Особенности квалификации преступлений в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №25 (524) июнь 2024 г.

Дата публикации: 24.06.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Пигарев, В. А. Особенности квалификации преступлений в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд / В. А. Пигарев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 25 (524). — URL: https://moluch.ru/archive/524/115952/ (дата обращения: 30.06.2024).



В статье автор исследует особенности квалификации составов преступлений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. На примере статистических исследований выделяются деяния, составляющие группу преступлений в сфере закупок, отмечаются криминогенные факторы преступного посягательства в сфере закупок, а также предпосылки преступного поведения.

Ключевые слова : сфера закупок, преступное проявление, УК РФ, мошенничество, должностное лицо, закупочная деятельность.

Современная модель экономики, основанная на принципах рыночной конкуренции и свободы предпринимательства, способствует развитию различных сфер торговли, в том числе и в сфере обеспечения закупок для нужд государства или его территориальных образований. Развитие системы государственных и муниципальных закупок создает условия для проявления криминогенных факторов в данной сфере, что вынуждает законодателя проводить комплексную работу по криминализации и ужесточению наказания за данные преступления.

Преступления в сфере закупок хотя и признаются самостоятельной группой преступлений, однако, их уголовно-правовая группировка в рамках Уголовного кодекса РФ (далее — УК РФ) не может быть проведена. Такое положение обусловлено многогранностью преступного проявления в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд и выражается в том, что преступления, имеющие общий непосредственный объект — общественные отношениями в сфере закупок, будут квалифицированы по различным статьям УК РФ, в зависимости от характера совершенного деяния (например, присвоение денежных средств бюджета путем обмана или злоупотребления доверием будет квалифицированно по ст.159 УК РФ, в то время, как создание неправомерных ограничений участия в государственных или муниципальных заказах может быть квалифицировано по ст.178 УК РФ).

Проведенные исследования и анализы показывают, что многообразие преступного проявления в сфере государственных и муниципальных закупок включает в себя широкий спектр преступных деяний [1]. Структура данных составов преступления, связанных со сферой закупок позволяет их условно разделить на три группы: связанные с хищением (мошенничество, присвоение и растрата), в коммерческой деятельности (незаконное предпринимательство, ограничение конкуренции, в сфере государственной службы (получение взятки, служебный подлог и другие).

Стоит отметить, что помимо проявления преступных деяний в сфере закупок в различных составах УК РФ, существуют составы, посвященные исключительно сфере закупок, в частности, к ним относятся ст.ст. 200.4, 200.5, 200.6 УК РФ. Эти составы являются относительно новыми, так как предусмотренные ими деяния были криминализированы законодателем лишь в 2018 году, путем принятия Федеральных законов № 99 [2] и № 520 [3] «О внесении изменений в УК РФ …». Примечателен тот факт, что в общем проценте преступлений, совершаемых в сфере государственных и муниципальных закупок преступления, положения данных норм практически не фигурируют (в 2022 г. судом вынесено решение лишь по 4 делам данной категории [4]).

Одним из недавно рассмотренных дел, связанных с положениями ст.ст. 200.4–200.6 стало рассмотренное Ленинский районный суд г. Ульяновска дело о подкупе работника контрактной службы. По фабуле дела, уполномоченное лицо, представляющее интересы заказчика в сфере закупок, получал денежных средств (взятку) за общее покровительство в получении государственного заказа на строительство спортивного объекта и его положительную приемку. Следственная проверка была проведена по факту сообщения о преступлении, поступившему от Счетной палаты Ульяновской области, в результате выявления нарушений его строительства. Суд признал обвиняемого виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч.5 ст.200.5 УК РФ, и назначил ему наказание в виде условного лишения свободы сроком на три года с уплатой штрафа в размере двукратной суммы подкупа [5, с. 1–8].

Статистика показывает, что наиболее часто, совершаемые в сфере государственных и муниципальных закупок преступления квалифицируются по ст.159 УК РФ (мошенничество). Мошенничество, совершенное в сфере закупок, имеет свои специфики, к которым можно отнести «особую форму совершения преступления — рынок государственных закупок и специальный субъектный состав, куда входят должностные лица, участники закупок и другие» [6, с. 3].

