В статье рассматривается сущность общественной опасности и ее особенности в преступлениях, совершаемых в сфере государственных (муниципальных) закупок.
Ключевые слова : общественная опасность, пенализация, государственные закупки, преступление.
Любое преступление, независимо от его формы вины (умышленное или неосторожное), влечет за собой общественно-опасные последствия или создает угрозу для нормального функционирования общества, его отраслевых институтов. Таким образом, обязательным признаком преступления выступает его общественная опасность, которая определяет его категорию тяжести и санкцию за совершенное противоправное деяние. Чем выше общественная опасность, тем, соответственно, сильнее карательный эффект уголовно-правовой нормы.
Следует согласиться с позицией А. И. Марцева по данному вопросу, который указывает на первичный характер общественной опасности преступления относительно его признака формальной запрещенности [4, с. 16]. В науке уголовного права выделяют такой термин, как «пенализация», который заключается в формальном определении конкретного противоправного деяния к категории преступления, то есть деяния, уголовная ответственность за совершение которого предусмотрена статьей УК РФ. Иными словами, это некий интеллектуальный процесс, посредством которого специалисты в узкой области уголовного права анализируют степень общественной опасности конкретного деяния и условно относят его к категории преступного, а затем, посредством законодательной инициативы данный процесс трансформируется в законодательный и завершается принятием федерального закона о дополнении (изменении или исключении) УК РФ конкретным составом преступления. Второй составляющей процесса пенализации выступает качественно-количественная оценка эффективности применения конкретной нормы уголовного права, что дает возможность судить об адекватности ее наличия в УК РФ и соответствии степени ее карательного эффекта уровню общественной опасности данного преступления.
Очень точно подметил Ю. А. Демидов: «Пенализация есть количественная сторона криминализации, ее показатель, мерило. Санкция — сводит общественную опасность преступления к одному показателю — к степени общественной опасности, а меру ее оценки — к мере наказания» [1, с. 44].
Если немного погрузиться в область исследования критериев, по которым происходит дифференциация деяний, на предмет их соответствия преступному, то необходимо указать на теоретическую модель выявления общественной опасности преступления через призму оценки его криминализации. В этой связи А. И. Коробеев заявляет о наличии трехзвенной модели общественной опасности преступного деяния: наличие социально-экономической угрозы (возможность причинения ущерба как материального, так и нематериального характера); наличие юридико-криминологической составляющей (степень распространенности и типичность преступного действия); социально-психологический порог (уровень общественного осознания и исторические традиции) [5, с. 66].
Е. В. Епифанов, на наш взгляд, использует более конкретный метод оценки степени общественной опасности преступления. Для этого он использует собирательный механизм анализа, посредством которого для принятия решения о наличии или отсутствии в конкретном деянии должной степени общественной опасности для его отнесения к категории преступления, необходимо провести учет значительности вреда от данного действия; исследовать международную позицию по данному вопросу; принять во внимание мнение общественности; соотнести данное деяние с принципами морали и нравственности; исследовать статистические данные, характеризующие качественно-количественные показатели данного деяния [2].
Таким образом, мы приходим к выводу, что вопрос оценки общественной опасности преступления имеет теоретическую проработанность и носит сложный, собирательный характер.
Сужая область исследования общественной опасности преступлений в сфере государственных (муниципальных) закупок, в первую очередь следует отметить особую важность данного института, как для государства, так и для общества. От того, насколько легитимно и качественно будет организована система государственных закупок, будет зависеть успех нормального функционирования и развития государственных (муниципальных органов), снижение коррупции, повышение авторитета государственной власти и укрепление национальной безопасности.
К основным признакам, характеризующим специфику государственных (муниципальных) закупок следует отнести:
1) являются элементом механизма контрактной системы;
2) обеспечивают возможность обеспечения государственных (муниципальных) организаций необходимыми для их деятельности товарами, работами и услугами;
3) способствуют реализации планового развития государственных (муниципальных) организаций;
4) обеспечиваются за счет собственных бюджетных средств.
