Дистанционное обучение — новый виток развития образования
Автор: Гусейнова Татьяна Николаевна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
XVIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, декабрь 2021)
Дата публикации: 09.12.2021
Статья просмотрена: 22 раза
Библиографическое описание:
Гусейнова, Т. Н. Дистанционное обучение — новый виток развития образования / Т. Н. Гусейнова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 58-63. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/409/16829/ (дата обращения: 16.12.2024).
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме дистанционного обучения. В данной статье рассматриваются положительные и отрицательные стороны использования дистанционного формата обучения. Автор приводит пример использования двух платформ для проведения онлайн-занятий в учебном заведении среднего профессионального образования — Moodle и Microsoft Teams .
Ключевые слова: дистанционное обучение, онлайн-занятие, образовательная платформа.
В XXI веке, когда интернет стал неотъемлемой частью жизни общества, дистанционное обучение становится популярным в образовательном процессе. Такое обучение получило распространение в учебных заведениях высшего, основного и дополнительного образования. С большим развитием информационных технологий обучающиеся взаимодействуют напрямую с преподавателями посредством проведения вебинаров, конференций, онлайн-занятий и т. д. В настоящее время в сложившейся эпидемиологической обстановке учебные заведения вынуждены переводить свои занятия в дистанционный режим.
Дистанционное обучение представляет собой процесс взаимодействия обучающихся и преподавателей в онлайн формате с применением информационных технологий. Использование информационных технологий в образовательной среде позволяет рассматривать процесс обучения с другого ракурса, как процесс улучшения качества образования на всех этапах.
В начале вынужденного перехода на дистанционное обучение для педагогов несло только негативные впечатления. Кажется, что дистанционное обучение — это не подобающая форма проведения занятий, угроза качеству обучения, мотивации студентов. В действительности же, дистанционная форма обучения привносит в учебный процесс много плюсов:
– обучающиеся начинают понимать суть самообразования, что важно в современном мире;
– в процессе обучения преподаватели могут использовать больше интернет-ресурсов для улучшения качества освоения общих и профессиональных компетенций;
– более размеренный темп работы;
– появляется возможность более активно использовать цифровые технологии;
– данная технология позволяет индивидуализировать процесс обучения;
– обучающиеся могут раскрыть свой потенциал в полной мере и т. д.
Для проведения онлайн занятий существует огромное разнообразие информационных платформ, таких как Moodle, iSpring, Teachbase, WebTutor, Microsoft Teams и т. д. В частности это универсальные платформы для разных специализаций с расширенными возможностями: интеграциями, разграничением прав доступа, геймификацией, вебинарами и тестами, выдачей сертификатов, встроенной системой оплаты.
Помимо многочисленных положительных факторов использования дистанционной технологии, существует ряд минусов, на которые необходимо обратить внимание. Появляется необходимость в изучении цифровых технологий. Для внедрения цифровизации в процесс обучения преподаватели колледжа регулярно проходят повышение квалификации, в том числе в рамках государственной программы «Цифровая экономика» проходили обучение в Университете Иннополис по дополнительной профессиональной программе «Внедрение цифровых технологий в дисциплины при проектировании образовательных программ».
Возникает недостаток личного общения, трудно контролировать обучающихся во время дистанционного занятия. Также необходимо больше работать с мотивацией обучающихся, правильно замотивировать и вдохновить обучающихся, поддерживать в них интерес к предмету, поощрять любопытство и проявление инициативы — это не легкий труд во время онлайн-занятий.
И еще одним отрицательным фактором является отсутствие границы между рабочим и свободным временем. Необходимо больше времени для проверки и оценивания работ обучающихся. Но при правильном выборе интернет-платформы и организации процесса обучения, можно минимизировать все недостатки дистанционного обучения.
Для проведения качественных и полноценных занятий Университетский колледж ОГУ выбрал две платформы Moodle и Microsoft Teams. Moodle — бесплатная система электронного обучения. Это открытое веб-приложение, на базе которого можно создать специализированную платформу для развития студентов или сотрудников. На базе этой системы преподаватели создают курсы по дисциплинам (рис. 1) и организовывают тестирование обучающихся по разделам курса.
Рис. 1. Личный кабинет преподавателя
Microsoft Teams — это платформа, позволяющая организовать онлайн занятия, совместную работу обучающихся и преподавателей с должным качеством. Помимо взаимодействия на занятиях, студенты с легкостью могут связаться с преподавателем, используя чат команды, либо написать личное сообщение, отправить выполненное задание или задать интересующие их вопросы (рис. 2).
Рис. 2. Главная страница Teams личного кабинета
Используя данную платформу, можно запланировать собрание в группе на определенную дату и время, добавить обязательных участников или отправить приглашение сразу всей команде. В Teams удобно прослеживать выполнение заданий и просматривать оценки за все выставленные задания (рис. 3).
Microsoft Teams позволяет демонстрировать презентации, видео, использовать доску для записей, решений задач, построений графиков. Помимо этого, можно осуществить звонок любому пользователю Teams образовательной организации.
Рис. 3. Оценки команды
Таким образом, любая платформа для организации дистанционного обучения имеет свои плюсы и минусы. Удобство использования платформы зависит от степени ее адаптации к потребностям организации и умения использовать все возможности и функции системы. Современные дети, подростки и студенты хорошо ориентируются в технологиях и привыкли к цифровому взаимодействию. Для них учиться сидя в телефоне, планшете или ноутбуке — довольно простое занятие. Конечно, не все могут сразу влиться в учебный процесс, но со временем можно адаптироваться.
