человека и социальная экология.

Модель непрерывного экологического образования МОУ «МГМЛ» учитывает все особенности каждого направления экологии и предполагает освоение знаний и навыков на всех учебных предметах. Например, на предметах гуманитарного цикла уделяется внимание вопросам экологии человека.

Экология человека — это наука, изучающая закономерности взаимодействия человека как биосоциального существа со сложным многокомпонентным окружающим миром, с динамичной, постоянно усложняющейся средой обитания, проблемы сохранения и укрепления здоровья. Главным понятием экологии человека является здоровье. По определению Всемирной организации здравоохранения «здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия» [4].

Исследования современных учёных подтверждают народную мудрость «все болезни от нервов»: американский психолог, соучредитель психонейроиммунологии Роберт Адер в ходе своих экспериментов доказал, что иммунная система находится в тесной связи с центральной нервной системой, нейробиолог Дэвид Фелтен установил, что иммунные клетки являются приёмниками информации, целенаправленно передаваемой нервными клетками. А психолог из Университета Карнеги-Меллона Шелдон Коэн совместно с учёными научно-исследовательского подразделения по изучению простудных заболеваний доказала, что эмоциональный стресс негативно влияет на иммунную систему человека, чем больше стресса и тревожности испытывает человек, тем выше вероятность возникновения простудного заболевания у человека. Интересны опубликованные сведения доктора Редфолда Уильямса, которые показывают, что вспыльчивость является более сильным прогнозирующим параметром смерти в молодые годы, чем другие факторы риска, это говорит о том, что гнев может привести к ишемической болезни сердца [1]. Исследований, подтверждающих влияние эмоций на здоровье человека, становится больше. Значит при формировании принципов здоровьесбережения у обучающихся недостаточно уделять внимание только питанию и активному образу жизни, немаловажно научить обучающихся справляться с негативными эмоциями, научить понимать испытываемые эмоции и управлять ими.

Первым шагом в способности управлять эмоциями является умение распознавать эмоции. В первую очередь на уроках литературы обучающиеся могут научиться видеть проявление эмоций и их влияние на поступки человека, на его взаимоотношение с другими людьми. Литературные произведения помогают через анализ чувств и поступков персонажей выйти на понимание собственных эмоций. Литература стоит первой в ряду учебных предметов, которые влияют на формирование эмоционального интеллекта у обучающихся.

Дэниел Гоулман в своей книге «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ?» выделяет пять составляющих эмоционального интеллекта:

  1. самоосознание (совершенствование в распознании своих эмоций, умение понять причины чувств и дать им оценку, осознание различий между чувствами и действиями);
  2. умение управлять эмоциями (самоконтроль);
  3. самомотивация (умение сосредоточить внимание на выполняемом задании, достижении цели, способность отсрочить удовольствие и подавить импульсивность, способность пережить неудачи);
  4. эмпатия (способность слушать других, принимать точку зрения другого);
  5. управление взаимоотношениями (способность разрешать конфликты и обсуждать разногласия, развитие навыков общения, умение работать в группе) [1].

Использование разнообразных технологий на уроках литературы при анализе художественных произведений позволяет выстроить работу по формированию каждого компонента эмоционального интеллекта у обучающихся.

Первый шаг в формировании эмоционального интеллекта- самоосознание, т. е. умение распознавать свои эмоции. Работа с осознанием собственных эмоций происходит при анализе лирического произведения, когда даётся задание подобрать музыку и иллюстрации к произведению. Возможен вариант, когда обучающимся предлагается сперва прослушать музыку с закрытыми глазами, а потом рассказать, какие ассоциативные образы возникали, какими красками была наполнена картинка, какие эмоции испытывали, какие вкусовые ощущения вызывает музыка. Можно после прослушивания музыки раздать рабочие листы для записи ощущений (Рис. 1). А потом заполнить лист после прочтения или прослушивания стихотворения и сравнить.

Рабочий лист для записи ощущений

Рис. 1. Рабочий лист для записи ощущений

Такой приём интересно использовать, если есть музыкальные, литературные и художественные произведения на одну тему. Например, при анализе стихотворения А. Фета «Весенний дождь» взять музыку Эдварда Грига «Весенний дождь» или Виктора Косенко «Дождик» и сравнить эмоции, вызываемые стихотворением, с эмоциями от прослушивания музыки. Такие сравнения часто показывают, что наши эмоции от увиденного могут совпадать, на них влияет услышанное, увиденное, у эмоции есть вкус, запах, цвет, звук, это значит, что мы можем поменять наши эмоции, оказав влияние на ощущения.

Умение управлять эмоциями формируется на творческих занятиях литературы, когда нужно сделать постановку произведения или разыграть сценку из произведения. Для уроков-постановок хороши обобщающие уроки по творчеству И. А. Крылова и А. П. Чехова. Обучающиеся вживаются в образы персонажей и через мимику, жесты передают эмоциональное состояние героя. Особенность произведений А. П. Чехова заключается в создании художественных образов через детали, при анализе таких деталей обучающиеся учатся обращать внимание на интонации собеседника, мимику, жесты. Также создание — постановки — это коллективная работа, где необходимо договориться о распределении ролей, о зоне ответственности каждого, что способствует формированию умения выстраивать взаимоотношения.

