Скорочтение. Историко-педагогическое основание и методология | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (455) февраль 2023 г.

Дата публикации: 22.02.2023

Статья просмотрена: 322 раза

Библиографическое описание:

Селиверстова, В. А. Скорочтение. Историко-педагогическое основание и методология / В. А. Селиверстова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 8 (455). — С. 145-148. — URL: https://moluch.ru/archive/455/100289/ (дата обращения: 23.11.2024).



В статье автор рассматривает историю возникновения скорочтения и дает рекомендации по формированию данного навыка.

Ключевые слова: скорочтение, навык, когнитивная сфера, нейропсихология.

В наше время активно набирают популярность курсы по формированию навыка скорочтения для взрослых и детей. Это связано с тем, что увеличивается поток поступающей информации. Необходимо не только обрабатывать ее, но и уметь делать это в сжатые сроки.

Многие замечают, что потребность общества к чтению снижается. Трудность заключается в том, что современному человеку тяжело справиться с объемом информации, поступающим из внешнего мира. Люди становятся неспособными воспринимать и обрабатывать большую часть информации которой находится на текстовых носителях. Из-за новостной ленты, пестрящей различного рода информацией, у современного «читателя» формируется неустойчивое внимание. Уровня концентрации внимания человека хватает на небольшую статью или заметку в социальных сетях. Это способствует регрессиям и прочим ошибкам, замедляющим процесс чтения, что приводит к снижению уровня познавательной мотивации в целом.

Чтобы разобраться в принципе работы навыка скорочтения охарактеризуем основные понятия.

О. А. Андреев характеризует процесс скорочтения так «Быстрое чтение — это вид чтения, подразумевающий под собой использование нетрадиционных методов» [1, с. 20].

В основном, к технике скорочтения часто применяется понятие «навык». Выделим еще один важный психолого-педагогический термин. Его определение предложил в своих трудах О. А. Андреев «Навык — это автоматизированное действие, выполняющееся без особых усилий» [1, с. 45].

Выясним, по какому принципу работает организм и психика человека, обладающим навыком скорочтения. Для этого обратимся к истории возникновения исследований данной области.

В 1878 году французский оптик Эмиль Жаваль провел исследование, которое опровергало предыдущие знания о чтении.

И. А. Головлева подробно описывает данный эксперимент «Он прикрепил к глазным яблокам испытуемых присоски, на внешней стороне которых находилось перо. Это было сделано для наблюдения за движением глаз при чтении. Э. Жаваль заметил, что в процессе чтения глазные яблоки двигаются не плавно, а прерывисто «скачками». Это позволило сделать вывод, что при чтении мозг воспринимает текст не по мере движения глаз, а лишь во время остановки, охватывая определенное количество слов, далее переходя к следующей охватываемой связке» [4, с. 20].

Данное исследование дало начало разработке методик формирования навыка скорочтения.

Среди методов формирования навыка скорочтения выделяют:

— Аппаратные (подразумевающие использование технических устройств для тренировки);

— Безаппаратные (подразумевающие использование ряда упражнений, без использования каких-либо устройств).

К. Н. Корнилов отмечает, что применение аппаратных методик было вызвано потребностью формирования навыка скорочтения летчиков во время Первой Мировой войны. С этой целью был разработан тахистоскоп [8, с. 48].

В. А. Артемов дает следующее определение данному понятию «Тахистоскоп — прибор, позволяющий предъявлять зрительные стимулы на очень короткое время. Одна из первых конструкций механического тахистоскопа была разработана В. Вундтом» [2, с. 76].

Л. Соскин предлагает следующее описание строения данного оборудования (см. рисунок 1).

Тахистоскоп Вундта»

Рис. 1. Тахистоскоп Вундта»

«До начала опыта доска — Д поднята и закрывает собой зрительное раздражение. Справа — тахистоскоп в момент падения доски Д, обнаруживающей на краткий промежуток времени зрительное раздражение; Г — груз; К — кружок, служащий точкой фиксации» [10, с. 47].

И. В. Головлева отмечает, что данные методики были популярны до 40-х годов 20 века. Они пользовались популярностью, но были не в состоянии обеспечить долгосрочный результат [4, с. 45].

В своих трудах П. Камп утверждает, что «Основоположником теории и создателем первой школы по обучению быстрому чтению в 1985 году стала американская преподавательница Эвелин Вуд. Будучи студенткой Эвелин была удивлена скоростью прочтения педагогом курсовой работы. Это послужило основанием для дальнейшей работы в изучении скорочтения. Так в 1985 году была открыта первая школа динамического скорочтения. Ее особенностью было то, что для развития навыка быстрого чтения не нужно было специальное оборудование» [5, с. 26].

