Автором затронут вопрос определения видов юридической ответственности в сфере публичных закупок: финансовая, гражданско-правовая, административная и уголовная, которые используются за нарушения при осуществлении процедуры закупок в целях повышения их эффективности и результативности, обеспечения гласности и прозрачности их осуществления, что должно привести к минимизации злоупотреблений в контрактной системе, действующей в сфере закупок. Автор приводит примеры законодательного построения затронутой модели, попутно отмечая её слабые и сильные стороны.
Ключевые слова: закупка, государственная услуга, ответственность, торги, должностное лицо, преступление.
The author of the article raised the issue of determining the types of legal liability in the field of public procurement: financial, civil, administrative and criminal, which are used for violations in the implementation of the procurement procedure in order to increase their efficiency and effectiveness, ensure publicity and transparency of their implementation, which should lead to minimization of abuses in the contract system operating in the field of procurement. The author gives examples of the legislative construction of the affected model, noting along the way its strengths and weaknesses.
Keywords: purchase, public service, responsibility, auction, official, crime.
Сфера действия норм, определяющих порядок производства закупок и услуг для государственных и муниципальных нужд, достаточно разнообразна: сюда входят не только правовые алгоритмы, устанавливающие правильность участия в таких закупках, а также критерии оценки соответствия участников определенным требованиям, но и механизмы, правоустанавливающие ответственность за нарушение законодательства России, и требования иных нормативных актов, затрагивающих указанные алгоритмы [1, с. 127].
В частности, в соответствии со ст. 107 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту — Закон) [2], лица, в отношении которых будет установлена вина в указанных нарушениях, могут быть, в зависимости от степени и объема последствий, привлечены к любому ныне известному виду юридической ответственности (гражданско-правовая, дисциплинарная, уголовная, административная). Порядок привлечения к ответственности за нарушения в сфере закупок устанавливается действующим законодательством, при этом, такие виды ответственности, как уголовная или административная должны находит свое выражение в конкретных составах.
Между тем, оценивая концептуальное видение законодателя по данному вопросу, стоит отметить, что он не зря вносит в законодательство возможность привлекать к ответственности не только за уголовные преступления, и административные правонарушения, но и за дисциплинарные проступки, поскольку в последнем случае, такая возможность может создавать предпосылки к изначальной блокировке участия недобросовестного контрагента и тем самым исключать совершение более значительных (тяжких) правонарушений в будущем [3, с. 29].
С другой стороны, что также правильно, законодательные предпочтения по части выделения субъектов указанных правонарушений, строится по принципу, установленному в различных отраслях права. Принцип, отражающий возможность привлечения к юридической ответственности всех, кто причастен к совершению правонарушения, вне зависимости от статуса и должностного положения, является определяющим и позволяет накладывать санкции не только на физических лиц, а также иных участников закупок (юридических лиц), но и тех, кто непосредственно организует и проводит электронные торги по их реализации. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 107 указанного Закона, меры юридической ответственности могут налагаться на лиц, в чьих полномочиях находятся рычаги влияния на протекающие процессы, к коим отнесены: операторы электронных и специализированных электронных площадок, а также их должностные лица. В частности, как указано в правилах, указанные субъекты несут ответственность не только за подтасовки по части определения результатов торгов, но и за разглашение информации, полученной в ходе проведения электронных процедур. В указанной связи, именно на этих лиц возлагается обязанность возмещать убытки, которые понесли или могли понести участники торгов.
Так, меры ответственности определяются исходя из объективной стороны правонарушения, при этом, имеет огромное значение, какие именно последствия повлекли за собой конкретное нарушение законодательства. Исследователями, отмечающими необходимость дифференциации составов правонарушений в зависимости от их сущности, различаются следующие их типы:
- Правонарушения коррупционной направленности. Здесь, в первую очередь, речь идет о нарушениях, где субъектами выступают должностные лица, при этом характер таких нарушений может быть разнообразный, как прямое участие в противоправной схеме, та и косвенное участие, основанное на предоставлении информации (условий), гарантирующей победу в торгах. В данном случае, вопрос ответственности рассматривается, как правило, через призму действия административных и уголовных норм. К примеру, за прямое способствование к совершению коррупционных действий в указанной сфере ст. 304 Уголовного Кодекса РФ [4] предусмотрено наказание в виде лишение свободы на срок до пяти лет, между тем, Кодексом об административных правонарушениях РФ [5] введена ответственность просто за несоблюдение законодательства по части принятие решения о выборе поставщика (ст. 7.29 КоАП РФ).
- Вымогательство и злоупотребление. Здесь вред может быть причинен как интересам поставщика, так и заказчика. В практике не мало случаев, когда нарушитель, используя, к примеру, систему обжалования, или иной способ, намеренно срывает заказ. В случае, если это будет установлено, такого контрагента могут внести в список недобросовестных участников, и тем самым исключить его в дальнейшем из состава участников вообще (ст. 104 Закона). Стоит сказать, что сами случаи обращения крайне часты, а вот аспект применения мер юридической ответственности в данном вопросе пока еще не имеет четких признаков правонарушения, в указанной связи исследователи отмечают некий провал между пониманием, что именно стоит относить к злоупотреблению в сфере закупок, а что следует истолковывать, как неумелое пользование ресурсом [6, с. 106].
Таким образом, вопрос применения мер юридической ответственности в сфере осуществления государственных и муниципальных закупок практически разработан и действует, при этом, меры такой ответственности могут быть разнообразными, и зависят не сколько от конфигурации конкретных правовых принципов, сколько от объективной стороны правонарушения, а также наступивших последствий. Между тем, большинство таких правонарушений по своему типу относятся к формальным, и с точки зрения правосубъектности, затрагивают положение не только непосредственных участников торгов, но и должностных лиц, ответственных за их организацию.
Литература:
- Наумов Ю. Г. Актуальные проблемы совершенствования контрактной системы при государственных и муниципальных закупках: риски, последствия и ответственность / Ю. Г. Наумов, С. А. Черемисов // Экономическая безопасность: правовые и экономические аспекты: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, Волгоград, 30 июня 2022 года. — Волгоград: ИП Черняева Ю. И., 2022. — С. 125–135.
- Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2023) // Собрание законодательства РФ. 08.04.2013. N 14. ст. 1652.
- Кокоева Л. Т. Гражданско-правовая ответственность в сфере закупок: особенности применения / Л. Т. Кокоева, Г. В. Станкевич // Экономика. Право. Общество. — 2022. — Т. 7, № 3(31). — С. 25–30.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 14.04.2023) // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. N 25. ст. 2954.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 14.04.2023) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. N 1. (ч. 1). ст. 1.
- Долинко В. И. Злоупотребления и нарушения в сфере государственных закупок: становление и развитие соответствующего уголовного законодательства / В. И. Долинко // Вопросы истории. — 2023. — № 1–2. — С. 102–107.