В статье автор изучает способы мотивации обучающихся к изучению и сохранению культурного наследия.
Ключевые слова: культурное наследие, студенты, способы мотивации.
.
Разрушая прошлое, мы обрубаем свои исторические корни, тем самым уничтожаем будущее. Сохранить накопленные богатства, выраженные в памятниках, произведениях искусства, природных ресурсах — наша основная задача. Это важно сделать ради будущих поколений, которые будут творить историю своими руками, ведь они имеют право знать, что происходило в прошлом, учится на ошибках предков и с умом применять наработанные знания.
Цель: Формирование интереса студентов к сохранению культурного наследия
Задачи:
- Выявить проблемы сохранения культурного наследия
- Выделить основные исторические объекты в городах Тюменской области с целью приобщения молодежи к сохранению культурного наследия через практические занятия
- Найти способы заинтересовать студентов историей своего региона, разработав систему поощрения
Актуальность: Ввек цифровизации, когда материальные ценности становятся выше духовных, особенно остро встает вопрос сохранения культурного наследия. Памятники истории, созданные предыдущими поколениями, несут в себе важность не только для сохранения социальной памяти, но и культурного и природного генофонда страны.
Предмет: Культурное наследие Тюменской области
Объект: Способы мотивации студентов к сохранению культурного наследия нами был определен как объект
Нами было проведено анкетирование, целью которого стал опрос студентов о дополнительных практических занятиях и возможном поощрении за активное участие в жизни учебного заведения. Опрос был проведен среди студентов и преподавателей Многопрофильного колледжа ТИУ.
Проведя анкетирование, мы получили следующие результаты. Подавляющая часть студентов и преподавателей проголосовала за то, чтобы внести в учебный процесс больше практики. Далее были предложены варианты возможных практических занятий. Где лидером стали походы в музеи, дальше расположились виртуальные экскурсии и на последнем месте — выезды в места, несущие в себе культурно-историческую значимость.
На вопрос: повлияют ли практические занятия по истории на интерес студентов к культурному наследию России, в частности, Тюменской области, в большинстве своем опрошенный преподавательский состав ответил, что да, повлияет, и практических занятий будет достаточно. Но студенты считают иначе. С ощутимым перевесом они проголосовали за дополнительную мотивацию к изучению культурного наследия помимо практики во время учебного процесса.
На последний вопрос: «Хотели бы поехать в совместную поездку со своей группой в конце учебного года?», 83 % студентов и 74 % преподавателей дали положительный ответ.
Из проведенного опроса мы сделали вывод, что студенты и преподаватели положительно отнесутся к занятиям в других образовательных средах. Но говоря со своими сверстниками, я понимаю, что многие из них не знают историю своего региона. Поэтому для подобных экскурсий стоит подбирать города, которые находятся достаточно близко к месту проживания студентов. В данной работе мы рассмотрели Тюмень и ближайший город — Тобольск.
Тюмень
На территории Тюменской области 642 здания и сооружения имеют статус объекта культурного наследия, из которых более 150 находится в Тюмени. Богатая история и дух купечества, которыми славится наш регион, родились именно здесь, в городе, который является «Вратами Сибири».
Тобольск
Тобольск — это настоящий музей под открытым небом, практически каждое здание здесь представляет историческую ценность. Прекрасные архитектурные памятники, которых насчитывается в Тобольске более 200, ценнейшие музейные коллекции и экспозиции, величественная природа позволяют Тобольску активно развиваться как центр туризма региона.
Любое образовательное заведение осуществляет свою деятельность, опираясь на рабочую программу. Наша идея заключается в том, чтобы внести в учебный процесс обязательные практические занятия. На слайде вы можете видеть пример внесения практического занятия в виде поездки в Тобольский музей семьи Николая 2 в рамках изучения данной темы. Что касается материальной части вопроса, то большинство экскурсии при предоставлении студенческого билета будут бесплатными, в остальных случаях студенты могут воспользоваться Пушкинской картой, которая предоставляет льготы на посещение музеев, театров и квестов.
Также мотивацией может стать небольшое путешествие, которое будет вознаграждением одной из групп потока за хорошую учебу и активное участие в жизни колледжа или университета.
ЯНАО
В качестве примера поощрительной поездки мы предлагаем один из субъектов Российской Федерации, входящий в состав Тюменской области — Ямало-Ненецкий автономный округ, который начинает северное ожерелье азиатской России.
Как же можно «культурно перезагрузить» студентов в Ямало-Ненецком автономном округе? Существует огромное количество всевозможных туров и экскурсий по городам, населенным пунктам и природным комплексам Ямала. В качестве примера поездки мы рассмотрели наиболее подходящий вариант, который отвечает всем нашим требованиям: возможность наибольшего погружения в колорит народов, проживающих там (через показ древних традиций, нарядов и еды), короткая продолжительность и интерактив для студентов.
Такой оказалась Квест-экскурсия «Тайна Сорни-най или в поисках Золотой Бабы». Главная идея квест-игры — поиск Сорни-най, древнего идола финно-угорских народов. Во время поисков Золотой Бабы участники экскурсии смогут ощутить себя на месте предков современных ненцев и хантов, стать искателями приключений и выйти на след таинственных «сихиртя». Я его поисках студентов на протяжении всего дня будет сопровождать гид.
Молодежь — это те люди, которые сейчас вершат судьбу истории, именно в наших руках сохранение культурного наследия.
Для приведения в действие главного механизма вовлечения студентов в изучение и сохранение культурного наследия необходимо овладеть интересом студентов к той или иной теме. Безусловно, поток информации усваивается и при выдаче материала преподавателем на парах, но на наш взгляд необходимы некие «выходы» в другие образовательные среды, например музейные комплексы, заповедники и просто памятники культуры.
Так же интересным экспериментом будут вознаграждения студентов за отличную учебу и активное участие в жизни образовательного учреждения. В этой работе мы рассмотрели вариант поездки в Ямало-Ненецкий автономный округ, где студенты будут не только наполняться духовно, побывают в новом для них субъекте Российской федерации, но и будут развивать свои социальные навыки в окружении сверстников, которые отправятся в путешествие вместе с ними.