Всем известен факт, что там, где присутствуют бюджетные деньги, существует риск их хищения. Особо отметим, что финансовые операции в сфере государственных закупок занимают значительный финансовый сектор. Так, в соответствии с отчетом Минфина, совокупный годовой объем закупок в 2022 году составил 4 840 млрд руб. [5]. Ущерб от коррупционных преступлений в данной сфере достигает нескольких млрд в год, что, во-первых, дезорганизует деятельность государственных организаций, а это непосредственным образом отражается и на государстве в целом, во-вторых, причиняет значимый экономический ущерб и, в-третьих, снижает (подрывает) государственный авторитет и доверие граждан к институтам гражданского общества, тем самым укрепляя коррупцию. Верно отмечает профессор Ю. В. Трунцевский, что коррупция отравляет государственные и общественные институты, терроризирует государство, нивелирует верховенство права и сводит «на нет» эффективность государственного управления [6, с. 185].
На данный момент УК РФ в своей структуре содержит целый «арсенал» инструментов для борьбы с коррупционными преступлениями в сфере государственных (муниципальных) закупок: ст.ст. 200.4, 200.5, 200.6, 201.1, 185.4, 304 УК РФ.
Бесспорно, что общественная опасность от подобного рода деяний оправданно предоставляет в УК РФ соответствующие места для данных составов преступлений, так как противодействие коррупционным проявлениям в данной сфере лишь только административно-организационными методами окажется бесполезным и неэффективным. Лишь только уголовный запрет позволит в должной мере исключить преступность в важнейшей государственной сфере — контрактной системе закупок.
Однако, несмотря на соответствующие дополнения УК РФ в 2017, 2018 годах специальными составами за злоупотребления в сфере государственного оборонного заказа и государственных закупок, по-прежнему остаются проблемы, которые препятствуют противодействию коррупции, как в организационном, так и в правовом аспекте. Но это уже отдельная тема для исследования.
В качестве общего вывода отметим, что общественная опасность злоупотреблений, которые систематически происходят в сфере госзакупок, заключается:
— в исключительной важности общественных отношений, на которые направлены данные преступные деяния (объект преступления): нормальное функционирование государственных органов и организаций, их экономическая безопасность;
— в огромном материальном ущербе, который снижает эффективность деятельности государственных учреждений, ослабляет экономику страны в целом, снижает ее обороноспособность в сложный для государства период;
— в ограничении конкуренции и монополизации рынка.
Своевременное введение в УК РФ соответствующих специальных норм направлено на дифференциацию уголовной ответственности за преступления в сфере государственных (муниципальных) закупок и снижение уровня коррупции в данном секторе.
Литература:
- Демидов Ю. А. Социальная ценность и оценка в уголовном праве. М.: Юридическая литература, 1975. С. 44.
- Епифанова Е. В. Общественная опасность как научная категория, законодательная дефиниция: история и современность: монография. Москва, 2012. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/obschestvennaya-opasnost-kak-kategoriya-ugolovnogo-prava (дата обращения 20.10.2017).
- Коробеев А. И. Уголовная наказуемость общественно опасных деяний (основания установления, характер и реализация в деятельности органов внутренних дел): учебное пособие. Хабаровск, 1986. С. 66.
- Марцев А. И. Общие вопросы учения о преступлении: монография. Омск, 2000. С. 16.
- Министерство финансов России [Электронный ресурс] https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2023/05/main/Monitoring_2022_itog.pdf?ysclid=lnx1vl5xao813472908 (дата обращения: 17.10.2023).
- Трунцевский Ю. В. Сокращение масштабов коррупции и взяточничества как цель устойчивого развития // Глобальный диалог о целях устойчивого развития: правовое измерение: материалы Международной научно-практической конференции (к 75-летию образования ООН). Москва, 2020. С. 185.