Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

«МАРШРУТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ: по следам научных волонтеров»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края

Спецвыпуск
20.08.2025
6
Поделиться
Аннотация
В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «МАРШРУТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ: по следам научных волонтеров» в системе среднего профессионального образования Хабаровского края.
Библиографическое описание
Кузнецова, Д. С. «МАРШРУТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ: по следам научных волонтеров»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края / Д. С. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 34.1 (585.1). — С. 4-8. — URL: https://moluch.ru/archive/585/128036.


В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «МАРШРУТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ: по следам научных волонтеров» в системе среднего профессионального образования Хабаровского края.

Ключевые слова: талантливая молодежь, профессиональное образование, научная активность, социальные технологии выявления и поддержки, патриотическое воспитание.

Говорят, что наша история

и наука сами по себе менее других интересны; не думаю:

нужен только ум, вкус, талант.

Можно выбрать, одушевить, раскрасить, и все удивятся…

Гражданско-патриотическое воспитание современной студенческой молодежи находится в фокусе пристального внимания социальной общественности. Трансформация данного процесса заключается в создании и внедрении таких технологий, которые позволят обучающимся включаться в осмысленное проживание и переживание индивидуальной и коллективной деятельности различной направленности. Вместе с этим, контентом для новых технологий остается историческое, культурное и научное наследие страны.

В 2025 году наша страна отмечает 80-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Кроме того, с 2022 по 2031 годы объявлено о проведении Десятилетия науки и технологий. [5]. В марте отделом развития инновационной и научно-исследовательской работы Хабаровского краевого института развития образования имени был инициирован краевой конкурс научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «МАРШРУТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ: по следам научных волонтеров», который стал продолжением конкурсов «Маршрут Великой Победы» [4], «Слово о моем Хабаровском крае» [3], «Диалог академической науки и профессионального образования» [1], «Наука профессионального образования: по следам научных волонтеров» [2]. Конкурсы проводились ежегодно с 2021 года по 2024 год.

В этом году целью конкурса стала расшифровка и популяризация научного наследия Хабаровского края и истории Великой Отечественной войны, формирование позитивного образа защитника Отечества.

Краевой конкурс позволил: увеличить результативность научно-исследовательской деятельности обучающихся через создание базы патриотических маршрутов на основе территориальных научных ресурсов; повысить профессиональную и гражданскую идентичности в рамках выбранной профессии путем осмысления научного и исторического наследия; выявить и поддержать инициативную и талантливую молодежь системы среднего профессионального образования Хабаровского края.

Особенностью конкурса «МАРШРУТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ: по следам научных волонтеров» являлось то, что конкурсанту вместе с педагогом-наставником предстояло пройти весь путь начинающего исследователя: задумать, инициировать, разработать, оформить, пройти экспертизу, адаптировать, внедрить, диссеминировать на широкий круг общественности.

Выразив желание участвовать в конкурсе, студенты и педагоги наставники прошли обучение. В ходе которого приобрели: знания о квиз-технологии и этапах составления экскурсионного квиза; умения составлять авторский очерк; научно-исследовательские навыки поиска, запроса и оформления первоисточников о научном и историческом наследии.

Полученные знания, умения и навыки студенты профессиональных образовательных организаций Хабаровского края воплотили в разработке индивидуальных научно-исследовательских проектов экскурсионных маршрутов, представляющие собой: оригинальные авторские научно-исследовательские проекты интерактивных квиз-экскурсий, включающие: исторические факты, биографии ученых, открытия и достижения, «науку для жизни». Тематика экскурсионных квизов – конкретная научная область: машиностроение, транспортная система, краеведение, биология, ботаника, химия, геология, медицина, энергетика, оружиеведение, разведывательная деятельность, железнодорожная система, танкостроение и другие. Путешествие в мир науки завершается знакомством с ветераном, ведущим профессиональную или научно-исследовательскую деятельность в обозначенных научных сферах. Рамки исторической ретроспективы – годы Великой Отечественной войны. 14 экскурсионных квизов были допущены к очной защите.

Этап разработки заканчивался очной защитой исследовательских проектов, в ходе которой члены экспертной комиссии высоко оценили в проектах студентов компетентность в теме исследования, инновационный подход, нестандартные формы подачи материала и реалистичность проектов.

С 08 по 25 мая 2025 года 12 экскурсионных маршрутов были внедрены. География экскурсантов широкая: школьники и студенты г. Вяземский, г. Николаевска-на-Амуре, г. Комсомольска-на-Амуре и Хабаровска стали активными участниками экскурсионных квизов проводимых студентами и педагогами-наставниками системы среднего профессионального образования Хабаровского края.

Коротко о цифрах конкурса: 14 экскурсионных маршрутов; 52 гидов-студентов (авторов); 28 педагогов-наставников; 456 экскурсантов – школьников и студентов; 20 экспертов – партнеров (из сферы науки).

Специфика данного конкурса заключается в соединении результатов работы каждого участника, представляющего научное и историческое наследие выбранной тематики в единый проект, где вклад каждого участника не повторим. Таким образом, становится символичным, что в этом конкурсе посвященному научному и историческому наследию времен Великой Отечественной войны нет проигравших!

Площадкой для диссеминации внедренных интерактивных экскурсионных маршрутов стала XII Краевая научно-практическая конференция «Молодая наука: достижения, проекты, инновации» с международным участием. В рамках которой участники представили инициированные в марте, оформленные в апреле, прошедшие экспертизу в мае, внедренные в мае – июне 2025 года научно-исследовательские проекты интерактивных экскурсий.

