Современное российское общество сформулировало системе образования новый социальный заказ – подготовка специалистов, выпускников педагогических ВУЗов компетентных в различных сферах общественной жизни, способных успешно применять полученные знания в решении профессиональных задач. Формирование профессиональной компетентности требует применения системно-деятельностного подхода. Это обусловливает необходимость внедрения в процесс вузовского образования эффективных технологий: технологии анализа конкретных ситуаций, технологии рефлексивного обучения и организации проектной деятельности. Данные технологии могут быть успешно использованы при изучении студентами социально-педагогических проблем посредством детской литературы.
Познавательные возможности художественной литературы в изучении и понимании социальных явлений достаточно полно представлены в работах Р.Р. Москвиной, Г.В. Мокроносова, В.П. Зинченко, А.С. Роботовой. В работах Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, Г.И. Щукиной отражены принципы деятельностного подхода, позволяющего обосновать развитию профессиональной компетентности будущего педагога посредством использования художественной литературы в образовательном процессе. Анализ художественной литературы способствует более прочному закреплению в памяти изучаемый материала, поскольку привлекаемые яркие художественные образы, отличаясь правдивостью и убедительностью, развивают образное мышление, облегчают восприятие и усиливают идеологическую направленность преподавания, что дает возможность довести до сознания студентов содержание темы в доступном конкретном виде.
Поскольку, образное мышление – это поиск и открытие нового, мыслительную деятельность студентов, изучающих социальную педагогику необходимо направлять на определение причинно-следственных связей, раскрытие взаимно обусловленных фактов. Для более глубокого понимания социально-педагогических проблем мы стимулируем образное мышление студентов с помощью художественной литературы. Некоторые изучаемые темы позволяют полностью построить занятие на материале источников. Форма данных занятий – исследование. В ходе занятий у студентов развивается форма научного познания, поскольку осуществляется сравнительный анализ художественной литературы с другими источниками (научная литература, гражданско-правовые акты) по данной теме.
Наиболее активно мыслительный процесс протекает во время решения проблемных ситуаций. Проблемный метод предполагает выдвижения собственных идей. В данном случае художественную литературу можно использовать, например, как постановку проблемного вопроса, или можно создать ситуацию, когда проблемный вопрос исходит от героя художественного произведения.
Методика использования детской художественной литературы включает в себя задания разных типов:
- задания на знакомство с художественными произведениями;
- задания на определение социально значимых проблем в представленных художественных текстах;
- задания на использование фрагментов художественных произведений в обосновании собственной профессиональной позиции;
- задания на творческое самовыражение в решении описанных в тексах социально-педагогических проблем.
Отбирая произведения художественной литературы для занятий по социальной педагогике, мы учитываем, прежде всего, познавательную и воспитательную ценность материала. На наш взгляд, отрывки из произведений художественной литературы должны содержать:
1) живое изображение существующей действительности;
2) четко выраженные социально-педагогические проблемы;
3) ярко прописанные личностные особенности главных героев литературного произведения.
В качестве примера можно привести как произведения, давно нашедшие своих читателей и ставшие популярными среди детей, подростков и юношей многих поколений: Анатолия Алексина «Безумная Евдокия», «Мой брат играет на кларнете»; Владислава Крапивина «Та сторона, где ветер», «Трое с площади Карронад», «Мушкетер и фея»; Валентины Осевой «Динка», «Васек Трубачев и его товарищи»; Владимира Железникова «Чучело», «Жизнь и приключения чудака», Рувима Фраермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви», так и современных авторов: Тамары Крюковой «Костя +Ника», «Триптих в черно-белых тонах»; Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак «Время всегда хорошее», «Бежим отсюда», «52-е февраля», «Гимназия №13», «Охота на Василиска», «Шекспиру и не снилось»; Ирины Костевич «Мне 14 уже два года», «Предатели»; Дины Сабитовой «Цирк в шкатулке», «Где нет зимы», «Три твоих имени»; Николая Назаркина «Изумрудная рыбка».
Данные проведенного опроса свидетельствуют, что студенты, изучающие педагогические дисциплины, в частности социальную педагогику, осознают, что художественная литература способствует более глубокому осознанию социально-педагогических проблем, что достигается, во-первых, яркой иллюстрацией научного материала, обогащением его художественными сюжетами, во-вторых, пробуждением живого интерес к явлениям общественной жизни, в-третьих, усилением эмоционального переживания. В произведениях детской художественной литературы достоверно раскрываются различные аспекты социально педагогической действительности. Обучающиеся отмечают, что авторы современных детских произведений чаще всего затрагивают проблемы взаимоотношений детей и подростков со сверстниками и взрослыми и признают детскую литературу важным источником знаний современных социальных проблем общества.
Произведения детской художественной литературы не только повышают культурный уровень, формируют духовно-нравственные ценности, развивают когнитивную и эмоциональную сферы, но и влияют на становление профессиональных и личностных качеств студентов.
