Отношение к вере в Бога лирических героев М. Ю. Лермонтова | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Литература

Опубликовано в Юный учёный №4 (45) апрель 2021 г.

Дата публикации: 26.03.2021

Статья просмотрена: 1176 раз

Библиографическое описание:

Ринчинов, К. В. Отношение к вере в Бога лирических героев М. Ю. Лермонтова / К. В. Ринчинов, З. Г. Дуринова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 4 (45). — С. 101-103. — URL: https://moluch.ru/young/archive/45/2425/ (дата обращения: 17.12.2024).



Во многих лирических произведениях М. Ю. Лермонтова нашли отражение его религиозные взгляды: мотивы обращения к Богу, неоднозначное к нему отношение. Порой звучат трепетные слова о Всевышнем, порой недовольство им и даже откровенное соперничество. Каково же отношение лирических героев к Богу? Что значит для них вера? Ответить на эти вопросы поможет анализ стихотворений: «Пророк», «Узник», «Три пальмы», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Я не унижусь пред тобою…», поэмы «Демон» и «Мцыри».

При изучении творчества М. Ю. Лермонтова меня заинтересовал тот факт, что в некоторых стихотворениях писателя явно прослеживается мотив обращения к Богу, соперничество с ним.

Данная тема является для меня актуальной в связи с моим интересом к творчеству М. Ю. Лермонтова.

Передо мной была поставлена цель: выяснить отношение к вере в Бога лирических героев М. Ю. Лермонтова (вера/неверие к высшим силам)

В ходе работы я ставил перед собой следующие задачи:

— продолжить изучение творчества М. Ю. Лермонтова;

— классифицировать произведения писателя для решения поставленной цели;

— исследовать героев произведений, которые размышляют о вере в Бога;

— показать причины веры/неверия к высшим силам;

— сделать выводы после исследовательской работы.

В начале работы над данной темой мною была выдвинута гипотеза: если тщательно изучить творчество М. Ю. Лермонтова, вникнуть в их скрытый философский смысл, то можно ответить на интересующий меня вопрос: Веровали ли его герои в Бога?

  1. Моё исследование началось со стихотворения «Пророк». Лермонтов, подобно А. С. Пушкину и вслед за Пушкиным, сознавал своё пророческое служение. Традиционная тема поэта и толпы, одиночества одарённого человека связана с библейским сюжетом о пророке Иеремии. Лирический герой предстаёт в образе пророка, который живёт лишь вдалеке от людей, там ему подчинятся звери: «мне тварь покорна там земная», там он чувствует гармонию с природой: «и звёзды слушают меня, лучами радостно играя». Но существование в обществе для него невозможно — он отвергнут, гоним, не понят. Его попытки проповедовать (писать, творить) закончились осуждением и презрением со стороны толпы: «в меня все ближние мои бросали бешено каменья». Лирический герой противопоставляет себя толпе, он не находится вместе с ними. Стихотворение пропитано трагизмом и обречённостью: Смотрите: вот пример для вас!

Он горд был, не ужился с нами:

Глупец, хотел уверить нас,

Что бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него:

Как он угрюм, и худ, и бледен!

Смотрите, как он наг и беден,

Как презирают все его!

Мотив нежелания осуществлять пророческое служение в «Пророке» Лермонтова ощущается гордыня презрительная к миру одиночества:Агордыня по божьей заповеди является грехом.

  1. Мотив одиночества слишком часто слышится в творчестве М. Ю. Лермонтова. Это одиночество обусловлено конфликтом с окружающим миром, конфликтом, в котором постоянно пребывает поэт. Одиночество у Лермонтова всегда безысходно. В стихотворении «Узник» он пишет:

Одинок я — нет отрады:

Стены голые кругом,

Тускло светит луч лампады

Умирающим огнём.

