В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Наука профессионального образования: по следам научных волонтеров» в системе среднего профессионального образования Хабаровского края.
Ключевые слова: талантливая молодежь, профессиональное образование, научная активность, социальные технологии выявления и поддержки, патриотическое воспитание.
Говорят, что наука сама по себе не интересна: не думаю; нужен только ум, вкус, талант. Можно выбрать, одушевить, раскрасить, и все удивятся…
Гражданско-патриотическое воспитание современной студенческой молодежи находится в фокусе пристального внимания социальной общественности. Трансформация данного процесса заключается в создании и внедрении таких технологий, которые позволят обучающимся включаться в осмысленное проживание и переживание индивидуальной и коллективной деятельности различной направленности. Вместе с этим, контентом для новых технологий остается историческое, культурное и научное наследие страны.
Президент России Владимир Путин объявил о проведении с 2022 по 2031 год Десятилетия науки и технологий [3]. В марте отделом развития инновационной и научно-исследовательской работы Хабаровского краевого института развития образования имени был инициирован краевой конкурс научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Наука профессионального образования: по следам научных волонтеров», который стал продолжением конкурса «Маршрут Великой Победы», проводимом в 2021 году, конкурса «Слово о моем Хабаровском крае», проводимом в 2022 году, и «Диалог академической науки и профессионального образования», проводимом в 2023 году.
В этом году целью конкурса стала расшифровка и популяризация научного наследия Хабаровского края и формирование позитивного образа современного педагога-исследователя.
Краевой конкурс позволил: увеличить результативность научно-исследовательской деятельности обучающихся через создание базы патриотических маршрутов на основе территориальных научных ресурсов; повысить профессиональную идентичность в рамках выбранной профессии путем осмысления научного наследия; выявить и поддержать инициативную и талантливую молодежь системы среднего профессионального образования Хабаровского края.
Особенностью конкурса «Наука профессионального образования: по следам научных волонтеров» являлось то, что конкурсанту вместе с педагогом-наставником предстояло пройти весь путь начинающего исследователя: задумать, инициировать, разработать, оформить, пройти экспертизу, адаптировать, внедрить, диссеминировать на широкий круг общественности.
Выразив желание участвовать в конкурсе, студенты и педагоги наставники прошли обучение. В ходе которого приобрели: знания о квиз-технологии и этапах составления экскурсионного квиза; умения проводить авторское интервью и интерпретировать его; научно-исследовательские навыки поиска, запроса и оформления первоисточников о научном наследии.
Полученные знания, умения и навыки студенты профессиональных образовательных организаций Хабаровского края воплотили в разработке индивидуальных научно-исследовательских проектов экскурсионных маршрутов, представляющие собой: оригинальные авторские научно-исследовательские проекты интерактивных квиз-экскурсий, включающие: исторические факты, биографии ученых, открытия и достижения, «науку для жизни». Тематика экскурсионных квизов — конкретная научная область: анатомия, педагогика, дидактика, география, ботаника, экономика, медицина, история, литература, топонимика аборигенов Приамурья, палеонтология, физика, экология, конструирование и моделирование одежды, краеведение и др. Путешествие в мир науки завершается знакомством с педагогами-исследователями системы среднего профессионального образования Хабаровского края, ведущими исследовательскую и педагогическую деятельность в обозначенных научных сферах. 17 экскурсионных квизов были допущены к очной защите.
Этап разработки заканчивался очной защитой исследовательских проектов, в ходе которой члены экспертной комиссии высоко оценили в проектах студентов компетентность в теме исследования, инновационный подход, нестандартные формы подачи материала и реалистичность проектов.
С 06 по 27 мая 2024 года 14 экскурсионных маршрутов были внедрены. География экскурсантов широкая: школьники и студенты г. Ванино, г. Вяземский, г. Николаевска-на-Амуре, г. Комсомольска-на-Амуре и Хабаровска стали активными участниками экскурсионных квизов проводимых студентами и педагогами наставниками системы среднего профессионального образования Хабаровского края.
Коротко о цифрах конкурса: 17 экскурсионных маршрутов; 51 гидов-студентов (авторов); 26 педагогов-наставников; 482 экскурсантов-школьников и студентов; 20 экспертов-партнеров (из сферы науки).
Специфика данного конкурса заключается в соединении результатов работы каждого участника, представляющего научное наследие выбранной тематики в единый проект, где вклад каждого участника не повторим. Таким образом, становится символичным, что в этом конкурсе посвященному научному наследию Хабаровского края нет проигравших!
Площадкой для диссеминации внедренных интерактивных экскурсионных маршрутов стала XI Краевая научно-практическая конференция «Молодая наука: достижения, проекты, инновации» с международным участием. В рамках которой участники представили инициированные в марте, оформленные в апреле, прошедшие экспертизу в мае, внедренные в мае — июне 2024 года научно-исследовательские проекты интерактивных экскурсий.
