Экскурсия как метод формирования патриотической культуры кадет | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (352) март 2021 г.

Дата публикации: 09.03.2021

Статья просмотрена: 106 раз

Библиографическое описание:

Хливная, И. В. Экскурсия как метод формирования патриотической культуры кадет / И. В. Хливная. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 10 (352). — С. 211-213. — URL: https://moluch.ru/archive/352/79018/ (дата обращения: 23.12.2024).



В Федеральных государственных образовательных стандартах акцентируется внимание на реализацию программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, направленной на обращение к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые составляют основу современной государственной политики.

В одном из выступлений по российскому телевидению президент Российской Федерации В. В. Путин сказал: «Патриотизм — это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете».

В Уставе ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище» сказано, что одной из основных задач деятельности Учреждения является воспитание у обучающихся чувства патриотизма, готовности к защите Отечества.

Необходимость целенаправленного формирования патриотической культуры кадет обуславливает совершенствование форм и методов воспитательной работы в данном направлении, определяет целенаправленную деятельность педагогов и воспитателей училища, призванную сформировать у воспитанников ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.

Как известно, патриотическая культура трактуется как идеология и психология, политика и деятельность, в которой рассматривается изучение исторического опыта формирования патриотизма, его непосредственная связь с нравственным здоровьем общества, зависимость интенсивности патриотических чувств от степени гражданских свобод [9].

По-нашему мнению, для эффективного формирования патриотической культуры кадет важное значение имеет социальная среда, оказывающая активное воздействие на развитие воспитанников.

Социальной средой для кадет является культурообразующая среда училища. В Оренбургском президентском кадетском училище она представлена прежде всего такими формами работы, как выполнение проектно-исследовательских работ; волонтерская деятельность; встречи с известными людьми, героями; изучение исторических событий России, своего края, рода, семьи; организация творческих конкурсов, тематические классные часы.

Помимо широко распространённых форм проведения занятий в училище используются нестандартные способы проведения классных часов и воспитательных мероприятий, направленных на формирование патриотической культуры кадет, например, организация и проведение экскурсии.

Экскурсии как метод воспитания и обучения возникли в конце XVIII — начале XIX в. Развитие и распространение экскурсионного метода связаны со стремлением педагогов преодолеть односторонность книжного и вербального обучения, а также указывалась позитивная роль экскурсии в развитии наблюдательности, навыков самостоятельной работы у учащихся. На позитивную роль экскурсии в системе обучения и воспитания указывали Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистерверг [8].

В Большой советской энциклопедии дано следующее определение: «Экскурсия — посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т. д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода» [3].

Как для любого мероприятия, так и для экскурсии, воспитатель разрабатывает план её проведения и составляет конспект. В них определяется следующее:

1) тема экскурсии;

2) цель и задачи;

3) маршрут экскурсии;

4) итоги экскурсии

Нами нередко применяется данный метод воспитательной работы с целью формирования патриотической культуры кадет. Для того, чтобы бы кадеты могли осознать, прочувствовать и оценить подвиг своего народа, мы стремимся сделать их активными участниками мероприятий.

Формированию патриотической культуры способствуют военно-патриотические проекты.

Так нами был реализовал военно-патриотический проект «Дорогой Победы», посвященный Великой Победе.

Целью проекта являлось приобщение кадет к изучению истории Великой Отечественной войны, сохранение преемственности поколений, формирование у кадет уважения к военной истории России, воспитание патриотизма и чувства гордости за свою Родину, формирование патриотической культуры.

Проект был реализован в 3 этапа:

  1. Подготовительный — на данном этапе происходило распределение основных виды военной техники времен ВОВ между классами, информирование кадет о планах работы, формирование исследовательских групп;
  2. Основной — организация исследовательско-поисковой работы, сбор и обработка информации, осуществление совместной деятельности кадет и взрослых (воспитателей и родителей);
  3. Заключительный — составление аналитического отчета, публикация полученных результатов.

В ходе реализации данного проекта был проведен целый ряд мероприятий патриотического характера. Особое место в рамках данного проекта занимает экскурсия, которая была подготовлена и проведена кадетами в парке «Салют, Победа» для младших классов и жителей города. Подготовка к этому мероприятию требовала от кадет самостоятельного подбора и изучения информации о музейных экспонатах военных лет. Кадеты сами готовили текст выступлений, что погрузило их в более глубокое изучение данной темы, а также создало условия для формирования патриотической культуры.

