Создание виртуального музея как эффективная медиаобразовательная технология при изучении родного края
Автор: Кравцова Людмила Николаевна
Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (43) апрель 2023 г.
Дата публикации: 28.02.2023
Статья просмотрена: 76 раз
Библиографическое описание:
Кравцова, Л. Н. Создание виртуального музея как эффективная медиаобразовательная технология при изучении родного края / Л. Н. Кравцова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 2 (43). — С. 39-42. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/246/8144/ (дата обращения: 16.12.2024).
Статья посвящена использованию цифровых технологий в создании виртуального музея «моя Белгородчина», проанализированы ключевые тенденции интеграции цифровых технологий в пространство музейной экспозиции на современном этапе. Рассмотрены преимущества информационно-коммуникативных технологий при создании виртуальных экспозиций.
Ключевые слова: виртуальная экспозиция, цифровые технологии, виртуальный музей, медиаобразовательные технологии.
Хотим мы создать виртуальный музей
Для наших «детей социальных сетей».
Чтобы помог скоростной интернет
Память веков сохранить на сто лет.
Историю края земли Белгородской,
Пропитанной кровью солдата в боях,
Передадим мы другим поколениям,
Как завещал нам Святой Иоасаф.
Кравцова Л. Н.
Сегодня сохранение исторического наследия, патриотическое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения — это приоритетные задачи всех образовательных организаций.
У каждого времени свои реалии. Сейчас подрастающее поколение увлечено виртуальным миром, все хотят быть блогерами, увлекаются фото- и видеосъёмкой. Так родилась идея нашего проекта — направить ребят в нужное русло, заинтересовать изучением родного края.
Юные краеведы с удовольствием включились в новый формат работы — создание виртуального музея «Моя Белгородчина».
Новейшие информационные технологии открывают сегодня совершенно новые возможности и помогают педагогу привлечь молодежную аудиторию на выставочные площадки и в музеи. Они делают посещение более интересным и зрелищным, формируют новый имидж музея. Современные технологии способны создать «эффект погружения» в атмосферу изучаемой эпохи и собрать воедино все культурное наследие.
Наш проект — это дань глубокого уважения и признательности сегодняшнего поколения к памяти земляков. Виртуальный музей «Моя Белгородчина» был создан в 2020 году и приурочен к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
В 2023 году исполняется 80 лет Победы в танковом сражении под Прохоровкой.
Историческая битва на Курской дуге явилась одним из важных и решающих событий Великой Отечественной войны. Прохоровское поле — это место духовной силы нашего народа — «Третье ратное поле России».
Дети должны осознанно любить свою Родину и гордиться её историческим прошлым. Каждый обучающийся Белгородской области принимает активное участие в мероприятиях, посвящённых празднованию 80-летия Победы в Курской битве, в ходе которых дети знакомится с историей своей малой родины.
Белгородчина подарила России и миру немало великих людей: не только воинов — защитников своей Родины, но и музыкантов, поэтов, художников, спортсменов и политиков. Создавая музей, мы сохраняем память о великих делах наших земляков, оставивших след в развитии Белгородской области.
Новизна проекта заключается в модернизации традиционного музейного пространства в современную образовательную среду и использовании медиаобразовательных технологий как средства повышения мотивации к исследовательской деятельности и формирования духовно-нравственных качеств личности, а также межпредметной интеграции как эффективной педагогической технологии обучения одарённых детей.
Развитие медиаобразовательных технологий сегодня связано с компьютеризацией и информатизацией образования. В Российской педагогической энциклопедии «медиаобразование» рассматривается как «направление в педагогике, выступающее за изучение закономерностей массовой коммуникации. Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать её, осознавать последствия её воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» [1, с.555].
В словаре терминов по медиаобразованию Федоров А. В. даёт такое определение: «технологии медиаобразования — это совокупность методов, приёмов, способов создания педагогических условий для эффективного медиаобразования различных возрастных групп населения» [2, с. 46].