Рис. 1. Победители, лауреаты, ученые и наставники IV Краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Наука профессионального образования: по следам научных волонтеров»
На всем протяжении нелегкого научно-исследовательского пути молодых исследователей поддерживают их педагоги-наставники. Их роль трудно переоценить в подготовки студентов, ведь начиная от выбора тем, постановки целей и задач, определения методов познания и созидания, и заканчивая тренировкой к выступлению, они все время являются для ребят и оптимистом, и реалистом, и прагматиком, и критиком одновременно.
Молодых исследователей в сфере среднего профессионального образования поддерживают на уровне Министерства образования и науки края, награждая наиболее талантливых, активных и целеустремленных студентов, разработавших перспективные и инновационные проекты.
Одним из результатов конкурса стал каталог-маршрутов — набор-открыток, состоящий из 17 экскурсионных квизов.
Таблица 1
Оригинальные авторские научно-исследовательские проекты интерактивных квиз-экскурсий, включающие интервью с педагогами-исследователями профессионального образования Хабаровского края
Название экскурсионного квиза |
Интервью с педагогами-исследователями |
Удивительные сенсоры или ощутить мир сквозь |
Власюк Ольга Владимировна, кандидат биологических наук |
Геофокус: мой Дальний Восток |
Стонога Юлия Валентиновна, преподаватель химии, географии |
Великие достижения великой державы |
Мартынов Игорь Николаевич, преподаватель истории |
Необычный мир комнатных растений: интересные факты и легенды |
Парусова Елена Валерьевна, преподаватель спец. дисциплин |
Путешествие по нивхским селениям |
Тэмина Марина Григорьевна, кандидат исторических наук |
Партизанской тропой Аркадия Гайдара |
Абрамова Надежда Викторовна, мастер производственного обучения |
Палеонтологические изыскания: верхом на тирексе |
Анастасия Валерьевна Гончарова, преподаватель биологии и химии |
Люди в медицина поистине есть самое благородное из всех искусств |
Помыткина Наталья Викторовна, кандидат медицинских наук |
Сделано в Хабаровском крае: искусство ведения краевого хозяйства |
Светлана Михайловна Соловьева, кандидат экономических наук |
Компас педагогики: история, искусство, люди |
Хорева Галина Владимировна, кандидат педагогических наук |
Профессия любить детей |
Плотникова Екатерина Владимировна, педагог дошкольного образования |
Физические законы и явления в повседневной жизни |
Светлана Ивановна Кирюшина, преподаватель физики |
Экология: человек и экосистема |
Луцкович Галина Алексеевна, преподаватель экономических дисциплин |
От портного традиционалиста к цифровому модельеру: ретроспектива конструирования одежды |
Косинец Ирина Борисовна, преподаватель дисциплины конструирование одежды, метрология, стандартизация и сертификация одежды |
Семейные традиции в классической литературе |
Качура Нелля Эдуардовна, преподаватель русского языка и литературы |
Традиции… культура… самобытность: этносы хабаровского края |
Алёна Олеговна Иштуганова, преподаватель русского языка и литературы |
По дороге первостроителей |
Полопеженцева Евгения Константиновна, педагог-организатор |
Уникальность набора открыток «Наука профессионального образования: по следам научных волонтеров» заключается в том, что, заинтересовавшись определенной темой, каждый может стать участником познавательного экскурсионного квиза, предварительно оставив заявку автору-организатору.
Надеемся, что участники не остановятся на достигнутом и в будущем продолжат свои научно-исследовательские изыскания, а сегодня станут примером для сверстников и гордостью для своих педагогов-наставников.
Рис.2. Научно-популярное издание «Наука профессионального образования: по следам научных волонтеров»
Надеемся, что участники не остановятся на достигнутом и в будущем продолжат свои научно-исследовательские изыскания, а сегодня станут примером для сверстников и гордостью для своих педагогов-наставников!
Литература:
- Кузнецова Д. С. «Слово о моем Хабаровском крае»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края / Д. С. Кузнецова // Молодой ученый. — 2022. — № 30.1 (425.1). — С. 3–6.
- Кузнецова Д. С. «Диалог академической науки и профессионального образования»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края / Д. С. Кузнецова // Молодой ученый. — 2023. — № 31.1 (478.1). — С. 5–7.
- Кузнецова Д. С. Социальные технологии повышения профессиональной идентичности и развития гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования (региональный аспект) / Д. С. Кузнецова // Молодой ученый. — 2021. — № 31.1 (373.1). — С. 1–4.
- Указ «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий» № 231 от 25.04.2022. — URL: http://kremlin.ru/acts/news/68278