Авторы статьи рассматривают вопросы решения образовательных задач в процессе дистанционного обучения студентов, посредством использования инновационных форм и методов.
Ключевые слова: информационные технологии, дистанционное обучение, виртуальная экскурсия.
Вследствие быстрого развития информационных, а также коммуникационных технологий появляется совершенно новая информационная среда в жизни человека, влияющая на деятельность современного человека, на способы получения образования, на решение воспитательных задач.
Сегодня никого не удивляет понятие «информационная технология» и применение данного метода в образовательном и воспитательном процессе.
Под информационными технологиями обучения понимаются структуры взаимосвязанных процессов переработки информации с применением компьютерно-программных средств. В этом свете информатизация образования представляется как комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными средствами (компьютерами, аудио-, видеосредствами), информационными технологиями и информационной продукцией [1,24].
На сегодняшний день одной из форм использования информационно-коммуникационных технологий в образовании является дистанционное обучение. Технология дистанционного обучения позволяет решать самые различные задачи образования. В данном процессе используется разнообразное по форме и наполнению программное обеспечение, которое помогает решать не только вопросы обучения, но и вопросы воспитания.
Наиболее популярные платформы и сервисы, которые помогают реализации образовательных и воспитательных целей в нашем вузе — это Zoom, Google Classroom, Moodle, Google Meet.
Названные сервисы позволяют нам успешно решать различные задачи воспитания, неразрывно связанные с процессом обучения.
В качестве примера можем назвать такой вид воспитательной деятельности как виртуальная экскурсия, который был реализован нами на платформе Zoom, для решения задач патриотического и эстетического воспитания студентов.
Экскурсия как метод обучения возникла еще в конце ХVIII века. Учителя использовали его для развития наблюдательности обучающихся и приобретения ими навыков самостоятельной работы.
Ян Амос Коменский писал в своей книге «Великая дидактика»: «...следовало бы начинать обучение не со словесного толкования о вещах, но с реального наблюдения над ними».
Термин «экскурсия» знаком сегодня всем, а что же представляет собой виртуальная экскурсия? Виртуальная экскурсия — это не физическое перемещение своего взгляда из текущего места в другое место, посредством дисплея компьютера, ноутбука, планшета или смартфона, с возможностью перемещаться в пространстве удаленного места («ходить по помещениям», «гулять по паркам») [2].
Кроме того, экскурсия является важным компонентом в патриотическом воспитании. Посредством экскурсии учащиеся ближе знакомятся с историей родного края, с вековыми традициями и обычаями, древней и современной культурой своего народа, с достижениями в области науки, техники.
Студенты первого курса нашего вуза в силу возникших из-за пандемии обстоятельств обучаются дистанционно, находясь в разных концах нашей страны. Многие из них не бывали в нашем городе никогда. Для знакомства с достопримечательностями города Тараз, с его многовековой историей мы организовали виртуальные экскурсии по краеведческому музею и выставочному залу.
Подготовка экскурсии состояла из нескольких этапов. Первый этап — это составление сценария воспитательного мероприятия (описание хода мероприятия, составление текстов выступлений). Второй этап — сбор видео и аудиоматериала по теме. Мы использовали видеоматериалы канала You Tube, материалы, предоставленные работниками музея, кадры любительской съемки. Третий этап — монтаж собранного материала.
Наша экскурсия началась со вступительного слова ведущего, который рассказал о цели нашего мероприятия и продемонстрировал панорамную картину историко-краеведческого комплекса Шахристан. Затем мы «прошли» по залам музея, познакомились с находками археологов, узнали об исторических памятниках края, о людях, прославивших нашу землю, прослушали рассказ экскурсовода.
Следующая экскурсия началась с рассказа ведущего об истории открытия выставочного зала в нашем городе, об известных таразских художниках. Далее нас пригласили «пройти» и познакомиться с выставкой картин художников Тараза, изделиями мастеров ювелирного и кожевенного дела.
В процессе проведения экскурсии, реальной или виртуальной, важным является осмысление информации. При этом в сознании участников экскурсии происходят различные мыслительные процесссы: разделение на главную и второстепенную информацию, сравнение с ранее полученным знанием, сопоставление увиденных объектов с уже известными, формулирование выводов. Чтобы помочь процессу освоения и переработки полученной информации, завершив экскурсию в краеведческий музей, мы предложили студентам свои впечатления отразить в таблице методом инсерт.
«!» — Я это знал. |
«+» — Новое для меня. |
«-» — Вызывает сомнение |
«?» — Вопрос. |
Кроме того, для развития навыков компьютерной компетенции мы предложили группе студентов создать небольшой видеоролик данного мероприятия и опубликовать его на Инстаграм странице вуза.
Виртуальная экскурсия в учебном процессе помогает решать многие дидактические задачи, возникающие в ходе обучения.
Мы считаем, что для студентов первого курса они важны как инструмент развития познавательной деятельности, расширения кругозора, знакомства с миром науки, подтверждения правильности выбора специальности.
Например, на лекциях по дисциплине «Введение в специальность» можно использовать онлайн -экскурсию по залам Национального музея Республики Казахстан, в частности, увидеть древнюю технологию добычи, обработки, создания изделий из халькопирита (медный колчедан).
Также для студентов, изучающих физику, мы предлагаем онлайн-экскурсию в музей «Занимательной физики», для биологов — в Дарвиновский музей, который основал А. Ф. Котс, для экологов — в интерактивный музей «Зеленая планета», для студентов технических специальностей — в музей «Науки и техники», «Космонавтики».
В настоящее время виртуальные экскурсии играют важную роль в жизни нашего общества, выполняя не только воспитательную функцию. Они могут служить рекламой, помогают людям с ограниченными физическими возможностями и недостатком материальных средств увидеть мир.
Литература:
- Никишина И. В. Инновационные технологии и организация учебно-воспитательного процессов в школе: интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов.- Волгоград: Учитель, 2007.-91 с.
- https://panorama.efim360.ru/virtualnaya-ekskursiya/