Концепция и особенности проектной структуры управления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №14 (461) апрель 2023 г.

Дата публикации: 05.04.2023

Статья просмотрена: 5565 раз

Библиографическое описание:

Зайцева, М. А. Концепция и особенности проектной структуры управления / М. А. Зайцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 14 (461). — С. 110-112. — URL: https://moluch.ru/archive/461/101346/ (дата обращения: 17.12.2024).



В данной статье рассматривается суть проектной структуры управления, а также её позитивные и негативные стороны, возможности и недостатки её внедрения.

Ключевые слова: проект, проектная структура управления, организационная структура управления, проектная команда.

Введение

Проектная структура управления является одним из типов организационных структур управления. Организационная структура управления компании описывает механизм её деятельности, количество её подразделений, характер их взаимосвязи и подчинения, степень централизации и децентрализации управленческих полномочий и так далее. Являясь своеобразным «скелетом» компании, организационная структура управления способствует грамотному координированию работы компании, эффективному выполнению рабочих задач, четкому разграничению ответственности подразделений и использованию ресурсов организации [1]. Проектная структура, в свою очередь, является одной из самых гибких и адаптивных организационных структур управления.

Концепция проектной структуры управления

Проектная структура управления — это тип организационной структуры управления, подразумевающий создание компанией временных подразделений — проектных команд, которые занимаются решением какой-либо крупной многоаспектной задачи — проекта. В состав проектной команды входят её руководители, а также все необходимые для успешной разработки и реализации проекта специалисты. Более того, в проектном подразделении могут быть задействованы как исключительно штатные сотрудники компании, так и внешние специалисты или консультанты. Структурные единицы проектного типа управления могут решать широкий спектр задач, например:

— Разработка и вывод на рынок нового продукта

— Освоение новой технологии

— Модернизация производства

— Строительство нового цеха и т. д.

Несмотря на то, что основой данного типа оргструктуры являются проектные команды, компания с проектной организационной структурой может иметь другие функциональные подразделения (например: бухгалтерия, управление персоналом и т. д.). Схема проектной организационной структуры представлена на рисунке 1.

Проектная структура управления

Рис. 1. Проектная структура управления

В отличие от остальных рабочих процессов компании, проект характеризуется временным ограничением и нацеленностью на конкретный уникальный результат. Следовательно, проектная структура управления подходит тем компаниям, деятельность которых состоит из самостоятельных крупных и сложных задач со специфическим результатом. Такие компании (например: архитекторские бюро, консалтинговые агентства, event-агентства) называются проектными организациями [3].

После окончания работы проектного подразделения его участники переходят в новые проектные структуры компании, возвращаются к иной деятельности или увольняются.

Преимущества и недостатки проектной структуры управления

Внедрение проектной структуры управления, как и любого другого типа организационных структур, несет позитивные и негативные эффекты для компании. Для наиболее глубокого изучения проектной структуры управления рассмотрим их более подробно.

  1. Преимущества:

— Высокий уровень гибкости и адаптивности. Проектная структура управления может легко принимать изменения и подстраиваться под изменения внутренней и внешней среды компании, изменение объёма и структуры ресурсов и так далее.

— Синергия. За счёт глубокой концентрации участников проектной команды на решении одной задачи и тесной коммуникации, достигается усиливающий эффект между работниками каждого конкретного проекта.

— Рост ответственности руководителя проекта за его результаты. За счёт децентрализации власти и невысокого уровня регламентации руководство проекта несёт личную ответственность за грамотную разработку и ход проекта. Соответственно, растёт заинтересованность руководителя проекта в его успешной реализации.

— Быстрый и эффективный процесс принятия решений. В проектной команде, помимо руководства, состоят и непрерывно коммуницируют все необходимые для реализации специалисты. Поэтому, процесс согласования и принятия решений упрощается и ускоряется.