Методиками Эвелин Вуд пользуются и в наши дни. Они направлены на устранение основных ошибок при чтении.

И. В. Головлева выделяет ряд проблем, которые могут препятствовать процессу быстрого чтения.

  1. Регрессии
  2. Отсутствие гибкой программы чтения.
  3. Артикуляция.
  4. Поле зрения. [4, с. 47]

Большинство ученых выделяют данные факторы как основные препятствия быстрого чтения.

Для решения данных проблем с целью увеличения скорости чтения современные ученые предлагают к использованию методики с рядом специальных тренировочных упражнений.

Необходимо помнить, что устранение данных ошибок не гарантирует качественный долгосрочный результат, так как чтение является довольно сложным психофизиологическим процессом, включающим в себя работу когнитивной сферы человека.

По определению Г. М. Коджаспировой «когнитивная сфера — это сфера психологии человека, связанная с его познавательными процессами, включающими в себя ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, речь» [6, с. 103].

На основании исследований, проводимых относительно возрастной психологии, стоит отметить, что к работе над формированием навыка скорочтения можно переходить уже с младшего школьного возраста (8–12 лет), так как именно в этом возрасте происходит скачок в формировании памяти, внимания, мышления, восприятия и волевых качеств ребенка. Важным критерием на данном этапе развития становится переход от образного мышления к понятийному.

Данное возрастное требование обусловлено тем, что ребенок на момент начала обучения должен обладать минимальным навыком чтения. Техника чтения для данной возрастной категории должна составлять не менее 40 слов в минуту.

С целью обеспечения более плавного перехода от игрового вида деятельности к учебному развитие когнитивной сферы детей рекомендуется проводить в игровой форме.

Одним из наиболее интересных методов развития когнитивной сферы является нейропсихология. Важнейшим условием нейропсихологического развития является установление межполушарного взаимодействия, которое необходимо для успешного развития всех психических процессов.

А. В. Семенович в своих трудах предлагает «технологию «Комплексное нейропсихологическое сопровождение развития ребенка». Её основанием служит метод замещающего онтогенеза (МЗО), автором которого является А. В. Семенович, профессор МГППУ, нейропсихолог. Она утверждает, что «суть данного подхода заключается в том, что активизация на сенсомоторном уровне с учетом общих закономерностей онтогенеза способствует развитию всех высших психических функций» [9, с. 16].

Полное руководство к данной методике можно найти в учебном пособии Колгановой В. С., Пивоваровой Е. В. Нейропсихологические занятия с детьми. Данное пособие разработано на основе исследований А. В. Семенович [7].

Основным препятствием к становлению навыка скорочтения является дислексия. По мнению Т. П. Ворониной «Дислексия (от греческого «дис» — нарушение, отклонение от нормы, затруднение и «лего» — читать) — это состояние, основное проявление которого — неспособность овладеть навыком чтения» [3, с. 2].

Существует множество различных диагностик по выявлению данного нарушения. В случае если ребенок значительно отстает от норм техники чтения, характерной для его возрастной категории, это может стать поводом для прохождения тестирования, на основании которого педагогом составляется индивидуальный образовательный маршрут.

На основе анализа материалов по теме можно сделать вывод о том, что Скорочтение не цель, а скорее средство к тому, чтобы ребенок успевал «читать учебник», усваивать новые знания. Важен не столько результат по скорости чтения, сколько путь к нему через развитие психических процессов связанных со скорочтением.

Литература:

  1. Андреев О. A Техника быстрого чтения. М.: СмартБук, 2013. 319 с.
  2. Артемов, В. А. Детская экспериментальная психология. М.: Гос. социально-экономическое изд-во, 1931. — 228 с.
  3. Воронина Т. П. Дислексия, или Почему ребенок плохо читает. Ростов н/Д: Феникс, 2015. 95 с.
  4. Головлева И. В. Самоучитель по скорочтению. М.: Мир книги, 2005. — 319 с.
  5. Камп П. Скорочтение. Как запоминать больше, читая в 8 раз быстрее. М.: АСТ, 2015. 438 с.
  6. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2005. — 173 с.
  7. Колганова В. С., Пивоварова Е. В. Нейропсихологические занятия с детьми. — М.: Айрис-пресс, 2020. 416 с.
  8. Корнилов К. Н., Рыбников Н. А., Смирнов В. Е. Простейшие школьные психологические опыты. М.: Госиздат, 1927. — 120 с.
  9. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М.: Генезис, 2007. 474 с.
  10. Соскин Л. Руководство к пользованию психотехнической аппаратурой: учеб. пособие. М: Науч.-иссл. испыт. сан. инстит. РККА, 1933. 89 с.
Основные термины (генерируются автоматически): быстрое чтение, когнитивная сфера, возрастная категория, зрительное раздражение, процесс чтения, ребенок, формирование навыка скорочтения, чтение.


