Опыт изучения историко-культурного наследия региона (на примере города Циолковский Амурской области)
Авторы: Владыкина Эвелина Марковна, Зенина Алина Сергеевна
Рубрика: 26. Культурология
Опубликовано в
XLVII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, ноябрь 2022)
Дата публикации: 30.10.2022
Статья просмотрена: 137 раз
Библиографическое описание:
Владыкина, Э. М. Опыт изучения историко-культурного наследия региона (на примере города Циолковский Амурской области) / Э. М. Владыкина, А. С. Зенина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XLVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 44-50. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/464/17529/ (дата обращения: 16.12.2024).
Настоящая статья посвящена вопросам исследования историко-культурного наследия молодого города. Используя проблемно-тематический подход, автор рассматривает способы интеграции городских учреждений культуры для проектирования и реализации познавательных программ, определяет значимость экскурсионных и туристических маршрутов, ориентированных на изучение объектов истории и культуры города Циолковского.
Ключевые слова: молодой город, историко-культурное наследие, культурно-познавательный маршрут.
Город Циолковский является одним из молодых в составе Российской Федерации и самым молодым в Амурской области. Он появился благодаря развитию проекта по дальнейшему освоению космического пространства. В г. Циолковском имеется множество объектов, которые являются достопримечательностями, отражающими этапы исторического, социально-экономического и культурного развития территории. Благодаря градообразующему предприятию — космодрому «Восточный», который стал для экономики Амурской области не только высокотехнологичным предприятием, но и объектом пристального внимания жителей и гостей страны, вырос спрос на услуги в сфере туризма.
Одной из важнейших задач, стоящих перед современным обществом, является сохранение и актуализация историко-культурного наследия, являющегося национальным достоянием народов Российской Федерации. Для решения этой задачи целесообразно использовать объекты культурного наследия в образовательной, воспитательной и туристической сферах.
Проектирование и формирование новых экскурсионных маршрутов культурно-познавательного туризма в молодом городе Циолковский становится весьма актуальным в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019–2025 годы)» и Стратегии развития территориального туристского кластера Амурской области. Исходя из цели кластера — создания устойчивой структуры, направленной на формирование и продвижения качественного и конкурентоспособного туристического продукта региона на внутреннем российском рынке и обеспечение доступности туристических услуг на территории Амурской области, участникам кластера необходимо по новому осмыслить роль культуры и истории в общественном развитии. Для устойчивого развития территории, признавшей туризм как ресурс этого развития, первостепенное значение имеют природные ресурсы и историко-культурное наследие. Именно они являются базисом для развития туристического бизнеса. Важно понять необходимость сохранения существующего исторического культурного многообразия, так как объекты культуры имеют свойство разрушаться и изчезать, что приводит к снижению экономических и социальных показателей региона. Необходимо сосредоточить внимание на преумножении туристских возможностей региона за счёт появления новых объектов, в том числе техногенных (история создания и эксплуатация космодрома «Восточный», история становления молодого города Циолковский). В этой связи, важно проводить регулярные мониторинги состояния объектов культурного наследия, оперативно проводить восстановительные и реставрационные работы, принимать серьёзные меры по недопущению разрушений памятников истории и культуры, препятствовать забвению исторических мест и событий, тем самым сохранять историческую память. Это позволит культурно-познавательному туризму стать важным ресурсом муниципального развития, влияющим на культуру, экономику, социальную жизнь, экологию города, гарантом достижения реальных целей социально-экономического и социально-культурного развития муниципалитета.
Музеи, библиотеки, архивы города выступают как значимые институты, призванные сохранять и транслировать культурно-историческую память. Деятельность этих учреждений способствует формирования интереса жителей региона и его гостей к прошлому и настоящему.
Вопросы сохранения и использования в туристических целях объектов культурного наследия являются актуальными как для городов, насчитывающих длительный срок своего существования, так и для молодых городских образований, возникших несколько десятилетий тому назад.
