В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Слово о моем Хабаровском крае» в системе среднего профессионального образования Хабаровского края.
Ключевые слова: талантливая молодежь, профессиональное образование, научная активность, социальные технологии выявления и поддержки, патриотическое воспитание.
Гражданско-патриотическое воспитание современной студенческой молодежи находится в фокусе пристального внимания социальной общественности. Трансформация данного процесса заключается в создании и внедрении таких технологий, которые позволят обучающимся включаться в осмысленное проживание и переживание индивидуальной и коллективной деятельности различной направленности. Вместе с этим, контентом для новых технологий остается историческое и культурное наследие страны. Об этом же свидетельствует и высказывание Николая Карамзина, который в письмах русского путешественника отметил: «Говорят, что наша история сама по себе менее других занимательна; не думаю: нужен только ум, вкус, талант. Можно выбрать, одушевить, раскрасить, и все удивятся…».
В марте отделом развития инновационной и научно-исследовательской работы Хабаровского краевого института развития образования был инициирован краевой конкурс научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Слово о моем Хабаровском крае», который был посвящен празднованию Года культурного наследия народов России.
Цель конкурса расшифровка и популяризация культурного кода Хабаровского края.
Краевой конкурс позволил: создать условия для гражданско-патриотического воспитания через реализацию научного потенциала и повышения результативности научно-исследовательской деятельности обучающихся профессиональных образовательных организаций; создать базу патриотических маршрутов на основе территориальных туристических ресурсов; повысить профессиональную идентичность в рамках выбранной профессии через научное осмысление исторических событий; выявить и поддержать инициативную и талантливую молодежь системы среднего профессионального образования Хабаровского края.
Особенностью конкурса «Слово о моем Хабаровском крае» являлось то, что конкурсанту вместе с педагогом-наставником предстояло пройти весь путь начинающего исследователя: задумать – инициировать, разработать, оформить, пройти экспертизу, адаптировать, внедрить, диссеминировать на широкий круг общественности.
|
|
Рис. 1. Краевой конкурс научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Слово о моем Хабаровском крае», посвящённый празднованию Года культурного наследия народов России |
|
Выразив желание учувствовать в конкурсе, студенты и педагоги наставники прошли обучение у партнеров конкурса: Хабаровского краевого музея имени Н.И. Гродекова, государственного архива Хабаровского края, Единого агентства путешествий, Совета молодых ученых и специалистов при Губернаторе Хабаровского края, Дальневосточной региональной Ассоциации туризма.
В ходе обучения студенты приобрели: знания об интегративной роли архивов в сохранении и трансформации исторической памяти и о музейном фонде; умения пользоваться квест-технологиями, оформлять экскурсионные квесты и формировать портфель гида; научно-исследовательские навыки поиска, запроса и оформления первоисточников о культурном наследии Хабаровского края, а также артефактов, посвященных профессиональным традициям рабочих профессий и специальностей.
Полученные знания, умения и навыки студенты профессиональных образовательных организаций Хабаровского края воплотили в разработке индивидуальных научно-исследовательских проектов экскурсионных маршрутов: городских квестов, онлайн квестов, кветрумов. Шестнадцать из них были допущены к очной защите.
Экспертную оценку осуществляла комиссия, в состав которой вошли представители научного и профессионального сообщества из учреждений высшего образования Хабаровского края, организаций партнеров, а также индустрии туризма.
Этап разработки заканчивался очной защитой исследовательских проектов, в ходе которой члены экспертной комиссии высоко оценили в проектах студентов компетентность в теме исследования, инновационный подход, нестандартные формы подачи материала и реалистичность проектов.
С 11 мая по 09 июня 2022 года 14 экскурсионных маршрутов были внедрены. География экскурсантов широкая: школьники и студенты Чегдомына, Ванина, районного поселка Хор, г. Комсомольска-на-Амуре и Хабаровска стали активными участниками экскурсионных квестов проводимых студентами и педагогами наставниками системы среднего профессионального образования Хабаровского края.