Ведь само по себе уединение для поэта не так и страшно. Греховно в одиночестве уныние. Такое уединение, на мой взгляд, не является доказательством веры в Бога — странный образ одинокого «властелина неба», с которым поэт себя сравнивает. Возникает вопрос: кто это? После изучения поэмы «Демон» хочется ответить на возникший вопрос: Демон, где дух зла символизирует абсолютное одиночество: « Печальный Демон — дух изгнанья…». Ведь демон — властелин преисподней, а не неба. В творчестве Лермонтова встречаются такие неопределенные образы. В стихотворении «На севере диком стоит одиноко…» особенно явственно чувствуется мотив одиночества в лирике Лермонтова. Мы знаем, из-за непростого характера поэта его не понимали окружающие и не принимали его взглядов. А ему так хотелось тепла, поддержки близкого человека. Однако он не терял надежды встретить настоящего друга — в стихотворении его прототипом стала пальма, растущая на юге и такая же одинокая, как и сосна.

  1. В стихотворении «Три пальмы»: «…Три гордые пальмы высоко росли…», которые выражают недовольство:

И стали три пальмы на бога роптать:

«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?

Без пользы в пустыне росли и цвели мы,

Колеблемы вихрем и зноем палимы,

Ничей благосклонный не радуя взор?..

Не прав твой, о небо, святой приговор!»

Желание, появляющееся из гордыни, оборачивается уничтожением источника жизни. Своеволие несёт гибель, смерть:

И ныне все дико и пусто кругом —

Не шепчутся листья с гремучим ключом:

Напрасно пророка о тени он просит…

  1. Интересно стихотворение Лермонтова «Нет, я не Байрон, я другой…». В нем отобразились особенности романтизма. В его строках поэт рассказывает о судьбе души странника. В первых строках герой уверенно заявляет, что он не Байрон. Тем не менее, он не скрывает, что считает себя избранным. Юноша не отрицает некоторую схожесть с английским поэтом, считая, что оба они странники «гонимые миром». Лирический герой называет себя странником. Такое восприятие одинокой бунтарской души характерно для романтизма. Это всё объяснимо при рассмотрении героя как романтического. Но последняя строка

Кто толпе мои расскажет думы?

Я — или бог — или никто!

может быть понята по-разному: содной стороны — лирический герой тщательно скрывает свои мысли от толпы, осознавая, что найдет в ней только непонимание и осуждение. Его думы известны пока только ему самому и Богу. С другой-использование союза ИЛИ. Поскольку «или» соединяет равноправные однородные члены-значит, лирический герой отождествляет себя с Богом. На вопрос: верит ли в Бога лирический герой стихотворения, напрашивается ответ: он сам бог!

  1. Чтобы ответить на вопрос: «Что есть вера для лирических героев Лермонтова?», я обратился к словам Апостола: «Любовь долго терпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла». Лермонтовские герои именно ищут, а не найдя, наполняют себя злобой за неоправданные надежды. Примером может стать стихотворение «Я не унижусь пред тобою…». Герой разочарован в любви, он искал в любви иное.

«И целый мир возненавидел,

Чтобы тебя любить сильней».

Лирический герой категоричен:

Я горд!.. Прости! Люби другого,

Мечтай любовь найти в другом;

Чего б то ни было земного

Я не соделаюсь рабом.

Создаётся ощущение, что поэт с наслаждением рассказывает о присутствии в его душе мстительного чувства, которое соединяется с пониманием неверности любви, её обманчивости.

  1. Поэму «Мцыри» считают вершиной творчества русского романтизма. Поэма представляет исповедь её героя. Исповедь юного героя, вольное обращение с таинством есть нарушение третьей заповеди. Мцыри перед лицом близкой смерти полон гордыни, а вовсе не смирения. Он превозносит свою страсть, не желая примирения с Богом. А по-другому он не может. Пламенная страсть юного послушника отвращает его не просто от приниженного существования в неволе, но от «келий душных и молитв», т. е. от молитвы. Романтический гордец не понимает, что для молитвы нужна внутренняя сила- это не то, что проявить молодецкую удаль и необузданные страсти. Что касается вопроса веры/неверы, в поэме «Мцыри» прослеживается безверие лермонтовского героя.

