В статье авторы рассматривают экскурсию как один из методов формирования патриотической культуры нахимовцев. Для экскурсии воспитатель разрабатывает план проведения и составляет конспект, в котором определяет: тему экскурсии; цель и задачи; маршрут и итоги экскурсии.
Ключевые слова: экскурсия, патриотизм, культура, нахимовцы, формы, методы, воспитание.
В ФГОС ООО внимание акцентируется на реализацию программы патриотического воспитания граждан РФ, направленной на обращение к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые составляют костяк современной государственной политики. Президент РФ Путин В. В. однажды сказал: «Патриотизм — это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете» [4].
В Уставе филиала ФГКОУ «Нахимовское военно-морское училище» (Севастопольское президентское кадетское училище) сказано, что одной из основных задач деятельности филиала является воспитание у воспитанников чувства патриотизма, готовности к защите Отечества. Необходимость целенаправленного формирования патриотической культуры нахимовцев обуславливает совершенствование форм и методов воспитательной работы в данном направлении, определяет целенаправленную деятельность преподавателей и воспитателей училища, призванную сформировать у обучающихся ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России [1, с. 129].
Патриотическая культура — идеология и психология, политика и деятельность, в которой рассматривается изучение исторического опыта формирования патриотизма, его непосредственная связь с нравственным здоровьем общества, зависимость интенсивности патриотических чувств от степени гражданских свобод [2, с. 93]. Для эффективного формирования патриотической культуры нахимовцев немаловажное значение имеет социальная среда, оказывающая активное воздействие на их развитие. Социальной средой является культурообразующая среда филиала. В филиале НВМУ (Севастопольское президентское кадетское училище) она представлена прежде всего такими формами работы, как выполнение проектно-исследовательских работ; волонтерская деятельность; встречи с известными людьми, героями; изучение исторических событий России, своего края, рода, семьи; организация творческих конкурсов, тематические классные часы. В филиале используются и нестандартные способы проведения классных часов и воспитательных мероприятий, направленных на формирование патриотической культуры нахимовцев, например, организация и проведение экскурсии. Как для любого мероприятия, так и для экскурсии, воспитатель разрабатывает план её проведения и составляет конспект, в котором определяет: тему экскурсии; цель и задачи; маршрут и итоги экскурсии [3, с. 211]. Экскурсия является одним из важнейших видов занятий и особая форма организации работы по всестороннему развитию нахимовцев, нравственно-патриотическому, эстетическому воспитанию, но в то же время и одной из очень трудоёмких и сложных форм обучения. Экскурсия — эффективное средство комплексного воздействия на формирование личности воспитанника. Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если воспитатели постоянно заботятся о расширении кругозора нахимовцев — знакомства с памятными местами, пешие прогулки. Экскурсии, являясь живой, непосредственной формой общения, развивают эмоциональную отзывчивость, закладывают основные принципы нравственного облика. Правильная организация наблюдений способствует формированию таких немаловажных качеств нахимовцев, как внимание и наблюдательность, которые способствуют обогащению знаний об окружающем мире.
Цели экскурсий: активизация и интеграция внеурочной и учебной деятельности нахимовцев; осуществление связи обучения с жизнью, формирование практических навыков и умений; воспитание духовно-нравственных приоритетов в процессе общения с социумом и природой; выявление научно-творческого потенциала воспитанников; воспитание интереса к исследовательской работе; расширение кругозора нахимовцев; воспитание эстетической и познавательной культуры, позитивных межличностных отношений.
Воспитатели согласно плану выходного дня часто применяют экскурсию как метод воспитательной работы с целью формирования патриотической культуры нахимовцев. Для того, чтобы бы нахимовцы могли осознать, прочувствовать и оценить подвиг своего народа, воспитатели стремятся сделать их активными участниками мероприятий. Формированию патриотической культуры способствуют и военно-патриотические проекты.
Так на 1 курсе в 2020–2021 учебном году разрабатывается военно-патриотический проект «Календарь Победы», посвященный участникам Великой Победе. Целью проекта является приобщение нахимовцев к изучению истории ВОв, сохранение преемственности поколений, формирование у нахимовцев уважения к военной истории России, воспитание патриотизма и чувства гордости за свою Отчизну, формирование патриотической культуры. Этапы военно-патриотического проекта «Календарь Победы»:
Подготовительный — распределение основных виды военной техники времен ВОВ между воспитанниками, информирование нахимовцев о планах работы, формирование исследовательских групп;
Основной — организация исследовательско-поисковой работы, сбор и обработка информации, осуществление совместной деятельности воспитателей, нахимовцев и их родителей;
Заключительный — составление аналитического отчета, публикация полученных результатов.
В ходе реализации данного проекта был проведен целый ряд мероприятий патриотического характера: классный час «И мужество как знамя пронесли», посвященный 75-летию Великой Победы над фашизмом, беседы «Традиции моей семьи» и «Мой папа (дядя) — военнослужащий», курсовое первенство по легкой атлетике в рамках серии соревнований «Флагман курса», онлайн-конференция «Блокадный Ленинград — грани Подвига», посвященной 77-й годовщине полного освобождения города-героя Ленинграда от фашистской блокады, онлайн-олимпиада «Города герои», военно-спортивный праздник совместно с папами «Веселые старты», посвященный Дню защитника Отечества в рамках серии соревнований «Флагман курса», участие в музейном конкурсе Юных чтецов «Мы о войне стихами говорим» и патриотическом диктанте, посвященному Дню защитника Отечества. Особое место в рамках данного проекта занимает экскурсия, которая была подготовлена и проведена нахимовцами 5 курса для первокурсников в парке «Победы», а также посещение обзорной экскурсии на подводную лодку типа «Варшавянка» «Колпино» и корабль «Сметливый». Подготовка к этим мероприятиям требовала от нахимовцев самостоятельного подбора и изучения информации. Нахимовцы 5 курса сами готовили текст выступлений, что погрузило их в более глубокое изучение данной темы. Проведение экскурсии в рамках данного проекта обеспечивало накопление нахимовцами не только знаний, но и своего рода фонда общих приемов, умений, способов умственного труда, посредством которых усваивается полученная информация, что благоприятно повлияло на формирование патриотической культуры нахимовцев. Нахимовцы были поставлены в активную позицию, что сделало их непосредственными участниками процесса познания, как и требуют ФГОС второго поколения.
Таким образом, патриотическое воспитание является составной частью системы образования в филиале НВМУ (Севастопольское президентское кадетское училище), которое является центром патриотической подготовки. В училище ведется целенаправленная работа по формированию патриотической культуры нахимовца, его готовности к выполнению патриотического долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов общества и государства.
Литература:
- Белоганов В. А. Совершенствование военно-патриотического воспитания молодежи. / В. А. Белоганов. // Чита, 2004. — 157 с., С. 129–131.
- Буторина Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П. Овчинников. // СПб.: КАРО, 2010. — 224 с., С. 90–93.
- Хливная И. В. Экскурсия как метод формирования патриотической культуры нахимовцев. / И. В. Хливная. // Молодой ученый. — 2021. — № 10(352). — С. 211–213.
- ФГОС ООО. /Режим доступа: http://40422-s-005.edusite.ru/p96aa1.html