«Наука профессионального образования: по следам научных волонтеров»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кузнецова, Д. С. «Наука профессионального образования: по следам научных волонтеров»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края / Д. С. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 33.1 (532.1). — С. 5-8. — URL: https://moluch.ru/archive/532/117110/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Наука профессионального образования: по следам научных волонтеров» в системе среднего профессионального образования Хабаровского края.

Ключевые слова: талантливая молодежь, профессиональное образование, научная активность, социальные технологии выявления и поддержки, патриотическое воспитание.

Говорят, что наука сама по себе не интересна: не думаю; нужен только ум, вкус, талант. Можно выбрать, одушевить, раскрасить, и все удивятся…

Гражданско-патриотическое воспитание современной студенческой молодежи находится в фокусе пристального внимания социальной общественности. Трансформация данного процесса заключается в создании и внедрении таких технологий, которые позволят обучающимся включаться в осмысленное проживание и переживание индивидуальной и коллективной деятельности различной направленности. Вместе с этим, контентом для новых технологий остается историческое, культурное и научное наследие страны.

Президент России Владимир Путин объявил о проведении с 2022 по 2031 год Десятилетия науки и технологий [3]. В марте отделом развития инновационной и научно-исследовательской работы Хабаровского краевого института развития образования имени был инициирован краевой конкурс научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Наука профессионального образования: по следам научных волонтеров», который стал продолжением конкурса «Маршрут Великой Победы», проводимом в 2021 году, конкурса «Слово о моем Хабаровском крае», проводимом в 2022 году, и «Диалог академической науки и профессионального образования», проводимом в 2023 году.

В этом году целью конкурса стала расшифровка и популяризация научного наследия Хабаровского края и формирование позитивного образа современного педагога-исследователя.

Краевой конкурс позволил: увеличить результативность научно-исследовательской деятельности обучающихся через создание базы патриотических маршрутов на основе территориальных научных ресурсов; повысить профессиональную идентичность в рамках выбранной профессии путем осмысления научного наследия; выявить и поддержать инициативную и талантливую молодежь системы среднего профессионального образования Хабаровского края.

Особенностью конкурса «Наука профессионального образования: по следам научных волонтеров» являлось то, что конкурсанту вместе с педагогом-наставником предстояло пройти весь путь начинающего исследователя: задумать, инициировать, разработать, оформить, пройти экспертизу, адаптировать, внедрить, диссеминировать на широкий круг общественности.

Выразив желание участвовать в конкурсе, студенты и педагоги наставники прошли обучение. В ходе которого приобрели: знания о квиз-технологии и этапах составления экскурсионного квиза; умения проводить авторское интервью и интерпретировать его; научно-исследовательские навыки поиска, запроса и оформления первоисточников о научном наследии.

Полученные знания, умения и навыки студенты профессиональных образовательных организаций Хабаровского края воплотили в разработке индивидуальных научно-исследовательских проектов экскурсионных маршрутов, представляющие собой: оригинальные авторские научно-исследовательские проекты интерактивных квиз-экскурсий, включающие: исторические факты, биографии ученых, открытия и достижения, «науку для жизни». Тематика экскурсионных квизов — конкретная научная область: анатомия, педагогика, дидактика, география, ботаника, экономика, медицина, история, литература, топонимика аборигенов Приамурья, палеонтология, физика, экология, конструирование и моделирование одежды, краеведение и др. Путешествие в мир науки завершается знакомством с педагогами-исследователями системы среднего профессионального образования Хабаровского края, ведущими исследовательскую и педагогическую деятельность в обозначенных научных сферах. 17 экскурсионных квизов были допущены к очной защите.

Этап разработки заканчивался очной защитой исследовательских проектов, в ходе которой члены экспертной комиссии высоко оценили в проектах студентов компетентность в теме исследования, инновационный подход, нестандартные формы подачи материала и реалистичность проектов.

С 06 по 27 мая 2024 года 14 экскурсионных маршрутов были внедрены. География экскурсантов широкая: школьники и студенты г. Ванино, г. Вяземский, г. Николаевска-на-Амуре, г. Комсомольска-на-Амуре и Хабаровска стали активными участниками экскурсионных квизов проводимых студентами и педагогами наставниками системы среднего профессионального образования Хабаровского края.

Коротко о цифрах конкурса: 17 экскурсионных маршрутов; 51 гидов-студентов (авторов); 26 педагогов-наставников; 482 экскурсантов-школьников и студентов; 20 экспертов-партнеров (из сферы науки).

Специфика данного конкурса заключается в соединении результатов работы каждого участника, представляющего научное наследие выбранной тематики в единый проект, где вклад каждого участника не повторим. Таким образом, становится символичным, что в этом конкурсе посвященному научному наследию Хабаровского края нет проигравших!