Выбор мошенничества как формы осуществления преступного замысла неслучаен. Лицо, совершающее преступление, как правило, имеет корыстные мотивы и имеет цель завладеть денежными средствами бюджета соответствующего уровня, для реализации преступного замысла им создается видимость бурной деятельности по выполнению государственного контракта, что, зачастую, осуществляется путем введения в заблуждения контролирующего органа и его должностных лиц путем предоставления подложной документации и информации о состоянии выполнения взятых на себя обязательств. Нередко влияние коррупционной составляющей, выраженной в подкупе работников контрактной системы, членов конкурсной комиссии или должностных лиц контролирующего органа, что представляет собой самостоятельный состав преступления, также вытекающий из сферы закупки (ст.290 УК РФ).

В качестве примера рассмотрим уголовное дело Североморского районного суда Мурманской области по факту хищения бюджетных средств с использованием служебного положения, в особо крупном размере и проведении финансовых операций с денежными средствами, в целях придания им правомерного вида. По фабуле дела, обвиняемый, пользуясь своим служебным положением, заключил контракт на проведение подрядных работ в государственном учреждении и путем подделки подрядной документации совершил мошеннические действия, с целью завладения бюджетными денежными средствами в особо крупном размере, выделенными для этих работ. А далее — придание этим средствам правомерного вида (легализация). Обвиняемый вину не признал. Суд признал его виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч.4 ст.159 УК РФ и п. «б» ч.2 ст.174.1 УК РФ и назначил наказание в виде лишения свободы сроком на 5 лет [7, с. 2–40].

Другой, менее популярный, но не менее общественно опасный состав преступления в сфере закупок — получение взятки. Особенность данного состава в сфере закупок проявляется в неправомерном оказании должностным лицом тому или иному участнику закупок (поставщику, подрядчику, субподрядчику) определенных услуг по получению преимуществ в закупочной деятельности (заключить контракт без учета конкурсных условий или недопуск конкурентов к государственных заказам и так далее) за определенное вознаграждение. Преступное проявление также может выражаться в форме бездействия, в частности, это касается сокрытия факта совершенного преступления должностным лицом контролирующего органа.

Для сферы государственных и муниципальных закупок также характерны преступления в коммерческой сфере. Несмотря на то, что сама по себе закупочная деятельность выступает предпринимательской, с одной лишь разницей, что заказчиком выступают публично правовое образование — российская Федерации, ее субъект или муниципальное образование, данная категория преступлений не так сильно распространена в общем числе преступлений в сфере закупок. Связано это с тем, что целью данных преступлений выступает создание неблагоприятных условий конкуренции в государственных заказах и тендерах (воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности (ст.169 УК РФ), ограничение конкуренции (ст.178 УК РФ).

Таким образом, можно сформулировать вывод, что преступления в сфере закупок не являются единой структурированной системой составов, связанных между. Данная совокупность представляет разнообразные по характеру преступления, объединенные между собой единым объектом преступления — общественными отношениями в сфере закупок.

Литература:

  1. Состояние преступности в Российской Федерации за 2023 г.. — Текст: электронный // МВД: [сайт]. — URL: (дата обращения: 22.05.2024).
  2. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 23.04.2018 № 99-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_296450/ (дата обращения: 22.05.2024).
  3. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 27.12.2018 № 520-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_314663/ (дата обращения: 22.05.2024).
  4. Данные о назначенном наказании по статьям УК за 2022 г.. — Текст: электронный // Агентство правовой информации: [сайт]. — URL: https://stat.апи-пресс.рф/stats/ug/t/14/s/17 (дата обращения: 22.05.2024).
  5. Архив Ленинского районного суда г. Ульяновска. — 2021. — Дело № 1–125/2021.
  6. Назарова, Д. С. Вопросы криминализации мошенничества в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд / Д. С. Назарова. — Текст: непосредственный // Вестник Удмуртского университета. — 2016. — № 3.
  7. Архив Североморского районного суда Мурманской области. —2016. — Дело 1–1/2016.
Основные термины (генерируются автоматически): сфера закупок, УК РФ, преступное проявление, должностное лицо, закупочная деятельность, контролирующий орган, крупный размер, правомерный вид, преступный замысел, служебное положение.


Похожие статьи

Задать вопрос