— Развитие персонала. По сравнению с выполнением однородных функций и рутинных задач, участие в проектах стимулирует процесс развития персонала, повышения персоналом своих компетенций.

— Вовлечённость сотрудников. При проектной структуре управления сотрудники не фокусируются исключительно на своём участке работы, а глубоко проникают в комплексную задачу компании на всех этапах её решения, соответственно больше вовлекаются в работу компании и её стратегические аспекты.

— Контроль и учёт ресурсов. Благодаря временной и ресурсной ограниченности каждого проекта и чёткого разграничения деятельности различных проектных групп, анализ и контроль ресурсов становится более удобным.

  1. Недостатки:

— Дробление ресурсов компании. Из-за особенностей проектной структуры управления, материальные, человеческие и иные ресурсы делятся между проектными командами, что затрудняет целостное развитие компании.

— Временный характер проектных подразделений. Проектная структура управления основывается на создании временных проектных команд, участие в которых снижает осознание работников собственного места в компании и вклада в её деятельность.

— Двойственность власти. Участники проектных подразделений одновременно подчиняются как руководству проекта, в котором они задействованы, так и руководству компании. Но, возможное несовпадение позиций руководств способствует рождению дополнительных конфликтов.

— Сложность управления проектом. Из-за уникальности каждого проекта, механизмы его управления и координирования не подчиняются строгим формальным правилам, а сильно зависят от специфики проекта и состава проектной команды.

— Сложность коммуникации в проектной команде. Из-за временного характера проектных подразделений и смены их участников, становится сложнее выстроить эффективную коммуникацию и комфортный рабочий климат в команде.

Согласно текущему положению на рынке, бизнес-сообщество уже признало то, что инструменты проектного управления предоставляют компаниям возможности более эффективной работы и приобретения конкурентных преимуществ на внутренних и международных рынках [4].

Таким образом, проектная структура управления — это структура, подразумевающая выполнение важных и уникальных задач деятельности организации при временных и ресурсных ограничениях. Такой тип организационной структуры подходит не всем компаниям и имеет свои сильные и слабые стороны. Больше всего проектный стиль управления удовлетворяет потребности организаций, деятельность которых состоит из разработки и реализации комплексных проектов, одновременно охватывающих различные подразделения.

Литература:

  1. Ануфриева, О. Б. Организационная структура как важный механизм управления предприятием / О. Б. Ануфриева // Мир экономики и управления. — 2007. — № 3. — С. 83–90.
  2. Шайхиева, К. М. Преимущества проектной структуры управления / К. М. Шайхиева // Трибуна ученого. — 2021. — № 5. — С. 146–149.
  3. Ратковская И. А. Особенности организационных структур в рамках проектного управления / И. А. Ратковская // Вестник государственного и муниципального управления. — 2016. — № 3. — С. 79–83.
  4. Петровская А. С. Содержание и ключевые признаки проектов / А. С. Петровская, Н. Рахтай // Экономика и социум. — 2019. — № 5 (60). — С. 1660–1663.
  5. Михайлова Н. С. Развитие проектного управления в России в разрезе отраслей / Н. С. Михайлова, Я. В. Савченко // Экономика, предпринимательство и право. — 2016. — № 3 (32). — С. 243–250.
Основные термины (генерируются автоматически): проектная структура управления, проектная команда, организационная структура управления, проект, временный характер, деятельность, команда, проектная организационная структура, проектное подразделение, руководство проекта.


Ключевые слова

проект, организационная структура управления, проектная команда, проектная структура управления

Похожие статьи

Пути повышения эффективности деятельности проектной организации

В статье рассматриваются пути повышения эффективности организации, как инструмент помогающий принять управленческих решений по тому или иному фактору. Для обоснования данного суждения рассматриваются основные цели и задачи повышения эффективности, а ...

Принципы формирования проектных команд

В статье рассматриваются современные принципы формирования команды участников проекта. Автор в наглядной форме описывает, по каким критериям подбирать состав команды проекта для достижения максимального результата.