Площадкой для диссеминации внедренных интерактивных экскурсионных маршрутов стала XI Краевая научно-практическая конференция «Молодая наука: достижения, проекты, инновации» с международным участием. В рамках которой участники представили инициированные в марте, оформленные в апреле, прошедшие экспертизу в мае, внедренные в мае — июне 2024 года научно-исследовательские проекты интерактивных экскурсий.

Победители, лауреаты, ученые и наставники IV Краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Наука профессионального образования: по следам научных волонтеров»

Рис. 1. Победители, лауреаты, ученые и наставники IV Краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Наука профессионального образования: по следам научных волонтеров»

На всем протяжении нелегкого научно-исследовательского пути молодых исследователей поддерживают их педагоги-наставники. Их роль трудно переоценить в подготовки студентов, ведь начиная от выбора тем, постановки целей и задач, определения методов познания и созидания, и заканчивая тренировкой к выступлению, они все время являются для ребят и оптимистом, и реалистом, и прагматиком, и критиком одновременно.

Молодых исследователей в сфере среднего профессионального образования поддерживают на уровне Министерства образования и науки края, награждая наиболее талантливых, активных и целеустремленных студентов, разработавших перспективные и инновационные проекты.

Одним из результатов конкурса стал каталог-маршрутов — набор-открыток, состоящий из 17 экскурсионных квизов.

Таблица 1

Оригинальные авторские научно-исследовательские проекты интерактивных квиз-экскурсий, включающие интервью с педагогами-исследователями профессионального образования Хабаровского края

Название экскурсионного квиза

Интервью с педагогами-исследователями

Удивительные сенсоры или ощутить мир сквозь

Власюк Ольга Владимировна,

кандидат биологических наук

Геофокус: мой Дальний Восток

Стонога Юлия Валентиновна,

преподаватель химии, географии

Великие достижения великой державы

Мартынов Игорь Николаевич,

преподаватель истории

Необычный мир комнатных растений: интересные факты и легенды

Парусова Елена Валерьевна,

преподаватель спец. дисциплин

Путешествие по нивхским селениям

Тэмина Марина Григорьевна,

кандидат исторических наук

Партизанской тропой Аркадия Гайдара

Абрамова Надежда Викторовна,

мастер производственного обучения

Палеонтологические изыскания: верхом на тирексе

Анастасия Валерьевна Гончарова,

преподаватель биологии и химии

Люди в медицина поистине есть самое благородное из всех искусств

Помыткина Наталья Викторовна,

кандидат медицинских наук

Сделано в Хабаровском крае: искусство ведения краевого хозяйства

Светлана Михайловна Соловьева,

кандидат экономических наук

Компас педагогики: история, искусство, люди

Хорева Галина Владимировна,

кандидат педагогических наук

Профессия любить детей

Плотникова Екатерина Владимировна,

педагог дошкольного образования

Физические законы и явления в повседневной жизни

Светлана Ивановна Кирюшина,

преподаватель физики

Экология: человек и экосистема

Луцкович Галина Алексеевна,

преподаватель экономических дисциплин

От портного традиционалиста к цифровому модельеру: ретроспектива конструирования одежды

Косинец Ирина Борисовна,

преподаватель дисциплины конструирование одежды, метрология, стандартизация и сертификация одежды

Семейные традиции в классической литературе

Качура Нелля Эдуардовна,

преподаватель русского языка и литературы

Традиции… культура… самобытность: этносы хабаровского края

Алёна Олеговна Иштуганова,

преподаватель русского языка и литературы

По дороге первостроителей

Полопеженцева Евгения Константиновна,

педагог-организатор

Уникальность набора открыток «Наука профессионального образования: по следам научных волонтеров» заключается в том, что, заинтересовавшись определенной темой, каждый может стать участником познавательного экскурсионного квиза, предварительно оставив заявку автору-организатору.

Надеемся, что участники не остановятся на достигнутом и в будущем продолжат свои научно-исследовательские изыскания, а сегодня станут примером для сверстников и гордостью для своих педагогов-наставников.

Научно-популярное издание «Наука профессионального образования: по следам научных волонтеров»

Рис.2. Научно-популярное издание «Наука профессионального образования: по следам научных волонтеров»

Надеемся, что участники не остановятся на достигнутом и в будущем продолжат свои научно-исследовательские изыскания, а сегодня станут примером для сверстников и гордостью для своих педагогов-наставников!

Литература:

  1. Кузнецова Д. С. «Слово о моем Хабаровском крае»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края / Д. С. Кузнецова // Молодой ученый. — 2022. — № 30.1 (425.1). — С. 3–6.
  2. Кузнецова Д. С. «Диалог академической науки и профессионального образования»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края / Д. С. Кузнецова // Молодой ученый. — 2023. — № 31.1 (478.1). — С. 5–7.
  3. Кузнецова Д. С. Социальные технологии повышения профессиональной идентичности и развития гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования (региональный аспект) / Д. С. Кузнецова // Молодой ученый. — 2021. — № 31.1 (373.1). — С. 1–4.
  4. Указ «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий» № 231 от 25.04.2022. — URL: http://kremlin.ru/acts/news/68278
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, хабаровский край, Краевой конкурс, Наука, научное наследие, проект, система среднего, волонтер, очная защита, русский язык.


