В Федеральных государственных образовательных стандартах акцентируется внимание на реализацию программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, направленной на обращение к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые составляют основу современной государственной политики.
В одном из выступлений по российскому телевидению президент Российской Федерации В. В. Путин сказал: «Патриотизм — это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете».
В Уставе ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище» сказано, что одной из основных задач деятельности Учреждения является воспитание у обучающихся чувства патриотизма, готовности к защите Отечества.
Необходимость целенаправленного формирования патриотической культуры кадет обуславливает совершенствование форм и методов воспитательной работы в данном направлении, определяет целенаправленную деятельность педагогов и воспитателей училища, призванную сформировать у воспитанников ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.
Как известно, патриотическая культура трактуется как идеология и психология, политика и деятельность, в которой рассматривается изучение исторического опыта формирования патриотизма, его непосредственная связь с нравственным здоровьем общества, зависимость интенсивности патриотических чувств от степени гражданских свобод [9].
По-нашему мнению, для эффективного формирования патриотической культуры кадет важное значение имеет социальная среда, оказывающая активное воздействие на развитие воспитанников.
Социальной средой для кадет является культурообразующая среда училища. В Оренбургском президентском кадетском училище она представлена прежде всего такими формами работы, как выполнение проектно-исследовательских работ; волонтерская деятельность; встречи с известными людьми, героями; изучение исторических событий России, своего края, рода, семьи; организация творческих конкурсов, тематические классные часы.
Помимо широко распространённых форм проведения занятий в училище используются нестандартные способы проведения классных часов и воспитательных мероприятий, направленных на формирование патриотической культуры кадет, например, организация и проведение экскурсии.
Экскурсии как метод воспитания и обучения возникли в конце XVIII — начале XIX в. Развитие и распространение экскурсионного метода связаны со стремлением педагогов преодолеть односторонность книжного и вербального обучения, а также указывалась позитивная роль экскурсии в развитии наблюдательности, навыков самостоятельной работы у учащихся. На позитивную роль экскурсии в системе обучения и воспитания указывали Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистерверг [8].
В Большой советской энциклопедии дано следующее определение: «Экскурсия — посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т. д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода» [3].
Как для любого мероприятия, так и для экскурсии, воспитатель разрабатывает план её проведения и составляет конспект. В них определяется следующее:
1) тема экскурсии;
2) цель и задачи;
3) маршрут экскурсии;
4) итоги экскурсии
Нами нередко применяется данный метод воспитательной работы с целью формирования патриотической культуры кадет. Для того, чтобы бы кадеты могли осознать, прочувствовать и оценить подвиг своего народа, мы стремимся сделать их активными участниками мероприятий.
Формированию патриотической культуры способствуют военно-патриотические проекты.
Так нами был реализовал военно-патриотический проект «Дорогой Победы», посвященный Великой Победе.
Целью проекта являлось приобщение кадет к изучению истории Великой Отечественной войны, сохранение преемственности поколений, формирование у кадет уважения к военной истории России, воспитание патриотизма и чувства гордости за свою Родину, формирование патриотической культуры.
Проект был реализован в 3 этапа:
- Подготовительный — на данном этапе происходило распределение основных виды военной техники времен ВОВ между классами, информирование кадет о планах работы, формирование исследовательских групп;
- Основной — организация исследовательско-поисковой работы, сбор и обработка информации, осуществление совместной деятельности кадет и взрослых (воспитателей и родителей);
- Заключительный — составление аналитического отчета, публикация полученных результатов.
В ходе реализации данного проекта был проведен целый ряд мероприятий патриотического характера. Особое место в рамках данного проекта занимает экскурсия, которая была подготовлена и проведена кадетами в парке «Салют, Победа» для младших классов и жителей города. Подготовка к этому мероприятию требовала от кадет самостоятельного подбора и изучения информации о музейных экспонатах военных лет. Кадеты сами готовили текст выступлений, что погрузило их в более глубокое изучение данной темы, а также создало условия для формирования патриотической культуры.
Проведение экскурсии в рамках данного проекта обеспечивала накопление кадетами не только знаний, но и своего рода фонда общих приемов, умений, способов умственного труда, посредством которых усваивается полученная информация, что благоприятно повлияло на формирование патриотической культуры кадет.
Кадеты были поставлены в активную позицию, что сделало их непосредственными участниками процесса познания, как и требуют ФГОС второго поколения.
Таким образом, патриотическое воспитание является составной частью системы образования в Оренбургском президентском кадетском училище, которое является центром патриотической подготовки. В училище ведется целенаправленная работа по формированию патриотической культуры кадета, его готовности к выполнению патриотического долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов общества и государства.
Литература:
- Азисов Р. А. Символы Российского государства как элемент патриотического воспитания / Р. А. Азисов // Войны священные страницы в памяти людской / МО, МРИО. — Саранск, 2008. С. 21–24.
- Белоганов, В. А. Совершенствование военно-патриотического воспитания молодежи в условиях социально-политических процессов современного российского общества / В. А. Белоганов. Чита: Читинский гос. ун — т, 2004. — 157 с.
- Большая советская энциклопедия — М., 1978 г., т. 29
- Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П. Овчинников. СПб.: КАРО, 2010. — 224 с.
- Вырщиков, А. Н. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе / А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев. — Волгоград: ООО Колибрис плюс, 2006. — 286 с.
- Гасанов, З. Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан / З. Т. Гасанов // Педагогика. — 2011. — № 6. — С. 59–63.
- Ильичев, Н. И. Патриотизм как элемент культуры / Н. И. Ильичев, Ю. Н. Трифонов // Культура и образование на рубеже тысячелетий: Материалы Международной научно-практической конференции, Тамбов, декабрь 2000 года. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2000. — С.18–19.
- Лушников, И. Д. Патриотизм как педагогическая проблема в современной России // Проблемы воспитания патриотизма / под ред. И. Д. Лушникова. Вологда; ВИРО, 2004. -100 с.
- Каргина З. А. Учиться, чтобы учить // Внешкольник — 2003 — № 10, с 22–24
- Овчинникова, Н. П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики / Н. П. Овчинникова // Педагогика. 2007. № 1. — С. 93–101
- Этнокультурное образование в технологической подготовке студентов и школьников: сб. статей / под ред. В. Ф. Тропина. — Петрозаводск: Изд-во КГПУ, 2004. — 112 с.