Литература:
- Шаров, В. С. Дистанционное обучение: форма, технология, средство // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. № 94. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-forma-tehnologiya-sredstvo
- Смирнов Р. С., Хабло Д. В., Долгова Г. Б. Применение онлайн-технологий в современном образовании // Образование и наука в современных условиях. 2015. № 3. С. 219–221.
Похожие статьи
Организация дистанционного обучения в современной образовательной реальности
В статье автор рассматривает возможности Интернета в организации дистанционного обучения, приводит его достоинства и недостатки. Представлены те возможности, которые можно реализовать посредством дистанционного обучения.
Использование интернета в проектной деятельности при обучении чтению на английском языке как один из способов формирования ключевых компетентностей учащихся
В данной статье рассматриваются актуальные проблемы и трудности при подготовке будущих выпускников при обучении чтению на уроках английского языка и правильному использованию новых информационных технологий.
Использование социальных сетей в образовательном процессе
В данной статье раскрываются дидактические возможности использования социальных сетей в образовательном процессе. Обсуждаются положительные и негативные последствия внедрения элементов виртуальной образовательной среды в обучении.
Электронные средства обучения
В статье рассматривается текущее состояние современного использования электронных средств обучения, их формальная классификация и тенденции использования. Проведен анализ факторов развития данных систем и отраслей для их применения. Произведена крити...
Дистанционное обучение как неотъемлемая часть образовательной среды
Статья посвящена применению дистанционного обучения в системе современного образовательного процесса. Дистанционное обучение является перспективной методикой подготовки специалистов разного профиля в программе «обучение без границ». Рассматриваются д...
Возможности сервиса Canva.edu в образовательном процессе
В статье автор рассматривает возможности использования образовательной интернет-платформы Canva.edu при дистанционном обучении в школе.
Персональный сайт учителя как одна из форм применения электронной образовательной платформы Google в процессе обучения ОБЖ
Статья посвящена применению в современном процессе обучения электронной образовательной платформы Google. Рассмотрены инструменты создания персонального сайта учителя как одной из форм использования электронной образовательной платформы Google в проц...
Использование современных информационных технологий в сфере образования
В статье рассматриваются особенности использования современных информационных технологий для эффективного обучения, указаны виды компьютерных технологий, необходимые человеку для осуществления поиска и передачи информации, приведены примеры использов...
Апгрейд информационных компетенций педагогов
В данной статье авторы пошагово описывают процесс внедрения цифровых сервисов в профессиональную деятельность педагогов с последующим формированием информационных компетенций, актуальных в эпоху трансформации образования. Результатом такой деятельнос...
Виртуальная экскурсия как эффективный метод обучения и воспитания в условиях дистанцирования
Авторы статьи рассматривают вопросы решения образовательных задач в процессе дистанционного обучения студентов, посредством использования инновационных форм и методов.
Похожие статьи
Организация дистанционного обучения в современной образовательной реальности
В статье автор рассматривает возможности Интернета в организации дистанционного обучения, приводит его достоинства и недостатки. Представлены те возможности, которые можно реализовать посредством дистанционного обучения.
Использование интернета в проектной деятельности при обучении чтению на английском языке как один из способов формирования ключевых компетентностей учащихся
В данной статье рассматриваются актуальные проблемы и трудности при подготовке будущих выпускников при обучении чтению на уроках английского языка и правильному использованию новых информационных технологий.
Использование социальных сетей в образовательном процессе
В данной статье раскрываются дидактические возможности использования социальных сетей в образовательном процессе. Обсуждаются положительные и негативные последствия внедрения элементов виртуальной образовательной среды в обучении.
Электронные средства обучения
В статье рассматривается текущее состояние современного использования электронных средств обучения, их формальная классификация и тенденции использования. Проведен анализ факторов развития данных систем и отраслей для их применения. Произведена крити...
Дистанционное обучение как неотъемлемая часть образовательной среды
Статья посвящена применению дистанционного обучения в системе современного образовательного процесса. Дистанционное обучение является перспективной методикой подготовки специалистов разного профиля в программе «обучение без границ». Рассматриваются д...
Возможности сервиса Canva.edu в образовательном процессе
В статье автор рассматривает возможности использования образовательной интернет-платформы Canva.edu при дистанционном обучении в школе.
Персональный сайт учителя как одна из форм применения электронной образовательной платформы Google в процессе обучения ОБЖ
Статья посвящена применению в современном процессе обучения электронной образовательной платформы Google. Рассмотрены инструменты создания персонального сайта учителя как одной из форм использования электронной образовательной платформы Google в проц...
Использование современных информационных технологий в сфере образования
В статье рассматриваются особенности использования современных информационных технологий для эффективного обучения, указаны виды компьютерных технологий, необходимые человеку для осуществления поиска и передачи информации, приведены примеры использов...
Апгрейд информационных компетенций педагогов
В данной статье авторы пошагово описывают процесс внедрения цифровых сервисов в профессиональную деятельность педагогов с последующим формированием информационных компетенций, актуальных в эпоху трансформации образования. Результатом такой деятельнос...
Виртуальная экскурсия как эффективный метод обучения и воспитания в условиях дистанцирования
Авторы статьи рассматривают вопросы решения образовательных задач в процессе дистанционного обучения студентов, посредством использования инновационных форм и методов.