Город стал преемником военного городка, где на протяжении многих лет вырабатывались духовные ценности, формировалась система традиций, обусловленная спецификой профессиональной деятельности его жителей. Эта система, сцементированная в традициях служения Отечеству, существующая всего 60 лет, выступает средоточием духовной жизни жителей города. Нет необходимости доказывать, что изучение историко-культурного наследия имеет огромное познавательное и воспитательное значение для молодежи. Оно помогает познать, как развивалась духовная культура, какие идеи и идеалы выдвигались в каждый этап передовыми людьми и какими духовно-нравственными ценностями жили ушедшие поколения.
Изучение и использование материалов для создания культурно-познавательного маршрута выявило несколько проблемных вопросов. Чтобы на них ответить приходится рассматривать максимально доступные источники, большое количество времени уделять только для поиска и доступа к интересующей информации, работать с различными формами её представления, для чего повышать диапазон своих компетенций, что тоже требует времени и ресурсов. Трудность заключалась и в том, что работать приходилось с нескольких географических локациях (музей, библиотека, архив, организации и предприятия, квартиры горожан), сталкиваться с низким уровнем каталогизации объектов культурного значения.
Исследователю необходимо изучить большой объём информации посредством формирования запроса поисковым системам, выбирая по крупицам материал, оставленный очевидцами событий, когда вводились в эксплуатацию объекты, выяснить кто автор, чья была задумка. Пригодились и коммуникативные умения при общении со старожилами города, ветеранами военной службы и ракетно-космической отрасли. Проведённая учебно-исследовательская работа «как процесс научного изучения какого-либо объекта с целью выявления его закономерности возникновения, развития и изменения, и преобразования его в интересах общества», всё же принесла свои результаты [3]. Оказалось, что картина с сохранением объектов культурного наследия далеко не такая благополучная, как хотелось бы. Этому есть объяснение: во-первых, менялись градообразующие предприятия, в следствие чего терялись причинно-следственные связи, разрушались межличностные взаимоотношения; во-вторых, в муниципалитете не было специалистов по сохранению наследия, многое сохранилось только благодаря людям, которые были не равнодушны к истории своего города, которые сами собирали материалы, хранили их дома и только в 2014 году при объявлении о создании городского музея, экспонаты и документы стали нести в культурно-досуговый центр «Восток» (далее — КДЦ «Восток»). Чтобы культурное наследие не осталось «вещью в себе», то есть не будет задействовано в жизни общества, необходимо сделать большую работу по приведению документов в соответствие нормам законодательства о культурном наследии.
Зачастую в экспозициях таких муниципальных музеев как в КДЦ «Восток», созданных самостоятельно без методической помощи регионального музея, встречаются ошибки в систематизации, способах подачи материала, в трактовке различных исторических периодов. Осмотр небольшого фонда музея показал немного хаотичный подход к комплектованию коллекций. Есть большое желание продолжить исследовательскую деятельность в музее.
Фонды библиотеки также оказались не систематизированными, нет общей электронной базы данных по периодической печати, нет архива газет, которые выпускались на территории города («Углегорские ведомости», боевые листки воинских частей, «Вестник космодрома «Свободный»). А ведь именно они являются держателями особо ценной информации, источниками нематериальных памятников истории. В планах муниципальной библиотеки — присоединиться к проекту модернизации «Культурная среда» и принять новый формат учреждения — стать модельной библиотекой. Руководство готово отработать не только уникальный дизайн, который подчеркнет космическую составляющую города, но и заявить новую миссию библиотеки — стать местом сосредоточения истории города, лучших практик культурных и социально-значимых мероприятий, создание особого пространства — космическая художественная мастерская имени Алексея Архиповича Леонова (летчик-космонавт, талантливый художник).
Рис. 1. В мастерской Алексея Леонова [5]
Музеи и библиотеки являются взаимодополняющими друг друга учреждениями. Экспонатами музея часто являются печатные периодические издания, книги, написанные жителями города, а на стеллажах библиотеки размещены арт-объекты, сделанные руками жителей-ветеранов. Имея свои специфические задачи, отраженные в уставной деятельности, у них все же единый подход к комплектованию, хранению и использованию предметов, документов, книг. Главное — они осуществляют важные научные и культурно-просветительские функции, а значит являются надёжными партнерами для туристической отрасли и могут вместе стать реперными точками на карте культурно-познавательного тура [2, с. 93].
