Статья предполагает раскрыть проблемы квалификации и расследования правонарушений и преступлений в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.
Ключевые слова: хищение, государственные и муниципальные нужды, закупка, преступление.
Борьба с правонарушениями в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд является одним из приоритетных направлений в деятельности правоохранительных органов страны.
Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ разъясняет, что под государственными нуждами понимаются «обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ»
Таким образом, понятием «государственная закупка», является приобретение товаров, услуг или выполнение работ счет средств федерального, областного, либо муниципального бюджета.
Преступления и правонарушения в сфере госзакупок являются общественно опасными деяниями поскольку в результате их совершения происходит хищение государственных средств, направленных в большей степени на модернизацию, строительство и ремонт социальных объектов особой важности, к примеру таких, как медицинские центры, учебные заведения и другие. Также общественная опасность преступлений и правонарушений в сфере государственных закупок возникает в связи с участием в закупках лиц, обладающих должностными полномочиями по защите интересов государства и общества.
Различные схемы хищений с использованием должностных положений, способствуют падению авторитета государства, формируют народное мнение о низком уровне эффективности утверждения и применения законодательных актов по борьбе с коррупцией, а также в целом на социальную обстановку в стране.
Коррупционные проявления, происходящие при закупках на объектах международного значения, отпугивают зарубежных инвесторов, влияют на международную репутацию государства, вследствие чего, происходят отрицательные сдвиги в финансовой системе, а также происходит увеличения объемов денежных средств в теневом обращении.
В целях борьбы с имеющейся проблемой мошенничества в сфере закупок государством применяются уже созданные, а также разрабатываются новые меры и способы борьбы с хищением государственных средств. Происходит совершенствование законодательных актов в данной области.
В России присутствую два основных способа хищения государственных бюджетных средств при проведении закупки, а именно предоставление преимущества уже избранным подрядным организациям, неисполнение контрактов в полном объеме, либо выполнение работ не соответствующих имеющемуся техническому заданию.
При проведении государственных закупок, как показывает судебная практика, наиболее привлекательными сферами для мошенников являются строительство, здравоохранение, культура и образование, поскольку указанные отрасли в настоящее время особенно затратные, государство выделяет огромные денежные средства в рамках федеральных целевых программ.
Помимо указанных, сфера госзакупок охватывает большое количество отраслей экономики. В ряде случаев в целях совершения преступлений в рассматриваемой сфере, наряду с наличными расчетами используются возможности финансовых банковских организаций. В данном случае правоохранительные органы посредством доступа к системам электронного документа оборота имеют возможность выявления фактов участия аффилированных организаций в хищении денежных средств.
Для точной квалификации совершенного преступления, либо административного правонарушения необходимо установление непосредственной фактической связи между подрядчиком и заказчиком, а также юридической (например, неисполнение, либо ненадлежащее условий договора, вопреки имеющегося технического задания, связанное с оформлением актов добросовестно выполненных работ в полном объеме и осознанном подписании таких подложных документов). В случае отсутствия вышеуказанных всесторонне подтвержденных сведений в уголовном деле, правоохранительным органам будет невозможно квалифицировать действия заказчика и обвинение будет предъявлено только лишь исполнителю по фактическим обстоятельствам неисполнения, либо ненадлежащего исполнения договора опираясь на выводы строительной, бухгалтерской и других экспертиз.
Преступная связь между исполнителем и заказчиком может быть установлена на стадии доследственной проверки в ходе анализа ранее осуществляемой деятельности (ранее заключаемые контракты) на предмет аффилированности исполнителя, а также анализа документации о фактическом исполнении контракта.
Признаком сферы осуществления закупок для удовлетворения государственных и муниципальных нужд является ее объемное правовое регулирование достаточно большим количеством нормативных правовых актов. В этой связи особенности квалификации преступлений исследуемой группы определяются, в том числе сложностью выявления нарушений законодательства. Кроме того, в связи со спецификой правового регулирования можно отметить состязательность административно-правовых и уголовно-правовых норм. И наконец, особенности квалификации преступлений рассматриваемой группы во многом определяются отсутствием в нормах Особенной части УК РФ положений, специально устанавливающих ограничения в отношении действий, связанных с преступным нарушением законодательства о госзакупках. Отсутствие таких ограничений затрудняет ведение производства по уголовному делу, вследствие чего следователю зачастую необходимо обращаться к положениям закона, расположенным в разных главах (и даже разделах) Уголовного кодекса РФ.
Условиями, при которых наступает уголовная ответственность за преступления, совершенные при осуществлении госзакупок, являются злоупотребление полномочиями, направление денежных средств вопреки статьям, прописанным в контракте, халатность должностных лиц, ответственных за контроль соблюдения исполнителем технической и проектной документации, а также непосредственно сам факт хищения денежных средств.
Особенно важным для определения вины в действиях должностного лица при реализации госзакупок является решение Федеральной антимонопольной службы, поскольку данный орган осуществляет контроль за применением Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
В настоящее время основной проблемой противодействия правонарушениям, совершаемым в сфере госзакупок, является отсутствие непосредственной линии работы в данном направлении, методики выявления таких правонарушений, а также необходимых инструментов для её применения в реальной жизни. Работа по данному направлению проводится в рамках общей деятельности по противодействию коррупции, в том числе в результате совершения преступлений в сфере госзакупок.
Таким образом, в целях повышения эффективности работы правоохранительных органов в части противодействия мошенничеству в сфере госзакупок необходима самостоятельная линия организация работы, постоянный мониторинг государственных контрактов с целью выявления подозрительных участников и проведения конкурсных процедур, создание автоматизированных систем накопления информации по установленным фактам привлечения организаций-однодневок, а также фактов аффилированности юридических и физических лиц.
Несмотря на имеющиеся пробелы и недостатки в законодательной системе применительно к сфере закупок, обзор судебной практики, а также статистики правоохранительных органов говорит о том, что сама система стала более защищенной в плане контроля этого процесса со стороны государства. Опираясь на данные средств массовой информации, можно с уверенностью сказать, что органы власти взяли курс на контроль за качеством услуг (товаров), а также расходованием денежных средств.
Литература:
- Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 22.02.2017) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // «Российская газета». — N 80. — 12.04.2013.
- Федеральный закон от 18.07. 2011 г. N 223-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // «Российская газета». — N 159. — 22.07.2011.
- Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений в финансово-бюджетной сфере // — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://отрасли-права.рф/article/15201 (дата обращения 07.07.2017).
- Российский обзор экономических преступлений за 2016 год // — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pwc.ru/ru/forensic-services/publications/resc-2016.html (дата обращения 09.07.2017).
- На неконкурентных торгах Россия теряет больше годового бюджета — до 20 трлн рублей // — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ng.ru/economics/2017–02–02/1_6918_zakupki.html (дата обращения 10.07.2017).