Формированию эмпатии способствует приём «интервью у героя». Для обучающихся интересен формат работы «интервью у героя», на таких занятиях кто-то играет роль персонажа (обучающиеся могут меняться, не обязательно на протяжении всего интервью персонажем будет один и тот же ученик), а остальные задают вопросы, чтобы разобраться в мотивах поступка героя. Например, в произведении В. Г. Короленко «В дурном обществе» окружен ореолом таинственности образ пана Тыбурция, приём интервью помогает обучающимся разобраться в причинах поступка персонажа и посмотреть на судьбу героя с разных сторон, понять чувства и мотивы пана Тыбурция, его отношение к другим героям произведения. В процессе интервью важно следить за тем, чтобы обучающийся, исполняющий роль персонажа, отвечал на вопросы в пределах контекста литературного произведения, чтобы не произошло искажения авторского замысла или читательского домысла, не имеющего подтверждения в тексте.

Создание графиков или диаграмм, отражающих смену отношения читателя к литературному персонажу, учит самоконтролю над эмоциями. В качестве оси координат берём поступки персонажа и «моя оценка», таким образом обучающийся учится наблюдать за своими реакциями на поступки людей. Такой график можно использовать при изучении волшебной повести «Чёрная курица, или Подземные жители» Антонио Погорельского (Рис. 2).

График смены отношения к поступкам персонажа

Рис. 2. График смены отношения к поступкам персонажа

Традиционный приём комментированного чтения хорошо использовать при анализе эмоционального состояния персонажа в трудной или решающей ситуации и понаблюдать, как герой справляется с тревожностью, гневом, беспокойством, отчаяньем, унынием, разочарованием и другими негативными эмоциями. При анализе поведения в тайге Васютки из рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро» приём комментирования чтения позволяет обратить внимание обучающихся на все этапы изменения эмоций главного героя, разобрать какие приёмы помогли главному герою успокоиться в состоянии отчаяния: обучающиеся обращают внимание, что Васютка начинает с собой разговаривать, успокаивать себя, вспоминать советы деда и отца о правилах поведения в тайге, когда героем овладевает тоска по родным и дому, он начинает вспоминать добрые события из школьной жизни, разговоры с мамой. Таким образом обучающиеся приходят к выводу, что у главного героя рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро» можно научиться приёмам самоконтроля: обращаясь к размышлениям и рациональным рассуждениям можно себя успокоить и сосредоточить всё внимание на решении возникшей проблемы.

На примерах поступков персонажей обучающиеся учатся анализировать свои эмоции и справляться с ними, учатся мыслить позитивно. Высокий уровень эмоционального интеллекта способствует снижению тревожности и состояния стресса у подростков, а значит и снижает факторы негативного воздействия на здоровье обучающихся.

Литература:

  1. Дэниел Гоулман Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ?/ Даниэл Гоулман; пер. с англ. А. П. Исаевой.- 6-е изд.- М.: Манн, Иванов и Фребер, 2018.- 544 с.
  2. Передельский Л. В. Экология: электронный учебник для ВУЗов/ Передельский Л. В., Коробкин В. И., Приходченко О. Е.- М.: «Кнорус», 2009 г. 345 с.
  3. Прохоров Б. Б. Экология человека. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 320 с.
  4. Экология человека: Курс лекций. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ecodelo.org/9729–13_opredelenie_distsipliny_osnovnye_ponyatiya_ekologii_chelovekaekologiya_cheloveka_kurs_lekts
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональный интеллект, эмоция, обучающийся, экология человека, главный герой, запись ощущений, направление экологии, поступок персонажа, современная экология, Чехов.


Похожие статьи

Педагогические основы характеристик семейной системы в воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

Развитие навыка анализа текста у младших школьников в процессе преподавания литературного чтения на основе исследовательской деятельности

Формирование экологического мировоззрения на уроках географии в условиях пенитенциарной системы образования

Формирование познавательных УУД младших школьников на уроках русского языка посредством этимологического анализа слова

Стратегия смыслового чтения и работы с текстом на уроках математики на уровне основного общего образования

Современные подходы к формированию эстетических чувств у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства

Формирование дружеских отношений среди младших школьников средствами изотерапии в условиях инклюзивного образования

Дифференциация и индивидуализация обучения на уроках математики как факторы формирования социального здоровья учащихся

Развитие интеллекта у младших школьников с использованием методов арт-педагогики

Реализация идей развивающего обучения на уроках трудового обучения в начальных классах

Похожие статьи

Педагогические основы характеристик семейной системы в воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

Развитие навыка анализа текста у младших школьников в процессе преподавания литературного чтения на основе исследовательской деятельности

Формирование экологического мировоззрения на уроках географии в условиях пенитенциарной системы образования

Формирование познавательных УУД младших школьников на уроках русского языка посредством этимологического анализа слова

Стратегия смыслового чтения и работы с текстом на уроках математики на уровне основного общего образования

Современные подходы к формированию эстетических чувств у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства

Формирование дружеских отношений среди младших школьников средствами изотерапии в условиях инклюзивного образования

Дифференциация и индивидуализация обучения на уроках математики как факторы формирования социального здоровья учащихся

Развитие интеллекта у младших школьников с использованием методов арт-педагогики

Реализация идей развивающего обучения на уроках трудового обучения в начальных классах

Задать вопрос