В данной статье рассматриваются технологии воспитания патриотизма в рамках основных проблем человека и человечества в целом. Акцент сделан на современных средствах, направленных на воспитания чувства патриотизма, а также на том, что в качестве инновационного средства имеет смысл рассматривать ресурсы сети Интернет.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, человеческие и духовные ценности, культура, народ, воспитание, образование, интернет, глобализация.
На сегодняшний день можно утверждать, что образование — это ключевая структура любого общества, соответственно вопросы его развития следует рассматривать в рамках всеобщих задач и проблем современного времени, как финансовый и экономический кризис, нарушение экологического равновесия, бедность, голод, демографический кризис, экстремизм и международный терроризм, алкоголизм и наркомания [3].
Основной принцип патриотического воспитания — это принцип единства бессознательного и сознательного, целенаправленного и естественного воспитания — патриотического воспитания во всех пониманиях этого слова.
Отсюда следует, что основная база формирующая чувство патриотизма как личностной устойчивой подструктуры — это бессознательное глубинное переживание каждым человеком чувства любви, привязанности к культурным ценностям и традициям своего народа, своей земле, которую он воспринимает родной, привычной и естественной средой своего обитания.
Среда обитания играет ключевую роль в формировании патриотических чувств, поскольку является привычной территорией, с привычными климатическими условиями, языком или хозяйственно-бытовым укладом. Однако все это, еще не ассоциируется с понятием Родины. Не является формирующим фактором патриотизма и формальное гражданство человека. Можно быть гражданином своей страны, но не испытывать любви к ней, не являться ее патриотом. То, о чем говорилось выше является лишь предпосылкой к формированию чувства патриотизма.
Россия многоконфессиональная и многонациональная страна, для которой характерен коллективистский тип культуры, что является отличительным признаком от западных развитых стран. Исходя из этого, когда речь идет о патриотизме в современных условиях, то мы говорим, с одной стороны, о любви и преданности своему многонациональному Отечеству, отстаивающее и защищающее наш национальный интерес (экономический, политический, безопасность) и культурной самобытности всего народа нашей страны как целостном российском суперэтносе; с другой стороны речь идет о сохранении самобытности и культуры каждого этноса, который входит в состав Российского государства; о воздействии адресно, в системе воспитания чувства патриотизма.
Процесс воспитания у граждан России чувства патриотизма предусматривает использование средств, определенной системы, включающей три основных составляющих: организационный компонент, материально-технический и образовательный.
К материально-техническим средствам можно отнести: учебную аудиторию, класс и кабинет для занятий, музей, место бывшего сражения, памятник, захоронение, специализированную школу, патриотический и военно-патриотический клуб, кружок, секцию туристов, технику, специальное оборудование, макеты, оружие, спортивные городки, тренажеры, учебные поля, тир, а также определенные произведения искусства и литературы, соответствующие средства массовой информации, интернет-ресурсы.
В образовательную средству можно включить основные научно-практические и теоретические рекомендации по тому как организовать и провести патриотическое воспитание, сформировать взгляды, убеждения, потребности и интересы, воспитать любовь к Родине, готовность к тому чтобы отстаивать ее свободу и независимость, умение выработать общественное мнение о проблемах по обеспечению и укреплению безопасности и стабильности общества, о социальных и государственных институтах, которые участвуют в реализации функций направленных на защиту Отечества.
К организационным средствам, направленным на патриотическое воспитание можно отнести комплекс мероприятий, которые осуществляются с использованием образовательных, материальных и технических средств, которые проводятся в соответствующей форме, направленные на максимальную реализацию специфических и общих задач по развитию и формированию патриотической личности гражданина.
Так как все три группы средств, направленных на воспитание патриотизма, имеют тесную дополняющую друг друга взаимосвязь, использовать их необходимо в комплексе. Лишь в процессе взаимодействия объектов и субъектов, направленных на эту деятельность, возможно достигнуть главной цели и решать первоначально поставленные задачи, направленные на воспитание патриотизма.
На сегодняшний день, мы можем утверждать, что существуют условия, при которых стремительно распространяется Интернет, которое можно использовать с целью воспитания патриотизма у подрастающего поколения, а также для того, чтобы сформировать его гражданскую позицию, уважительное отношение к российской истории. Используя ресурсы Интернет с патриотической тематикой, мы можем способствовать повышению у пользователей сети социальной активности, развитию интереса к патриотической теме в рамках взаимодействия в социальных сетях.
Таким образом, тем кто организует систему, направленную на воспитания патриотизма, имеет смысл внимательно присмотреться к этим ресурсам, так как Интернет всё больше и активнее внедряется в повседневную жизнь, и мы видим проявление активного интереса к нему со стороны молодежи и не только.
Для большинства это возможность выйти в «реальный большой мир» и полноправно участвовать в реальных событиях. Педагогу необходимо использовать все возможности интернет-форумов, при осуществлении нового, современного подхода к воспитанию. Создавая свой сайт, принимая участие в веб-форуме, педагог показывает, что ему не всё равно и очень важны интересы сегодняшнего современного подрастающего поколения, которое, как известно, является основой нашего будущего.
Литература:
- Азарова, Л. Педагогическое искусство патриотического воспитания школьников // Дополнительное образование. — 2014. — № 7. — С.4 -8.
- Абрамова, С. В. Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права [Текст] — М.: Айрис-Пресс, 2014. — 227 с.
- Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков методическое пособие / Н К. Беспятова, Д. Е. Яковлев [Текст] — М.: Айрис Пресс: Айрис дидактика, 2016. — 189 с.
- Лутовинов В. И. Российский патриотизм: история и современность // Евразийство: историко-культурное наследие и перспективы развития: материалы междунар. конф. // Вестник ВЭГУ. Сер. История. — Уфа, 2013. — № 12–13. — С.56
- Сапунов В. Б. Философия глобальных проблем человечества [Электронный ресурс].- URL: http://sir35.ru/Sapunov/FILGLOB_093.html
- Сухомлин В. В., Сухомлин В. А. Военно-исторический портал www.vif2.ru как технологическая основа интернет-конкурсов патриотического воспитания школьников/ под ред. В. А. Сухомлина. — М.: МАКС Пресс, 2015. — С. 858–862.
- Усатова, Е. В. Гражданско-патриотическое воспитание (классные часы, общешкольные мероприятия, интеллектуальные игры и викторины) [Текст] — М.:Знание, 2016. — 136 с.