Методы, приёмы и условия, направленные на развитие эмоциональной сферы обучающихся младшего школьного возраста
Автор: Ломова София Александровна
Рубрика: Педагогическая психология
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (47) февраль 2024 г.
Дата публикации: 08.12.2023
Статья просмотрена: 504 раза
Библиографическое описание:
Ломова, С. А. Методы, приёмы и условия, направленные на развитие эмоциональной сферы обучающихся младшего школьного возраста / С. А. Ломова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 1 (47). — С. 58-60. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/262/8847/ (дата обращения: 16.12.2024).
Эмоциональная сфера представляет собой сложную и непрерывно изменяющуюся систему своеобразных откликов личности на стимулы, генерируемые окружающей действительностью. Она формируется и дифференцируется в ходе роста и развития человека, изменения и усложнения его связей с людьми, с окружающей средой, с обществом в целом. Одним из признаков психического здоровья человека выступает сбалансированность эмоций, то есть наличие как положительных, так и отрицательных эмоций. Однако, часто возникающие отрицательные ситуации, приводят к разбалансировке эмоций и чувств, что нередко наблюдается у импульсивных детей.
Одним из важнейших аспектов в сфере содействия развитию гармонизации эмоциональной сферы является эффективно выстроенный педагогический процесс.
Воздействие на эмоциональное развитие школьника происходит с опорой на различные виды деятельности, что позволяет продуктивно компенсировать имеющиеся недостатки и закрепить достигнутый результат, а также обогатить эмоциональное развитие ребенка, используя возможности его возраста. Часто это техники, связанные с игровой, художественной, музыкальной, эстетической деятельностью.
Художественная литература, имея большую силу эмоционального воздействия, является мощным средством воспитания у обучающихся эмоциональной культуры, формирования идейных убеждений, нравственных и эстетических идеалов.
На уроках литературного чтения в начальных классах создание эмоциональной атмосферы происходит, прежде всего, во время чтения и обсуждения книг, т. е. при работе над произведением. Для чтения обучающимся младшего школьного возраста рекомендуются рассказы, сказки и стихотворения, позволяющие эмоционально реагировать на схемы поведения героев, победу положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом.
Герои детских книг побуждают юных читателей сопереживать, радоваться, тревожиться, негодовать, любить, испытывать страх и преодолевать его. А помочь детям не только испытать те или иные эмоции вместе с героями произведений, но и поразмышлять над тем, какие чувства испытывают эти герои, почему именно эти чувства, каким образом они реагируют на жизненные ситуации, как бы поступили сами читатели, если были бы на месте героев, помогает учитель.
Для восприятия эстетических и нравственных ценностей нужно сподвигать обучающихся думать над прочитанным, сопереживать героям, оценивать их поступки, осмысливать их проблемы, соотносить модели поведения героев и собственные поступки, побуждать поступать в соответствии с общепринятыми нравственными нормами [1, с. 22].
Развитию эмоциональной сферы способствует работа с текстом, предполагающая специальные задания эмоциогенного содержания, такие как поиск высказываний и выражений, в которых дается описание желаний героя, испытывающего злость. Обучающиеся на уроках литературного чтения знакомятся с максимально широким количеством текстов, различных по жанрам и стилям.
Повышению эмоциональной активности обучающихся во время чтения художественного произведения способствуют различные виды и формы учебной и читательской деятельности, в том числе занимательные задания, которые также оказывают и воспитательное воздействие.
Восприятие художественного произведения младшими школьниками — сложный для них процесс, который включает в себя несколько уровней. Для достижения наивысшего уровня обучающимся необходимо овладеть развитым воображением, точной эмоциональной реакцией, способностью видеть и передавать в словах динамику эмоций, соотнося изменение своих чувств с конкретными событиями, описанными в произведении. Способствовать этому могут: использование наглядности (картины, иллюстрации к текстам), музыкальное сопровождение, использование образов — персонажей для драматизации, маски героев, костюмы.
Морально-эстетическое воздействие прочитанного текста зависит от характера беседы по содержанию. Вопросы учителя должны касаться всего произведения, развивать у обучающихся память, воображение, мышление и речь. Беседа по содержанию произведений способствует воспитанию нетерпимости к проявлению жестокости, эгоизма, равнодушия, помогает лучше увидеть положительные и отрицательные черты героя, дать им правильную оценку. Дети с большим интересом передают свои мысли, чувства, своё стремление к творчеству. Чем глубже впечатления, полученные от непосредственности восприятия, тем ярче образы воображения и острее потребность передать его в своём творчестве [2, с. 40].