Коротко о цифрах конкурса: 16 экскурсионных маршрутов; 48 гидов-студентов (авторов); 32 педагогов-наставников; 416 экскурсантов – школьников и студентов; 25 экспертов – партнеров (из сферы науки, туризма, культуры). Более 500 человек, ветеранов, педагогов, представителей музеев, архивов, библиотек, заводов и другой общественности, владеющей информацией о фактах и событиях культурного наследия Хабаровского края, были задействованы в ходе реализации краевого конкурса.
Специфика данного конкурса заключается в соединении результатов работы каждого участника, представляющего культурное наследие своей малой родины, города или поселка в единый проект, где вклад каждого участника не повторим. Таким образом, становится символичным, что в этом конкурсе посвященному культурному наследию Хабаровского края нет проигравших!
Площадкой для диссеминации внедренных интерактивных экскурсионных маршрутов стала IX Краевая научно-практическая конференция «Молодая наука: достижения, проекты, инновации» с международным участием. В рамках которой участники представили инициированные в марте, оформленные в апреле, прошедшие экспертизу в мае, внедренные в мае – июне 2022 года научно-исследовательские проекты интерактивных экскурсий.
На всем протяжении нелегко научно-исследовательского пути молодых исследователей поддерживают их педагоги-наставники. Их роль трудно переоценить в подготовки студентов, ведь начиная от выбора тем, постановки целей и задач, определения методов познания и созидания, и заканчивая тренировкой к выступлению, они все время являются для ребят и оптимистом, и реалистом, и прагматиком, и критиком одновременно.
Молодых исследователей в сфере среднего профессионального образования поддерживают на уровне Министерства образования и науки края, награждая наиболее талантливых, активных и целеустремленных студентов, разработавших перспективные и инновационные проекты.
По результатам краевого конкурса выпущено научно-популярное издание «Слово о моем Хабаровском крае: калейдоскоп исторических фактов». В нем собраны примечательные и познавательные факты об объектах культурного наследия и этнокультурного многообразия Хабаровского края, а также профессиональном культурном коде региона, которые с разных сторон отражают неповторимость и узнаваемость Хабаровского края.
Материал разбит по трем тематическим рубрикам.
Раздел 1. Городской квест «Объекты культурного наследия Хабаровского края» (о памятных местах истории и культуры Хабаровского края)
ХАБАРОВСК В ОГНЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ Авторы: Будкова Анастасия Евгеньевна, Шляхетская Дарья Владимировна, Коростина Людмила Александровна Педагоги-наставники: Тюняев Максим Вячеславович, Влезько Светлана Олеговна Хабаровский колледж отраслевых технологий и сферы обслуживания |
ПЕРВЫЙ Авторы: Артеха Алёна Владимировна, Печатнова Полина Игоревна Педагог-наставник: Чикишева Анастасия Сергеевна Хабаровский педагогический колледж имени Героя Советского Союза Д.Л. Калараша |
ПО ЮЖНЫМ ОКРАИНАМ… Авторы: Чулочников Александр Алексеевич, Горяйнов Денис Евгеньевич, Ерёмин Алексей Александрович Педагог-наставник: Никифорова Дарья Александровна Хабаровский промышленно-экономический техникум |
ЗНАКОМЫЙ НЕЗНАКОМЫЙ КОМСОМОЛЬСК Авторы: Бирюков Данила Иванович, Губанов Александр Владимирович Педагоги-наставники: Волынкин Виктор Вячеславович, Толстова Елена Ивановна Комсомольский-на-Амуре строительный колледж |
КОМСОМОЛЬСК – СОВЕТСКИЙ ГОРОД Авторы: Черных Сергей Степанович, Кускова Виктория Алексеевна Педагог-наставник: Логунова Зинаида Петровна Комсомольский-на-Амуре судомеханический техникум им. Героя Советского Союза В. В. Орехова |
ТРОПОЮ КОМСОМОЛЬЦЕВ ПРОЙДЕМ ПО ИСТОРИИ КРАЯ Авторы: Андриенко Евгений Сергеевич, Елохин Даниил Романович, Слободянюк Владимир Александрович Педагоги-наставники: Ковалева Елена Викторовна, Ильченко Дмитрий Александрович Губернаторский авиастроительный колледж г. Комсомольска-на-Амуре |
