Статья посвящена вопросу использования международных исследований в условиях обновленного содержания среднего образования РК, как эффективной формы оценки полученных знаний обучающихся. Авторами проанализированы особенности, ключевые аспекты развития читательской грамотности. Рассмотрены такие понятия, как читательская грамотность, PIRLS, PISA. Также представлен анализ проведенных исследований на предмет сходства и различия систем среднего образования различных стран в вопросе развития функциональной грамотности учащихся школ. Авторами предпринята попытка обосновать эффективность участия отечественных школ в сравнительных международных исследованиях для развития всесторонне развитой личности. Это позволило сделать вывод о том, что приведение структуры и содержания казахстанского образования в соответствие с международными требованиями и в контексте интеграции в международное образовательное пространство с учетом Европейской рамки квалификаций, по совершенствованию системы среднего образования, международной стандартной классификации образования, результатов международных сравнительных исследований PIRLS, PISA и др. позволит достичь положительных результатов в обучении подрастающего молодого поколения.
Ключевые слова: интеграция, международное исследование, PIRLS, PISA, компетентностный подход, функциональная грамотность, читательская грамотность, содержание, коммуникация, познание, культура.
Нынешнее общество требует от современных людей обладать умением быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. Обусловленной закономерностью является то, что человеку в своременном обществе необходимо быть высокотребовательным специалистом по отношению к себе. Обучение в школе должно соответствовать требованиям общества, и должно быть нацелено на развитие компетентностей. То есть на применение всех получснных знаний на практике, что будет отвечать принципам концепции «образование через всю жизнь». Установлено, что предпосылкой развития компетентности является наличие определённого уровня функциональной грамотности.
Понятие «функциональная грамотность» впервые было введено на Всемирном конгрессе министров просвещения по ликвидации неграмотности в Тегеране в 1965 г. (ЮНЕСКО), вместе с такими терминами как «грамотность» и «минимальная грамотность». В 60-е годы прошлого столетия стала формироваться концепция функциональной ликвидации неграмотности. Первоначально определение «функциональная грамотность» было связано с определенной стратегией разработки и осуществления проектов и программ по распространению грамотности и определенной концепцией, относящейся к направленности содержания и метода обучения чтению, письму и определенному кругу практически применяемых знаний. Термин «грамотность» был определен ЮНЕСКО как навык чтения, письма, счета и работы с документами. А термин «минимальная грамотность» определен как способность писать и читать простые сообщения.
Во Всемирной экспериментальной программе распространения грамотности, который был разработан ЮНЕСКО на период с 1967 по 1973 гг. концепция и стратегия функциональной грамотности понимались как обеспечение связи процесса овладения чтением и письмом и повышением производительности труда и улучшением условий жизни работника и его семьи.
Экспериментальная программа под эгидой ЮНЕСКО должна была определить факторы взаимодействия между ликвидацией функциональной неграмотности и социальным развитием, стимулировать педагогическое новаторство и новый подход в подаче информации и обучении учащихся, а также согласовать концепцию функциональной грамотности с образовательной политикой. Финальной задачей данной программы было внедрение концепции в программы ликвидации неграмотности всех стран мира.
В конце XX века все больше ученых, общественных деятелей и международных организаций пришли к выводу что решение современных проблем общества заключается в образовании всего населения и повышения уровня его образованности.
В соответствии c рекомендациями ЮНЕСКО, А. С. Тангян дает следующее определение функциональной грамотности: «Минимальная функциональная грамотность означает повышаемый по мере развития общества и роста потребностей личности уровень знаний и умений, в частности умения читать и писать, необходимый для полноправного и эффективного участия в экономической, политической, гражданской, общественной и культурной жизни своего общества и своей страны, для содействия их прогрессу и для собственного развития».
Так в 70-х гг. ставится вопрос о важности школьного и внешкольного образования в овладении грамотностью. С. А. Тангян указывает о возрастании роли школьного и внешкольного образования взрослых для достижения в развивающихся странах полной грамотности. Данная роль возрастает повсюду, потому что никто не может рассматривать свое образование законченным. Каждый человек нуждается в постоянном его пополнении, в постоянном совершенствовании своих знаний.
Фунциональная грамотность рассматривается как этап и аспект непрерывного образования.
Существуют несколько форм функциональной грамотности:
– общая грамотность;
– читательская грамотность;
– компьютерная грамотность;
– информационная грамотность;
– коммуникативная грамотность;
– грамотность при овладении иностраннымии языками
– бытовая грамотность;
– грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях;
– общественно-политическая грамотность.
Одним из видов грамотности является читательская грамотность. Читательская грамотность рассматривается как один из самых важных параметров готовности к жизни.