Оценка эффективности процессов проектной строительной организации

В статье рассмотрены особенности оценки эффективности процессов проектной строительной организации. Предложена авторская классификация процессов и комплекс показателей для их анализа.

Условия управления процессом формирования корпоративной культуры в образовательной организации

В статье рассматривается актуальная проблема современного педагогического менеджмента — условия управления процессом формирования корпоративной культуры образовательной организации. Рассматриваются элементы корпоративной культуры, выделяются условия ...

Место стратегии управления персоналом в общем управлении

В статье понятие и сущность «стратегии управления персоналом». Приводится основные цели системы управления персоналом организации и цели организации и их взаимосвязь с направлениями управления персона-лом.

Особенности организации проектного офиса в компании

В статье рассматривается понятие проектного офиса и некоторые практические аспекты его создания и функционирования в организации. Автор анализирует основные функции проектного офиса как элемента корпоративной системы управления проектами, существующи...

Стратегическое планирование, его значение и этапы

В данной статье рассматривается стратегическое планирование, как процесс практической деятельности соответствующих субъектов управления, которое имеет свое содержание, охватывает его сущность и процедуры разработки стратегических планов.

Подходы к развитию персонала организации

В данной статье анализируются подходы к развитию персонала в организации, представленные как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Рассматривается вопрос различия терминов «развитие персонала» и «профессиональное развитие».

Организация проектной деятельности младших школьников

В статье рассматриваются вопросы организации проектной деятельности младших школьников, их этапы и способы реализации.

Проектная деятельность в органах власти: ключевые понятия и подходы

В статье автор исследует ключевые понятия и подходы проектной деятельности в органах власти.

Похожие статьи

Пути повышения эффективности деятельности проектной организации

В статье рассматриваются пути повышения эффективности организации, как инструмент помогающий принять управленческих решений по тому или иному фактору. Для обоснования данного суждения рассматриваются основные цели и задачи повышения эффективности, а ...

Принципы формирования проектных команд

В статье рассматриваются современные принципы формирования команды участников проекта. Автор в наглядной форме описывает, по каким критериям подбирать состав команды проекта для достижения максимального результата.

Оценка эффективности процессов проектной строительной организации

В статье рассмотрены особенности оценки эффективности процессов проектной строительной организации. Предложена авторская классификация процессов и комплекс показателей для их анализа.

Условия управления процессом формирования корпоративной культуры в образовательной организации

В статье рассматривается актуальная проблема современного педагогического менеджмента — условия управления процессом формирования корпоративной культуры образовательной организации. Рассматриваются элементы корпоративной культуры, выделяются условия ...

Место стратегии управления персоналом в общем управлении

В статье понятие и сущность «стратегии управления персоналом». Приводится основные цели системы управления персоналом организации и цели организации и их взаимосвязь с направлениями управления персона-лом.

Особенности организации проектного офиса в компании

В статье рассматривается понятие проектного офиса и некоторые практические аспекты его создания и функционирования в организации. Автор анализирует основные функции проектного офиса как элемента корпоративной системы управления проектами, существующи...

Стратегическое планирование, его значение и этапы

В данной статье рассматривается стратегическое планирование, как процесс практической деятельности соответствующих субъектов управления, которое имеет свое содержание, охватывает его сущность и процедуры разработки стратегических планов.

Подходы к развитию персонала организации

В данной статье анализируются подходы к развитию персонала в организации, представленные как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Рассматривается вопрос различия терминов «развитие персонала» и «профессиональное развитие».

Организация проектной деятельности младших школьников

В статье рассматриваются вопросы организации проектной деятельности младших школьников, их этапы и способы реализации.

Проектная деятельность в органах власти: ключевые понятия и подходы

В статье автор исследует ключевые понятия и подходы проектной деятельности в органах власти.

Задать вопрос