Проведение экскурсии в рамках данного проекта обеспечивала накопление кадетами не только знаний, но и своего рода фонда общих приемов, умений, способов умственного труда, посредством которых усваивается полученная информация, что благоприятно повлияло на формирование патриотической культуры кадет.

Кадеты были поставлены в активную позицию, что сделало их непосредственными участниками процесса познания, как и требуют ФГОС второго поколения.

Таким образом, патриотическое воспитание является составной частью системы образования в Оренбургском президентском кадетском училище, которое является центром патриотической подготовки. В училище ведется целенаправленная работа по формированию патриотической культуры кадета, его готовности к выполнению патриотического долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов общества и государства.

Литература:

  1. Азисов Р. А. Символы Российского государства как элемент патриотического воспитания / Р. А. Азисов // Войны священные страницы в памяти людской / МО, МРИО. — Саранск, 2008. С. 21–24.
  2. Белоганов, В. А. Совершенствование военно-патриотического воспитания молодежи в условиях социально-политических процессов современного российского общества / В. А. Белоганов. Чита: Читинский гос. ун — т, 2004. — 157 с.
  3. Большая советская энциклопедия — М., 1978 г., т. 29
  4. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П. Овчинников. СПб.: КАРО, 2010. — 224 с.
  5. Вырщиков, А. Н. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе / А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев. — Волгоград: ООО Колибрис плюс, 2006. — 286 с.
  6. Гасанов, З. Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан / З. Т. Гасанов // Педагогика. — 2011. — № 6. — С. 59–63.
  7. Ильичев, Н. И. Патриотизм как элемент культуры / Н. И. Ильичев, Ю. Н. Трифонов // Культура и образование на рубеже тысячелетий: Материалы Международной научно-практической конференции, Тамбов, декабрь 2000 года. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2000. — С.18–19.
  8. Лушников, И. Д. Патриотизм как педагогическая проблема в современной России // Проблемы воспитания патриотизма / под ред. И. Д. Лушникова. Вологда; ВИРО, 2004. -100 с.
  9. Каргина З. А. Учиться, чтобы учить // Внешкольник — 2003 — № 10, с 22–24
  10. Овчинникова, Н. П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики / Н. П. Овчинникова // Педагогика. 2007. № 1. — С. 93–101
  11. Этнокультурное образование в технологической подготовке студентов и школьников: сб. статей / под ред. В. Ф. Тропина. — Петрозаводск: Изд-во КГПУ, 2004. — 112 с.
Основные термины (генерируются автоматически): патриотическая культура кадет, патриотическая культура, формирование, воспитательная работа, кадет, Оренбургское президентское кадетское училище, позитивная роль экскурсии, проведение экскурсии, Российская Федерация, социальная среда.


Похожие статьи

Деловая игра как способ развития социальной компетентности обучающихся

Квест-игры как инновационная форма работы с родителями в условиях ДОУ

Игра как метод активизации познавательной деятельности обучающихся

Использование краеведческого материала на уроках русского языка как средство формирования патриотизма у школьников

Экскурсия как способ формирования лингвокультурологической компетенции при обучении РКИ

Виртуальный тур по колледжу как инновационная форма профориентации абитуриентов

Формирование гражданской идентичности в процессе воспитания суворовца

Информационно-коммуникационные технологии на уроках физики как средство развития познавательной активности кадет

Интеграция как средство формирования экологической культуры студенческой молодежи

Экскурсия как средство патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ

Похожие статьи

Деловая игра как способ развития социальной компетентности обучающихся

Квест-игры как инновационная форма работы с родителями в условиях ДОУ

Игра как метод активизации познавательной деятельности обучающихся

Использование краеведческого материала на уроках русского языка как средство формирования патриотизма у школьников

Экскурсия как способ формирования лингвокультурологической компетенции при обучении РКИ

Виртуальный тур по колледжу как инновационная форма профориентации абитуриентов

Формирование гражданской идентичности в процессе воспитания суворовца

Информационно-коммуникационные технологии на уроках физики как средство развития познавательной активности кадет

Интеграция как средство формирования экологической культуры студенческой молодежи

Экскурсия как средство патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ

Задать вопрос