Актуальные проблемы организации закупок для государственных и муниципальных нужд | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №47 (546) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 22.11.2024

Статья просмотрена: 54 раза

Библиографическое описание:

Поляков, П. С. Актуальные проблемы организации закупок для государственных и муниципальных нужд / П. С. Поляков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 47 (546). — С. 87-91. — URL: https://moluch.ru/archive/546/119571/ (дата обращения: 16.12.2024).



Вданной статье рассмотрена важность решения проблем, существующих сегодня в сфере государственных и муниципальных закупок для повышения эффективности бюджетных расходов в условиях ухудшения экономической ситуации и санкционного давления недружественных стран. Особое внимание в статье уделено необходимости усиления мер контроля и совершенствования действующего законодательства, регулирующего государственные и муниципальные закупки, для предотвращения возможности реализации коррупционных схем.

Ключевые слова: государственные закупки, электронные торги, контрактная система, проблемы государственных закупок, борьба с коррупцией.

This article discusses the importance of solving the problems that exist today in the field of state and municipal procurement to increase the efficiency of budget expenditures in the context of a deteriorating economic situation and sanctions pressure from unfriendly countries.Particular attention is paid in the article to the need to strengthen control measures and improve the current legislation regulating state and municipal procurement in order to prevent the possibility of implementing corruption schemes.

Keywords: government procurement, electronic trading, contract system, problems of public procurement, fight against corruption.

В условиях ухудшения экономической обстановки и санкционного давления со стороны недружественных стран, в которых находится современная Россия, проблема обеспечения эффективной системы закупок для государственных и муниципальных нужд является одной из наиболее острых и приоритетных задач государства.

В действительности качественное и своевременное обеспечение нужд государства необходимыми товарами, работами и услугами играют ключевую роль в функционировании всей государственной системы. Закупочная деятельность обеспечивает возможность осуществления непрерывного функционирования таких важнейших государственных институтов как здравоохранение, образование, социальная защита, обеспечение национальной безопасности, культура, развитие экономики и инфраструктуры [1].

Анализируя опубликованные отчеты и судебную практику по делам о выявленных нарушениях в сфере государственных и муниципальных закупок, на сегодняшний день можно выделить следующие основные направления проблем:

– неэффективная организация процесса государственных закупок;

– несовершенство регулирующего закупки законодательства;

– необходимость разработки и внедрения технологий и инструментов для оптимизации операций по закупочной деятельности 2.

Всю совокупность указанных выше проблем, связанных с государственными и муниципальными закупками, можно условно разделить на две больших группы: внутренние и внешние (рисунок 1).

Основные проблемы организации государственных и муниципальных закупок

Рис. 1. Основные проблемы организации государственных и муниципальных закупок

Безусловно, каждое из представленных направлений проблем осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд влияет на эффективность этих процессов и как следствие сказывается на состоянии государственного бюджета. В тоже время необходимость дальнейшего совершенствования законодательства в данной сфере стоит наиболее остро, чем внутренняя организация процессов или их технологическая составляющая.

С одной стороны, создание в нашей стране контрактной системы для обеспечения закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд в 2013 г. стало важнейшим шагом по реформированию системы государственного заказа на пути прозрачности и открытости в данной сфере. С другой стороны, реальная практика применения системы показывает ряд существующих на данный момент проблем и противоречий, которые не позволяют достигать первоначально заявленных целей внедрения данного инструмента, а также являются своего рода лазейками для осуществления мошеннических и коррупционных схем.

Объективность представленного утверждения подтверждается тем, что, несмотря на постоянное совершенствование законодательств, фактические данные контролирующих органов свидетельствуют о наибольших потерях бюджета, именно в области осуществления государственных и муниципальных контрактов.

Так на основании данных официального отчета о мониторинге развития государственных и корпоративных закупок в Российской Федерации опубликованного в 2024 г. общее количество выявленных нарушений в сфере закупок с 2014 по 2023 гг. возросло с 21 500 до 95 907 нарушений, т. е. примерно в четыре с половиной раза. При этом потери государственного бюджета по причине таких нарушений за указанный период увеличились почти в шесть раз, с 66,1 млрд. руб. до 362 млрд. руб. соответственно 3.

В 2023 г. количество проверок контролирующих органов было существенно снижено вследствие наступления пандемии, однако общими усилиями Счетной палаты, Федерального казначейства и Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации за 2020 г. обнаружили всего 61 722 нарушений на общую сумму 108,7 млрд руб. А затем, по данным управления по надзору за исполнением федерального законодательства количество нарушений резко увеличилось и составило уже около 170 000 в 2021 г. [3].

Данные и цифры на различных источниках существенно разнятся, но из доклада первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации Наговицына В. В., представленного на совещании в Совете Федерации «Профилактика и предупреждение коррупционных правонарушений в сфере государственных закупок», можно сделать вывод, что тенденция продолжилась и в 2022 г. Так, в своем докладе Вячеслав Владимирович Наговицын заявил, что за 2022 г. было заведено 906 уголовных дел по нарушению законодательства в сфере госзакупок. При этом в своем выступлении он также отметил, что общий объем хищений составляет около пятой части от общего объема закупок для государственных и муниципальных нужд, который за 2022 г. составил 11,19 трлн руб. Данное выступление косвенно подтверждает опасения специалистов, что предоставляемые официальные цифры Счетной палаты, ФАС и Федерального казначейства о потерях в пределах 2 %-5 % не соответствуют действительности и скорее ближе к 30 %. Учитывая сложное экономическое положение страны такие потери для бюджета недопустимы [4].