Цель проекта — повысить мотивацию детей к исследовательской деятельности через использование медиаобразовательных технологий.
В рамках реализации проекта мы предлагаем внедрение инновационных форм организации краеведческой деятельности, таких как: мобильные творческие образовательные площадки, onlinе-мастер-классы, интернет-выставки и экскурсии, мультимедийные проекты, 3-D моделирование, виртуальные туры, работа web-сайтов.
Виртуальный музей создаётся путём проведения региональных конкурсов и отбора лучших работ победителей и призёров исследовательских краеведческих проектов (в форме видеороликов, экскурсионных виртуальных туров, 3D-путешествий по святым и историческим местам Белгородчины).
Музей расположен на сайте Белгородского областного Дворца детского творчества. Посетить наш виртуальный музей можно, пройдя по ссылке: http://belobldvorec.ru/?page_id=1179
Музей включает следующие экспозиции: «Православные страницы»; «Страницы, опаленные войной»; «Моя семейная реликвия»; «Прогулки по родному краю»; мини-музей народной куклы и народного костюма; мастер-класс «Белгородский сувенир».
Скиншот web-страницы сайта прилагается на рис. 1, 2.
Рис. 1, 2. Скиншот web-страниц сайта ГБУДО «БелОДДТ»
Музей отражает все направления: православие, военная тематика, семья, культура, родной город. Рассчитан на широкую аудиторию: дети, педагоги, родители.
С особым трепетом создавалась виртуальная экспозиция «Моя семейная реликвия». Это памятные страницы истории, согретые теплом родного дома, они помогают нам понять, как жили наши предки, как в лихие годы гонений сохранили святыни, дорогие и близкие сердцу вещи, передающиеся в роду по наследству.
Во многих семьях хранятся реликвии времён Великой Отечественной войны: треугольники солдатских писем с фронта, фотографии военных лет, ордена, медали — живые свидетели истории.
Реликвии Великой Победы мы размещаем в виртуальной экспозиции «Страницы, опалённые войной», чтобы передать следующим поколениям в цифровом формате.
Проект «Моя Белгородчина» стал победителем всероссийского конкурса проектов педагогов по сохранению культурной и исторической памяти в 2020 году, опыт работы представлен в сборнике Методических рекомендаций.
Но это — не главное, главное — неугасима память поколений!
На сегодняшний день в образовательных площадках приняли участие более 2500 обучающихся. В конкурсах медиапроектов приняли активное участие представители всех муниципальных образований Белгородской области.
Ежегодно сайт виртуального музея пополняется творческими медиапроектами. Сейчас идёт подготовительная работа к проведению конкурса медиапроектов «Открывая прошлое, сохраним будущее».
Работа по сохранению истории нашего края продолжается.
Все вышесказанное позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, использование медиаобразовательных технологий позволило нам расширить диапазон образовательных услуг в соответствии с запросами детей и их родителей.
Во-вторых, создание виртуального музея может рассматриваться как медиаобразовательная технология в процессе духовно-нравственного воспитания, применение которой нацелено на формирование отношения у обучающихся к социокультурным ценностям родного края и расширение их мотивационно-ценностной сферы для самосовершенствования.
В-третьих, использование медиаобразовательных технологий позволяет осуществлять дистанционное обучение, даёт возможность обмена информацией с внешней аудиторией, с обучающимися других образовательных организаций, проведения виртуальных экскурсий.
Важной целью современной системы дополнительного образования является адаптация обучающихся к новым социальным условиям.
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что использование медиаобразовательных технологий в организациях дополнительного образования мотивирует обучающихся к исследовательской, информационно-поисковой и аналитической деятельности, а также способствует развитию творческих способностей.
Мы надеемся, что наш опыт покажется вам интересным и пригодится в вашей музейной практике.
Литература:
1. Российская педагогическая энциклопедия. Т.1 / гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: Большая российская энциклопедия, 1993.
2. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности / под ред. А. В. Федорова. –Таганрог: Изд-во Таганрог. Гос.пед. ин-та, 2010.