Вникнув в скрытый философский смысл произведений Лермонтова, я нашёл ответ на интересующий меня вопрос: верили ли его лирические герои в Бога? Нет, не верили. Если бы верили, они не совершали бы поступков, наполненных гордыней, злобой, страстью, пренебрежением. В лермонтовских героях чаще отсутствуют такие качества, как терпение, сострадание, безграничная любовь к ближнему, всепрощение. Именно эти качества, на мой взгляд, являются показателем верующего в Бога человека.

Литература:

  1. Белинский В. Г. М. Ю. Лермонтов: Статьи и рецензии. — Л.: ОГИЗ: Гос. изд-во. худ. лит., 1941.
  2. Дунаев М. М. Вера в горниле Сомнений «Православие и русская литература в XVII-XX вв»., 2014.
  3. Захаров В. А. Летопись жизни и творчества М. Ю. Лермонтова. М., «Русская панорама» 2003г.
  4. Игумен Нестеров (Кумыш) «Тайна Лермонтова С-П 2012 г
  5. «Лермонтовская энциклопедия» М. 1981 г.
  6. Мережковский Д. С. «Чехов и Горький. М. Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества», М., 2014.
  7. Песков А. М., Турбин В. Н. Демонизм // Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва «Советская Энциклопедия».-М., 1981.
  8. Шувалов С. В. Религия Лермонтова // Венок М. Ю. Лермонтову: Юбилейный сборник. — М.; Пг.: Изд. т-ва «В. В. Думнов, наследники бр. Салаевых», 1914.
  9. Лирические произведения «Пророк», «Узник», поэма «Демон», «Три пальмы», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Я не унижусь пред тобою…», поэма «Мцыри».


Похожие статьи

О природе художественных приемов в цикле очерков Л. Н. Толстого «Севастопольские рассказы»

В статье рассмотрены тропика и другие приемы художественного отображения действительности в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого. Контраст, парадокс, сравнение, использованные писателем, позволяют раскрыть некоторые аспекты авторского мировиден...

Экология природы и «экология души» в рассказах М. М. Пришвина

В данной статье рассмотрена духовно-нравственная проблема сохранения жизни на Земле, проблема ответственности человека и общества за сохранение природы. Проанализированы рассказы М. М. Пришвина «Лесной царь», «Сухостойное дерево», «Паутинка».

Философия и поэтика любви в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Расстались мы; но твой портрет…»

В статье предлагается опыт анализа стихотворения М. Ю. Лермонтова «Расстались мы; но твой портрет…» (1837), в котором акцентирована философия и поэтика любовного чувства поэта, связанного с его богоборческим бунтарством.

Образ падшей женщины в незаконченном романе Ф. М. Достоевского «Неточка Незванова»

В статье рассматривается специфическое воплощение типа падшей женщины в незаконченном романе Ф. М. Достоевского «Неточка Незванова», а именно образ Александры Михайловны, благодетельницы главной героини. Выдвигается предположение о том, что и сама Не...

Мир детства и образ ребенка в ранних новеллах Р. Д. Брэдбери

В данной статье выявляются особенности изображения мира детства, представляющего одну из центральных тем в творчестве американского фантаста Р. Д. Брэдбери. Для анализа были выбраны ранние новеллы, которые входят в состав сборников «Темный карнавал»,...

Парижские стихи В. К. Тредиаковского в контексте диалога культур («Стихи похвальные Парижу» и «Стихи похвальные России»)

В статье рассматривается проблема диалога культур на примере стихотворений В. К. Тредиаковского «Стихи похвальные Парижу» и «Стихи похвальные России». Анализируется система образов, особенности лирического героя. Особое внимание уделяется языковым ха...

Своеобразие лирических героев В. Я. Брюсова

В статье предпринимается попытка анализа лирического героя и мировоззрения поэта В. Я. Брюсова на фоне идейных и общественных проблем конца XIX и начала XX века, через стихотворения с мотивами Античной эпохи. В результате исследования мы приходим к в...

Самсон Вырин как романтический герой в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»

В работе рассматриваются черты романтической личности в образе Самсона Вырина, отмечаются аспекты, выделяющие его судьбу из числа окружающих. Черты романтизма героя являются воплощением принципов народности и социальности романтических произведений, ...

