Виртуальная экскурсия как инструмент приобщения молодежи к культурно-историческому пространству города Николаевска-на-Амуре | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Пономарева, С. И. Виртуальная экскурсия как инструмент приобщения молодежи к культурно-историческому пространству города Николаевска-на-Амуре / С. И. Пономарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 27.1 (317.1). — С. 66-68. — URL: https://moluch.ru/archive/317/72449/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья обобщает опыт создания проектной работы «Виртуальная экскурсия как инструмент приобщения молодежи к культурно-историческому пространству города Николаевска-на-Амуре». Проектная работа представляет пример взаимодействия возможностей современного цифрового образования с культурно-историческим пространством города, и является демонстрацией реализации государственных задач в области сохранения объектов культурного наследия, патриотического воспитания молодежи, внедрения цифровых технологий в социальной сфере.

Ключевые слова: виртуальная экскурсия, культурно-историческое пространство, объекты культурного наследия, цифровизация образования.

Главным потенциалом в развитии государства является его народ, молодежь в особенности, поэтому одной из приоритетных задач в государственной стратегии развития является содействие повышению эффективности образования, воспитания, нравственно-духовного развития личности. Одним из инструментов решения этой задачи, в свою очередь, является внедрение в процесс обучения цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Между тем, одним из важных факторов, влияющих на формирование молодого поколения, является окружающая его среда — культурно-историческое пространство. Поэтому, логично, что обеспечение условий для не поверхностного знакомства молодежи с объектами культурного наследия своей малой Родины, погружение его в культурно-историческую среду родного города, будет способствовать решению упомянутой выше государственной задачи.

Весна 2020 года объединила мир под знаком разных событий — 75-летие Победы в Великой Отечественной войне, Международный день памятников и исторических мест (18 апреля), перевод учреждений образования на дистанционную форму обучения в условиях массового распространения коронавирусной инфекции.

Авторы статьи предприняли попытку объединения названных событий в рамках одного проекта. Так, во-первых, основное содержание проектной работы посвящено раскрытию подвигов героев Великой Отечественной войны — уроженцев, жителей города Николаевска-Амуре. Во-вторых, объектом исследования стало историко-культурное пространство города Николаевска-на-Амуре в памятниках и достопримечательных местах. В-третьих, авторами предложен вариант приобщения молодежи к культурно-историческому пространству через создание виртуальной экскурсии как пример внедрения цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), а также реализации государственной задачи по цифровизации образования, особенно актуальной в условиях коронавирусной пандемии в 2020 г.

Проблематика проекта определяется низким уровнем погружения молодежи в историко-культурную городскую среду, определяющим необходимость создания способствующих решению этой проблемы электронных инструментов, как наиболее эффективных в обеспечении доступа к объектам городской культурной среды (памятникам, достопримечательным местам). Поэтому предметом исследования проектной работы стала виртуальная экскурсия — эффективный инструмент приобщения молодежи к историко-культурному пространству города Николаевска-на-Амуре.

Решение проблемы низкого погружения молодежи в историко-культурную городскую среду немыслимо без создания условий для активного «включения» памятников и достопримечательных мест города в информационное поле, обеспечивающее, в свою очередь, знакомство молодого поколения с именами героев, увековеченных в них.

Поскольку одной из задач программы является популяризация подвигов героев, а подготовка к Празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне усиливает необходимость ее решения, авторы выявили объекты культурного наследия города, связанные с героями Великой Отечественной войны. Их судьбы и подвиги стали символами мужества и беззаветной любви к Родине, путеводными звездами для новых поколений людей.

Автор проекта, в стремлении оживить память о Великой Отечественной войне в канун 75-летия Победы, провела мониторинг культурно-исторического пространства города Николаевска-на-Амуре, и выявила несколько объектов, происхождение которых связано с героями Великой Отечественной войны.

Ниже в порядке нумерации идет перечисление выявленных объектов с их характеристикой [1, с.6].

1) Памятный знак «Фронтовое письмо».

2) Памятный знак в честь моряков — подводников, погибших при исполнении служебного долга в 1942 году был установлен 2 сентября 2005 г. в городском сквере, между малой смотровой площадкой и лестницей, ведущей к набережной.

3) Памятник на могиле погибших в 1945 году военнослужащих.

4) Памятный знак в честь Героя Советского Союза Николая Николаевича Голубкова.

5) Памятная доска и улица Николаевска-на-Амуре, названная в честь героя Великой Отечественной войны Георгия Евдокимовича Попова.

6) Памятная доска и улица Николаевска-на-Амуре, названная в честь героя Великой Отечественной войны Андрея Степановича Александрова.

7) Памятная доска Михаилу Григорьевичу Малику.

8) Памятная доска Григорию Александровичу Коптилову.

9) Городская площадь, названная 13.03.1975 г. «в связи с тридцатилетием победы над фашистской Германией» Площадью Победы [2, с.6].

Патриотическое воспитание молодежи, духовно-нравственное развитие личности, полноценное образование обязательно сопряжено с изучением истории Великой Отечественной войны. Она открыта каждому из нас в памятниках и исторических местах, составляющих культурно-историческое пространство города.

Инструментом приобщения молодежи к культурно-историческому пространству города Николаевска-на-Амуре в проектной работе стала виртуальная экскурсия. Почему? Виртуальная экскурсия является одной из инновационных форм экскурсионной деятельности. Поскольку любая тематическая экскурсия несет в себе просветительскую нагрузку, то виртуальная экскурсия также является одной из инновационных форм образовательной деятельности. Государственная образовательная политика, в свою очередь, продвигает идею максимальной информатизации образования, что абсолютно логично в реалиях современного информационного общества. Поэтому создание новых виртуальных продуктов (например, виртуальной экскурсии) в образовательных и просветительских целях абсолютно оправдано и перспективно.

Эффективность виртуальной экскурсии в образовании молодежи определяется ее достоинствами, которые показывают, что виртуальные экскурсии мобильны, просты и надежны в использовании, а потому весьма эффективны в образовательно-просветительской деятельности. Размещение большого числа различных виртуальных экскурсий в сети Интернет является прекрасным подтверждением их популярности, а значит, востребованности.

Практическая часть проектной работы была направлена на преобразование сведений, полученных ее автором в результате решения второй задачи проекта (по выявлению объектов культурного наследия, связанных с героями Великой Отечественной войны), в продукт — виртуальную экскурсию «Мой город мне расскажет о войне» по памятникам и достопримечательным местам города Николаевска-на-Амуре. Готовая виртуальная экскурсия представляет собой набор слайдов, активация которых в режиме «просмотр/показ слайдов» осуществляется через применение гиперссылок.

Завершающим шагом работы стало внедрение виртуальной экскурсии в информационное пространство и обеспечение открытого доступа к ней. Так, виртуальная экскурсия опубликована на сайте Николаевского-на-Амуре промышленно-гуманитарного техникума. В дальнейшем она планируется к публикации на сайте музея техникума и других информационно-просветительских Интернет-площадках [3–4, с.6].

Продукт проектной работы (виртуальная экскурсия) может применяться педагогами в качестве сопроводительного инструмента на внеурочных мероприятиях по краеведческой тематике, а также использоваться в режиме открытого доступа любым человеком, интересующимся историей города Николаевска-на-Амуре.

Авторы статьи также рекомендуют использовать созданный продукт как шаблон для создания аналогичных продуктов. Таким образом, продукт может оставаться востребованным как база для создания новых виртуальных экскурсий.

Значение результатов работы заключается:

– в популяризации памятников и исторических мест (историко-культурного пространства города Николаевска-на-Амуре — объекта исследования);

– в популяризации подвигов героев Великой Отечественной войны (через создание виртуальной экскурсии о героях войны);

– в демонстрации примера внедрения цифровых технологий в образование (публикация виртуальной экскурсии в сети Интернет и обеспечение открытого доступа к ней).

Результаты проведенного исследования дают основания считать, что культурно-историческое пространство города Николаевска-на-Амуре создает условия для реализации государственной программы патриотического воспитания граждан [5, с.6].

У России есть колоссальный культурно-исторический фундамент, «кирпичиками» которого являются объекты культурного наследия — памятники и достопримечательные места. Научиться грамотно взаимодействовать с ними, раскрыть их потенциал, «открыть» их как можно большему числу людей — значит узнать самих себя, друг друга, укрепить связь времен и поколений, обогатить наше общение и понимание. Наш великий писатель Лев Толстой сказал: «Страна, забывшая свою культуру, историю и национальных героев — обречена на вымирание». Авторы надеются, что их работа будет маленьким вкладом в «жизнь» нашей страны, развитие, воспитание и образование ее молодого поколения.

Литература:

  1. https://kulturanikol.ru — сайт отдела культуры администрации Николаевского муниципального района
  2. Решение Исполнительного комитета Николаевского-на-Амуре городского совета депутатов трудящихся от 13.03.1975 № 127 «О названии центральной площади в г. Николаевске-на-Амуре»
  3. http://npgt.ru — ссылка на сайт Николаевского-на-Амуре промышленно-гуманитарного техникума
  4. http://museum.npgt.ru — ссылка на сайт музея Николаевского-на-Амуре промышленно-гуманитарного техникума
  5. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 (ред. от 30.03.2020) «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы».
Основные термины (генерируются автоматически): виртуальная экскурсия, Великая Отечественная война, Николаевска-на-Амур, проектная работа, культурно-историческое пространство города, культурное наследие, Памятная доска, культурно-историческое пространство, молодое поколение, Памятный знак.