Похожие статьи

Восприятие речи как предмет изучения психолингвистики и причины его искажения

В статье описано восприятие речи с точки зрения психолингвистики, рассказано о причинах его искажения и особенностях восприятия в контексте этой науки на конкретных примерах.

Развитие теоретических представлений о явлении билингвизма как междисциплинарной проблеме

На основе критического анализа разнообразного материала о проблеме билингвизма предлагается способ его систематизации с целью проследить историческое развитие взглядов на обозначенную тему.

Стратегические приемы развития творческих способностей учащихся и роль художественного мышления в школе

Обобщая принципы развития художественного мышления учащихся, авторы предлагают методику определения стратегических и тактических целей в формировании творческих способностей, с возможностями дальнейшей проработки вопроса при изучении литературы в шко...

Теории психологического благополучия: возможности и сферы применения

В статье автор проводит сравнительный анализ теорий психологического благополучия.

Рефлексия и эмоциональное выгорание в контексте студенческой жизни

В ходе данной работы были рассмотрены различные подходы в понимании феноменов рефлексии и эмоционального выгорания. Рассмотрен механизм развития выгорания в студенческой среде. Выдвинута гипотеза о профилактике эмоционального выгорания путём повышени...

Роль самостоятельного образования в формировании преподавательской компетентности у студентов

В данной статье автор обсуждает вопросы самостоятельного образования в формировании будущих преподавательской компетентности у студентов.

Понятие этиология в деятельности врача-уролога с позиции философской методологии

В статье изложено значение слова «этиология» как основа мировоззренческо-методологических ориентиров врача.

Мотивация в психологии: история и современное состояние проблемы

В данной статье автором произведён анализ состояния проблемы мотивации в психологической науке.

Влияние психотравмы на жизненную перспективу личности

В статье автор проводит обзор теоретического материала и пытается показать, как меняется жизненная перспектива при проживании психотравмирующего события.

Профилактика буллинга в образовательной среде

В работе представлены результаты теоретического исследования проблемы профилактики буллинга в образовательной среде. Рассматриваются основные причины буллинга, формы и роли. Обосновывается необходимость психолого-педагогической коррекционной программ...

Похожие статьи

Восприятие речи как предмет изучения психолингвистики и причины его искажения

В статье описано восприятие речи с точки зрения психолингвистики, рассказано о причинах его искажения и особенностях восприятия в контексте этой науки на конкретных примерах.

Развитие теоретических представлений о явлении билингвизма как междисциплинарной проблеме

На основе критического анализа разнообразного материала о проблеме билингвизма предлагается способ его систематизации с целью проследить историческое развитие взглядов на обозначенную тему.

Стратегические приемы развития творческих способностей учащихся и роль художественного мышления в школе

Обобщая принципы развития художественного мышления учащихся, авторы предлагают методику определения стратегических и тактических целей в формировании творческих способностей, с возможностями дальнейшей проработки вопроса при изучении литературы в шко...

Теории психологического благополучия: возможности и сферы применения

В статье автор проводит сравнительный анализ теорий психологического благополучия.

Рефлексия и эмоциональное выгорание в контексте студенческой жизни

В ходе данной работы были рассмотрены различные подходы в понимании феноменов рефлексии и эмоционального выгорания. Рассмотрен механизм развития выгорания в студенческой среде. Выдвинута гипотеза о профилактике эмоционального выгорания путём повышени...

Роль самостоятельного образования в формировании преподавательской компетентности у студентов

В данной статье автор обсуждает вопросы самостоятельного образования в формировании будущих преподавательской компетентности у студентов.

Понятие этиология в деятельности врача-уролога с позиции философской методологии

В статье изложено значение слова «этиология» как основа мировоззренческо-методологических ориентиров врача.

Мотивация в психологии: история и современное состояние проблемы

В данной статье автором произведён анализ состояния проблемы мотивации в психологической науке.

Влияние психотравмы на жизненную перспективу личности

В статье автор проводит обзор теоретического материала и пытается показать, как меняется жизненная перспектива при проживании психотравмирующего события.

Профилактика буллинга в образовательной среде

В работе представлены результаты теоретического исследования проблемы профилактики буллинга в образовательной среде. Рассматриваются основные причины буллинга, формы и роли. Обосновывается необходимость психолого-педагогической коррекционной программ...

Задать вопрос