Похожие статьи

«Диалог академической науки и профессионального образования»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края

В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Диалог академической науки и профессионального образования» в системе среднего профессионального образования Хабаро...

«Слово о моем Хабаровском крае»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края

В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Слово о моем Хабаровском крае» в системе среднего профессионального образования Хабаровского края.

Социальные технологии повышения профессиональной идентичности и развития гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования (региональный аспект)

В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Маршрут Великой Победы» в системе среднего профессионального образования Хабаровского края.

Конкурсное движение научной направленности как социальная технология выявления талантливой молодежи профессионального образования (региональный аспект)

В статье представлены результаты организации и внедрения конкурсного движения научной направленности в сферу среднего профессионального образования Хабаровского края.

Реализация целей патриотического воспитания на учебных занятиях

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе приведены результаты исследования сформированности гражданской идентичности у обучающихся колледжа.

Патриотическое воспитание студенческой молодежи в Новосибирской области

В статье рассматривается актуальная проблема в студенческой молодежной среде — патриотизм. Показан опыт патриотического воспитания на примере Новосибирской области и проведен анализ государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российс...

Инициативы для пользы региона: практики успешности студенческой молодёжи среднего профессионального образования

В статье рассматриваются результаты реализации потенциала проектной деятельности студентов для развития Хабаровского края: социокультурные практики, практики развития человеческого капитала, практики для развития городской инфраструктуры и другие. Пр...

Школа инноваций профессионального образования Хабаровского края

В статье представлен механизм координации и сопровождения краевых инновационных площадок системы среднего профессионального образования Хабаровского края. Приводятся результаты трехлетней работы Школы инноваций профессионального образования.

Инновационные средства работы с обучающимися средней школы, проявляющими способности и таланты

В статье изложен опыт работы, который реализуется для развития талантов и способностей учащихся средних школ города Калуги. Анализируются плюсы и минусы летнего обучения школьников в Школе одаренных детей.

Квест-игра «Математический Бум» для обучающихся системы среднего профессионального образования: методика организации и проведения

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Формирование и развитие перспективных профессиональных компетенций и гибких навыков у обучающихся через разработку и реализацию флагманских образовательных программ» на базе КГ...

Похожие статьи

«Диалог академической науки и профессионального образования»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края

В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Диалог академической науки и профессионального образования» в системе среднего профессионального образования Хабаро...

«Слово о моем Хабаровском крае»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края

В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Слово о моем Хабаровском крае» в системе среднего профессионального образования Хабаровского края.

Социальные технологии повышения профессиональной идентичности и развития гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования (региональный аспект)

В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Маршрут Великой Победы» в системе среднего профессионального образования Хабаровского края.

Конкурсное движение научной направленности как социальная технология выявления талантливой молодежи профессионального образования (региональный аспект)

В статье представлены результаты организации и внедрения конкурсного движения научной направленности в сферу среднего профессионального образования Хабаровского края.

Реализация целей патриотического воспитания на учебных занятиях

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе приведены результаты исследования сформированности гражданской идентичности у обучающихся колледжа.

Патриотическое воспитание студенческой молодежи в Новосибирской области

В статье рассматривается актуальная проблема в студенческой молодежной среде — патриотизм. Показан опыт патриотического воспитания на примере Новосибирской области и проведен анализ государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российс...

Инициативы для пользы региона: практики успешности студенческой молодёжи среднего профессионального образования

В статье рассматриваются результаты реализации потенциала проектной деятельности студентов для развития Хабаровского края: социокультурные практики, практики развития человеческого капитала, практики для развития городской инфраструктуры и другие. Пр...

Школа инноваций профессионального образования Хабаровского края

В статье представлен механизм координации и сопровождения краевых инновационных площадок системы среднего профессионального образования Хабаровского края. Приводятся результаты трехлетней работы Школы инноваций профессионального образования.

Инновационные средства работы с обучающимися средней школы, проявляющими способности и таланты

В статье изложен опыт работы, который реализуется для развития талантов и способностей учащихся средних школ города Калуги. Анализируются плюсы и минусы летнего обучения школьников в Школе одаренных детей.

Квест-игра «Математический Бум» для обучающихся системы среднего профессионального образования: методика организации и проведения

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Формирование и развитие перспективных профессиональных компетенций и гибких навыков у обучающихся через разработку и реализацию флагманских образовательных программ» на базе КГ...

Задать вопрос