Победители, лауреаты, ученые и наставники V Краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «МАРШРУТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ: по следам научных волонтеров»

Рис. 1. Победители, лауреаты, ученые и наставники V Краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «МАРШРУТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ: по следам научных волонтеров»

На всем протяжении нелегко научно-исследовательского пути молодых исследователей поддерживают их педагоги-наставники. Их роль трудно переоценить в подготовки студентов, ведь начиная от выбора тем, постановки целей и задач, определения методов познания и созидания, и заканчивая тренировкой к выступлению, они все время являются для ребят и оптимистом, и реалистом, и прагматиком, и критиком одновременно.

Молодых исследователей в сфере среднего профессионального образования поддерживают на уровне Министерства образования и науки края, награждая наиболее талантливых, активных и целеустремленных студентов, разработавших перспективные и инновационные проекты.

Одним из результатов конкурса стал каталог-маршрутов – набор-открыток, который включает описание 12 экскурсионных квизов.

Таблица 1

Оригинальные авторские научно-исследовательские проекты интерактивных квиз-экскурсий, включающие авторский очерк о защитнике Отечества

Название экскурсионного квиза

Авторский очерк

ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ – ОПОРА ФРОНТА

Краснов Николай Федорович,

фронтовик, поэт, выпускник колледжа

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ ПОЛК

Кириллов Аркадий Андрианович,

инженер-геолог

«ЭХ, ПУТЬ-ДОРОЖКА ФРОНТОВАЯ!»: особенности транспортной системы

в годы Великой Отечественной войны

Подопригора Захар Павлович,

фронтовик, механик, педагог техникума

«ДОРОГОЙ ТРУДНОЙ И ПРЯМОЙ ОНИ УШЛИ НА ПОДВИГ СВОЙ»:

вклад малочисленных народов в Победу

Киле Николай Батунович,

кандидат филологических наук, фронтовик

«СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ»: вклад животных

в Великую Победу

Мазовер Александр Павлович,

фронтовик, специалист-кинолог

ЛЕКАРИ ПОБЕДЫ: открытия

и изобретения советских врачей

Буторин Иван Михайлович,

фронтовик, полковник медицинской службы

«ПУТЬ ПОБЕДЫ ОСВЕЩАЯ»:

как энергетики приближали Победу

Воропаев Сергей Степанович,

фронтовик, механизатор, основатель династии

АРСЕНАЛ ПОБЕДЫ:

значение различных видов оружия в победе над фашизмом

Шпагин Георгий Семенович,

оружейник, талантливый конструктор

«ИМ НЕЛЬЗЯ БЫТЬ ИЗВЕСТНЫМИ»: разведчики, изменившие историю Великой Отечественной войны

Судоплатов Павел Анатольевич,

советский разведчик

«ДО СТАНЦИИ ПОБЕДА»:

история железнодорожного тыла в период Великой Отечественной войны

Панов Александр Семёнович,

фронтовик, железнодорожник

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

в годы Великой Отечественной войны

Алёхин Василий Васильевич,

геоботаник-фитоценолог

«СТАЛЬНАЯ БРОНЯ ПОБЕДЫ»: танкостроение в годы Великой Отечественной войны

Борисенко Григорий Яковлевич,

фронтовик, танкист

Уникальность набора открыток «МАРШРУТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ: по следам научных волонтеров» заключается в том, что, заинтересовавшись определенной темой, каждый может стать участником познавательного экскурсионного квиза, предварительно оставив заявку автору-организатору.

Научно-популярное издание «МАРШРУ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ: по следам научных волонтеров»

Рис.2. Научно-популярное издание «МАРШРУ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ: по следам научных волонтеров»

Надеемся, что участники не остановятся на достигнутом и в будущем продолжат свои научно-исследовательские изыскания, а сегодня станут примером для сверстников и гордостью для своих педагогов-наставников!

Литература:

  1. Кузнецова Д.С. «Диалог академической науки и профессионального образования»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края / Д.С. Кузнецова // Молодой ученый. – 2023. – № 31.1 (478.1). – С. 5-7.
  2. Кузнецова Д.С. «Наука профессионального образования: по следам научных волонтеров»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края / Д.С. Кузнецова // Молодой ученый. – 2024. – № 33.1 (532.1). – С. 5-8.
  3. Кузнецова Д.С. «Слово о моем Хабаровском крае»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края / Д.С. Кузнецова // Молодой ученый. – 2022. – № 30.1 (425.1). – С. 3-6.
  4. Кузнецова Д.С. Социальные технологии повышения профессиональной идентичности и развития гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования (региональный аспект) / Д.С. Кузнецова // Молодой ученый. – 2021. – № 31.1 (373.1). – С. 1-4.
  5. Указ «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий» №231 от 25.04.2022. – URL: http://kremlin.ru/acts/news/68278
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Похожие статьи
«Наука профессионального образования: по следам научных волонтеров»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края
«Диалог академической науки и профессионального образования»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края
Социальные технологии повышения профессиональной идентичности и развития гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования (региональный аспект)
«Слово о моем Хабаровском крае»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края
Научно-исследовательские проектные практики студенческой молодежи среднего профессионального образования для пользы региона и будущей карьеры (на примере Хабаровского края)
Молодая наука Хабаровского края: достижения, проекты, инновации

Молодой учёный