Способ авторской рефлексии в стихотворениях В. А. Жуковского, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета

«Мысль изреченная есть ложь». Афоризм Ф. И. Тютчева у всех на слуху. Становясь расхожей фразой, философский пассаж часто утрачивает глубину. Автор настоящего исследования взяла на себя смелость постичь природу «невыразимого». Материалом для наблюден...

Своеобразие жанра в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени»

Данное произведение носит новаторский характер. М. Ю. Лермонтов писал в стиле «цепей повестей», которые располагаются не хронологически, а в своеобразном стиле: писатель знакомит читателя сначала с внешним образом своих героев («Бэла», «Максᴎм Максᴎм...

Похожие статьи

О природе художественных приемов в цикле очерков Л. Н. Толстого «Севастопольские рассказы»

В статье рассмотрены тропика и другие приемы художественного отображения действительности в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого. Контраст, парадокс, сравнение, использованные писателем, позволяют раскрыть некоторые аспекты авторского мировиден...

Экология природы и «экология души» в рассказах М. М. Пришвина

В данной статье рассмотрена духовно-нравственная проблема сохранения жизни на Земле, проблема ответственности человека и общества за сохранение природы. Проанализированы рассказы М. М. Пришвина «Лесной царь», «Сухостойное дерево», «Паутинка».

Философия и поэтика любви в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Расстались мы; но твой портрет…»

В статье предлагается опыт анализа стихотворения М. Ю. Лермонтова «Расстались мы; но твой портрет…» (1837), в котором акцентирована философия и поэтика любовного чувства поэта, связанного с его богоборческим бунтарством.

Образ падшей женщины в незаконченном романе Ф. М. Достоевского «Неточка Незванова»

В статье рассматривается специфическое воплощение типа падшей женщины в незаконченном романе Ф. М. Достоевского «Неточка Незванова», а именно образ Александры Михайловны, благодетельницы главной героини. Выдвигается предположение о том, что и сама Не...

Мир детства и образ ребенка в ранних новеллах Р. Д. Брэдбери

В данной статье выявляются особенности изображения мира детства, представляющего одну из центральных тем в творчестве американского фантаста Р. Д. Брэдбери. Для анализа были выбраны ранние новеллы, которые входят в состав сборников «Темный карнавал»,...

Парижские стихи В. К. Тредиаковского в контексте диалога культур («Стихи похвальные Парижу» и «Стихи похвальные России»)

В статье рассматривается проблема диалога культур на примере стихотворений В. К. Тредиаковского «Стихи похвальные Парижу» и «Стихи похвальные России». Анализируется система образов, особенности лирического героя. Особое внимание уделяется языковым ха...

Своеобразие лирических героев В. Я. Брюсова

В статье предпринимается попытка анализа лирического героя и мировоззрения поэта В. Я. Брюсова на фоне идейных и общественных проблем конца XIX и начала XX века, через стихотворения с мотивами Античной эпохи. В результате исследования мы приходим к в...

Самсон Вырин как романтический герой в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»

В работе рассматриваются черты романтической личности в образе Самсона Вырина, отмечаются аспекты, выделяющие его судьбу из числа окружающих. Черты романтизма героя являются воплощением принципов народности и социальности романтических произведений, ...

Способ авторской рефлексии в стихотворениях В. А. Жуковского, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета

«Мысль изреченная есть ложь». Афоризм Ф. И. Тютчева у всех на слуху. Становясь расхожей фразой, философский пассаж часто утрачивает глубину. Автор настоящего исследования взяла на себя смелость постичь природу «невыразимого». Материалом для наблюден...

Своеобразие жанра в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени»

Данное произведение носит новаторский характер. М. Ю. Лермонтов писал в стиле «цепей повестей», которые располагаются не хронологически, а в своеобразном стиле: писатель знакомит читателя сначала с внешним образом своих героев («Бэла», «Максᴎм Максᴎм...

Задать вопрос