Раздел 2. Онлайн-квест «Этнокультурное многообразие Хабаровского края» (о разнообразии этносов Хабаровского края и их культур)
ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ… Авторы: Луханин Денис Алексеевич, Сгудеев Данила Дмитриевич Педагоги-наставники: Колесник Ирина Владимировна Хабаровский колледж отраслевых технологий и сферы обслуживания |
ЛЮДИ АМУРА Авторы: Савов Денис Викторович, Решетникова Екатерина Сергеевна Педагоги-наставники: Егорова Елена Юрьевна, Кондратьева Галина Петровна Чегдомынский горно-технологический техникум |
СКАЗАНИЕ ЗЕМЛИ ОРОЧИСЭЛ Автор: Семенов Дмитрий Дмитриевич Педагоги-наставники: Обыдённова Надежда Сергеевна, Дода Татьяна Владимировна Ванинский межотраслевой колледж |
НАРОДЫ ПРИАМУРЬЯ, КАК ЦВЕТЫ НА ЛУГУ Авторы: Дигор Маргарита Викторовна, Дигор Вероника Андреевна Педагоги-наставники: Помораева Анна Ивановна Комсомольский-на-Амуре судомеханический техникум им. Героя Советского Союза В. В. Орехова |
ТАЙНЫ КОРРЕНЫХ НАРОДОВ Авторы: Хланта Алина Витальевна, Лещинская Ксения Сергеевна, Лю Анастасия Романовна Педагог-наставник: Куроптева Александра Юрьевна Хабаровский торгово-экономический техникум |
СЛОВО РОДНОЙ ЗЕМЛИ: СТРАНИЦЫ СКАЗОК КОРЕННЫХ НАРОДОВ ПРИАМУРЬЯ Авторы: Малышкина Алена Сергеевна, Власенко Дарья Андреевна Педагоги-наставники: Кальницкая Ирина Геннадьевна Хабаровский педагогический колледж имени Героя Советского Союза Д.Л. Калараша |
Раздел 3. Квеструм «Профессиональный культурный код Хабаровского края» (о наследии предприятий, профессий и профессионалов Хабаровского края)
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ И КУЛЬТУРНЫЙ КОД СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ В КРАСНОФЛОТСКОМ РАЙОНЕ Фурман Ольга Александровна Педагоги-наставники: Семенова Ольга Валентиновна, Анищенко Елена Алексеевна Хабаровский технический колледж |
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ХАБАРОВСК: СЕКРЕТЫ СВАРОЧНОГО МАСТЕРСТВА Тимофеева Виктория Александровна, Долгова Анна Александровна, Валехова Марина Александровна Педагоги-наставники: Огнев Сергей Владимирович, Головченко Дарья Андреевна Хабаровский техникум городской инфраструктуры и промышленного производства |
СОВРЕМЕННЫЙ МИР ПРОФЕССИЙ В АГРОПРОМЕ Авторы: Лунькова Екатерина Евгеньевна, Кобзаренко Андрей Владимирович Педагоги-наставники: Залевская Сталина Владимировна Хорский агропромышленный техникум |
БЯНГАЛЯ: НАСЛЕДИЕ ПОВАРСКОГО ДЕЛА Авторы: Семенова Влада Дмитриевна, Коренева Ангелина Евгеньевна Педагоги-наставники: Еремина Светлана Ринатовна Хабаровский торгово-экономический техникум |
В заключение издания представлены фотографии внедренческого этапа проекта, позволяющие окунуться в атмосферу культурного наследия и познакомиться с маршрутами, апробированными в 2022 году.
Широкое привлечение краеведческого содержания, оригинальность замысла, композиционная и структурная целостность изложения материала позволят широкому кругу читателей: совершить увлекательное путешествие во времени; сформировать чувство гордости за свой край, свою страну; приумножить знания о профессиях.
Уникальность научно-популярного издания «Слово о моем Хабаровском крае» заключается в том, что оно является экскурсионным предложением для всех интересующихся историей Хабаровского края, желающих больше узнать о разнообразии этносов Хабаровского края и их культур, памятных местах в контексте исторических событий региона, а также о культурном коде рабочих профессий.
Благодарим студентов и их наставников за участие в конкурсе научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Слово о моем Хабаровском крае», за изучение истории Хабаровского края, за внимание к коренным малочисленным народам нашего региона, за уважение к профессиональному культурному коду, за сохранение исторической памяти.