В 2023 г. наблюдается увеличение количества размещенных извещений об осуществлении закупок (на 6 %) при одновременном незначительном снижении их стоимостного объема (на 2 %) по сравнению с 2022 г. В разрезе источника финансирования количественная структура размещенных извещений в отчетный период не претерпела существенных изменений [3].

Сохраняется тенденция увеличения количества закупок, проводимых с использованием механизма «электронного магазина» в соответствии с Ч. 12 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Однако среднее количество поданных заявок на участие в закупках незначительно снизилось и составило 2,76 заявок. Наибольшее количество поданных заявок фиксируется при проведении электронного аукциона. В 2023 г. также отмечается увеличение среднего количества поданных и допущенных заявок при осуществлении закупок, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции и ремонту, — с 2,36 до 2,66 и с 2,25 до 2,56 заявок соответственно.

Среднее количество поданных и допущенных заявок при осуществлении закупок, участниками которых могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, сохранилось на уровне 2022 г. — 3,03 и 2,83 заявок соответственно. Вместе с тем, по итогам 2023 г. отмечается увеличение общего количества и совокупного стоимостного объема заключенных контрактов, в том числе количества и стоимостного объема контрактов, заключенных по результатам осуществления закупок, участниками которых могут быть только субъекты малого предпринимательства.

Сохраняется тенденция увеличения количества участников закупок, включенных в единый реестр участников закупок, в том числе количества субъектов малого и среднего предпринимательства, а также участников, являющихся физическими лицами, в том числе применяющими специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (самозанятые граждане).

Отмечается увеличение показателей применения позиций каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Доля количества извещений об осуществлении закупок с использованием каталога увеличилась на 17 % и составила 62 % от общего количества извещений, размещенных в единой информационной системе в сфере закупок в 2024 г., при этом доля стоимостного объема таких закупок увеличилась на 40 % и впервые составила 61 % от совокупного стоимостного объема закупок отчетного периода.

Указанной тенденции способствовали положения Федерального закона от 28 апреля 2023 г. № 154-ФЗ, касающиеся повышения предельных пороговых значений стоимостного объема закупок, проводимых в соответствии с Ч. 12 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ с использованием механизма «электронного магазина», а также вступившие в силу положения актов Правительства Российской Федерации, которыми введены требования к формированию в структурированном виде извещения об осуществлении закупки и заявки на участие в закупке [5].

Наблюдается увеличение количества выданных независимых гарантий. Доля количества и стоимостного объема принятых заказчиками независимых гарантий составляет 99,9 % от общего количества и стоимостного объема выданных независимых гарантий. При этом количество не принятых заказчиком независимых гарантий сократилось на 33 %, что в том числе обусловлено введением типовых форм независимых гарантий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2022 г. № 1397 [5].

Результаты мониторинга государственных и муниципальных закупок по итогам 2023 г. свидетельствуют о стабильном функционировании контрактной системы в условиях беспрецедентного внешнего санкционного давления, в том числе в связи с оперативным принятием комплекса изменений нормативно-правового характера.

Исходя из вышеуказанного, можно обобщить выводы о том, что на сегодняшний день реформирование действующего законодательства, его редактирование и актуализирование на соответствие современных политических и экономических условий обстановки является наиболее приоритетной задачей в сфере государственных и муниципальных закупок. Между тем слишком частое внесение изменений также губительно сказывается на правоприменительной практике и само из себя представляет проблему и влечет за собой нарушения исполнителей, не успевших перестроится под быстро меняющиеся правовые нормы. Хищения средств государственного бюджета в чудовищных размерах, которые имеют тенденцию к увеличению, требует осмысленного и грамотного редактирования и пересмотра действующих законов, а также применяемых сегодня процедур, поскольку очевидна их существенная неэффективность.

Необходимо принимать меры, направленные на упрощение и ускорение закупочных процессов, обеспечение прозрачности и прослеживаемости закупок, нивелирование последствий ограничительных мер со стороны недружественных иностранных государств и оказание мер поддержки в условиях текущей экономической ситуации заказчикам и участникам закупок.

Немаловажным фактором решения действующих проблем будет способствовать следующее:

– обеспечение оптимизации и упрощения процессов и процедур при закупках отечественной продукции согласно Федерального закона № 44-ФЗ с целью максимально возможного увеличения случаев заключения контрактов с поставщиком, предлагающим к поставке российские товары;

– принятие мер, направленных на приведение положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствие с действующими положениями Федерального закона № 44-ФЗ.

Литература:

  1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред. от 08.08.2024). — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/?ysclid=m208gqbwln358882426 (дата обращения 28.09.2024).
  2. Смирнова И. В., Бизенкова А. А. Проблемы управления в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». — 2023. — С. 122–128.
  3. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг развития системы государственных и корпоративных закупок в Российской Федерации за 2023 год». — URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2023/10/main/Monitoring_3_kvartal_2023_n.pdf (дата обращения 24.09.2024).
  4. Наговицын В. В. О новациях в закон о госзакупках, которые смогут снизить коррупционные риски. — URL: http://council.gov.ru/services/discussions/blogs/149384/ (дата обращения 21.09.2024).
  5. Ежеквартальный отчет по результатам мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц за II квартал 2024 г». — URL:https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2024/07/main/II_kvartal_2024_g.pdf (дата обращения 24.09.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): закупка, Российская Федерация, контрактная система, осуществление закупок, стоимостный объем, государственный бюджет, заявка, закупочная деятельность, Счетная палата, Федеральное казначейство.


Похожие статьи

Задать вопрос