В настоящее время музей и библиотека активно сотрудничают, совместно проводят массовые мероприятия, тематические выставки, участвуют в проектах муниципального и регионального уровнях. В перспективах интеграции музея и библиотеки видятся развитие каждого учреждения, формирование единого подхода к историческим ценностям. Через активное участие в культурно-познавательных маршрутах произойдёт повышение уровня значимости библиотеки и музея в социально-экономическом развитии молодого города.
Литература:
- Гаврилова, С. В. Библиотеки, архивы и музеи в создании единого информационного пространства / С. В. Гаврилова. — Текст: электронный// Журнал. — С. 49. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23945646 (дата обращения: 22.10.2022). — Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
- Гаврилова, С. В. Сотрудничество библиотек, музеев и архивов в области интеграции информационных ресурсов / С. В. Гаврилова. — Текст: электронный// «Культурная жизнь юга России». — 2014. — № 3 (54). — С.93, 95 — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotrudnichestvo-bibliotek-muzeev-i-arhivov-v-oblasti-integratsii-informatsionnyh-resursov (дата обращения: 24.10.2022).
- Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека. Инфопедия для углубленных знаний. — 2022. — URL: https://infopedia.su/9x444.html (дата обращения: 22.10.2022).
- Кибиткина, Г. Н. Интеграция архивов, музеев и библиотек. Из опыта работы объединенного Государственного архива Челябинской области / Г. Н. Кибиткина. — Текст: непосредственный// Меморативные ландшафты малых городов России и Польши = Krajobrazy pamięci małych miast Rosji i Polski: сборник научных трудов. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2022. — C. 250–255.
- Леонов Алексей Архипович в космосе: сайт Gamerwall.pro. — 2022. — URL: https://gamerwall.pro/11455-leonov-aleksej-arhipovich-v-kosmose.html (дата обращения: 29.10.2022). -Текст: электронный.
- Смирнов, В.Н., Палей, Д.Э., Курчинский, Д. Н. Библиотека, музей, архив: создания единого информационного ресурса. Проблемы и решения. / В. Н. Смирнов, Д. Э. Палей, Д. Н. Курчинский. — Текст: электронный// URL: https://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2001/tom/sec5/Doc13.HTML (дата обращения: 24.10.2022).
Ключевые слова
историко-культурное наследие, молодой город, культурно-познавательный маршрутПохожие статьи
Экскурсия как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста
Настоящая статья посвящена изучению экскурсии как средства экологического воспитания детей дошкольного возраста. В ходе исследования авторы анализируют специфику влияния экскурсии на познавательную способность детей, на закрепление в их ценностной си...
Виртуальная экскурсия как инструмент приобщения молодежи к культурно-историческому пространству города Николаевска-на-Амуре
Статья обобщает опыт создания проектной работы «Виртуальная экскурсия как инструмент приобщения молодежи к культурно-историческому пространству города Николаевска-на-Амуре». Проектная работа представляет пример взаимодействия возможностей современног...
Изучение опыта сохранения и популяризации культурного наследия на примере Калужской области
В статье обозначены проблемы, связанные с объектами культурного наследия на территории нашей страны и Калужской области. Рассматривается деятельность органов исполнительной власти региона, государственных учреждений, общественных организаций, направл...
Роль памятников истории и культуры в воспитании современной молодежи России
Нельзя пренебрегать влиянием культурно-исторических памятников на воспитание подрастающего поколения, формирование нравственных и духовных ценностей и ориентиров, чувства патриотизма. В настоящее время, когда происходит переписывание истории целых эп...
Исследовательский проект в изучении экологического состояния различных территорий г. Арзамаса
В данной статье рассматривается вопрос о применении метода проектов исследовательского характера младшими школьниками как личностно ориентированной технологии, способа самостоятельной деятельности учащегося через детальную разработку проблемы с конкр...