Положительные эмоции возникают при наличии ситуаций с позитивной окраской, и тексты для прочтения подбираются таким образом, чтобы создавшийся, на подготовительной фазе работы над текстом, положительный эмоциональный фон не только не ослабел, при непосредственном ознакомлении с текстом, а, наоборот, служил общей стимулирующей и мотивирующей основой успешности подобного рода деятельности на уроке в целом.
Для развития и обогащения эмоциональной сферы обучающихся на уроках литературного чтения рекомендуется использовать следующие приёмы:
— создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех обучающихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;
— положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;
— создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, организацию обучения от обучающихся, установление противоречий; занимательность, через использование музыкальных фрагментов, юмористические минутки.
Для повышения эмоционального уровня восприятия художественного текста и развития воображения используются приёмы словесного рисования или иллюстрирования, как особая форма организации учебной деятельности, осуществляемая с целью выполнения ряда операций: чтение, представление, конкретизация, подбор точных слов и выражений для описания, логическое построение своего высказывания. Подобные виды творческого пересказа требуют непринуждённой обстановки, хорошего настроения обучающихся и «вживания в роль».
Большое значение для развития эмоциональной сферы обучающихся имеет не только применение различных педагогических, но и психоэмоциональных методов на уроках литературного чтения. Большую роль в создании положительного эмоционального фона играет арт-терапия, включающая такие направления как игротерапия, изотерапия, музыкальная терапия. Ролевая игра на уроках литературного чтения приобретает исключительное значение путём привлечения эмоционально-чувственных образов героев литературных произведений. Такой метод позволяет эффективно формировать не только знания, но и коммуникативные способности, грамотность речи, мобилизует умственные силы, а также, создаёт на уроке творческую доброжелательную обстановку, что способствует возникновению положительных эмоций.
Также, уместным оказывается использование во время занятий методов изотерапии, в основе которых лежат различные виды изобразительного искусства: лепка, рисование, аппликация и т. д. Данный метод помогает обучающимся невербально выражать своё отношение к произведению или конкретному герою. При желании обучающийся может самостоятельно дать интерпретацию своей работы и к любому полученному результату надо относиться с уважением, не давать негативной оценки.
Развитию эмоциональной сферы способствует использование приёмов музыкотерапии. Поскольку музыка сама по себе — это чувство, эмоция, зафиксированная во времени, её использование для развития и коррекции эмоционального состояния неоспоримо. Музыка помогает научить обучающихся более глубоко и разносторонне воспринимать художественное произведение, а музыкальные ассоциации позволяют подчас раскрыть тайну литературного образа. Целесообразно использовать музыкальные произведения эпохи, соответствующей тому или иному литературному произведению, что в свою очередь скажется на общем эмоциональном настрое обучающихся, на восприятии конкретного произведения, активизирует их познание.
Таким образом, можно сказать, что урок литературного чтения — это особый урок. Он немыслим без создания особой эмоциональной атмосферы увлечённости, которая достигается с помощью музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций. Всё это является составными элементами эмоциональной драматургии уроков литературного чтения. Младший школьный возраст, это возраст интенсивного развития эмоциональной сферы, общая ориентация которой связана с нарастанием осознанности, сдержанности, устойчивости чувств и действий и имеет свои специфические особенности. Эмоциональное развитие обучающихся младшего школьного возраста в целом представляет собой сложный процесс качественных изменений личности ребенка и предполагает умение понимать и выражать свои эмоции, на примере литературных героев определять эмоциональное состояние других людей, проявлять эстетические чувства и эмпатию, испытывать восторг или разочарование вследствие событий, описываемых в произведении, то есть транслировать качественно новые переживания.
Литература:
- Вайнер, М. Э. Учителю об эмоциональном развитии младшего школьника / М. Вайнер // Начальная школа. — 1997. — № 3. — С. 21–24.
- Жунисбекова, Ж.А., Кравцова А. Р., Тусеев М. О., Шалхарбекова Н. А. Некоторые особенности развития психических процессов детей при подготовке к школе // Международный студенческий научный вестник. — 2017. — № 6. — https://eduherald.ru