В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «МАРШРУТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ: по следам научных волонтеров» в системе среднего профессионального образования Хабаровского края.
Ключевые слова: талантливая молодежь, профессиональное образование, научная активность, социальные технологии выявления и поддержки, патриотическое воспитание.
Говорят, что наша история
и наука сами по себе менее других интересны; не думаю:
нужен только ум, вкус, талант.
Можно выбрать, одушевить, раскрасить, и все удивятся…
Гражданско-патриотическое воспитание современной студенческой молодежи находится в фокусе пристального внимания социальной общественности. Трансформация данного процесса заключается в создании и внедрении таких технологий, которые позволят обучающимся включаться в осмысленное проживание и переживание индивидуальной и коллективной деятельности различной направленности. Вместе с этим, контентом для новых технологий остается историческое, культурное и научное наследие страны.
В 2025 году наша страна отмечает 80-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Кроме того, с 2022 по 2031 годы объявлено о проведении Десятилетия науки и технологий. [5]. В марте отделом развития инновационной и научно-исследовательской работы Хабаровского краевого института развития образования имени был инициирован краевой конкурс научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «МАРШРУТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ: по следам научных волонтеров», который стал продолжением конкурсов «Маршрут Великой Победы» [4], «Слово о моем Хабаровском крае» [3], «Диалог академической науки и профессионального образования» [1], «Наука профессионального образования: по следам научных волонтеров» [2]. Конкурсы проводились ежегодно с 2021 года по 2024 год.
В этом году целью конкурса стала расшифровка и популяризация научного наследия Хабаровского края и истории Великой Отечественной войны, формирование позитивного образа защитника Отечества.
Краевой конкурс позволил: увеличить результативность научно-исследовательской деятельности обучающихся через создание базы патриотических маршрутов на основе территориальных научных ресурсов; повысить профессиональную и гражданскую идентичности в рамках выбранной профессии путем осмысления научного и исторического наследия; выявить и поддержать инициативную и талантливую молодежь системы среднего профессионального образования Хабаровского края.
Особенностью конкурса «МАРШРУТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ: по следам научных волонтеров» являлось то, что конкурсанту вместе с педагогом-наставником предстояло пройти весь путь начинающего исследователя: задумать, инициировать, разработать, оформить, пройти экспертизу, адаптировать, внедрить, диссеминировать на широкий круг общественности.
Выразив желание участвовать в конкурсе, студенты и педагоги наставники прошли обучение. В ходе которого приобрели: знания о квиз-технологии и этапах составления экскурсионного квиза; умения составлять авторский очерк; научно-исследовательские навыки поиска, запроса и оформления первоисточников о научном и историческом наследии.
Полученные знания, умения и навыки студенты профессиональных образовательных организаций Хабаровского края воплотили в разработке индивидуальных научно-исследовательских проектов экскурсионных маршрутов, представляющие собой: оригинальные авторские научно-исследовательские проекты интерактивных квиз-экскурсий, включающие: исторические факты, биографии ученых, открытия и достижения, «науку для жизни». Тематика экскурсионных квизов – конкретная научная область: машиностроение, транспортная система, краеведение, биология, ботаника, химия, геология, медицина, энергетика, оружиеведение, разведывательная деятельность, железнодорожная система, танкостроение и другие. Путешествие в мир науки завершается знакомством с ветераном, ведущим профессиональную или научно-исследовательскую деятельность в обозначенных научных сферах. Рамки исторической ретроспективы – годы Великой Отечественной войны. 14 экскурсионных квизов были допущены к очной защите.
Этап разработки заканчивался очной защитой исследовательских проектов, в ходе которой члены экспертной комиссии высоко оценили в проектах студентов компетентность в теме исследования, инновационный подход, нестандартные формы подачи материала и реалистичность проектов.
С 08 по 25 мая 2025 года 12 экскурсионных маршрутов были внедрены. География экскурсантов широкая: школьники и студенты г. Вяземский, г. Николаевска-на-Амуре, г. Комсомольска-на-Амуре и Хабаровска стали активными участниками экскурсионных квизов проводимых студентами и педагогами-наставниками системы среднего профессионального образования Хабаровского края.
Коротко о цифрах конкурса: 14 экскурсионных маршрутов; 52 гидов-студентов (авторов); 28 педагогов-наставников; 456 экскурсантов – школьников и студентов; 20 экспертов – партнеров (из сферы науки).
Специфика данного конкурса заключается в соединении результатов работы каждого участника, представляющего научное и историческое наследие выбранной тематики в единый проект, где вклад каждого участника не повторим. Таким образом, становится символичным, что в этом конкурсе посвященному научному и историческому наследию времен Великой Отечественной войны нет проигравших!
