Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 июля, печатный экземпляр отправим 9 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Творчество М. М. Хераскова как синтез двух художественных методов

Филология, лингвистика
03.04.2023
506
Поделиться
Библиографическое описание
Романова, Е. А. Творчество М. М. Хераскова как синтез двух художественных методов / Е. А. Романова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 14 (461). — С. 68-69. — URL: https://moluch.ru/archive/461/101275/.


В статье автор старается определить основные художественные методы в творчестве М. М. Хераскова.

Ключевые слова: классицизм, сентиментализм, религия, масонство, христианство.

XVIII век — период расцвета русской культуры. Творчество таких поэтов и писателей, как Н. М. Карамзин, А. П. Сумароков, М. В. Ломоносов до сих пор вызывает огромный интерес у современных литературоведов. Безусловно, в эпоху XVIII столетия данные личности были широко известны. Но некоторые же писатели этой эпохи на современном этапе развития литературы предстают малоизученными либо же второстепенными. К таким личностям можно отнести М. М. Хераскова.

Ранее творчество М. М. Хераскова, И. Ф. Богдановича, В. А. Левшина и других не представляло большого интереса для критиков и читателей. Но с расцветом новой эпохи литературы такие ученые, как Э. Л. Афанасьев, Ю. М. Лотман, В. И. Сахаров начали более подробно изучать творчество «забытых» поэтов и писателей. Исследователи пытались рассмотреть творчество выше представленных писателей не просто в плане эстетики, но и в духовно — философском аспекте. Это связано с тем, что в период XVIII столетия русская культура была тесно связана с другими европейскими культурами, что как раз и можно наблюдать в творчестве М. М. Хераскова.

Художественный метод М. М. Хераскова представляет большой интерес для современных исследователей. Ранее бытовала точка зрения о том, что М. М. Херасков — ключевая фигура русского классицизма. Даже считалось, что он был своеобразным «ремесленником» данного художественного метода, нежели его представителем в плане поэтического творчества. Но некоторые же ученые смогли увидеть в творчестве М. М. Хераскова не только классицизм, но и сентиментализм, а также некоторые черты барокко и предромантизма. Именно поэтому сложилась точка зрения, которая гласит о том, что личность М. М. Хераскова является неким переходом между двумя творческими методами — классицизмом и сентиментализмом. Данную концепцию поддерживали такие исследователи, как Г. А. Гуковский, Н. И. Греч и Е. А. Емельянова. Но некоторые ученые говорили о том, что писатель неправомерно в своем творчестве сочетал несовместимые между собой литературные методы. К таким исследователям можно отнести К. В. Пигарева и Н. К. Пиксанова.

В творчестве М. Хераскова присутствовало особое видение мира, что обуславливается его художественными исканиями. Известно, что Михаил Матвеевич Херасков большое значение предавал масонской культуре, которая предполагала единство мира и человека. Единого мнения на предмет масонской литературы на данный момент не существует. Считается, что масонская литература призывает использовать литературные направления не на уровне синтеза, а, наоборот, с помощью преломления каких — либо художественных традиций [3]. Но несмотря на то, что М. М. Херасков, безусловно, является поэтом-масоном, он выбирает свой собственный путь, отстаивая свои взгляды на предмет национальной литературы.

Еще в 50 — е года XVIII века М. М. Херасков в своих лирических произведениях охарактеризовал свои нравственные идеалы. Большое внимание он уделял христианским законам, моральным качествам, добродетели, что, в свою очередь, является некими правилами, которые должно соблюдать общество. Художественное направление классицизма также вело опору на соблюдение определенных правил, обращенных к разуму. Но, с другой стороны, его лирику можно отнести и к творческой интерпретации нравственных законов, которые относятся к этической составляющей общества в целом.

Как уже упоминалось выше, М. М. Херасков в своей литературной деятельности сочетал несколько художественных методов. Его первым драматическим произведением является «Венецианская монахиня», которое было написано в духе сентиментальной драмы. Но в лирике же он все чаще прибегал к законам классицизма, которые были обращены к концепции барокко. В этом отношении наблюдается тяготение Михаила Хераскова к масонству, так как именно это направление на первое место ставило христианские законы и идеалы.

В произведениях М. М. Хераскова можно выделить четкие пространственные границы, где живут светлые люди — добродетели и так называемые грешники. Например, в «Почерпнутых мыслях из Экклезиаста» главный герой не может понять устройство мира, в котором он живет. Он винит Бога во всех своих бедах, негодует по поводу несправедливого устройства мира: «Что мы не будем выражать,//То было, есть и будет вечно.».. [1]. Также главный герой задумывается о смысле жизни и в конце приходит к выводу о том, что все на земле не является вечным. Но позднее герой приходит к заключению, что пока есть время нужно жить с близкими в согласии и дружбе. В данном произведении концепция «праведник — грешник» заменена на человека «счастливого — несчастливого». Здесь четко прослеживаются христианские мотивы, связанные с Богом и его заповедями.

В 60-е годы XVIII века в творчестве М. М. Хераскова прослеживаются сентиментальные отголоски. Его лирические произведения рассматриваются как попытка проникнуть в философию природы, дать ей совершенно иное звучание. Здесь просматривается двойственное отношение к сущности природы, с одной стороны, это способ прикоснуться к прекрасному, понять человеческую сущность, с другой, природа может с физической точки зрения иметь внешний изъян, который способен пагубно воздействовать на человека. Можно сделать вывод о том, что предпосылки возникновения сентиментализма появились в творчестве М. М. Хераскова еще до возникновения этого литературного направления. Сентиментальные особенности в произведениях Хераскова как будто проникают в разум классицизма, при этом два абсолютно разных литературных направления вполне «уживаются» в пределах одного текста.

Таким образом, в произведениях М. М. Хераскова сосуществовало несколько художественных методов. С одной стороны, в его произведениях прослеживаются правила классицизма, с другой же, особенности сентиментализма, выражающиеся, например, в единении с природой. В его текстах все чаще звучали масонские мотивы, которые указывали на приверженность писателя к христианским ценностям. Он пытался воздействовать на читателя разными способами, пытаясь приблизить его к добродетели. Сам Херасков говорил: «Умный честный человек Делает бессмертным век» [2]. Можно сделать вывод, что М. М. Херасков призывает читателей к пересмотру своих гражданских позиций, уводя их от политического радикализма в сторону философских нравоучений.

Литература:

  1. Зеньковский В. В. История русской философии — М.: АСТ, 1991.
  2. Кулакова Л. И. Херасков — М.: АСТ, 1947.
  3. Лопухин И. В. Масонские труды — М.: АСТ, 1997.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт
и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный