Повышение мотивации обучающихся к изучению предметов социально-гуманитарного цикла посредством системы дистанционного обучения MOODLE
Автор: Смертина Светлана Анатольевна
Рубрика: Среднее профессиональное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (47) февраль 2024 г.
Дата публикации: 27.01.2024
Статья просмотрена: 8 раз
Библиографическое описание:
Смертина, С. А. Повышение мотивации обучающихся к изучению предметов социально-гуманитарного цикла посредством системы дистанционного обучения MOODLE / С. А. Смертина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 1 (47). — С. 42-44. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/262/8936/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье автор рассказывает о применении дистанционной системы MOODLE.
Ключевые слова: СДО Moodle, дистанционное обучение.
Повышение уровня мотивации обучающихся к изучению предметов социально-гуманитарного цикла является одной из самых сложных проблем современной системы среднего профессионального образования.
Обучаясь в колледжах и техникумах, студенты, в первую очередь, мотивированы на получение профессионального образования. Однако, основой профессиональной компетенции хорошего специалиста выступает его общая компетенция, которая в полной мере может быть сформирована только при изучении социально-гуманитарных дисциплин.
Важнейшая задача современного образования состоит в воспитании активного члена социума, профессионала, стремящегося к саморазвитию и процветанию собственного государства. В условиях реализации ФГОС именно социально-гуманитарные дисциплины способствуют формированию общей компетенции и тех знаний, которые составляют мировоззренческий пласт личности.
В арсенале педагога имеется множество форм и методов, способствующих формированию устойчивой мотивации к изучению социально-гуманитарных дисциплин. Они проверены годами и десятилетиями, успешно применяются при традиционной форме обучения и многократно доказывали свою эффективность. Однако переход на дистанционное обучение в условиях пандемии коронавируса исключил возможность применения традиционной формы обучения и вызвал необходимость использования онлайн-обучения.
Преподаватели социально-гуманитарных дисциплин Абаканского строительного техникума активно используют СДО Moodle. Она имеет множество преимуществ перед аналогичными платформами:
— все ресурсы — собраны в единое целое. Система имеет возможность создания и хранения электронных учебных материалов, а также установления последовательности их изучения. Поскольку доступ студентов к СДО Moodle осуществляется посредством сети Интернет, они не привязаны к конкретному времени обучения и месту своего нахождения, они могут осваивать материал в своем темпе, находясь в любом населенном пункте;
— совместное решение учебных задач. СДО Moodle настроена на совместную работу преподавателя и студентов. Она располагает для этого массой инструментов: блоги, форумы, глоссарий, вики, практикумы. Обучение может осуществляться как асинхронно, когда каждый обучающийся осваивает материал в собственном темпе, так и в реальном времени, проводя онлайн лекции и семинары. Системой предусмотрен обмен файлами — как между студентами и преподавателем, так и самими студентами между собой;
— учитель — на связи со студентами. Одной из самых сильных сторон СДО Moodle является наличие широких возможностей для коммуникации. Форум позволяет организовать обсуждение по группам, оценивать каждое сообщение, прикреплять к ним файлы любого формата. В комментариях и личных сообщениях можно обсудить лично с преподавателем конкретную проблему. В чате обсуждение осуществляется в реальном времени;
— качество обучения — под контролем. Система имеет возможность создания и хранения портфолио каждого обучающегося: выполненные им работы, полученные оценки и комментарии к ответам от преподавателя, написанные в форуме сообщения. Позволяет контролировать «посещаемость» — активность студентов, время их учебной работы в сети [1].
Помимо всех перечисленных преимуществ, СДО Moodle позволяет повышать мотивацию студентов к изучению предметов социально-гуманитарного цикла, поскольку платформа максимально учитывает поведенческие особенности современной молодежи, которая не представляет свою жизнь без активного использования телекоммуникационных устройств, предоставляющих доступ к различным сервисам глобальной сети Интернет.
Важным инструментом СДО Moodle является календарь, который не только определяет текущую дату, но также позволяет вносить собственные события и цветовым выделением информирует студента о датах, на которые запланированы определенные рубежи контроля (выполнение теста, сдача практической работы и т. д.). Таким образом, учет индивидуальных предпочтений и периодов активности позволяет обучающимся заниматься с полной отдачей и мотивацией на успех, у студентов минимизированы возможности возникновения ситуации «студент-задолжник» или «студент-неудачник».
Отдельного внимания застуживает использование преподавателем возможностей гиперссылок. Ученому сообществу давно стало понятно, что объем информации по любой из социально-гуманитарных областей постоянно растет [2]. В такой ситуации преподаватель не всегда успевает за всеми изменениями в его дисциплине. Гиперссылки, автоматически генерируемые СДО Moodle и переносящие студента на постоянно обновляемые ресурсы Википедии, способны быстро решить эту проблему [3]. Каждый студент может видеть самую последнюю информацию, независимо от оперативности обновления учебного материала преподавателем, что убеждает его в получении актуальных не устаревших знаний, что также повышает его мотивацию к изучению социально-гуманитарных дисциплин.