Впервые понятие «читательская грамотность» было определено в рамках международного исследования PIRLS в 1991 г. Международная ассоциация по оценке учебных достижений (IEA, International Association for the Evaluation of Educational Achievement) изучала различные исследования для определения понятия чтения не только в техническом плане, но и в функциональном контексте — как возможность размышлять о прочитанном и использовать прочитанное для общественных и личных целей.
В Казахстане документами, регламентирующим функциональную грамотность, читательскую грамотность, являются Послание Президента РК Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» Новый политический курс состоявшегося государства», Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 гг., Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012–2016 гг.
В Послании большое внимание уделяется вопросам сферы образования. «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией» отмечено в Послании.
Обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. Формирование функциональной грамотности школьников Казахстана — одно из условий формирования творческой, ответственной, динамичной, конкурентноспособной личности.
Вопрос функциональной грамотности учащихся и всего подрастающего поколения также отражено в Послании Президента: «необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни» [1].
В нормативно-правовых документах Республики Казахстан, таких как Государственная программа развития образования, Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников описывается модель развития системы школьного образования Казахстана на 5-летний период, в котором заинтересованы различные группы общества как внутри, так и вне ее границ [2].
Цель Национального плана: повышение качества образовательных услуг, развитие функциональной грамотности школьников.
В Национальном плане действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012–2016 гг. Республики Казахстан функциональная грамотность учащихся подразумевает определенный уровень образованности учащихся на уровне общего среднего образования, выражающий степень овладения учащимися ключевыми компетенциями, позволяющий эффективно действовать в учебной деятельности и за ее пределами [3].
Сформированность функциональной грамотности у учащихся предполагает способность эффективно функционировать в обществе, способность к самоопределению, самосовершенствованию и самореализации.
Таким образом, читательская грамотность — это умение творческого чтения, умение вступать в диалог «автор-читатель», погружаться в атмосферу произведения, умение понять язык художественного текста.
Уровень овладения читательской грамотностью определяют не только экзамены, а также сравнительные международные исселедования PISA и PIRLS.
PISA — это международное сравнительное исследование, направленное на оценивание функциональной грамотности по трем группам: грамотность чтения, математическая грамотность и естественнонаучная грамотность среди учащихся в возрасте 15-и лет.
PIRLS — это сравнительное международное исследование, в ходе которого оценивается уровень и качество читательской грамотности учащихся 4-го класса.
Обучение чтению закладывается у детей с с раннего возраста. Учителя закладывают желание и умение читать, способствуют развитию читательской грамотности. Умение понимать текст и извлекать нужную информацию позволит, в дальнейшем, учащимся свободно осуществлять коммуникацию с обществом. Поэтому PIRLS является важным инструментарием в развитии читательской грамотности у детей с раннего возраста.
Согласно сравнительному международному исследованию PIRLS, читательская грамотность — это способность ученика к осмыслению письменных текстов и их рефлексии, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества
Таким образом, можно определить, что грамотность — это успешность в овладении учащимися чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в труде и жизни общества.
Рассматривая читательскую грамотность в контексте PIRLS, можно выделить две существенные характеристики инструментария, оценивающего читательскую грамотность: 1) цель чтения, при этом выделяются две основные цели — чтение с целью приобретения читательского опыта и чтение с целью получения и использования информации, в связи с этими целями используются литературные и информационные тексты, при этом формат текстов довольно разнообразен, как и в PISA используются сплошные тексты и тексты, содержащие карты, схемы и т. д.; 2) различные процессы читательской деятельности (читательские умения): а) вычитывание информации из текста, б) формулирование прямых выводов, в) интерпретация и обобщение, г) оценка содержания, структуры и языковых особенностей текста.
Сравнительное международное исследование PIRLS проводится циклично, раз в 5 лет, что позволяет курирующей организации и странам-участникам анализировать результаты исследования, выявлять сильные и слабые стороны системы образования своей страны [4].
Участниками исследования являются примерно 4000 учащихся из 150–200 школ. Почти все страны организовывают участие учащихся 4 класса, в редких случаях 3 класса. Для участия в исследовании выбирают 4 класс, так как именно четвертый год обучения является главным этапом в развитии читательской грамотности детей, они должны уметь читать до уровня, когда чтение будет являться средством их дальнейшего развития и обучения.
Тесты сравнительного международного исследования PIRLS оценивают основные читательские действия, связанные с пониманием учащимися текста:
– умение вычислить детали, упомянутые в тексте открытым образом;
– умение подводить итоги на основе данной информации;
– умение интерпретировать и интегрировать отдельные сообщения текста;
– оценка содержания, языка изложения и формы сообщения и отдельных частей.