Ю.С. Матросова рассматривает возможности использования художественной литературы в процессе изучения педагогических дисциплин, формирующие профессиональную компетентность студентов:
- расширение кругозора;
- развитие интереса к изучаемым педагогическим явлениям;
- осмысление ценностных ориентаций, что позволяет осуществлять осознанный выбор способа решения профессиональных задач;
- развитие способностей осуществлять рефлексию и самооценку [4].
Использование произведений детской художественной литературы в процессе изучения педагогических дисциплин оказывает влияние на осмысление студентами ценностно-целевых ориентиров будущей профессиональной деятельности.
Исследование по формированию профессиональной компетентности студентов, формируемой в процессе вузовского образования, проводилось на базе психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского в нем приняли участие 84 обучающихся, из них 44 человека экспериментальная группа, (изучающие социальную педагогику с использованием произведений детской художественной литературы) и 40 человек контрольная группа.
Студенты экспериментальной группы изучали отдельные темы по дисциплине «Социальная педагогика» с использованием произведений детской художественной литературы. Во время занятий студенты не только определяли социально-педагогические проблемы, затрагиваемые авторами произведений, сравнивали их с современной действительностью, анализировали характерологические и личностные особенности главных героев, выявляли объективные факторы и субъективные и предпосылки превращения их в жертву неблагоприятных условий социализации. Будущие социальные педагоги предполагали пути решения проблемы, основываясь на знаниях социально-педагогической виктимологии, защищали свои проекты, аргументировано обосновывая собственную точку зрения.
В ходе эксперимента оценивалась способность будущих специалистов определять суть проблемы и решать задачи, возникающие в нестандартных ситуациях профессиональной деятельности. При этом учитывалось, используются ли научные знания, социальный опыт (собственный или литературных героев), его разнообразие и многогранность. Определялась способность студентов:
- к решению социально-педагогических задач;
- защите собственной позиции в дебатах и дискуссионных беседах;
- интеллектуальный уровень при выполнении творческих заданий.
Результаты исследования отражены в таблице 1.
Таблица 1
Формирование профессиональной компетентности студентов
группа |
нестандартное решение социально-педагогических задач |
убедительная защита собственной позиции |
высокий интеллектуальный уровень |
|||
успешно |
неуспешно |
успешно |
неуспешно |
успешно |
неуспешно |
|
контрольная |
20 чел (50 %) |
20 чел (50 %) |
25 (62,5%) |
15 (37,5%) |
10 (25%) |
30 (75%) |
экспериментальная |
34 (77,3 %)
|
10 (22,7 %) |
38 (86,4%) |
6 (13,6%) |
25 (56,8%) |
19 (43,2%) |
Данные, представленные в таблице 1, свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе 77,3 % студентов нестандартно решают педагогические задачи, результаты их работы отличаются оригинальностью и своеобразием, что на 27,3% больше чем в контрольной группе. Вместе с тем, половина студентов контрольной группы обнаруживают стереотипное мышление при выполнении аналогичных заданий.
Обучающиеся экспериментальной группы более успешны в дискуссиях и дебатах, их защита аргументирована, в качестве доказательства они имеют возможность использовать примеры из произведений художественной литературы. Всего 13,6% студентов экспериментальной группы неубедительны в отстаивании собственной точки зрения, что на 23,9% меньше, чем в контрольной группе.
В процессе выполнения творческих заданий 56,8% студентов контрольной группы успешно демонстрируют высокий уровень интеллекта и креативность, что на 31% больше, чем в экспериментальной группе.
Результаты исследования позволяют сделать вывод, о том, использование детской литературы способствует формированию профессиональной компетентности студентов.
Таким образом, детская художественная литература позволяет глубоко исследовать социально-педагогические проблемы, расширяет кругозор, развивает культуру мышления и его вариативность, способствует усвоению традиционных духовно-нравственных ценностей, влияет на становление профессиональных и личностных качеств будущих специалистов.
Литература:
- Гуманитарные образовательные технологии в вузе: Методическое пособие / О.В. Акулова, A.A. Ахаян, E.H. Глубокова и др. Под ред. С.А. Гончарова. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. – 174 с.
- Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 42 с.
- Концепция модернизация российского образования. [Электронный ресурс]. URL: http://civilg8.ru/priority/education/4540.php (дата обращения: 14.10.2014)
- Матросова Ю. С. Развитие профессиональной компетентности будущего учителя средствами художественной литературы. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-professionalnoy-kompetentnosti-buduschego-uchitelya-sredstvami-hudozhestvennoy-literatury (дата обращения 15.10.2015)
- Мудрик А.В. Социальная педагогика: теория и методика социального воспитания: учебное пособие [Текст] / А.В.Мудрик, Т.Т. Щелина. – М.: NOTABENE, 2008. – 218 с.
- Роботова А.С. Словесно-гуманитарные основы самообразования: рефлексия биографического времени [Электронный ресурс]. URL: http://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=2083(дата обращения 16.10.2015)