Подводя итог, необходимо указать на то, что в настоящее время использование электронного обеспечения становится неотъемлемой частью учебного процесса. Важнейшее преимущество СДО Moodle заключается в том, что ее можно использовать как для организации собственно системы дистанционного образования, так и как один из элементов в организации традиционного очного обучения. СДО Moodle учитывает поведенческие особенности современной молодежи, индивидуальные предпочтения и периоды активности, позволяет получать самую последнюю информацию по изучаемому вопросу, что в совокупности существенно повышает мотивацию студентов к получению знаний в области социально-гуманитарных наук.
Литература:
- Внедрение системы дистанционного обучения Moodle // URL: https://www.opentechnology.ru/products/moodle. — дата обращения: 27.09.2020.
- Дьяченко А. В. Принципы построения систем непрерывного образования на основе Интернет-технологий / А. В. Дьяченко, В. В. Мяэотс, А. Э. Попов // Материалы Междунар. научн.-практ. конф. «Информационные технологии в науке и образовании». — 2015. — № 12. — С. 78–84.
- Лещев О. Г. Развитие учебной мотивации учащихся к урокам физики посредством образовательной платформы Moodle / О. Г. Лещев // URL: https://interactive-plus.ru/e-articles/collection-20141105/collection-20141105–4371.pdf.
Ключевые слова
дистанционное обучение, СДО MoodleПохожие статьи
Создание условий для эффективного обучения учащихся через использование дистанционных образовательных технологий
В статье автор пытается определить эффективные методы работы с учащимися в условиях дистанционного образовательного процесса.
Использование модульной технологии обучения в процессе преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» студентам специальности «Право и организация социального обеспечения»
В статье авторы показывают использование модульной технологии обучения в процессе преподавания русского языка и культуры речи будущим юристам. Актуализируют использование этой технологии в процессе дистанционного обучения.
Дистанционное обучение как неотъемлемая часть образовательной среды
Статья посвящена применению дистанционного обучения в системе современного образовательного процесса. Дистанционное обучение является перспективной методикой подготовки специалистов разного профиля в программе «обучение без границ». Рассматриваются д...
Формирование способностей к познавательно-исследовательской деятельности посредством внедрения в практику дошкольных образовательных организаций STEM-образования
В статье рассматриваются новые возможности использования STEM-образования в практике дошкольных образовательных организациях.
Опыт использования дистанционных образовательных технологий на уроках английского языка
В статье автор транслирует опыт дистанционного обучения английскому языку. Раскрываются преимущества и недостатки, практические вопросы преподавания и современные информационные образовательные технологии.
Виртуальная экскурсия как эффективный метод обучения и воспитания в условиях дистанцирования
Авторы статьи рассматривают вопросы решения образовательных задач в процессе дистанционного обучения студентов, посредством использования инновационных форм и методов.
Дистанционное обучение — новый виток развития образования
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме дистанционного обучения. В данной статье рассматриваются положительные и отрицательные стороны использования дистанционного формата обучения. Автор приводит пример использования двух платформ д...
Опыт мониторинга реализации электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий в дополнительном образовании (на примере ЦДТ «Детская академия»)
В статье автором выделены ключевые проблемы, с которыми столкнулись педагоги в период электронного обучения.
Создание условий для формирования ИКТ-компетенции педагогов ДОУ посредством платформы Google Classroom
В статье рассматривается практический опыт по созданию условий для формирования ИКТ-компетенции педагогов ДОУ посредством платформы Google Classroom.
Похожие статьи
Создание условий для эффективного обучения учащихся через использование дистанционных образовательных технологий
В статье автор пытается определить эффективные методы работы с учащимися в условиях дистанционного образовательного процесса.
Использование модульной технологии обучения в процессе преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» студентам специальности «Право и организация социального обеспечения»
В статье авторы показывают использование модульной технологии обучения в процессе преподавания русского языка и культуры речи будущим юристам. Актуализируют использование этой технологии в процессе дистанционного обучения.
Дистанционное обучение как неотъемлемая часть образовательной среды
Статья посвящена применению дистанционного обучения в системе современного образовательного процесса. Дистанционное обучение является перспективной методикой подготовки специалистов разного профиля в программе «обучение без границ». Рассматриваются д...
Формирование способностей к познавательно-исследовательской деятельности посредством внедрения в практику дошкольных образовательных организаций STEM-образования
В статье рассматриваются новые возможности использования STEM-образования в практике дошкольных образовательных организациях.
Опыт использования дистанционных образовательных технологий на уроках английского языка
В статье автор транслирует опыт дистанционного обучения английскому языку. Раскрываются преимущества и недостатки, практические вопросы преподавания и современные информационные образовательные технологии.
Виртуальная экскурсия как эффективный метод обучения и воспитания в условиях дистанцирования
Авторы статьи рассматривают вопросы решения образовательных задач в процессе дистанционного обучения студентов, посредством использования инновационных форм и методов.
Дистанционное обучение — новый виток развития образования
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме дистанционного обучения. В данной статье рассматриваются положительные и отрицательные стороны использования дистанционного формата обучения. Автор приводит пример использования двух платформ д...
Опыт мониторинга реализации электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий в дополнительном образовании (на примере ЦДТ «Детская академия»)
В статье автором выделены ключевые проблемы, с которыми столкнулись педагоги в период электронного обучения.
Создание условий для формирования ИКТ-компетенции педагогов ДОУ посредством платформы Google Classroom
В статье рассматривается практический опыт по созданию условий для формирования ИКТ-компетенции педагогов ДОУ посредством платформы Google Classroom.