Ключевые слова

виртуальная экскурсия, объекты культурного наследия, цифровизация образования, культурно-историческое пространство

Похожие статьи

Роль создания художественной куклы в развитии творческого потенциала обучающихся Якутского колледжа технологии и дизайна

В статье представлен подход к организации педагогических условий развития творческих способностей обучающихся колледжа в создании авторской куклы как эффективного средства их приобщения к социокультурным ценностям региона.

Формирование гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО и ФОП ДО

Статья акцентирует внимание на интеграции различных образовательных областей с целью создания развивающей среды, в которой дети могут ознакомиться с культурой и традициями своей страны через личный опыт и непосредственное окружение. Рассматриваются м...

«Диалог академической науки и профессионального образования»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края

В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Диалог академической науки и профессионального образования» в системе среднего профессионального образования Хабаро...

Опыт изучения историко-культурного наследия региона (на примере города Циолковский Амурской области)

Настоящая статья посвящена вопросам исследования историко-культурного наследия молодого города. Используя проблемно-тематический подход, автор рассматривает способы интеграции городских учреждений культуры для проектирования и реализации познавательн...

Реализация проекта «Образовательный интенсив «МедиаСтарт» на базе МБОУДО «Дворец детского (юношеского) творчества» г. Пензы

В данной статье авторы делятся опытом реализации проекта «Образовательный интенсив «МедиаСтарт», который был проведен на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества» ...

Хабаровский край – территория развития промышленного туризма

В статье рассмотрен потенциал Хабаровского края с точки зрения развития промышленного туризма. Автор показывает отличительные особенности и достоинства организации промышленных туров по Краевому государственному бюджетному образовательному учреждению...

Роль стратегии учреждения культурно-досугового типа в социально-экономическом развитии региона

Статья исследует роль культурно-досуговых учреждений в социально-экономическом развитии регионов, подчеркивая их значимость для культурной жизни общества и привлечения туризма. Авторы анализируют влияние современных методов управления и маркетинга на...

«Слово о моем Хабаровском крае»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края

В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Слово о моем Хабаровском крае» в системе среднего профессионального образования Хабаровского края.

Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации

В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...

Музейная педагогика как средство формирования культурно-просветительской компетентности будущего учителя

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности. Рассматривается проблема формирования культурно-просветительской компетентности будущих учителей в с...

Похожие статьи

Роль создания художественной куклы в развитии творческого потенциала обучающихся Якутского колледжа технологии и дизайна

В статье представлен подход к организации педагогических условий развития творческих способностей обучающихся колледжа в создании авторской куклы как эффективного средства их приобщения к социокультурным ценностям региона.

Формирование гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО и ФОП ДО

Статья акцентирует внимание на интеграции различных образовательных областей с целью создания развивающей среды, в которой дети могут ознакомиться с культурой и традициями своей страны через личный опыт и непосредственное окружение. Рассматриваются м...

«Диалог академической науки и профессионального образования»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края

В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Диалог академической науки и профессионального образования» в системе среднего профессионального образования Хабаро...

Опыт изучения историко-культурного наследия региона (на примере города Циолковский Амурской области)

Настоящая статья посвящена вопросам исследования историко-культурного наследия молодого города. Используя проблемно-тематический подход, автор рассматривает способы интеграции городских учреждений культуры для проектирования и реализации познавательн...

Реализация проекта «Образовательный интенсив «МедиаСтарт» на базе МБОУДО «Дворец детского (юношеского) творчества» г. Пензы

В данной статье авторы делятся опытом реализации проекта «Образовательный интенсив «МедиаСтарт», который был проведен на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества» ...

Хабаровский край – территория развития промышленного туризма

В статье рассмотрен потенциал Хабаровского края с точки зрения развития промышленного туризма. Автор показывает отличительные особенности и достоинства организации промышленных туров по Краевому государственному бюджетному образовательному учреждению...

Роль стратегии учреждения культурно-досугового типа в социально-экономическом развитии региона

Статья исследует роль культурно-досуговых учреждений в социально-экономическом развитии регионов, подчеркивая их значимость для культурной жизни общества и привлечения туризма. Авторы анализируют влияние современных методов управления и маркетинга на...

«Слово о моем Хабаровском крае»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края

В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Слово о моем Хабаровском крае» в системе среднего профессионального образования Хабаровского края.

Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации

В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...

Музейная педагогика как средство формирования культурно-просветительской компетентности будущего учителя

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности. Рассматривается проблема формирования культурно-просветительской компетентности будущих учителей в с...

Задать вопрос