Формирование контрактной системы обусловило коренные изменения в сфере закупок, что требует оперативного изучения новых способов, методов и инструментов анализа системы управления, предназначенной для обеспечения эффективного и целостно комплекса взаимоотношений в этой области, соответствующего запросам общества и государства, в том числе технологических, управленческих, экономических и организационных. И хотя универсальной системы эффективного управления закупками не существует, это не должно создавать препятствий поиску новых подходов к управлению закупками и заимствованию методик из других сфер.
Ключевые слова: закупки, образование, обеспечение нужд, закупочная деятельность, управление в образовании, менеджмент в образовании.
В основе управления закупками товаров, работ, услуг для обеспечения нужд образовательной организации находятся связанные между собой принципы эффективности, результативности, открытости, практичности, профессионализма.
Закупочная деятельность в сфере образования обладает социальной ориентацией, обусловлена направлениями и уровнем образования, которые образовательная организация реализует, направлена на обеспечение развития ее инфраструктуры и призвана к обеспечению безопасного и комфортного пребывания детей как в детских садах, так и школах.
Пристальное внимание теоретиков и практиков управление закупками получило с вступлением в силу с 1 января 2014 года Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [1], поскольку система, установленная этим законом, в содержание управления закупками внесла довольно серьезные нововведения и потребовала пересмотра как отдельных аспектов, так и устоявшихся управленческих действий.
По своей сути, сфера образования, имея широкий спектр инновационных начинаний, потребовала глубокой проработки подходов к организации управления закупками в целях более эффективного расходования бюджетных средств. Как и каждая система, сфера образования, зиждется на определенных фундаментальных основах. К основным принципам управления в сфере образования следует отнести [3, C. 14–15]:
‒ социальную детерминацию;
‒ гуманизацию деятельности управленца;
‒ научность и компетентность управленческих кадров;
‒ аналитическое прогнозирование;
‒ деловую активность;
‒ информационную открытость;
‒ обратную связь;
‒ перспективность;
‒ стимулирование кадров;
‒ мотивацию кадров;
‒ финансово-экономическую рациональность и др.
Отдельные принципы требуют своего более подробного рассмотрения. Так, принцип социальной детерминации требует от руководителя четкого понимания задач, стоящих перед образованием и, в частности, столичным.
Принцип гуманизации предполагает уважение к каждому человеку, с которым управленец вступает в общение.
Принцип научности и компетентности управленческих кадров требует овладения руководителем в сфере образования теоретическими вопросами и технологиями не только в педагогике, но и в образовательном менеджменте.
Принцип аналитического прогнозирования отражает разные модели прогнозирования, приемлемые в том либо ином сегменте образовательной деятельности.
Принцип деловой активности требует не только принятия решений, но и ответственности за полученные результаты, и дальнейших управленческих действий.
Информационная открытость приобретет все большую значимость и на всех этапах управления становится одним из решающих факторов.
Быстрое реагирование на проблемы в образовательном менеджменте обусловлено принципом обратной связи.
С анализом прошлого, сегодняшним опытом и критической оценкой возможностей разработки стратегических перспектив тесно связан принцип перспективности.
Этот, далеко не полный, перечень принципов управления в образовании тесно переплетен с основными принципами контрактной системы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Так, в основе качественного управления закупочной деятельностью находится принцип профессионализма заказчика, осуществляющего закупки для нужд образования столичного мегаполиса [5, C. 37].
Рассматривая принцип профессионализма заказчиков, И. П. Гладилина отмечает, что удовлетворение потребностей образовательной организации осуществляется использование различных механизмов отбора поставщиков (подрядчиков и исполнителей) общие принципы действия которых должны обеспечивать конкуренцию, открытость и прозрачность. Основные способы определения поставщиков для образовательной организации в контрактной системе состоят в открытой конкуренции, электронном аукционе, запросе котировок, закупках у единственного поставщика [4, C. 12].
Перед каждым заказчиком стоит задача эффективного расходования бюджетных средств. Сфера образования составляет не только экономически, но и социально важный аспект развития общества. Особое внимание к работе образовательных учреждений со стороны государства и общества требует детального анализа обеспечения образования. Предпосылки новой системы управления закупками для образования обусловлены реализацией новых стандартов образования, созданием крупных образовательных комплексов в Москве и многими другими изменениями.
Закупки наукоемкого оборудования, инновационной продукции и т. п. требуют использования новых управленческих механизмов. Организация закупок в сфере образования во многом зависит от направлений и видов образовательных программ, реализуемых образовательными учреждениями, которые, будучи бюджетными организациями, при закупках, преследуют в первую очередь реализацию программ развития образования, определенных Законом об образовании. Особенности управления закупками для целей образования в городе Москве состоят в централизации закупок. Применение такой управленческой модели стало возможным на основе взаимодействия образовательных учреждений города Москвы и Государственного казенного учреждения города Москвы, Дирекции по эксплуатации, движению и учету основных фондов Департамента образования города Москвы [6, C. 51–52].