Опыт реализации ФГОС ДО по формированию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к миру природы в разнообразных видах деятельности
В статье описан опыт работы педагогов ДОО по реализации программы экологического образования по вопросу формирования у детей дошкольного возраста осознанного отношения к миру природы в разнообразных видах деятельности.
Формирование экологической культуры школьников в процессе реализации внеурочной деятельности по биологии
В статье рассматриваются вопросы формирования экологической культуры обучающихся средней школы через реализацию программы внеурочной деятельности эколого-биологической направленности «Экоклуб «Здоровая среда». Обоснована необходимость экологического ...
Историческое моделирование-реконструкция набережной и прилегающих территорий города Хабаровска в начале XX века
Статья посвящена созданию комплекса учебного материала для исследования истории родных мест через историческую реконструкцию облика набережной г. Хабаровска и прилегающих территорий в 1890–1910 годах в форме диорамы.
От мини-музеев детского сада к музею-заповеднику «Мариинск исторический»
Статья представляет описание опыта работы дошкольного учреждения по приобщению дошкольников к культурному наследию своего края, Родины через использование музейной педагогики, где одним из механизмов сбережения и трансляции достижений культуры выступ...
Музейная педагогика как средство формирования культурно-просветительской компетентности будущего учителя
В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности. Рассматривается проблема формирования культурно-просветительской компетентности будущих учителей в с...
Похожие статьи
Экскурсия как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста
Настоящая статья посвящена изучению экскурсии как средства экологического воспитания детей дошкольного возраста. В ходе исследования авторы анализируют специфику влияния экскурсии на познавательную способность детей, на закрепление в их ценностной си...
Виртуальная экскурсия как инструмент приобщения молодежи к культурно-историческому пространству города Николаевска-на-Амуре
Статья обобщает опыт создания проектной работы «Виртуальная экскурсия как инструмент приобщения молодежи к культурно-историческому пространству города Николаевска-на-Амуре». Проектная работа представляет пример взаимодействия возможностей современног...
Изучение опыта сохранения и популяризации культурного наследия на примере Калужской области
В статье обозначены проблемы, связанные с объектами культурного наследия на территории нашей страны и Калужской области. Рассматривается деятельность органов исполнительной власти региона, государственных учреждений, общественных организаций, направл...
Роль памятников истории и культуры в воспитании современной молодежи России
Нельзя пренебрегать влиянием культурно-исторических памятников на воспитание подрастающего поколения, формирование нравственных и духовных ценностей и ориентиров, чувства патриотизма. В настоящее время, когда происходит переписывание истории целых эп...
Исследовательский проект в изучении экологического состояния различных территорий г. Арзамаса
В данной статье рассматривается вопрос о применении метода проектов исследовательского характера младшими школьниками как личностно ориентированной технологии, способа самостоятельной деятельности учащегося через детальную разработку проблемы с конкр...
Опыт реализации ФГОС ДО по формированию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к миру природы в разнообразных видах деятельности
В статье описан опыт работы педагогов ДОО по реализации программы экологического образования по вопросу формирования у детей дошкольного возраста осознанного отношения к миру природы в разнообразных видах деятельности.
Формирование экологической культуры школьников в процессе реализации внеурочной деятельности по биологии
В статье рассматриваются вопросы формирования экологической культуры обучающихся средней школы через реализацию программы внеурочной деятельности эколого-биологической направленности «Экоклуб «Здоровая среда». Обоснована необходимость экологического ...
Историческое моделирование-реконструкция набережной и прилегающих территорий города Хабаровска в начале XX века
Статья посвящена созданию комплекса учебного материала для исследования истории родных мест через историческую реконструкцию облика набережной г. Хабаровска и прилегающих территорий в 1890–1910 годах в форме диорамы.
От мини-музеев детского сада к музею-заповеднику «Мариинск исторический»
Статья представляет описание опыта работы дошкольного учреждения по приобщению дошкольников к культурному наследию своего края, Родины через использование музейной педагогики, где одним из механизмов сбережения и трансляции достижений культуры выступ...
Музейная педагогика как средство формирования культурно-просветительской компетентности будущего учителя
В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности. Рассматривается проблема формирования культурно-просветительской компетентности будущих учителей в с...