Площадкой для диссеминации внедренных интерактивных экскурсионных маршрутов стала XII Краевая научно-практическая конференция «Молодая наука: достижения, проекты, инновации» с международным участием. В рамках которой участники представили инициированные в марте, оформленные в апреле, прошедшие экспертизу в мае, внедренные в мае – июне 2025 года научно-исследовательские проекты интерактивных экскурсий.
Рис. 1. Победители, лауреаты, ученые и наставники V Краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «МАРШРУТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ: по следам научных волонтеров»
На всем протяжении нелегко научно-исследовательского пути молодых исследователей поддерживают их педагоги-наставники. Их роль трудно переоценить в подготовки студентов, ведь начиная от выбора тем, постановки целей и задач, определения методов познания и созидания, и заканчивая тренировкой к выступлению, они все время являются для ребят и оптимистом, и реалистом, и прагматиком, и критиком одновременно.
Молодых исследователей в сфере среднего профессионального образования поддерживают на уровне Министерства образования и науки края, награждая наиболее талантливых, активных и целеустремленных студентов, разработавших перспективные и инновационные проекты.
Одним из результатов конкурса стал каталог-маршрутов – набор-открыток, который включает описание 12 экскурсионных квизов.
Таблица 1
Оригинальные авторские научно-исследовательские проекты интерактивных квиз-экскурсий, включающие авторский очерк о защитнике Отечества
|
Название экскурсионного квиза |
Авторский очерк |
|
ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ – ОПОРА ФРОНТА |
Краснов Николай Федорович, фронтовик, поэт, выпускник колледжа |
|
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ ПОЛК |
Кириллов Аркадий Андрианович, инженер-геолог |
|
«ЭХ, ПУТЬ-ДОРОЖКА ФРОНТОВАЯ!»: особенности транспортной системы в годы Великой Отечественной войны |
Подопригора Захар Павлович, фронтовик, механик, педагог техникума |
|
«ДОРОГОЙ ТРУДНОЙ И ПРЯМОЙ ОНИ УШЛИ НА ПОДВИГ СВОЙ»: вклад малочисленных народов в Победу |
Киле Николай Батунович, кандидат филологических наук, фронтовик |
|
«СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ»: вклад животных в Великую Победу |
Мазовер Александр Павлович, фронтовик, специалист-кинолог |
|
ЛЕКАРИ ПОБЕДЫ: открытия и изобретения советских врачей |
Буторин Иван Михайлович, фронтовик, полковник медицинской службы |
|
«ПУТЬ ПОБЕДЫ ОСВЕЩАЯ»: как энергетики приближали Победу |
Воропаев Сергей Степанович, фронтовик, механизатор, основатель династии |
|
АРСЕНАЛ ПОБЕДЫ: значение различных видов оружия в победе над фашизмом |
Шпагин Георгий Семенович, оружейник, талантливый конструктор |
|
«ИМ НЕЛЬЗЯ БЫТЬ ИЗВЕСТНЫМИ»: разведчики, изменившие историю Великой Отечественной войны |
Судоплатов Павел Анатольевич, советский разведчик |
|
«ДО СТАНЦИИ ПОБЕДА»: история железнодорожного тыла в период Великой Отечественной войны |
Панов Александр Семёнович, фронтовик, железнодорожник |
|
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ в годы Великой Отечественной войны |
Алёхин Василий Васильевич, геоботаник-фитоценолог |
|
«СТАЛЬНАЯ БРОНЯ ПОБЕДЫ»: танкостроение в годы Великой Отечественной войны |
Борисенко Григорий Яковлевич, фронтовик, танкист |
Уникальность набора открыток «МАРШРУТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ: по следам научных волонтеров» заключается в том, что, заинтересовавшись определенной темой, каждый может стать участником познавательного экскурсионного квиза, предварительно оставив заявку автору-организатору.
Рис.2. Научно-популярное издание «МАРШРУ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ: по следам научных волонтеров»
Надеемся, что участники не остановятся на достигнутом и в будущем продолжат свои научно-исследовательские изыскания, а сегодня станут примером для сверстников и гордостью для своих педагогов-наставников!
Литература:
- Кузнецова Д.С. «Диалог академической науки и профессионального образования»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края / Д.С. Кузнецова // Молодой ученый. – 2023. – № 31.1 (478.1). – С. 5-7.
- Кузнецова Д.С. «Наука профессионального образования: по следам научных волонтеров»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края / Д.С. Кузнецова // Молодой ученый. – 2024. – № 33.1 (532.1). – С. 5-8.
- Кузнецова Д.С. «Слово о моем Хабаровском крае»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края / Д.С. Кузнецова // Молодой ученый. – 2022. – № 30.1 (425.1). – С. 3-6.
- Кузнецова Д.С. Социальные технологии повышения профессиональной идентичности и развития гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования (региональный аспект) / Д.С. Кузнецова // Молодой ученый. – 2021. – № 31.1 (373.1). – С. 1-4.
- Указ «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий» №231 от 25.04.2022. – URL: http://kremlin.ru/acts/news/68278