Организация взаимодействия при управлении закупками для нужд образовательного учреждения образует актуальную научную задачу.
Общеизвестные положения о факторах, обеспечивающих управление в образовании, позволяют выделение факторов, которые воздействуют на развитие управления закупками для образования.
К общим факторам относятся:
I — внешние в виде научного и технического прогресса; социально-экономического состояния; изменений в требованиях к образованию со стороны государства и общества; развития теории управления; рыночных факторов и т. п.;
II — внутренние, состоящие в изменении образовательной парадигмы; развитии социально-педагогической системы образовательного учреждения; повышении требований к личности руководителя такого учреждения и т. п.
С учетом интеграции в управлении образовательным учреждением социального, правового, экономического, административного управления, взаимосвязанных между собой, что позволяет утверждать о комплексном управлении закупками образовательного учреждения.
Управление закупками в сфере образования в целях эффективного расходования бюджетных средств обладает такими закономерностями:
‒ оно обусловлено закономерностями социального и экономического управления;
‒ существуют закономерности управления закупками объективно, вне зависимости от уровня управления;
‒ каждому уровню управления присущи частные закономерности, отражающие специфику конкретного уровня управления закупками;
‒ общие функции управления обусловлены общими закономерностями процесса управления;
‒ эффективность управления зависит от взаимодействия руководящей и руководимой подсистем.
Интересна точка зрения на взаимодополняющую команду И. Адизеса, который выдвигает идею о необходимости выполнения отдельных функций разными людьми. «Чтобы успешно управлять, нужно собрать вместе руководителей с различными подходами и образом мышления». О менеджменте, который и планирует, и организует, и т. п. «разглагольствовать» не следует, но необходимо подумать о команде, способной взять на себя все перечисленные функции. По утверждению И. Адизеса, в одиночку с функциями управленца в современных условиях не справится никто, под силу это только взаимодополняющей команде, члены которой, применяя разные подходы, не копируют, а взаимно уравновешивают естественную тенденциозность друг друга [3, C. 16].
При рассмотрении закономерностей, раскрывающих характеристики развития управления закупками в сфере образования с целью эффективного расходования бюджетных средств, необходимо учитывать, что [7, C. 103]:
‒ во многом на качество управления закупками в сфере образования для эффективного расходования бюджетных средств воздействует качество заданных результатов закупок;
‒ связь между субъектами управления прямо зависит от характера задач, форм и методов управления, профессионализма специалистов, которые осуществляют закупки.
Следует отметить, что управление закупками в сфере образования тесно связано с принципами менеджмента в образовании и требует нового управленческого подхода со стороны и должностных лиц, и каждого специалиста, который осуществляет закупку для образовательных нужд. Выявленные проблемы предыдущего Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [2] в виде узких рамок правового регулирования; отсутствия общественного контроля; организованности государственного контракта; низкого уровня информационной открытости; низкой мотивации заказчиков к достижению конечных результатов закупки требуют от управления закупочной деятельностью при контрактной системе профессионального, компетентного отношения к своим функциональным обязанностям.
Централизация закупок в сфере образования города Москвы, выстроенная на основе взаимодействия образовательных учреждений столицы и Государственного казенного учреждения города Москвы Дирекции по эксплуатации, движению и учету основных фондов Департамента образования города Москвы. Эта модель управления требует осмысления и научно-теоретического обоснования в целях обеспечения управления закупками для нужд образования [6, C. 54].
Необходимость повышения эффективности управления закупками обусловлена тем, что образовательная организация выбирает поставщиков для обеспечения собственных нужд и участвует в закупках. Сама закупка с подписанием контракта (договора) не завершается, а продолжается до прекращения между сторонами договорных обязательств и управление должно осуществляться на каждой ступени процесса закупки. Конечная цель управления закупками предполагает их успешность, эффективность, экономичность, рациональность и оптимальность, а это требует создания профессиональных образовательных программ подготовки специалистов в области управления закупками для нужд образования.
Литература:
- Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 14. ст. 1652.
- Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. 2005. № 30 (ч. 1). ст. 3105 // Утратил силу.
- Гаджиев Н. Г. Система государственных закупок в современном вузе: проблемы и перспективы // Апробация. 2016. № 6 (45). С. 13–16.
- Гладилина И. П. Принцип профессионализма как основа контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государтвенных и муниципальных нужд // Самоуправление, 2014. № 3. С. 11–13.
- Казанцева Е. В. Организационно-экономические подходы к управлению закупками в сфере образования // Современное педагогическое образование. 2017. № 4. С. 35–38.
- Попова Е. А. Государственная политика в сфере закупок и профессиональные стандарты: направления совершенствования // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2016. № 4. С. 48–54.
- Сварник Т. А. Управление закупками в сфере образования // Вестник научных конференций. 2016. № 9–1 (13). С. 102–103.