Как показывают результаты стран, стабильно лидирующих в исследовании (Австралия, Финляндия, Россия, Япония, Новая Зеландия, Италия, Южная Корея и др.), на развитие функциональной грамотности учащихся влияют следующие факторы:
– содержание образования (нормативные документы);
– формы и методы обучения;
– система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;
– программы внешкольного, дополнительного образования;
– модель управления школой;
– наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;
– активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.
Для выявления особенностей читательской грамотности на разных ступенях образования и установления причин разрыва в уровне достижений в чтении в различных образовательных учреждениях необходимо решить несколько задач:
- Проанализировать подходы к оцениванию читательской грамотности по завершению обучения в начальной школе (концепция PIRLS) и по достижению 15-летнего возраста (концепция PISA);
- Выделить общие параметры оценивания;
- Сконструировать единый тест, опираясь на инструментарий PIRLS и PISA, открытый для педагогической общественности, и внося необходимые в связи с задачами исследования изменения;
- Разработать анкеты для учащихся и учителей;
- Провести апробацию теста в конце 4, 6 и 9 классов, доработать тест, используя результаты апробации;
- Провести на репрезентативной выборке обследование состояния читательской грамотности учащихся 4-х, 6-х, 9-х классов;
- Сделать выводы об особенностях читательской грамотности на разных ступенях обучения и разработать рекомендации для совершенствования работы по развитию читательской грамотности учащихся разных возрастов.
В 2016 году Казахстан впервые принял участие в сравнительном международном исследовании PIRLS. По результатам исследования Казахстан занял 27-е место среди 50 стран мира. Средний балл казахстанских школьников составил 536 баллов. Данный результат сопоставим с показателями сверстников из Германии, Канады, Австрии и Словацкой Республики. Лидирует в итоговой таблице PIRLS — Россия с результатом 581 баллов. В пятерку лучших также вошли Сингапур, Гонконг, Ирландия, Финляндия. Более высокие результаты казахстанские четвероклассники показали при работе с информационными текстами, чем с литературным (544 балла и 527 соответственно). В исследовании Казахстан представили 4925 четвероклассников из 172 школ. Кроме того, в анкетном опросе приняли участие родители четвероклассников, классные руководители 4-х классов и директора школ [5].
Первое место среди стран-участников заняла Россия с 581 баллами. Данные результаты выше баллов в сравнительном международном исследовании PIRLS 2011 года на 13 баллов. По данным исследования учащиеся 4 классов России опередили в рейтинге учащихся таких стран, как Сингапур, Китай (Гонконг), Финляндия, которые признаны лидирующими в сфере образования.
Результаты PIRLS представляются в виде четырех уровней грамотности (низкий, средний, высокий и продвинутый). Анализируя результаты участия российских школьников в исследовании в разные года, можно выделить, что в 2001 году примерно одинаковая доля четвероклассников не смогла преодолеть порог среднего уровня грамотности и оказалась на продвинутом уровне (4 и 5 % соотвественно). К 2006 году доля учащихся, достигших продвинутого уровня выросла почти в 4 раза — до 19 %. При этом низкий уровень показали только 2 % четвероклассников. К 2011 г. ситуация практически не изменилась, а в 2016 г. наивысшего уровня читательской грамотности достигли уже 26 % учащихся четвертых классов. Среднего уровня в чтении не смог достичь лишь 1 % учеников. Данные результаты показывают, что российские учащиеся 4 класса имеют достаточно высокий уровень читательской грамотности.
Участие казахстанских школ в сравнительных международных исследованиях указывает на имеющиеся пробелы в обучении функциональной грамотности. Для дальнейшего развития функциональной грамотности, и, в частности, читательской грамотности, важно участие казахстанских школ в сравнительных международных исследованиях, которые будут проводится в будущем. Участие позволит сравнить результаты исследований в разные года и определить насколько эффективно ведется работа по развитию читательской грамотности.
Литература:
- Послание Президента РК Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050», Астана, 2012 г.
- Указ президента республики Казахстан от 1 марта 2016 года № 205 о государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2016–2019 годы. Астана, 2016 г.
- Национальный план действий на 2012–2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников, Астана, 2012 г.
- Руководство по проведению тестирования, Москва: РАО, 27 с.
- Результаты Казахстана в PIRLS-2016, 2018 год: Национальный отчет/ Е. Б. Нурланов, А. Д. Байгулова, Б. А. Картпаев, М. Амангазы, Е. Сабырулы, Г. А. Ногайбаева — Астана: АО «Информационно-аналитический центр», 2018–155 стр.